АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-8194/2014
г. Кострома | 09 сентября 2014 года |
Судья Арбитражного суда Костромской области Мосунов Денис Александрович, при ведении протокола помощником судьи Герасимовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Илешевской сельской администрации муниципального образования «Кологривский район» (ИНН: 4413001998, ОГРН: 1024401635917) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Костромской области (ОГРН 1044443162510, ИНН 4404002610) о признании факта утраты права взыскания задолженности по налогам и пени на общую сумму 32412 рублей 67 копеек в связи с истечением сроков её принудительного взыскания и признания данной задолженности безнадёжной ко взысканию,
установил:
Илешевская сельская администрация муниципального образования «Кологривский район» (далее – заявитель, Администрация) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Костромской области (далее – ответчик, налоговый орган, МИФНС № 3 по КО) о признании безнадёжной ко взысканию задолженности по налогам (сборам), пеням, штрафам в сумме 32412 рублей 67 копеек в связи с истечением сроков её принудительного взыскания и обязанности по её уплате прекращённой.
Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены (уведомления в деле). Заявитель каких-либо ходатайств, в том числе и о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, не заявил.
Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, 09.09.2014 г. налоговым органом представлен отзыв на заявление.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции при отсутствии возражений надлежащим образом извещенных сторон.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Заявитель является налогоплательщиком и бюджетным учреждением, которое в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации использует бюджетные средства через лицевые счета.
Илешевской сельской администрации муниципального образования «Кологривский район» 24 июля 2014 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Костромской области была выдана Справка № 15506 о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 24.07.2014 г. содержащая данные о задолженности:
1. по налогам в сумме 2571 рублей, в том числе: единый налог на вмененный доход в сумме 1956 рублей, единый налог на вмененный доход в сумме 615 рублей;
2. по пеням в сумме 27578 рублей 67 копеек, в том числе на: налог на прибыль с организаций, зачисляемый в РФ в сумме 755 рублей 70 копеек, налог на прибыль с организаций, зачисляемый в бюджет субъекта в сумме 1092 рублей 35 копеек, налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в сумме 3544 рублей 86 копеек, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 13 рублей 38 копеек, единый налог на вмененный доход для отдельных видов в сумме 2288 рублей 31 копеек, единый налог на вмененный доход для отдельных видов в сумме 602 рублей 24 копеек, транспортный налог с организаций в сумме 34 рублей 18 копеек, налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты в сумме 0 рублей 16 копеек, налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 рубля 01 копеек, недоимка, пени, иные санкции в Пенсионный фонд РФ в сумме 13624 рублей 30 копеек, недоимка, пени, иные санкции в Фонд социального страхования в сумме 202 рублей 69 копеек, недоимка, пени и штрафы в ФФОМС в сумме 2916 рублей 56 копеек, недоимка, пени, иные санкции в фонд занятости населения в сумме 1015 рублей 97 копеек, единый социальный налог, зачисляемый в РФ в сумме 1486 рублей 96 копеек.
3. по штрафам в сумме 2263 рублей, в том числе на: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 1869 рублей, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 344 рублей, денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 50 рублей.
Посчитав, что в данной справе отражена задолженность в сумме 32412 рублей 67 копеек (единый налог на вмененный доход, единый налог на вмененный доход; пени, начисленные на: налог на прибыль с организаций, зачисляемый в РФ, налог на прибыль с организаций, зачисляемый в бюджет субъекта, налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, единый налог на вмененный доход, транспортный налог с организаций, налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, налог на пользователей автомобильных дорог, недоимка, пени, иные санкции в Пенсионный фонд РФ, недоимка, пени, иные санкции в Фонд социального страхования, недоимка, пени и штрафы в ФФОМС, недоимка, пени, иные санкции в фонд занятости населения, единый социальный налог, зачисляемый в РФ, штрафы по: налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах), право на взыскание которой налоговым органом утрачено, Администрация обратилась в суд с заявлением о признании данной задолженности безнадёжной ко взысканию в связи с истечением установленного срока взыскания в принудительном порядке.
Налоговый орган представил отзыв, в котором указал, что Администрация имеет задолженность по налогам: единый налог на вмененный доход в сумме 1956 рублей, образовалась на 01.10.2005 г., единый налог на вмененный доход в сумме 615 рублей образовалась на 01.02.2006 г.,; по пеням: налог на прибыль с организаций, зачисляемый в РФ в сумме 755 рублей 70 копеек, налог на прибыль с организаций, зачисляемый в бюджет субъекта в сумме 1092 рублей 35 копеек, налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в сумме 3544 рублей 86 копеек, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 13 рублей 38 копеек, единый налог на вмененный доход для отдельных видов в сумме 2288 рублей 31 копеек, единый налог на вмененный доход для отдельных видов в сумме 602 рублей 24 копеек, транспортный налог с организаций в сумме 34 рублей 18 копеек, налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты в сумме 16 копеек, налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 рубля 01 копеек, недоимка, пени, иные санкции в Пенсионный фонд РФ в сумме 13624 рублей 30 копеек, недоимка, пени, иные санкции в Фонд социального страхования в сумме 202 рублей 69 копеек, недоимка, пени и штрафы в ФФОМС в сумме 2916 рублей 56 копеек, недоимка, пени, иные санкции в фонд занятости населения в сумме 1015 рублей 97 копеек, единый социальный налог, зачисляемый в РФ в сумме 1486 рублей 96 копеек; по штрафам на: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 1869 рублей, образовалась 09.03.2006 г., налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 344 рублей, образовалась до 01.04.2006 г., денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 50 рублей образовалась 01.06.2009 г.
Меры по взысканию указанных сумм налоговым органом не принимались, поэтому по состоянию на текущую дату возможность взыскания данных сумм инспекцией утрачена.
Выданная заявителю справка соответствует закону и требованиям приказа Федеральной налоговой службы от 21.01.2013 г. № ММВ-7-12/22@ «Об утверждении рекомендуемой формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом), обязанности по уплате налогов, сборов, пеней штрафов, порядка ее заполнения и рекомендуемого формата ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
Налоговый орган признает, что возможность принудительного взыскания задолженности, указанной в заявлении Учреждения с учетом положений статей 46, 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, утрачена инспекцией до момента выдачи спорной справки, однако исключить данные суммы из справки инспекция не имеет оснований. Указанные суммы задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам могут быть исключены из справки о состоянии расчетов по налогам сборам, взносам в случае их уплаты, либо в случае списания в соответствии со ст. 59 НК РФ в результате признания их безнадежными ко взысканию.
Учитывая, что на дату выдачи справки инспекция не имела оснований для списания указанной задолженности, по мнению ответчика, данная задолженность правомерно указана в выданной налогоплательщику справке.
На данном основании просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 2 и пункту 8 статьи 45 Кодекса взыскание налогов, пеней и штрафов с организаций, которым открыт лицевой счет, производится исключительно в судебном порядке за счет денежных средств в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафа (пункты 3, 9, 10 статьи 46 Кодекса), а в отношении иного имущества – в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов (пункты 1, 8, 9 статьи 47 Кодекса).
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как разъяснил Пленум ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 в пункте 9 постановления «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что спорная задолженность образовалась в 2005 - 2009 годах.
Налоговым органом не представлено доказательств принятия каких-либо мер по взысканию данной задолженности в установленном порядке. Из материалов дела следует, что сроки, позволяющие инспекции взыскать задолженность во внесудебном и судебном порядке и установленные статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ, истекли, законные инструменты для взыскания задолженности отсутствуют, что и не отрицается налоговым органом.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, которые инспекцией не опровергнуты, суд, руководствуясь положениями статей 46, 48, 69, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», приходит к выводу о том, что срок для взыскания указанной недоимки в инспекцией пропущен, в связи с чем инспекция утратила возможность взыскания задолженности.
С учетом этого, руководствуясь положениями статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая приказ Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@, которым утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, заявленные требования подлежат удовлетворению, а спорные суммы налогов, пени признанию безнадежными ко взысканию.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины не рассматривался судом в связи с тем, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 168, 170, 201 АПК РФ, суд
решил:
Признать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Костромской области утратившей право на взыскание с Илешевской сельской администрации муниципального образования «Кологривский район» (ИНН: 4413001998, ОГРН: 1024401635917) задолженности по налоговым платежам в сумме в сумме 32412 рублей 67 копеек: в том числе: по налогам: единый налог на вмененный доход в сумме 1956 рублей, образовалась на 01.10.2005 г., единый налог на вмененный доход в сумме 615 рублей, образовалась на 01.02.2006 г., по пеням: налог на прибыль с организаций, зачисляемый в РФ в сумме 755 рублей 70 копеек, налог на прибыль с организаций, зачисляемый в бюджет субъекта в сумме 1092 рублей 35 копеек, налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, в сумме 3544 рублей 86 копеек, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 13 рублей 38 копеек, единый налог на вмененный доход для отдельных видов в сумме 2288 рублей 31 копеек, единый налог на вмененный доход для отдельных видов в сумме 602 рублей 24 копеек, транспортный налог с организаций в сумме 34 рублей 18 копеек, налог на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты в сумме 16 копеек, налог на пользователей автомобильных дорог в сумме 1 рубля 01 копеек, недоимка, пени, иные санкции в Пенсионный фонд РФ в сумме 13624 рублей 30 копеек, недоимка, пени, иные санкции в Фонд социального страхования в сумме 202 рублей 69 копеек, недоимка, пени и штрафы в ФФОМС в сумме 2916 рублей 56 копеек, недоимка, пени, иные санкции в фонд занятости населения в сумме 1015 рублей 97 копеек, единый социальный налог, зачисляемый в РФ в сумме 1486 рублей 96 копеек; по штрафам на: налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент в сумме 1869 рублей, образовалась 09.03.2006 г., налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в сумме 344 рублей, образовалась до 01.04.2006 г., денежные взыскания за нарушение законодательства о налогах и сборах в сумме 50 рублей образовалась 01.06.2009 г., признать указанные суммы безнадежными к взысканию, а обязанность Илешевской сельской администрации муниципального образования «Кологривский район» по уплате вышеперечисленных сумм прекращенной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Д.А. Мосунов