АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-6056/2021
г. Кострома 30 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 30 ноября 2021 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самоловой Л.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственность «Газтех», ИНН 4401064256, ОГРН 1064401033399, Костромская область, г. Кострома, к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г. Кострома, о признании незаконным и отмене постановления от 14.04.2021 № 10.2-Пс/0023-212-1323пл-2021 по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственность «Газтех» (далее – заявитель, Общество, ООО «Газтех») обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее – административный орган, орган Ростехнадзора) от 14.04.2021 № 10.2-Пс/0023-212-1323пл-2021 по делу об административном правонарушении.
Стороны, извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд явку представителей не обеспечили. Суд не признал явку сторон обязательной и, руководствуясь частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), рассматривает дело в отсутствие их представителей.
В представленном заявлении ООО «Газтех» указало, что оспариваемое постановление вынесено административным органом по факту плановой выездной проверки Общества, в результате которой установлены нарушения промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта. Заявитель просил освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного деяния.
Административный орган в отзыве просил отказать в удовлетворении требований Общества. Обжалуемое постановление считает законным и обоснованным.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
В период с 18.03.2021 по 24.03.2021 в соответствии с распоряжением Центрального управления Ростехнадзора от 10.03.2021 № РП-212-1323-о проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО «Газтех» с целью соблюдения обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте (далее – ОПО): «Сеть газопотребления ООО «Газтех», рег. № А17-03660-0001, расположенном по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. 2-я Волжская, д. 3А, III класс опасности.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
1. Директор ООО «Газтех» Серов С.Б. ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением на опасном производственном объекте, согласно приказу от 12.03.2019 не аттестован по области Б.8.25 «Наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворимых под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах" в Ростехнадзоре – нарушены требования статьи 9, 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 2 Постановления правительства от 25 октября 2019 года № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, но вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»; пункта 101 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536;
2. Главный бухгалтер ООО «Газтех» Барковская О.А. ответственная за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением на опасном производственном объекте, на время отсутствия директора ООО «Газтех» Серова С.В., согласно приказу от 12.03.2019 не аттестована по области Б.8.25 «Наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворимых под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах» в Ростехнадзоре – нарушены требования статьи 9, 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 2 Постановления правительства от 25 октября 2019 года № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, но вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»; пункта 101 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536;
3. Начальник отдела Иванов И.Б. согласно приказу от 15.01.2021 и положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте от 13.01.2021 не аттестован по области Б.8.25 «Наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворимых под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах» в Ростехнадзоре – нарушены требования статьи 9, 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 2 Постановления правительства от 25 октября 2019 года № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, но вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»; пункта 101 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536;
4. Члены комиссии Серов С.Б., Барковская О.А., Иванов И.Б., осуществляющие проверку знаний сотрудников за безопасную эксплуатацию оборудования работающего под давлением согласно приказу от 10.01.2021 не аттестованы по области Б.8.25 «Наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворимых под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах» в Ростехнадзоре – нарушены требования статьи 9, 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пункта 2 Постановления правительства от 25 октября 2019 года № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, но вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»; пункта 101 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536;
5. Для ведения государственного реестра опасного производственного объекта ООО «ГАЗТЕХ»: площадка участка наполнения и освидетельствования баллонов, № А17-03660-0001 адрес: 156026, Костромская область, город Кострома, улица 2-я Волжская, дом ЗА IIIкласс опасности, представлены не достоверные сведения, а именно:
- Сосуд ЦТК-1,6/0,25, указан зав. № 8812214, а фактически зав. № 8805203;
- Сосуд ЦТК-8/0,25, указан зав. № 9206141, а фактически зав. № 9207112;
- Сосуд изометрический для хранения жидкой двуокиси углерода УДВ, зав. № 577, год изготовления 1989, Р=1,6МПа, V=12,5 м3 не указан регистрационный № 29527 - нарушены требования статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 7 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденных приказом Роетехнадзора от 30.11.2020 № 471;
6. Сосуд ЦТК-1,6/0,25, зав. № 8601019, год изготовления 1986, Р=0,25МПа, У=1.6м3 за весь период эксплуатации не прошел техническое освидетельствование. Запись в паспорте отсутствует – нарушены требования статьей 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 394 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536;
7. Сосуд ЦТК-1,6/0,25, зав № 8805203, год изготовления 1986, Р=0,25МПа, V=1,6м3 за весь период эксплуатации не прошел техническое освидетельствование. Запись в паспорте отсутствует - нарушены требования статьей 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 394 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536;
8. Сосуд ЦТК-8/0,25, зав. № 9207112, год изготовления 1992, Р=0,25МПа, V=7,38м3 за весь период эксплуатации не прошел техническое свидетельствование. Запись в паспорте отсутствует - нарушены требования статьей 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 394 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536;
9. Сосуд ТРЖК-3м, зав. № 8808170, год изготовления 1988, Р=0,25МПа, V=8м3 за весь период эксплуатации не прошел техническое свидетельствование. Запись в паспорте отсутствует - нарушены требования статьей 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 394 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536.
31.03.2021 государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Ярославской и Костромской областям Центрального управления Ростехнадзора в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением Управления Ростехнадзора от 14.04.2021 № 10.2-Пс/0023-212-1323пл-2021ООО «Газтех» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Указанное постановление оспорено Обществом в судебном порядке.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ).
Из преамбулы Федерального Закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ следует, что он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения Федерального Закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 14.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 утверждено Положение об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.
Пункт 2 вышеуказанного положения предусматривает, что аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", абзацами третьим - шестым статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 3 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике", проходят работники следующих категорий:
а) руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте (далее - организации);
б) должностные лица, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, эксплуатационного контроля и контроля за показателями состояния гидротехнических сооружений, контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации объектов электроэнергетики, авторского надзора в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики, строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, объектов электроэнергетики;
в) инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", частью первой статьи 9.1 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" и пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона "Об электроэнергетике";
г) не указанные в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций;
д) диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 утверждены Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением (далее - Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением).
Согласно пункту 101 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, работники специализированной организации, непосредственно осуществляющие работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением в порядке, установленном в соответствии положениями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и ФНП распорядительными документами организации, должны пройти:
а) руководители и инженерно-технические работники - аттестацию в области промышленной безопасности в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения трудовых обязанностей в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ.
б) рабочие - подготовку в объеме квалификационных требований (в рамках профессионального обучения), проверку знаний в объеме требований производственных инструкций и (или) инструкций для данной профессии, а также в объеме технологических процессов, инструкций и карт на производство отдельных видов работ.
Проверка знаний требований производственных инструкций и (или) инструкций для данной профессии у рабочих проводится один раз в 12 месяцев. Ознакомление и проверка знаний технологических процессов, инструкций и карт на производство конкретного вида работ проводится непосредственно перед началом ее выполнения.
В ходе проведенной проверки органом Ростехнадзора установлено, что не аттестованы по области Б.8.25 «Наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворимых под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах»: директор ООО «ГАЗТЕХ» Серов С.Б. и главный бухгалтер Барковская О.А. согласно приказу от 12.03.2019 ответственные за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением на опасном производственном объекте, начальник отдела Иванов И.Б. согласно приказу от 15.01.2015 и положению о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте от 13.01.2021, а также Серов С.Б., Барковская О.А. и Иванов И.Б. как члены комиссии, осуществляющей проверку знаний сотрудников за безопасную эксплуатацию оборудования работающего под давлением.
Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233 утверждены области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно которому шифром Б.8.25 предусмотрены задания по наполнению, техническому освидетельствованию и ремонту баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах
15.02.2021 данный вышеуказанный приказ утратил законную силу в связи со вступлением в действие Приказа Ростехнадзора от 04.09.2020 № 334 утвердившего Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики.
Новым перечнем также предусмотрена область аттестации «наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах» под шифром Б.8.5.
В силу вышеуказанного, довод ООО «Газтех» об отсутствии необходимости проведения аттестации по области «наполнение, техническое освидетельствование и ремонт баллонов для хранения и транспортирования сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов, применяемых на опасных производственных объектах» в связи утратой силы Приказа Ростехнадзора ее предусматривающего, подлежит отклонению.
Довод Общества об отсутствии необходимости проходить аттестацию главным бухгалтером Барковской О.А. также подлежит отклонению, так как Барковская О.А. является должностным лицом, ответственным за организацию производственного контроля, а также членом комиссии, осуществляющим проверку знаний сотрудников за безопасную эксплуатацию оборудования опасного производственного объекта.
Приказом Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471 утверждены Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, согласно пункту 7 которых, при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.
В ходе проведенной проверки административный орган установил, что номерация оборудования опасного производственно объекта не соответствует действительности или отсутствует (сосуд ЦТК-1,6/0,25, указан зав. № 8812214, а фактический № 8805203; сосуд ЦТК-8/0,25, указан зав. № 9206141, а фактический зав. № 9207112; сосуд изометрический для хранения жидкой двуокиси углерода УДВ, зав. № 577, год изготовления 1989, Р=1,6МПа, V=12,5 м3 не указан регистрационный № 29527).
Пункт 394 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением предусматривает, что оборудование под давлением, перечисленное в пункте 3 ФНП, в процессе эксплуатации должно подвергаться:
а) техническому освидетельствованию (комплексу периодически проводимых работ по определению фактического состояния оборудования под давлением в целях определения его работоспособности и соответствия промышленной безопасности в процессе применения в пределах срока безопасной эксплуатации):
первично до ввода в эксплуатацию после монтажа (первичное техническое освидетельствование);
периодически в процессе эксплуатации (периодическое техническое освидетельствование);
до наступления срока периодического технического освидетельствования в случаях, установленных настоящими ФНП (внеочередное техническое освидетельствование);
б) техническому диагностированию с целью контроля состояния оборудования или отдельных его элементов при проведении технического освидетельствования для установления характера и размеров, выявленных при этом дефектов, а также в случаях, установленных руководством (инструкцией) по эксплуатации оборудования и в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта ФНП;
в) экспертизе промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона N 116-ФЗ.
Техническое диагностирование включает в себя комплекс операций с применением методов неразрушающего и разрушающего контроля, выполняемых в отношении оборудования или его отдельных элементов в рамках эксплуатационного контроля в процессе эксплуатации оборудования в пределах срока службы, в случаях, установленных руководством по эксплуатации, и при проведении технического освидетельствования для уточнения характера и размеров выявленных дефектов, а также по истечении расчетного срока службы оборудования под давлением или после исчерпания расчетного ресурса безопасной работы экспертизы промышленной безопасности в целях определения возможности, параметров и условий дальнейшей эксплуатации этого оборудования.
Эксплуатационный контроль металла основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций осуществляется в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 3 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, настоящие ФНП распространяются на следующие виды (типы) оборудования под давлением:
а) паровые котлы, в том числе котлы-бойлеры, а также автономные пароперегреватели и экономайзеры;
б) водогрейные и пароводогрейные котлы;
в) энерготехнологические котлы: паровые и водогрейные, в том числе содорегенерационные котлы;
г) котлы-утилизаторы;
д) котлы передвижных и транспортабельных установок;
е) котлы паровые и жидкостные, работающие с органическими и неорганическими теплоносителями (кроме воды и водяного пара), и транспортирующие их системы трубопроводов;
ж) электрокотлы;
з) трубопроводы пара и горячей воды;
и) сосуды, работающие под избыточным давлением пара, газов, жидкостей;
к) баллоны, предназначенные для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов;
л) цистерны и бочки для сжатых и сжиженных газов;
м) цистерны и сосуды для сжатых, сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, в которых избыточное давление создается периодически для их опорожнения;
н) барокамеры;
о) оборудование под давлением, применяемое при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения на опасных производственных объектах, эксплуатируемых организациями Госкорпорации "Росатом".
В ходе проведенной проверки административный орган установил, что сосуд ЦТК-1,6/0,25, зав. № 8601019, год изготовления 1986, Р=0,25МПа, У=1.6м3, сосуд ЦТК-8/0,25, зав. № 9207112, год изготовления 1992, Р=0,25МПа, V=7,38м3, сосуд ТРЖК-3м, зав. № 8808170, год изготовления 1988, Р=0,25МПа, V=8м3 за весь период эксплуатации не прошли техническое освидетельствование и записей в паспортах не умеют. Тем самым ООО «ГАЗТЕХ» нарушило требования вышеуказанных норм.
Довод Общества о том, что сосуды ЦТК-1,6/0,25 и ЦТК-8/0,25 не подлежат учету в органах Ростехнадзора и об отсутствии необходимости представлять сведения о них в государственный реестр опасного производственного объекта судом не оценивается, поскольку он не имеет отношения к выявленным нарушениям.
Факт совершения Обществом правонарушений, выразившихся в нарушении требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, признан заявителем, установлен судом в судебном заседании и подтвержден материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по соблюдению требований промышленной безопасности не имеется. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, не представлены.
Изложенное свидетельствует о наличии в деянии ООО «Газтех» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного суд не усматривает.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В соответствии с пунктом 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, характер и степень общественной опасности и многочисленность совершенных правонарушений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
Одновременно суд не усматривает и оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку отсутствует совокупность предусмотренных данной нормы условий.
Исследовав вопрос назначения наказания, суд установил, что административный штраф в сумме 200 000 рублей назначен Обществу по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения, в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
При этом с учетом положений статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ, пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания и уменьшить размер административного штрафа, установив его в размере 100 000 рублей, учитывая, что нарушения заявителем признаны и устранены.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку на основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято решение, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Изменить назначенное Обществу с ограниченной ответственность «Газтех», ИНН 4401064256, ОГРН 1064401033399, Костромская область, г. Кострома, постановлением Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 14.04.2021 № 10.2-Пс/0023-212-1323пл-2021 административное наказание по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизив размер административного штрафа с 200000 рублей до 100000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Л.А. Максименко