АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Краснодар Дело № А32-55316/2021
07 ноября 2022 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 03.11.2022.
Полный и мотивированный текст решения суда изготовлен 07.11.2022.
Арбитражный суд в составе судьи А.В. Лесных, при ведении протокола помощником судьи Поповской А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление
Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края
к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
- об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 22.11.2021 № 21-031/ЮЛ/4.
При участии в заседании:
от заявителя: Киселев А.Н. - доверенность,
от заинтересованного лица: Фролова О.В. – доверенность,
УСТАНОВИЛ:
Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее – ответчик) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 22.11.2021 № 21-031/ЮЛ/4.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022, в удовлетворении требований отказано. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 постановление административного органа также признано не подлежащим исполнению в связи с привлечением ранее к ответственности за совершение тех же действий должностного лица министерства Гордецкого Я.И.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.03.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2022 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании присутствовал, изложил доводы, указанные в заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании присутствовал, против удовлетворения заявленных требований возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
В судебном заседании объявлен перерыв до 11-00 часов 03.11.2022. После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского от 22.11.2021 № 21-031/ЮЛ/4 Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 3 802,60 рубля.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный факт нецелевого использования средств краевого бюджета в размере 76 051,94 рубля, допущенного в результате неправомерных выплат работникам учреждения.
Не согласившись с постановлением административного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Оспариваемое постановление вынесено департаментом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, связанном с выявленным фактом нецелевого расходования средств краевого бюджета.
В свою очередь, указанное нарушение выявлено в рамках проверки, проведенной в отношении учреждения по вопросам законности и обоснованности расходования средств краевого бюджета.
Из существа оспариваемого постановления следует, что основанием для его привлечения к ответственности послужили выводы о нарушении учреждением требований бюджетного законодательства.
Использование бюджетных средств является экономической сферой деятельности учреждения.
Из материалов дела следует, что правонарушение допущено в сфере финансово-бюджетных отношений и связано с его экономической деятельностью.
Характер спора, основанного на таких правоотношениях, субъектный состав лиц, участвующих в деле, свидетельствует об экономическом характере спора и вследствие этого подведомственности дела арбитражному суду.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 КоАП РФ, является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одними из принципов бюджетной системы, являются принцип эффективности использования бюджетных средств, а также принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» представитель нанимателя вправе осуществить временный перевод гражданского служащего на вакантную должность в том же государственном органе в связи со служебной необходимостью (письмо Минздравсоцразвития России от 25.06.2008 № 2310-17 «О разъяснении положений статьи 30 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Статьей 10 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации является соответствующий субъект Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 закона № 79-ФЗ представитель нанимателя – это в том числе лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанного лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени субъекта Российской Федерации.
Временное замещение должностей закрепляется актом нанимателя, в данном случае – распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 № 125-р «О временном исполнении обязанностей министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края» на Городецкого Я.И., первого заместителя министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, временно возложены обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее – Распоряжение № 125-р).
Таким образом, с 19.08.2019 нанимателем в отношении государственного служащего, временно исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, является глава администрации (губернатор) Краснодарского края.
Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с гражданской службой.
В силу статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ при переводах оплата труда работника производится по выполняемой работе.
Городецкий Я.И. замещает должность государственной гражданской службы Краснодарского края, включенную в Перечень должностей в органах исполнительной власти Краснодарского края раздела III Реестра должностей государственной гражданской службы Краснодарского края, утвержденного законом Краснодарского края от 12.03.2007 № 1203-КЗ «О реестре должностей государственной гражданской службы Краснодарского края».
Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа (часть 1 статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Правовое положение министра обусловлено положением о министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 744 (далее – Положение № 744 и Постановление № 744) и в должностным регламентом министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, утвержденным 16.08.2019 (далее – должностной регламент министра).
С должностным регламентом министра Городецкий Я.И. ознакомлен 19.08.2019, о чем имеется соответствующая запись и подпись Городецкого Я.И.
Статус юридического лица министерства определены Положением № 744.
Пунктом 5.2.10 Положения № 744 установлено, что министр определяет меры поощрения к работникам министерства.
Одновременно с этим, пунктом 5.2.14 предусмотрена обязанность министра распоряжаться выделенными министерству финансовыми и материальными ресурсами в пределах установленной компетенции.
В силу статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
В силу части 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти (государственные органы) распространяются особенности положения казенных учреждений с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Частью 4 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения.
Руководителем организации в соответствии со статьей 273 Трудового кодекса Российской Федерации является физическое лицо, которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Пунктом 5.2.11 Положения №744 определено, что министр действует от имени министерства без доверенности и представляет его интересы в органах государственной власти, судах, других организациях.
В силу пункта «л» части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица – фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность.
Факт возложения полномочий руководителя юридического лица на Городецкого Я.И. подтверждается сведениями о юридическом лице (Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края), содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) с учетом внесенных изменений.
Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип публичной достоверности данных, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц. В соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае наличия в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шесть месяцев с момента внесения такой записи, к юридическому лицу применяется административный порядок его исключения из ЕГРЮЛ. Записи о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении министерства, отсутствуют, следовательно, Городецкий Я.И. являлся лицом, на которое возложены полномочия руководителя юридического лица.
В связи с вышеизложенным, Распоряжением № 125-р на Городецкого Я.И. возложены все полномочия и должностные обязанности министра, в том числе по соблюдению нормативных правовых актов, распространяющих свое действие на руководителей органов исполнительной власти Краснодарского края.
В силу статьи 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации, абзаца 5 пункта 1 разъяснения Госкомтруда СССР № 30, ВЦСПС № 39 от 29.12.1965 с изменениями от 11.03.2003 «О порядке оплаты временного заместительства» исполняющий обязанности руководителя работник премируется на условиях и в размерах, установленных по должности замещаемого им работника.
В разъяснении от 29.12.1965 № 30/39 не содержится исключения относительно его применения к работникам организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней (Определении Верховного Суда РФ от 11.03.2003 № КАС 03-25).
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.12.2016 № 1050 «О ежемесячных и иных дополнительных выплатах лицам, замещающим государственные должности Краснодарского края и должности государственной гражданской службы Краснодарского края в администрации Краснодарского края, а также руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края» утверждено Положение о порядке выплаты руководителям органов исполнительной власти Краснодарского края ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее – Постановление № 1050 и Положение № 1050).
С учетом вышеуказанных обстоятельств, на исполняющего обязанности министра как руководителя министерства, представителем нанимателя которого является глава администрации (губернатор) Краснодарского края, распространяется Положение № 1050.
Приказом Министерства от 25.12.2017 № 248 (в ред. приказов Министерства от 07.10.2019 № 204, от 28.08.2020 № 203) утверждено положение о порядке выплаты государственным гражданским служащим Краснодарского края министерства ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, единовременного поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее - Положение о порядке выплат государственным гражданским служащим Министерства
№ 248).
Согласно Положению о порядке выплат государственным гражданским служащим министерства № 248 (пункт 3.9, 3.10), сотрудниками министерства – начальниками управления и начальниками отделов, на имя исполняющего обязанности министра гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края направлены предложения о рассмотрении вопроса премирования работников по итогам работы за период 2019 года, на которых стоит «виза» Городецкого Я.И., в том числе, с определением размера премии государственным гражданским служащим министерства.
Установлено, что приказом министерства от 27.12.2019 № 136-л «О выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Краснодарского края в министерстве гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края по итогам работы за период 2019 года» (далее – Приказ № 136-л) за подписью исполняющего обязанности министра Городецкого Я.И. работникам министерства выплачена премия пропорционально коэффициенту экономии за фактически отработанное время, в том числе Городецкому Я.И. в размере 65 960,05 рубля.
Таким образом, и.о. министра Городецким Я.И. принято решение о выплате премии работникам министерства, что в силу пункта 3.10 Положения о порядке выплат государственным гражданским служащим Министерства № 248 является полномочием министра, а также решение о премировании самого себя, что в силу пункта 3.9 Положения
№ 1050 является полномочием главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 1050 руководителям органов исполнительной власти выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданской службы.
В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации выплаты государственным служащим должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Премия является формой материального стимулирования добросовестного труда, а также конкретного вклада руководителя в эффективное выполнение задач, стоящих перед государственным органом.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 1050 руководителям органов исполнительной власти выплачиваются премии за выполнение особо важных и сложных заданий гражданской службы (далее - премия).
В силу пункта 3.8 Положения № 1050 предложения о выплате премии (с указанием планируемого к выплате размера премии) руководителям органов исполнительной власти направляются заместителями главы администрации (губернатора) Краснодарского края, курирующими соответствующие органы исполнительной власти Краснодарского края, в письменном виде главе администрации (губернатору) Краснодарского края.
Решение о выплате премии принимается главой администрации (губернатором) Краснодарского края и оформляется распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края (пункт 3.9 Положения № 1050).
Документ о премировании Городецкого Я.И. за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам 2019 года в виде распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края не издавался.
Из системного толкования приведенных норм следует, что оценка труда как добросовестного, а также оценка вклада сотрудника в выполнение особо сложных и важных заданий осуществляется вышестоящим руководителем. В данном случае, поскольку должность министра была вакантна, а Городецкий Я.И. временно исполнял обязанности министра на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 № 125-рл и должностного регламента министра, то принятие решения о его премировании является полномочием главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
На основании Приказа № 136-л, подписанного исполняющим обязанности министра Городецким Я.И., премия по итогам работы за период 2019 года, в том числе Городецкому Я.И. в размере 65 960,05 рублей, перечислена министерством согласно списку сотрудников (реестра 129) путем зачисления на счета, открытые в банке, с лицевого счета Министерства за счет средств, выделенных на содержание по бюджетной смете (КБК 820 0309 0910900190 121) платежным поручением от 31.12.2019 № 303628.
Таким образом, премия Городецкому Я.И. с учетом его временного исполнения обязанностей министра, начислена и выплачена неправомерно в связи с отсутствием решения представителя нанимателя в виде распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края, предусмотренного пунктом 3.9 Положения № 1050.
Несоблюдение требований статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.9 Постановления №1050 привело к выплате денежных средств в пользу Городецкого Я.И., не имевшего правовых оснований на их получение и излишней уплате страховых взносов. Общая сумма средств, использованных не по целевому назначению составляет 76 051,94 рубля, которая сложилась из следующего:
- 57 385,05 рубля – сумма премии (перечислена платежным поручением от 31.12.2019 № 303628).
- 8 575 рублей – НДФЛ (перечислен платежным поручением от 31.12.2019 № 303629).
- 6 596,01 рубля – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 № 303624).
- 3 363,96 рубля – страховые взносы на обязательное медицинское страхование (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 № 303625).
- 131,92 рубля – страховые взносы на случай временной нетрудоспособности (перечислены платежным поручением от 31.12.2019 № 303627).
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ с учетом требований статьи 28 БК РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивая результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Предоставление Министерством при проверке документов о начислении и выплате заработной платы за 2019, 2020 годы, 1 полугодие 2021 года, в том числе руководителю министерства, первому заместителю руководителя министерства, заместителю руководителя министерства отражено в Акте проверки от 02.09.2021.
Копии документов, подтверждающих начисление и выплату премии Городецкому Я.И. содержатся в материалах дела.
Довод заявителя об отсутствии контракта с Городецким Я.И. как с исполняющим обязанности министра (министром), а равно дополнительных соглашений к имеющемуся контракту, не основан на правовых нормах.
Основанием приобретения лицом статуса руководителя юридического лица является решение компетентного органа управления (в данном случае – принятие распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 № 125-р), которое предоставляет ему возможность реализовывать правоспособность юридического лица даже до заключения трудового договора или вообще при его отсутствии. Трудовые отношения возникают в этом случае на основании фактического допущения работника к работе (часть 3 статьи 16 ТК РФ).
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, составляют действия по расходованию бюджетных средств.
В данном случае – это совершение конкретной расчетно-платежной операции, документальным подтверждением которой является платежное поручение от 31.12.2019
№ 303628, и завершенность в момент осуществления операции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 № 16246/04, постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2009 № 3-АД09-3).
В этой связи должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении № 21-031/ЮЛ/4, верно установлена дата совершения административного правонарушения – 31.12.2019.
Довод заявителя о том, что в протоколе неверно указана дата совершения правонарушения не может являться основанием для отмены постановления, поскольку дата совершения правонарушения установлена должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении (постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.06.2021 №16-4355/2021). Существенным недостатком протокола является отсутствие в нем обязательных и иных сведений, имеющих значение для конкретного дела. Те сведения, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, являются несущественными (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
Приведенная в обжалуемом постановлении судебная практика (постановление Президиума ВАС РФ от 11.05.2005 № 16246/04, постановления ВС РФ от 06.04.2016 по делу № А45-20756/2015, от 01.06.2016 по делу № А45-20765/2015) подтверждает, что каждая расчетно-платежная операция является нецелевым использованием средств, в случае, если такая выплата является незаконной.
Кроме того квалификация выплат сотрудникам без правовых оснований как нецелевого использования средств бюджета подтверждена судебной практикой: решение Краснодарского краевого суда от 11.08.2021 по делу № 21-1512/2021, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.09.2021 по делу № А32-14133/2021, оставленное без изменения постановлением 15 ААС от 01.11.2021; определение ВС РФ от 08.09.2017 и постановление 15ААС от 10.05.2017 по делу №А32-37566/2016, постановления 15ААС от 23.05.2017 по делу №А32-37556/2016, от 06.06.2017 по делу №А32-37555/2016, решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.05.2018 по делу №7/2-214/2018, решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22.08.2017 по делу №7/2-365/2017, и другие).
Для определения целевого или нецелевого характера использования бюджетных средств учтено в совокупности отклонение от регламентируемого режима их использования, соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Заявитель указывает, что нарушена статья 1.5 КоАП РФ, предусматривающей презумпцию невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку представление от 08.11.2021 № 21-031 об устранении нарушений бюджетного законодательства, их причин и условий направлено департаментом в министерство до рассмотрения дела об административном правонарушении 21-031/ЮЛ/4.
Вопреки доводам жалобы в представлении от 08.11.2021 № 21-031 вина лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, не устанавливалась.
Лицо привечено к административной ответственности за административное правонарушение, в отношении которого установлена его вина. Вина лица установлена в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Лицу не вменялось в обязанность доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица не возникали.
Представление от 08.11.2021 № 21-031 вынесено департаментом в адрес министерства в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 7 и 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095.
Таким образом, довод жалобы о нарушении должностным лицом статьи 1.5 КоАП РФ, предусматривающей презумпцию невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, противоречит фактическим обстоятельствам.
Довод лица о нарушении должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении № 21-031/ЮЛ/4, требований части 1 статьи 29.3 КоАП РФ не подтверждено доказательствами, противоречит материалам дела.
Сам по себе факт, что одно и то же должностное лицо департамента подписало представление от 08.11.2021 № 21-031 об устранении нарушений бюджетного законодательства и рассматривало дело об административном правонарушении не свидетельствует о личной прямой или косвенной заинтересованности в разрешении дела об административном правонарушении.
Отвод должностному лицу основанию его личной заинтересованности не заявлялся. Основания для самоотвода отсутствовали.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель непосредственно не включил в перечень обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, факт предыдущего участия этих лиц в рассмотрении того же дела (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.04.2013 № 486-О, от 17.07.2014 № 1651-О, от 18.07.2019 № 2124-О и др.). Следовательно, и вынесение представления от 08.11.2021 № 21-031 тем же должностным лицом, которое рассматривало дело об административном правонарушении № 21-031/ЮЛ/4, не является фактом, подтверждающим возникновение личной заинтересованности.
Судом установлено, что должностное лицо общества - Городецкий Я.И. привлечен к административной ответственности в связи с совершением данного правонарушения, о чем в материалы дела представлено постановление по делу об административном правонарушении от 19.11.2021 № 20-031/ДЛ/4 (вступило в силу). Штраф в размере 20 000 рублей по делу об административном правонарушении оплачен, что не опровергается сторонами.
Проверяя законность постановления, суд применяет положения Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Норма, изложенная в части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, означает, что при рассмотрении вопроса об изменении неисполненного наказания в соответствии с новым законом, смягчающим ответственность, подлежат применению все установленные новой редакцией КоАП РФ правила (и общие, и специальные), в связи с этим в целях обеспечения реализации принципов справедливости и равенства перед законом правоприменителем должны быть учтены и обстоятельства, определенные при рассмотрении дела и повлиявшие на назначение наказания в полном объеме.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 37), в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 06.04.2022) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен частью 4 статьи 2.1 следующего содержания: «Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.».
Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и смягчают административную ответственность.
Таким образом, суд установил возможность освобождения общества от административной ответственности на основании части 4 статьи 2.1 КоАП РФ ввиду привлечения к административной ответственности за совершение тождественного правонарушения должностного лица, поскольку анализ части 4 статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о том, что применение указанной нормы и как следствие освобождение общества от административного наказания возможно только в случае если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Департамент не представил доказательства не принятия министерством всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность статьей 15.14 КоАП РФ.
Таким образом, суд удовлетворяет заявленные требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 22.11.2021 № 21-031/ЮЛ/4 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере
3 802,60 рубля.
Решение суда может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья А.В. Лесных