НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Костромского области от 09.03.2017 № А31-7437/16


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-7437/2016

г. Кострома 17 марта 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 17 марта 2017 года.

Судья Арбитражного суда Костромской области Максименко Любовь Алексеевна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балакиревым А.С.

с участием представителей сторон:

от заявителя: Жаров Н.Б., доверенность от 08.07.2016 № 2, удостоверение № 152, Чистякова Е.К., паспортные данные в протоколе;

от ответчика: Петунина Г.Е., доверенность от 06.09.2016 № 28, удостоверение УР № 794611, Власов А.В., доверенность от 11.07.2016 № 20, удостоверение УР № 866083, Безобразова Т.В., доверенность от 27.12.2016 № 48, удостоверение УР № 475895;

рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстрой», г. Кострома, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Костроме, г. Кострома, о признании недействительным в части решения от 19.04.2016 № 14-45/27,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстрой» (далее – заявитель, ООО «УК Жилстрой», Общество), г. Кострома, обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Костроме о признании недействительным в части решения от 19.04.2016 № 14-45/27.

В судебном заседании заявитель пояснил, что оспариваемое решение вынесено налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки ООО «УК Жилстрой». По мнению заявителя, налоговым органом необоснованно в целях формирования налогооблагаемой базы в доходы Общества включены платежи собственников за поставленные коммунальные услуги и за услуги и работы по содержанию и ремонту общедомового имущества, платежи арендаторов за предоставленное в аренду общедомовое имущество, а также суммы возмещения затрат на расчетно-кассовое обслуживание, услуги банка и почты по перечислению денежных средств в адрес ресурсоснабжающих и подрядных организаций. Поскольку договор управления многоквартирным домом является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования, то управляющая организация, имеющая право только на установленное договором управление вознаграждение, не может считать собственными доходами платежи населения за потребленные коммунальные услуги и за обслуживание общедомового имущества. Следовательно, полагает заявитель, у Общества отсутствуют собственные денежные средства для формирования налоговой базы. Также неправомерно отнесены к внереализационным доходам: платежи за предоставленные в аренду общедомовое имущество, поскольку арендодателем выступают собственники общедомового имущества, определившие, что арендные платежи подлежат учету по статье содержание общедомового имущества; суммы возмещения затрат на расчетно-кассовое обслуживание, услуги банка, почты по перечислению денежных средств в адрес ресурсоснабжающих организаций и подрядчиков, поскольку эти затраты возлагаются на ресурсоснабжающие организации и подрядчиков, финансируются из их доходов в пределах тарифов.

Налоговый орган заявленные требования не признал. Обжалуемое решение считает законным и обоснованным. Налоговый орган полагает, что Общество, являясь управляющей организацией, в правоотношениях с собственниками помещений, ресурсоснабжающими организациями, подрядчиками, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, выступает в качестве самостоятельного субъекта. Указанное следует, как из правового положения управляющей организации, обязанной осуществлять деятельность по содержанию и ремонту общедомового имущества и одновременно являющейся исполнителем коммунальных услуг, так и из условий заключенных с поставщиками ресурсов и подрядчиками договоров.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

ИФНС России по г. Костроме проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и полноты уплаты ООО «УК Жилстрой», в ходе которой выявлен факт занижения Обществом налогов на общую сумму 2306327 рублей, в том числе:

- налога на добавленную стоимость (НДС) – 737074 руб.;

- налога на прибыль организаций – 673122 руб.;

- налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 1952 руб.;

- единого налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения (УСН) – 894179 руб.

В проверяемом периоде ООО «УК Жилстрой» осуществляло деятельность по управлению эксплуатацией жилого и нежилого фонда на основании 32 заключенных договоров управления многоквартирными домами.

Предметом указанных договоров является оказание Обществом услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в объеме денежных средств, уплачиваемых собственниками по статье «содержание и ремонт жилья», предоставление собственникам коммунальных услуг, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

По условиям договоров, в частности, пункт 3.1.2 договора управления многоквартирным домом, г. Кострома, м-н Давыдовский-3, д.6 (между управляющей организацией и собственником помещения) от 01.04.2012 , Общество обязуется обеспечить проведение следующих видов работ:

- содержание общего имущества многоквартирного дома с учетом его состава, конструктивных особенностей, степени износа и технического состояния;

- текущий ремонт общего имущества согласно перечню таких работ и услуг, указанному в решении Совета дома собственников жилья; на основании предложений управляющей компании;

- капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по отдельному решению собственников многоквартирного дома в объеме денежных средств, выделяемых на эти цели собственниками и (или) администрацией города;

- сбор и вывоз ТБО и уборка придомовой территории;

- проведение технических осмотров дома по плану.

Также в соответствии с пунктами 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5 указанного договора управляющая компания обязуется:

- обеспечить предоставление собственнику необходимого набора коммунальных услуг в соответствии с федеральными и региональными нормативами потребления и стандартами качества. С целью предоставления собственнику коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающими организациями от своего имени и за счет собственника договоры поставки коммунальных ресурсов;

- производить начисление и сбор платежей, осуществляемых собственником в соответствии с настоящим договором, обеспечивая выставление квитанции-извещения не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным силами специализированной организации за счет средств собственника. Затраты на услуги специализированной организации относятся на лицевой счет дома;

- организовать заключение договоров с подрядчиками, имеющими необходимые навыки, оборудование, лицензии и другие разрешительные документы, о поставке собственнику жилищно-коммунальных услуг, необходимых для использования помещения по назначению, жизнеобеспечения собственника и его семьи, а также поддержания многоквартирного дома, в котором находится принадлежащее собственнику помещение, в надлежащем техническом и санитарном состоянии.

Пункт 4.1 договора устанавливает, что оплата собственником услуг по настоящему договору включает в себя:

- плату за содержание и текущий ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и расходы на содержание управляющей компании (при этом расходы на содержание управляющей компании определяются в размере 15% от начисленных платежей за содержание и ремонт жилого помещения);

- плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (при наличии договора с ресурсоснабжающей организацией).

Аналогичные договоры на тех же условиях заключены Обществом с организациями и индивидуальными предпринимателями – собственниками нежилых помещений и договоры на техническое обслуживание нежилых помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «УК Жилстрой», в том числе:

- договор управления многоквартирным домом б/н от 01.11.2010, заключенный с СРО НП «Союз Строителей Верхней Волги» - собственником помещения по адресу: г. Кострома, 3-й Давыдовский м-н, д. 20А;

- договор управления многоквартирным домом б/н от 23.11.2010, заключенный с ИП Жиганкова Л.В. – собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Кострома, 3-й Давыдовский м-н, д. 20А;

- договор управления многоквартирным домом б/н от 01.07.2011, заключенный с ООО «НовЛаб» - собственником нежилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: г. Кострома, 3-й Давыдовский м-н, д. 28А;

- договор б/н от 01.02.2008, заключенный с ИП Погуляйко М.Ю. на техническое обслуживание нежилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: г. Кострома, Кинешемское ш., д.66;

- договор б/н от 01.08.2012, заключенный с ООО «Комплексное обслуживание лифтов» на техническое обслуживание нежилого помещения, расположенного в жилом доме по адресу: г. Кострома, м-н Давыдовский-3, д.1

Из материалов проверки следует, что для исполнения договорных обязательств перед собственниками многоквартирных домов, Общество заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг:

1) договор от 01.10.2009 № 1126 на отпуск тепловой энергии в горячей воде с ОАО «ТГК №2», согласно которому ОАО «ТГК № 2» (Энергоснабжающая организация) поставляет ООО «УК Жилстрой» (Абоненту) тепловую энергию в горячей воде с расчетной тепловой нагрузкой.

В соответствии с пунктом 2.1.1 раздела 2 настоящего договора ООО «УК Жилстрой» имеет право требовать от Энергоснабжающей организации поставки тепловой энергии в горячей воде в количестве и объемах, определяемых договорными величинами теплопотребления (Приложение №2 к договору). Имеет право передавать принятую по настоящему договору тепловую энергию третьим лицам. В случаях поставки тепловой энергии ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную договором продолжительность, Абонент (ООО «УК Жилстрой») составляет соответствующий акт и требует от Энергоснабжающей организации перерасчет за фактически потребленную тепловую энергию.

Согласно пункту 3.1. раздела 3 настоящего договора Энергоснабжающая организация отпускает Абоненту тепловую энергию в горячей воде до границы эксплуатационной ответственности тепловых сетей. Эксплуатационная ответственность Энергоснабжающей организации на отпуск тепловой энергии ограничивается наружной стеной тепловых камер.

Граница ответственности Энергоснабжающей организации по поставке тепловой энергии ограничивается наружной стеной зданий по адресам многоквартирных домов.

Границы ответственности и обслуживания тепловых сетей потребителей и ответственности Энергоснабжающей организации на отпуск тепловой энергии оформлены Актом, который является вложением № 1 к настоящему договору. В акте указано, что у ООО «УК «Жилстрой» тепловых сетей на балансе нет.

Согласно пункту 5.1. раздела 5 настоящего договора учет отпускаемой тепловой энергии производится по коммерческим приборам учета. Показания приборов учета, опломбируемые энергоснабжающей организацией, снимаются Абонентом, заносятся в журнал регистрации и даются Энергоснабжающей организации по телефону.

Пункту 6.2. раздела 6 настоящего договора Абонент устанавливает, что Абонент производит оплату путем перечисления денежных средств на расчетный счет Энергоснабжающей организации на основании выставленных счетов-фактур и актов приема-передачи тепловой энергии.

ОАО «ТГК № 2» находится на общей системе налогообложения, является плательщиком НДС. Счета-фактуры на оплату за поставленную тепловую энергию в адрес ООО «УК Жилстрой» выставлены с НДС.

2) договор энергоснабжения от 01.05.2008 года № 2718, заключенный между ООО «УК Жилстрой» (Покупатель) и ОАО «Костромская сбытовая компания» (Гарантирующий поставщик), согласно которому Гарантирующий поставщик через присоединенную электрическую сеть ТСО обязуется поставлять электрическую энергию в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства ТСО и электрических сетей, входящих в состав общедомового имущества собственников помещений в МКД.

Поставка электрической энергии Покупателю производится в пределах балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства ТСО и электрических сетей, входящих в состав общедомового имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1.3 договора).

Оплата электрической энергии производится Покупателем до 25 числа месяца, следующего расчетным, за фактически принятое количество электроэнергии по средствам учета электрической энергии на основании счета-фактуры, полученного Покупателем от Гарантирующего поставщика.

ОАО «Костромская сбытовая компания» находится на общей системе налогообложения, является плательщиком НДС. Счета-фактуры на оплату за поставленную тепловую энергию в адрес ООО «УК Жилстрой» выставлены с НДС.

3) договор от 01.04.2009 № 1894 на поставку тепловой энергии в горячей воде с ООО «КТЭК», согласно которому ООО «КТЭК»   (Ресурсоснабжающая организация) через присоединенную сеть поставляет «Исполнителю» (ООО «УК Жилстрой») тепловую энергию в горячей воде для нужд населения.

Учет количества отпускаемой Исполнителю тепловой энергии производится по приборам, установленным в узлах учета. Приемка тепловой энергии Исполнителем производится по показаниям приборов учета тепловой энергии. Показания снимаются Исполнителем и передаются в письменном виде ресурсоснабжающей организации (п.6.1 договора).

Согласно пункту 4.1 раздела 4 настоящего договора ресурсоснабжающая организация поставляет тепловую энергию в виде горячей воды до границы ответственности, оформленной соответствующими актами. Исполнитель принимает тепловую энергию на границе эксплуатационной ответственности. Границы ответственности за состояние и обслуживание тепловых сетей устанавливаются актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон (приложение № 2 к договору). Согласно акту ответственность энергоснабжающей и транспортирующей организации по отпуску тепловой энергии ограничивается наружной стеной зданий домов (пр. Березовый, д.20, и пр. Студенческий, д. 21/14).

Оплата за потребленную энергию осуществляется Исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет ресурсоснабжающей организации.

ООО «КТЭК», находясь на общей системе налогообложения, выставляло счета-фактуры с НДС.

4) договор от 01.12.2014 № 1894 с ОАО «Костромская областная энергетическая компания» (ОАО «КОЭК») на поставку тепловой энергии в горячей воде в адрес ООО «УК Жилстрой».

Настоящий договор распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 14.05.2013.

Согласно пункту 1.1 договора ресурсоснабжающая организация (ОАО «КОЭК») через присоединенную сеть поставляет исполнителю (ООО «УК «Жилстрой») тепловую энергию в горячей воде надлежащего качества, а исполнитель оплачивает принятую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.

Ресурсоснабжающая организация поставляет тепловую энергию до границы эксплуатационной ответственности сторон. Исполнитель принимает тепловую энергию до границы эксплуатационной ответственности (пункт 4.1 договора). Граница ответственности – наружная стена жилых зданий домов.

Приемка тепловой энергии производится по показаниям коммерческих поверенных приборов учета исполнителя, установленных на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем.

Расчеты производятся на основании выставленных ресурсоснабжающей организацией исполнителю счетов-фактур и актов сдачи-приемки оказанных услуг.

ОАО «КОЭК» находится на общей системе налогообложения, является плательщиком НДС. Счета-фактуры на оплату за поставленную тепловую энергию в адрес ООО «УК «Жилстрой» выставлены с НДС.

5) договоры от 01.01.2008 № 2014/1 и от 15.05.2008 № 2014/2 с ООО ИСПО «Костромагорстрой» на оказание услуг по электроснабжению жилых домов, расположенных в м-не Давыдовский-3, д. 14а, д.20, находящихся в управлении ООО «УК Жилстрой».

ООО ИСПО «Костромагорстрой» находится на общей системе налогообложения, является плательщиком НДС. Счета на оплату в адрес ООО «УК «Жилстрой» выставлены с НДС.

В целях исполнения принятых в рамках договоров управления обязательств по предоставлению услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов Общество заключило договоры с подрядчиками:

1) договор возмездного оказания услуг от 27.12.2010 № 613/2 с ООО «Экрон-САХ», согласно которого ООО «Экрон-САХ» (Исполнитель) оказывает ООО «УК Жилстрой» (Заказчик) услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов;

2) договор от 01.07.2011 № 1/АДС с ООО «Жилстрой», согласно которому ООО «Жилстрой» (Подрядчик) выполняет для ООО «УК Жилстрой» (Заказчик) работы по локализации и ликвидации аварий и аварийных ситуаций и работы по устранению их последствий (за исключением работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту) на внутридомовых сетях электроснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации в жилом фонде;

3) договор подряда от 01ю01.2010 № УК-73/10 с ООО Жилстрой», согласно которому ООО Жилстрой» (Подрядчик) выполняет для ООО УК «Жилстрой» (Заказчик) работы по эксплуатации, техническому обслуживанию, текущему ремонту и санитарному содержанию жилищного фонда и придомовых территорий многоквартирных жилых домов;

4) договор б/н от 01.01.2012 с ООО «Жилстрой» на выполнение работ для ООО «УК «Жилстрой» капитального характера на общедомовом имуществе многоквартирных домов;

5) договоры от 01.03.2009 № 10-2009 и от 30.09.3014 № 26-2014, заключенные с ООО «Комплексное обслуживание лифтов» на осуществление для ООО «УК Жилстрой» услуг и работ по хранению, содержанию лифтов в исправном состоянии, техническому обслуживанию (текущему ремонту), аварийно-техническому обслуживанию лифтов в многоквартирных домах;

6) договор от марта 2013 года № 1 с ИП Лебедева С.Ю. на оказание услуг по уборке мест общего пользования находящихся в управлении Общества многоквартирных домов.

Также в проверяемом периоде Общество привлекало и иных подрядчиков для выполнения работ в целях оказания услуг и работ по содержанию общедомового имущества обслуживаемых многоквартирных жилых домов.

Поскольку из заключенных договоров не следует, что Общество оказывает посредническую деятельность, а в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями, подрядчиками и населением выступает самостоятельным субъектом – исполнителем коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общедомового имущества, налоговым органом платежи населения за коммунальные услуги и за услуги по содержанию и ремонту общего имущества включены в доходы Общества.

ООО «УК Жилстрой» заключены агентские договоры:

- от 07.06.2010 с ООО «АО Строитель», согласно которому ООО «УК «Жилстрой» (Принципал) поручает, а ООО «АО «Строитель» (Агент) берет на себя обязательства совершать от имени и за счет Принципала действия по начислению платежей собственникам МКД за услуги, оказываемые Принципалом, а также иные действия, связанные с расчетами за ЖКУ;

- от 12.06.2010 с ОАО «ЕИРКЦ», согласно которому ООО «УК Жилстрой» (Принципал) поручает, а ОАО «ЕИРКЦ (Агент) берет на себя обязательства совершать от имени и за счет Принципала организацию работ по ведению аналитического учета и начислению платы за приобретенные коммунальные услуги по подогреву воды, а также иные действия, связанные с расчетами за ЖКУ.

При этом Агент обязуется организовать прием платежей от собственников за оказываемые Принципалом услуги через кассы банков, почты на расчетный счет Агента. Ежедекадно (ООО «АО «Строитель) или ежедневно (ОАО «ЕИРКЦ») перечислять на расчетный счет Принципала денежные средства, поступающие от собственников за оказанные Принципалом услуги. Принципал обязуется предоставить необходимую информацию об услугах для выполнение Агентом обязательств по договору в разрезе лицевых счетов (пункт 3.2.1 договора с ООО «АО «Строитель», пункт 2.2.1 договора с ОАО «ЕИРКЦ».

Размер агентского вознаграждения по вышеуказанным договорам составляет 3% от денежных средств, оплаченных собственниками за услуги, предоставленные Принципалом.

По условиям договоров с ресурсоснабжающими организациями и с подрядчиками ресурсоснабжающие организации (ООО «КТЭК») и подрядчики (ООО «Экрон-САХ», ООО «Комплексное обслуживание лифтов», ИП Иванов А.В., ИП Волкова А.В, ИП Лебедева С.Ю.) последние возмещают Обществу затраты на расчетно-кассовое обслуживание и сбор денег от населения за процент от перечисленных в адрес этих организаций денежных средств собственников многоквартирных домов.

Также согласно заключенным договорам управления ООО «УК Жилстрой» вправе по решению собрания собственников распоряжаться общим имуществом (Сдача в аренду, размещение оборудования, предоставление в пользование и т.д.), с последующим использованием денежных средств от хозяйственного оборота общего имущества на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также иные цели, установленные собственниками.

ООО «УК Жилстрой» заключены договоры на предоставление в аренду имущества и договоры с арендаторами на техническое обслуживание нежилого помещения:

- договор от 01.03.2013 № УК-81/10 с ООО «Мясной Мир» на аренду нежилого помещения;

- договоры от 01.03.2012 б/н, от 01.11.2012 № 86/40 с ООО «Комплексное обслуживание лифтов» на аренду нежилых помещений;

- договор от 01.01.2010 № УК-75/10 с ООО «БизнесИНФО» на предоставление площадей под размещение рекламных стендах в кабинах лифтов многоквартирных домов.

Средства, поступившие Обществу от предоставления общедомового имущества в аренду и суммы возмещения расходов на расчетно-кассовое обслуживание, полученные Обществом от ресурсоснабжающих организаций и подрядчиков включены налоговым органом в состав внереализационных доходов.

С учетом вышеизложенного, по итогам проверки Обществу доначислены следующие налоги:

- НДС – 737074 руб.;

- налог на прибыль – 673122 руб.;

- единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения – 894179 руб.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) на суммы недоимок начислены пени.

По итогам проверки ИФНС России по г. Костроме принято решение от 19.04.2016 № 14-45/27 о привлечении ООО «УК Жилстрой» к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), пункту 1 статьи 119 НК РФ (непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах налоговой декларации в налоговый орган по мету учета).

Решением УФНС России по Костромской области от 20.06.2016 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 346.11 НК РФ УСН организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, уплачивающие налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

Исходя из положений статьи 249 НК РФ, доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных в расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно статьи 250 НК РФ в целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы: в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в статье 251 настоящего Кодекса.

Аналогично в пункте 1.1 статьи 346.15 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиком при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Статьей 346.13 НК РФ установлены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения. Пунктом 4 данной статьи установлено, в частности, что налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения в случае, если по итогам отчетного (налогового) периода его доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили предельный размер - 60 000 000 рублей.

Поскольку в 4 квартале 2013 года Обществом превышен предельный уровень дохода, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения, оно утратило право на применение упрощенной системы налогообложения с 01.10.2013.

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях настоящей главы относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации); внереализационные доходы.

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 250 настоящего Кодекса с учетом положений настоящей главы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализацией товаров (работ, услуг) является передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).

Согласно подпунктам 29, 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации: реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Статья 154 НК РФ регламентирует порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг).

В ходе проверки установлено и подтверждено в судебном заседании, что денежные средства, поступающие ООО «УК Жилстрой» от физических лиц-собственников помещений, собственников нежилых помещений и арендаторов помещений обслуживаемых Обществом многоквартирных жилых домов в оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, налогоплательщиком в качестве доходов не учитывались при исчислении налогов. Инспекцией при определении налоговых обязательств Общества были учтены в качестве доходов указанные денежные средства, а в качестве расходов – платежи Общества ресурсоснабжающим организациям и расходы, связанные с оказанием услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов.

Проанализировав условия договоров управления многоквартирными домами, договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями и агентских договоров на расчетно-кассовое обслуживание с ООО «АО Строитель» и ОАО «ЕИРКЦ», а также обстоятельства, связанные с фактическим их исполнением, налоговый орган правомерно установил, что Общество в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений не выступало в качестве посредника, правовое положение налогоплательщика в части предоставления коммунальных услуг и услуг по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества многоквартирных домов собственникам помещений соответствовало правовому положению исполнителя коммунальных услуг. При этом общество выступало в качестве самостоятельного субъекта по отношению как к ресурсоснабжающей организации, так и к собственникам жилых помещений.

Доводы заявителя о том, что из анализа заключенных договоров его правовое положение как управляющей организации в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений и услуг по содержанию имущества многоквартирных домов соответствует положению агента в правоотношениях между принципалом и агентом, агентом и третьими лицами, установленных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому, как считает налогоплательщик, денежные средства, поступающие в оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомового имущества не подлежат включению в состав доходов в соответствии со статьями 346.15 и 251 НК РФ, судом отклоняются.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать такой способ управления многоквартирным домом, как его управление управляющей организацией.

В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как определено статьей 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В проверяемый период указанные взаимоотношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Согласно Правилам N 354, «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В силу пункта 8 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил, в том числе управляющая организация. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10 , 11 и 12 Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Таким образом, по своей правовой природе договор управления многоквартирным домом является договором возмездного оказания услуг, положения которого урегулированы главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. Особенности указанного договора определены, в том числе, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также ЖК РФ.

Для управляющей организации законом определена обязанность предоставления коммунальных услуг в дополнение к деятельности по содержанию и ремонту общего имущества.

Так, в соответствии с пунктом 31 Правил N 354, в обязанности исполнителя, наряду с иными, входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; а также заключение с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Исполнитель наделен правом требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, уплаты неустоек (штрафов, пеней); требовать от потребителя полного возмещения убытков, возникших по его вине, в случае невыполнения обязанности допускать в занимаемое им жилое или нежилое помещение представителей исполнителя; приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.

Общество как управляющая организация не осуществляет посредническую деятельность, его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг.

Из условий договора управления многоквартирным домом, определяющих предмет и обязанности сторон, не следует, что данные условия отвечают обязательным условиям договора комиссии, а, значит, правоотношения в рамках договора управления многоквартирным домом не вытекают из договора комиссии. Исходя из изложенного, правоотношения управляющей компании с собственниками помещений в многоквартирном доме основаны на договоре, в соответствии с которым компания как исполнитель приняла на себя обязательства по выполнению работ и услуг по управлению, содержанию (техническому обслуживанию) и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также по предоставлению в помещения дома коммунальных и иных указанных в договоре услуг.

Из содержания указанного договора следует, что именно Общество является лицом, предоставляющим собственникам коммунальные услуги и оказывающим собственникам услуги по содержанию и ремонту общего имущества такого дома, несущим ответственность за обеспечение качественного и своевременного выполнения таких услуг и получающим плату за выполнение соответствующих работ и услуг.

При таких обстоятельствах заявитель выступал в качестве самостоятельного субъекта по отношению как к ресурсоснабжающим организациям, так и к собственникам жилых помещений.

Как следует из расчетов доначисленных налогов, приведенных в оспариваемом решении и в письменных пояснениях (т. 3, л.д. 50-62) налоговым органом учтены все документально подтвержденные расходы общества. При доначислении НДС из налоговой базы исключены доходы общества от операций по реализации работ (услуг), освобожденных от налогообложения на основании подпунктов 29-30 пункта 3 статьи 149 НК РФ, учтены налоговые вычеты общества, связанные с осуществлением облагаемых НДС операций. Возражений по расчету доначисленных налогов Обществом не приведено.

Доводы Общества о неправомерном включении инспекцией при расчете единого налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, и налога на прибыль во внереализационные доходы доходов от предоставления общедомового имущества в аренду и доходов в виде возмещения затрат на расчетно-кассовое обслуживание отклоняются судом как не основанные на фактических обстоятельствах дела и противоречащие положениям НК РФ.

Согласно представленным в ходе рассмотрения дела заявителем протоколов общих собраний собственников помещения многоквартирных домов, собственники поручили Обществу заключить договоры на использование организациями, предоставляющими телекоммуникационные услуги, общедомового имущества, а полученные средства относить на лицевой счет дома, строка «содержание». Во исполнение указанных решений Общество заключило соответствующие договоры.

В соответствии с пунктом 3.2.9 договора управления Общество имеет право использовать денежные средства от хозяйственного оборота общего имущества на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также иные цели, устанавливаемые собственниками.

Проверкой установлено, что налогоплательщик учитывал данные доходы в налогооблагаемой базе при расчете единого налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения. Данных о расходовании полученных денежных средств на содержание и ремонт имущества, а также решений собственников по распоряжению полученными средствами на конкретные цели в ходе проверки не установлено. Следовательно, полученные от передачи общего имущества в аренду денежные средства принадлежат арендатору – ООО «УК Жилстрой».

Что касается включения во внереализационные доходы сумм возмещения ресурсоснабжающими и подрядными организациями затрат Общества на расчетно-кассовое обслуживание, налоговый орган установил, что Общество, самостоятельно покупая ресурсы и услуги, не может для поставщиков и подрядчиков оказывать возмездные услуги по сбору платежей, так как для конечного потребителя (собственника) Общество в силу закона само обязано оплачивать данные ресурсы и услуги. В соответствии с пунктом 8 статьи 250 НК РФ инспекция правомерно отнесла доходы в виде возмещения затрат на расчетно-кассовое обслуживание к внереализационным доходам налогоплательщика.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела, относятся на заявителя.

Учитывая, что действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ) (пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"), суд возвращает Обществу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей как излишне уплаченную за рассмотрение заявления о принятии обеспечительных мер.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилстрой», г. Кострома, м-н Давыдовский-3, дом 2А, ОГРН 1064401002225, ИНН 4401060526, зарегистрированному в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Костроме 18.01.2006, выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в размере 3000 рублей, уплаченной по платежному поручению от 07.07.2016 № 685.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья Л.А.Максименко