НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Краснодарского края от 02.08.2021 № А32-26374/2021

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-26374/2021

19 августа 2021 года                                                                                                             

Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2021 года

Полный и мотивированный текст решения изготовлен 19 августа 2021 года

Арбитражный суд Краснодарского края в составе:

Судьи Шкира Д.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изосимовой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края, г. Новороссийск (ИНН 2315091333,
ОГРН 1022302382277), 

к обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик
«Компания «Выбор» г. Новороссийск, Краснодарский край, (ИНН 2315115369,
ОГРН 1052309101118)

о взыскании 42 385,70 рубля,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: Безрукова О.П. – доверенность от 19.07.2021 (диплом);

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новороссийске Краснодарского края, г. Новороссийск (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Компания «Выбор»
г. Новороссийск, Краснодарский край,
(далее - ответчик) неосновательно выплаченных денежных средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в размере
42 385,70 рубля.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении указал, что общество не представило своевременно сведения за июль 2019 года на работающего  пенсионера, в связи с чем, пенсионным фондом пенсионеру произведена индексация пенсии необоснованно. Сумма необоснованной индексации пенсии работающему пенсионеру в размере
42 385,70 рубля, подлежит взысканию как убытки в доход пенсионного фонда.

Представитель ответчика в судебном заседании присутствовал, против удовлетворения заявленных требований возражал. Так указал, что ответчик как страхователь обязан был предоставить сведения по Самошкиной Т.Н. по форме СЗВ-М за июль 2019 года не позднее 15.08.2019. Отчет по форме СЗВ-М за июль 2019 года представлен ООО СЗ «Компания «ВЫБОР» в территориальный орган Пенсионного фонда только 03.08.2020. 05.09.2019 Пенсионный фонд располагал сведениями по Самошкиной Т.Н. как о работающем пенсионере у другого работодателя с августа 2019 года, что подтверждается Сведениями из Пенсионного фонда, прилагаемыми к исковому заявлению.

На момент принятия решения о выплатах, у пенсионного фонда имелись данные об осуществлении Самошкиной Т.Н., трудовой деятельности в августе 2019 года и с учетом установленного ФЗ № 400 порядка выплаты страховой пенсии в период осуществления работы отсутствовали основания для осуществления выплат в индексированном размере.

При таких обстоятельствах, считает, что оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании переплаты пенсии в связи с необоснованно прошедшей индексацией в размере 42385,70 рубля не имеется.

Суд, исследовав материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.

Ответчик имеет статус юридического лица и состоит на учете в ПФР в качестве страхователя.

В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Пенсионным фондом установлено, что страхователь - общество не представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за июль 2019 года на работающего пенсионера Самошкину Т.Н.

Общество сведения на указанного работника (отчет по форме СЗВ-М) за июль 2019 года представило в пенсионный фонд 03.08.2020, т.е. есть позже установленного законом срока.

Непредставление работодателем указанных сведений повлекло индексацию пенсий в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и выплату пенсий с учетом индексации и корректировок пенсионерам в размере 42 385,70 рубля.

Пенсионный фонд в целях досудебного урегулирования спора письмом
от 23.12.2020 № 03-17086 уведомил страхователя о возникших переплатах пенсии.

В связи с отсутствием добровольного возврата переплаты пенсии, ПФР обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании ущерба с общества в судебном порядке.

Принимая решение по делу, суд руководствовался следующим.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» общество является страхователем.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Пунктом 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, представленные данные ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М являются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых контролирующий орган ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы.

В ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Пенсионным фондом установлено, что страхователь - общество не представило в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М за июль 2019 года на работающего пенсионера Самошкину Т.Н.

Общество сведения на указанного работника (отчет по форме СЗВ-М) за июль 2019 года представило в пенсионный фонд 03.08.2020, то есть позже установленного законом срока.

Непредставление работодателем указанных сведений повлекло индексацию пенсий в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и выплату пенсий с учетом индексации и корректировок пенсионерам в размере 42 385,70 рубля.

Согласно доводам Пенсионного фонда, образование указанной переплаты обусловлено непредставлением работодателем соответствующих сведений, что повлекло индексацию пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за период с 01.07.2019 по 31.08.2020, в связи с чем ущерб в размере 42 385,70 рубля подлежит взысканию с ответчика.

Вместе с тем, суд считает правовую позицию заявителя ошибочной ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.

Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи. (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Таким образом, в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период. Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона
от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Из материалов дела следует, что отчет по форме СЗВ-М тип «дополняющая» за июль 2019 года представлен в пенсионный фонд 03.08.2020, те есть позже установленного законом срока, что обществом не оспаривается.

Поскольку сведения об указанном застрахованном лице работодателя за июль 2019 года не были получены в установленный законом срок, пенсионный фонд принял решение о выплате указанному пенсионеру пенсии, исчисленной с учетом индексации с 01.07.2019..

Исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав правовую оценку доводам общества и имеющимся в деле документам, суд приходит к выводу, что причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика, выразившимися в несвоевременном представлении сведений о застрахованном лице, и наступлением вреда в виде излишне выплаченных управлением сумм страховой пенсии, отсутствует в части выплаченных сумм в размере
39 397,06 рубля.

Судом установлено, что истец необоснованно производил начисление индексации пенсии Самошкиной Т.Н. за период с 01.08.2019 по 31.08.2020).

Так, в материалы дела представлены формы СЗВ-М за август и сентябрь 2019 года, которыми подтверждается, что ответчиком с августа 2019 года и в последующие периоды сведения на указанного работника не представлялись в виду того, что работник в указанные периоды в обществе не работал.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным пенсионным фондом, в отношении Самошкиной Т.Н. поступали отчетности по форме СЗВ-М за периоды сентябрь 2019, октябрь 2019 и последующие периоды. Указанное свидетельствует о том, что фонд располагал сведениями об осуществлении трудовой деятельностиСамошкиной Т.Н. с сентября 2019 года, при этом, сведения в отношении работающего пенсионера представлялись не ответчиком.

При таких обстоятельствах, судом сделан вывод об отсутствии оснований для взыскания убытков с общества в размере 39 397,06 рубля.

В отношении работающего пенсионера Самошкиной Т.Н. требования о взыскании
убытков в размере 2 988,64 рубля за период июль 2019 года заявлены правомерно, ввиду того, что в данном отчетном периоде Самошкина Т.Н. осуществляла трудовую деятельность в обществе и на момент индексации пенсии в октябре месяце 2019года, когда фактически пенсионер в обществе не работал, фонд не обладал сведениями о ее работе в обществе в июле месяце.

Общество, только 03.08.2020 представило сведения по форме СЗВ-М «дополняющая» за июль 2019 года на указанного пенсионера после установления фондом расхождения в представленных сведениях..

По указанному факту заявителем был составлен акт о выявлении правонарушения
от 02.10.2020 № 14451 и вынесено решение от 13.11.2020 № 14451 о привлечении страхователя к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей. Обществом назначенный штраф оплачен.

Согласно Закону № 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в Фонд, осуществляется органами Фонда (пункт 1 статьи 8).

Страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (статья 15).

Органы Фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным законом (статья 16).

При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 88 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 № 885н).

При таких обстоятельствах, заявленные требования пенсионного фонда подлежат удовлетворению в части в размере 2 988,64 рубля, в остальной части заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Указанная правовая позиция согласуется с выводами Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенными в постановлении от 18.12.2019 № А32-27180/2019, а также с выводами, изложенными в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 № 304-КГ18-11128.

   Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Компания «Выбор» г. Новороссийск, Краснодарский край, г. Новороссийск
(ИНН 2315115369, ОГРН 1052309101118) в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новороссийске Краснодарского края, г. Новороссийск неосновательно выплаченные денежные средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 2 988 (две тысячи девятьсот восемьдесят восемь) рублей 64 копейки.

      В остальной части заявленных требований отказать.

        Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Компания «Выбор» г. Новороссийск, Краснодарский край, г. Новороссийск
(ИНН 2315115369, ОГРН 1052309101118) в пользу  федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента его вынесения в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                 Д.М. Шкира