НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Костромского области от 04.05.2018 № А31-12170/2017


                  АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № A31-12170/2017

г. Кострома                                                                                           11 мая 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена   04 мая 2018 года.

Полный текст решения изготовлен   11 мая 2018 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Максименко Любови Алексеевны,  рассмотрев заявление Закрытого акционерного общества «СМП -214», г. Кострома, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области, г. Кострома, о признании недействительным в части решения от 30.08.2017 № 91 и обязании устранить допущенные нарушения,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балакиревым А.С.

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Сердюк С.Н., доверенность от 19.01.2018, Чистяков А.А., доверенность от 22.05.2017,

от ответчика – Панасюк М.М., доверенность от 09.01.2018 № 5, удостоверение № 16, Овчаренко С.В., доверенность от 09.01.2018 № 1, удостоверение № 9,

установил:

Закрытое акционерное общество «СМП-214» (далее – заявитель, ЗАО «СМП-214», Общество), г. Кострома, обратилось в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (далее - УПФР в г. Костроме Костромской области, Управление) о признании недействительным решения от 30.08.2017 № 91 в части начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 294302, 13 руб., пени в сумме 30816, 21 руб., штрафа в сумме 58860, 43 руб.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования. Оспариваемое решение просит признать недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 291622, 05 руб., пени в сумме 30255, 34 руб., штрафа в сумме 58324, 42 руб. Суду пояснил, что в ходе выездной проверки УПФР в г. Костроме Костромской области выявлен факт занижения ЗАО «СМП-214» базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, в том числе на сумму 5189160, 24 руб. для начисления дополнительных страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений в пользу работников профессий «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций» и «электросварщик ручной сварки», входящих в Список производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Управлением с указанной суммы доначислены страховые взносы в размере 294302, 13 руб., пени в сумме 30816, 21 руб. Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью  2 статьи 47 Федерального закона  от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее – Федеральный закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 58860, 43 руб.

В ходе рассмотрения дела заявителем представлены документы, свидетельствующие, что работники данных профессий, за исключением монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Комиссарова Д.В., были заняты на вредных работах менее 80% рабочего времени, в связи с чем заявитель уточнил заявленные требования.

По мнению заявителя, работники Общества, занятые менее 80% рабочего времени на спорных видах работ, не обладают правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и, соответственно, отсутствует обязанность для начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, произведенным данным работникам.

УПФР в г. Костроме Костромской области, не опровергая наличия у страхователя документов, подтверждающих занятость работников спорных профессий менее 80% рабочего времени на вредных работах, за исключением монтажника Комиссарова Д.В., полагает, что исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу  согласно части 2 статьи 58  Федерального закона  № 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта  наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Управлением была проведена выездная проверка в отношении ЗАО «СМП-214»   по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

В ходе проверке установлено, что Обществом не начислены и не уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам, установленным частями 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона  N 212-ФЗ  и статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, виды указаны в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Индивидуальные сведения по застрахованным лицам профессий «электросварщик ручной сварки» и «монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций» сданы без кода льготы.  По условиям трудовых договоров застрахованных лиц указанных профессий следует, что при отсутствии работ по основной профессии работник может быть привлечен к работам подсобного рабочего 4 разряда (дополнительная профессия).

В ходе проверки из представленных страхователем документов невозможно установить наличие или отсутствие 80% занятости указанных  работников во вредных условиях труда.   Специальная оценка условий труда отсутствует.

При данных обстоятельствах проверяющими установлено занижение страхователем базы для исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам  на сумму 5189160,24 руб.

По результатам проверки составлен акт от 25.07.2017 № 91.

30.08.2017 Управлением вынесено решение N 91, в соответствии с которым ЗАО «СМП-214»  доначислены страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона  N 212-ФЗ в сумме 294302, 13 руб., пени в сумме 30816, 21  руб., Общество привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Федерального закона  N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 58860, 43 руб.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании указанного решения недействительным в части начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в сумме 291622, 05 руб., соответствующих сумм пени и штрафа.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона  N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 47  Федерального закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2013 применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно пункту 2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.

Согласно названному Списку, помимо прочих, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют  электросварщики ручной сварки (код позиции 23200000-19906), монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (код позиции 2290000а-14612)

В соответствии с пунктом 5 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. 80% рабочего времени определяются исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100% принимается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре.

Таким образом, основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в условиях вредной и опасной среды.

В силу пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001  N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, предусмотренные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1-18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1-18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

В пункте 5 Постановления N 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

В  проверяемом периоде Обществом специальная оценка условий труда не проведена. По результатам специальной оценки условий труда в ЗАО «СМП-214» от 14.09.2017  класс условий труда на рабочих местах по спорным работам  не соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда.

Вместе с тем, Общество представило в суд документальное обоснование того обстоятельства, что застрахованные лица (за исключением монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций Комиссарова Д.В.) были заняты на спорных видах работ менее 80% рабочего времени, что исключает их право на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Доказательств обратного Управление не представило, а расчеты занятости рабочих спорных профессий, выполненный Обществом, предварительно Управлением согласованы.  Следовательно, у Общества отсутствует обязанность для начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, произведенным указанным работникам в проверяемый период.

Согласно пункту 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области от 30.08.2017 № 91 признать недействительным в части доначисления страховых взносов в сумме 291622,05 руб., пени в сумме 30255, 34 руб., штрафа в сумме 58324, 42 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области, г. Кострома, ул. Свердлова, дом 120, в пользу Закрытого акционерного общества «СМП -214», г. Кострома, ул. Ю. Смирнова, дом 4, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                           Л.А. Максименко