НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Костромского области от 29.04.2008 № А31-357/08

РЕШЕНИЕ

г. Кострома Дело№А31-357/2008-7

«29» апреля 2008 г.

Судья арбитражного судаКостромской области Беляева Татьяна Юрьевна

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Гаврилова А.Н.

к ГУ- Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ

(наименование ответчика)

о взыскании 39506 руб. 45 коп.

при участии в заседании:

от истца – предст. Гаврилова И.А. по нот. уд. дов. 44 АА 210458 от 17.12.2007 г.редст. Гаврилова И.А. по нот.

от ответчика – гл. спец. Митюгов Д.С. по дов. от 09.01.2008 г. № 4

установил:

Индивидуальный предприниматель Гаврилов Андрей Николаевич (далее – Предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд, региональное отделение) о взыскании расходов по обязательному социальному страхованию в размере 39506 руб. 45 коп.

По его мнению, организация в нарушение статей 11, 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» необоснованно назначила и выплатила своему работнику Гавриловой Е.Н. пособие по беременности и родам в размере 100 процентов среднего заработка, поскольку ее трудовой стаж на момент наступления отпуска по беременности и родам (13.05.2007) составлял менее шести месяцев, поэтому пособие по беременности и родам должно было быть выплачено в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Фонд заявленные требования не признал, изложив свои доводы в отзыве на заявление (л.д. 37).

Исследовав представленные доказательства, заслушав стороны, суд установил.

15 января 2008 г. представителем страхователя Гаврилова А.Н. в региональное отделение Фонда представлена расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ за 2007 г., в которой отражены расходы на цели обязательного социального страхования с начала года в сумме 72045 руб. 16 коп., в том числе расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 45745 руб. 16 коп. Данное пособие рассчитано и выплачено в размере 100 % среднего заработка.

21 января 2008 г. региональным отделением проведена камеральная проверка представленной отчетности, в результате которой установлено нарушение Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», выразившееся в исчислении размера пособия по беременности и родам при страховом стаже менее 6 месяцев исходя из фактического заработка, а не из минимального размера оплаты труда. Выявлена переплата пособия по беременности и родам работнику Гавриловой Е.Н. в сумме 39506 руб. 45 коп.

На основании требования Фонда о внесении исправлений в отчетность от 21.01.2008 г. № 1 страхователем внесены исправления в расчетную ведомость и отражены расходы на выплату пособия по беременности и родам в сумме 6238 руб. 71 коп. (пособие рассчитано при страховом стаже менее шести месяцев и ограничено минимальным размером оплаты труда). В результате чего общая сумма расходов на цели обязательного социального страхования составила 32538 руб. 71 коп.

Данная сумма перечислена Гаврилову А.Н. платежными поручениями № 13598 от 29.08.2007 г. на сумму 8000 руб. и № 850 от 30.01.2008 г. на сумму 24538 руб. 71 коп.

Не согласившись с действиями регионального отделения Фонда, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании разницы между фактически выплаченным пособием в сумме 45745 руб. 16 коп. и перечисленной компенсацией в сумме 6238 руб. в размере 39506 руб. 45 коп.

Оценив материалы дела, доводы заявителя, ответчика суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в виду следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховой случай – это событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Под обеспечением по обязательному социальному страхованию понимается исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Федеральный закон) право на пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 10 названного Федерального закона пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска о беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86 при рождении двух и более детей – 110) календарных дней после родов.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка (пункт 1 статьи 11 Федерального закона).

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (пункт 3 статьи 11 Федерального закона).

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем (пункт 1 статьи 13 Федерального закона).

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным Федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 13 Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Таким образом, выплата пособия по беременности и родам носит заявительный характер, то есть производится после обращения застрахованного лица, имеющего право на такое пособие к работодателю, а в соответствующих случаях – территориальному органу Фонда социального страхования Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Гаврилова Елена Николаевна с 02.01.2007 была принята на работу по трудовому договору на должность менеджера к индивидуальному предпринимателю Гаврилову А.Н. и проработала по 01.07.2008.

09.07.2007 г. ей был выдан листок нетрудоспособности в связи с отпуском по беременности и родам, начиная с 13.05.2007 по 30.09.2007.

На день обращения Гавриловой Е.Н. за выплатой ей пособия по беременности и родам ее трудовой стаж составлял 6 месяцев (с 02.01.2007 по 01.07.2007). В связи с чем, по нормам статьи 11 (пункт 1) Федерального закона «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачено предпринимателем застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка на законных основаниях, что составило сумму 45745 руб. 16 коп.

При этом пособие выплачено за период с 01.07.2007 по 30.09.2007. За период с 13.05.2007 по 01.0702007. когда женщина имела право на отпуск по беременности и родам, пособие по беременности и родам Гавриловой Е.Н. не выплачивалось и с полученных доходов производилась уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено. Размер заявленных расходов Фондом не оспаривается.

При таких обстоятельствах доводы Фонда суд считает несостоятельными, а заявленные предпринимателем требования – подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы относятся на ответчика. Поскольку заявителем государственная пошлина уплачена в большем размере, чем предусмотрено пунктом 1 частью 1 статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета частично.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Государственного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес – г. Кострома, ул. Стопани, 35а, в пользу индивидуального предпринимателя Гаврилова Андрея Николаевича расходы по обязательному социальному страхованию в размере 39506 руб. 45 коп.

Взыскать с Государственного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, адрес – г. Кострома, ул. Стопани, 35а, в пользу индивидуального предпринимателя Гаврилова Андрея Николаевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 1580 руб. 26 коп.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Выдать индивидуальному предпринимателю Гаврилову Андрею Николаевичу, адрес - г. Кострома, ул. Заречная, 15, справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной госпошлины в размере 249 (Двести сорок девять) руб. 55 коп., перечисленной по платежному поручению № 156 от 26.10.2007 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Т.Ю. Беляева