610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-13914/2019
г. Киров
12 мая 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2020 года
В полном объеме решение изготовлено 12 мая 2020 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Едоминой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания c использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Рязановой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610002, <...>)
к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 610000, Россия, <...>)
об оспаривании представления от 18.09.2019 №40-23-09/25 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя - ФИО1, по доверенности от 31.12.2019 №50/5;
ответчика - ФИО2, по доверенности от 20.02.2019, копия диплома; П., по доверенности от 09.01.2020, копия диплома;
зам. начальника Контрольно - ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы УФК Кировской области ФИО3,
установил:
федеральное казенное учреждение «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области» (далее по тексту – заявитель, учреждение, ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Кировской области») обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, к Управлению Федерального казначейства по Кировской области (далее по тексту – ответчик, Управление) о признании недействительными пунктов 3, 4 представления от 18.09.2019 №40-23-09/25.
В обоснование заявленного требования учреждение ссылается на правомерное отражение в бухгалтерском учете уменьшения бюджетного обязательства по контрактам от 18.07.2017 №288 и от 13.06.2018 №181818810208200<***>/208, и, соответственно, на отсутствие нарушения в виде предоставления недостоверной бюджетной отчетности. Позиция заявителя основана на том, что в связи с не поставкой и частичной поставкой товара контракты на основании части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, части 1 статьи 420, статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются прекращенными. Со ссылкой на положения Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 №221н, Инструкции №157н (счет обязательства «50200»), выписки из лицевого счета получателя бюджетных обязательств, справки об исполнении принятых на учет бюджетных обязательств, указывает на принятие Управлением положительного решения об изменении бюджетных обязательств и отражение учреждением изменения бюджетных обязательств в соответствии с действующим законодательством. Пояснили, что данные отчетов о бюджетных обязательствах за соответствующие отчетные периоды содержали сведения с учетом измененных бюджетных обязательств и соответствовали данным отчетов Управления о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств за соответствующие периоды. Соответственно, учреждением в Управление представлена достоверная информация. Кроме того, указали, что бюджетные обязательства на допоставленную по контрактам продукцию были зарегистрированы, проверены и поставлены на учет Управлением в 2019 году, что было отражено в оперативной отчетности Управления и бюджетном учете учреждения. В связи с чем, заявитель полагает, что оспариваемое представление не соответствует законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. Подробно позиция заявителя изложена в заявлении и дополнении к нему.
Управление направило письменный отзыв на заявление и дополнение к нему, в которых, возражая против доводов учреждения, просит в удовлетворении заявленного требования отказать. Полагает, что принятие учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае несоответствия продукции условиям контракта является обязанностью заявителя. В течение 2017-2018 годов учреждением не заключались дополнительные соглашения об изменении цены контракта, и решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не принималось, а, значит, цена государственного контракта в течение 2017-2018 годов не менялась и составляла 240680,00 рублей. Вместе с тем, бюджетное обязательство, принятое на основании государственного контракта от 18.07.2017 №288, в бюджетном учете учреждения по состоянию на 31.12.2017 отражено частично в сумме 151480,00 рублей. По состоянию на 01.01.2018 по счету 502.21 и на 01.01.2019 по счету 502.31 в регистрах бухгалтерского учета учреждением не отражено неисполненное бюджетное обязательство 2017 года, принятое на основании государственного контракта от 18.07.2017 № 288, на сумму 89200,00 рублей. В бюджетном учете денежное обязательство на сумму 80000,00 рублей, принято, как денежное обязательство текущего финансового года, а также вновь принято на учет бюджетное обязательство текущего года в сумме 80000,00 рублей, основанием которого является государственный контракт от 18.07.2017 № 288. Со ссылкой на положения Инструкции №157н и Учетной политики учреждения, утвержденной приказом от 30.12.2016 №436, ответчик указывает на то, что поскольку учреждением в течение 2017-2018 годов в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 15 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не принималось, и государственный контракт от 18.07.2017 № 288 не расторгался, основания для уменьшения суммы принятого к бюджетному учету бюджетного обязательства на 89200,00 рублей и отражения изменений в принятое бюджетное обязательство в отчетности за 2017 год и 2018 год у учреждения отсутствовали. Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом (п. 312 Инструкции № 157н). То есть, остатков на счетах 502.11 и 502.12 не должно быть, принятые, но неисполненные обязательства 2017 года подлежат перерегистрации в 2018 году. При оформлении перерегистрации должно быть соблюдено требование о не превышении доведенных до казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств на 2018 год. Также неисполненное бюджетное обязательство 2017 года, принятое на основании государственного контракта от 18.07.2017 № 288, на сумму 89200,00 рублей, не отражено учреждением в регистрах бухгалтерского учета по состоянию 01.01.2019. Ссылку заявителя на Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 30.12.2015 №221н, Управление находит необоснованной, поскольку в своем учете учреждение отражает данные первичных документов, а не органов Федерального казначейства. В отношении бюджетного обязательства, принятого на основании государственного контракта на поставку шин для транспортных средств от 13.06.2018 № 181818810208200<***>/№208, на сумму 289575,00 рублей, указали, что в оборотно-сальдовой ведомости по счету 502.11 за 2018 год по коду бюджетной классификации 188 0302 084 03 9 20 19 214 по кредиту счета 502.11 данное бюджетное обязательство не отражено. Названное бюджетное обязательство в бюджетном учете учреждения аннулировано 03.07.2018, вместе с тем, размер договорной стоимости государственного контракта, послужившего основанием для возникновения данного бюджетного обязательства, в 2018 году не изменялся, государственный контракт не расторгался. Соответственно, отсутствовали основания для внесения изменений в принятое бюджетное обязательство в части снижения расходных обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году, и в бюджетном учете учреждения сумма бюджетного обязательства, принятого на основании заключенного государственного контракта от 13.06.2018, необоснованно аннулирована. Принятое, но неисполненные бюджетное обязательство по государственному контракту от 13.06.2018, подлежит перерегистрации в 2019 году в сумме 289575,00 рублей. По состоянию 31.01.2019 в регистрах бухгалтерского учета учреждением не отражено неисполненное бюджетное обязательство 2018 года, принятое на основании государственного контракта от 13.06.2018, на сумму 289575,00 рублей, однако, данное бюджетное обязательство исполнено в 2019 году за счет ЛБО, утвержденных учреждению на 2019 год. Необоснованное уменьшение и аннулирование бюджетных обязательств по указанным выше контрактам, а также отсутствие перерегистрации неисполненных бюджетных обязательств по ним на следующие за отчетным финансовые годы повлекли предоставление учреждением недостоверной бюджетной отчетности за соответствующие годы. Помимо этого, ответчик указывает на исполнение учреждением оспариваемого представления в полном объеме. Подробно доводы Управления приведены в письменном отзыве на заявление и дополнении к нему.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, суд установил следующее.
На основании приказов Управления от 27.06.2019 № 315, от 16.07.2019 № 332, от 05.08.2019 №345 в период с 02.07.2019 по 13.08.2019 в отношении ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Кировской области» проведена плановая выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании и осуществлении отдельных закупок для обеспечения федеральных нужд в проверяемый период 2017 – истекший период 2019.
По результатам проверки составлен акт выездной плановой проверки в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Кировской области» от 13.08.2019, в котором зафиксированы, в том числе, следующие нарушения:
- в нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 312, 318 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, пункта 71 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, учреждением в 2017 году в бюджетном учете необоснованно уменьшено бюджетное обязательство, возникшее на основании государственного контракта от 18.07.2017 № 288, заключенного на сумму 240680,00 рублей, а неисполненные бюджетные обязательства по данному государственному контракту на сумму 89200,00 рублей не перерегистрированы на следующие за отчетным финансовые годы, что повлекло предоставление недостоверной бюджетной отчетности за 2017 год и 2018 год, а именно в: отчетах о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) на 01.01.2018 и на 01.01.2019 по строке по коду бюджетной классификации 188 0302 084 03 9 20 19 214 в графах 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» и 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств» сумма бюджетных обязательств занижена на 89200,00 рублей;
- в нарушение пункта 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 312, 318 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н, пункта 71 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н, учреждением в 2018 году в бюджетном учете необоснованно аннулировано бюджетное обязательство, возникшее на основании государственного контракта от 13.06.2018 № 181818810208200<***>/208, заключенного на сумму 289575,00 рублей, а неисполненные бюджетные обязательства по данному государственному контракту на сумму 289575,00 рублей не перерегистрированы на следующий за отчетным финансовый год, что повлекло предоставление недостоверной бюджетной отчетности за 2018 год, а именно в: отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) на 01.01.2019 по строке по коду бюджетной классификации 188 0302 084 03 9 20 19 214 в графах 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» и 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств» сумма бюджетных обязательств занижена на 289575,00 рублей.
На основании результатов проверки учреждению выдано представление от 18.09.2019 №40-23-09/25 о принятии мер по устранению причин и условий совершения бюджетных нарушений в течение 30 календарных дней со дня получения настоящего представления.
Не согласившись с пунктами 3, 4 представления от 18.09.2019 №40-23-09/25, учреждение 03.10.2019 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Письмом от 16.10.2019 №50/2881 ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Кировской области» сообщило Управлению о рассмотрении заявителем представления от 18.09.2019 №40-23-09/25 и отчиталось о принятии конкретных мер по устранению причин и условий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, указанных в представлении. К письму приложена информация о принятых мерах по устранению причин и условий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, установленных выездной плановой проверкой в ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Кировской области» за период с 01.01.2017 по 01.07.2019.
Рассмотрев информацию об исполнении представления от 18.09.2019 №40-23-09/25, Управление письмом от 18.10.2019 сообщило учреждению о снятии представления с контроля за исполнением.
Вышеуказанные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В силу положений части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, порядок применения бюджетных мер принуждения установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса (пункт 1).
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (пункт 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (пункт 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Федеральный закон №402-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 1 которого под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (пункт 1 статьи 9 Федерального закона №402-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона №402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона №402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее также Единый план счетов) и Инструкция по его применению (далее также Инструкция №157н).
Инструкция №157н устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета, обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук (далее, в целях настоящей Инструкции - бухгалтерский учет) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами (пункт 1 Инструкции №157н).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции №157н бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.
Согласно пункту 3 Инструкции №157н при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую.
Правила санкционирования расходов экономического субъекта установлены в разделе VI Инструкции №157н.
В силу пункта 308 Инструкции №157н счета предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства (в части кассового исполнения федерального бюджета) показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, прогнозных показателей по доходам, поступлениям источников финансирования дефицита бюджета, сумм, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее - сметные (плановые, прогнозные) назначения соответственно по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также для ведения учета учреждениями, органами Федерального казначейства принимаемых, принятых (отложенных) учреждениями обязательств (денежных (авансовых) обязательств) (далее при совместном упоминании - обязательства).
В целях осуществления учета обязательств под обязательствами учреждения понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.
Денежные обязательства представляют собой обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Согласно пункту 309 Инструкции №157н объекты учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам: 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»; 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»; 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»; 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»; 90 «Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)».
Пунктом 310 Инструкции №157н предусмотрено, что операции по санкционированию обязательств принимаемых, принятых (отложенных) в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых (отложенных) и неисполненных обязательств прошлых лет.
Изменения в показателях бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также обязательств участника бюджетного процесса, обязательств учреждения (далее - принятые обязательства), денежных (авансовых) обязательств, утвержденные (принятые) в установленном порядке в течение текущего финансового года (далее - внесенные изменения), отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов экономического субъекта, предусмотренных настоящей Инструкцией и соответствующей по типу учреждения Инструкцией по применению Плана счетов: при утверждении увеличения показателей - со знаком «плюс»; при утверждении уменьшения показателей - со знаком «минус» (пункт 311 Инструкции №157н).
В соответствии с пунктом 312 Инструкции №157н по завершению текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся.
Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом.
Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года.
Согласно пункту 318 Инструкции №157н счет 50200 «Обязательства» предназначен для учета учреждениями, органами Федерального казначейства показателей обязательств текущего (очередного) финансового года, первого и второго года планового периода, иных очередных годов (за пределами планового периода) и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели обязательств.
Учет обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие (возникновение) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований к документам, предусмотренных порядком учета бюджетных и денежных обязательств органами Федерального казначейства санкционирования оплаты денежных обязательств, установленных финансовым органом.
Приказом учреждения от 30.12.2016 №436 утверждена Учетная политика учреждения на 2017 год, в соответствии с пунктом 5.12.1 которой принятые бюджетные обязательства отражаются в бюджетном учете по заключенным государственным контрактам (договорам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при их регистрации в размере договорной стоимости.
Согласно пункту 5.1 Учетной политики на 2017 год санкционирование расходов учреждения осуществляется в соответствии с разделом 6 приложения 2 Инструкции №157н.
Пунктом 5.3 Учетной политики на 2017 год предусмотрено, что операции по санкционированию обязательств, принимаемых, принятых в текущем финансовом году учреждением, формируются с учетом принимаемых, принятых и не исполненных обязательств прошлых лет. Изменения в показателях бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также принятых обязательств, денежных (авансовых) обязательств, утвержденные (принятые) в установленном порядке в течение текущего финансового года, отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов: при утверждении увеличения показателей - со знаком «плюс»; при утверждении уменьшения показателей - со знаком «минус» (пункт 5.5 Учетной политики на 2017 год).
В соответствии с пунктом 5.6 Учетной политики по завершению текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся.
Показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом. Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года (пункты 5.7, 5.9 Учетной политики на 2017 год).
Аналогичные положения содержаться в пунктах 5.1, 5.3, 5.5, 5.6, 5.7, 5.9, 5.13.1 Учетной политики учреждения на 2018 год, утвержденной приказом учреждения от 29.12.2017 №458.
Приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее также Инструкция №191н).
Согласно пункту 71 Инструкции №191н (в редакции до приказа Минфина России от 20.08.2019 №131н) при формировании раздела «Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам» получателем бюджетных средств отражаются показатели: в графе 7 - на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» (150211211 - 150211213, 150211221 - 150211226, 150211231, 150211232, 150211241, 150211242, 150211251 - 150211253, 150211261 - 150211263, 150211290, 150211310 (в части расходов бюджета), 150211320 - 150211340, 150211530) в сумме кредитовых оборотов по счету.
Как следует из материалов дела, учреждением в 2017 году заключен государственный контракт на поставку автомобильных шин для служебного автотранспорта от 18.07.2017 №288 на сумму 240680,00 рублей. В ходе приемки результата поставки продукции приемочной комиссией заказчика установлено, что часть продукции не соответствует условиям контракта, в связи с чем, учреждением принята часть продукции на сумму 151480,00 рублей (акт от 04.08.2017 приемки продукции по государственному контракту от 18.07.2017 №288). Принятая продукция оплачена учреждением в сумме 151480,00 рублей платежным поручением от 27.09.2017 №205747. В течение 2017-2018 годов учреждением не заключались дополнительные соглашения об изменении цены контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не принималось, цена контракта не менялась и составляла 240680,00 рублей. В апреле 2019 года учреждением принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 18.07.2017 №288. Головной исполнитель в течение 10-дневного срока с даты получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставил продукцию, в ходе приемки которой приемочной комиссией заказчика установлено, что часть продукции не соответствует условиям контракта, в связи с чем, учреждением принята часть продукции на сумму 80000,00 рублей (акт от 30.04.2019 приемки продукции по государственном контракту). Принятая продукция оплачена учреждением в сумме 80000,00 рублей платежным поручением от 27.05.2019 №561368.
На основании государственного контракта на поставку автомобильных шин для служебного автотранспорта от 18.07.2017 №288 учреждением в 2017 году принято бюджетное обязательство на сумму 240680,00 рублей. Сумма, принятого к бюджетному учету бюджетного обязательства по данному контракту, уменьшена учреждением 07.08.2017 на сумму не принятых автомобильных шин: на 89200,00 рублей. 31.12.2017 учреждением по данному бюджетному обязательству произведено закрытие счетов санкционирования завершаемого финансового года в сумме 151480,00 рублей. Таким образом, бюджетное обязательство, принятое на основании государственного контракта от 18.07.2017 №288, заключенного на сумму 240680,00 рублей, в бюджетном учете учреждения по состоянию на 31.12.2017 отражено частично, то есть в сумме 151480,00 рублей. Соответственно, сумма бюджетного обязательства занижена на 89200,00 рублей.
Суд соглашается с выводом Управления о том, что поскольку в течение 2017 года названный контракт не расторгался, размер договорной стоимости государственного контракта, послужившего основанием для возникновения данного бюджетного обязательства, не изменялся, у учреждения отсутствовали основания для внесения изменений в принятое бюджетное обязательство по государственному контракту от 18.07.2017 №288 в части снижения расходных обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году.
Учреждением 30.04.2019 приняты денежные обязательства в сумме 80000,00 рублей, 20.05.2019 на основании государственного контракта от 18.07.2017 №288 принято на учет обязательство текущего года в сумме 80000,00 рублей. Таким образом, в бюджетном учете денежное обязательство на сумму 80000,00 рублей принято, как денежное обязательство текущего финансового года, а также вновь принято на учет бюджетное обязательство текущего года в сумме 80000,00 рублей, основанием которого является государственный контракт от 18.07.2017 №288. Данные обязательства исполнены учреждением в мае 2019 года за счет лимитов бюджетных обязательств, утвержденных учреждению на 2019 год.
В соответствии с положениями пункта 312 Инструкции №157н принятые, но не исполненные обязательства 2017 года, подлежат перерегистрации в 2018 году в первый рабочий день текущего года. При оформлении перерегистрации должно быть соблюдено требование о не превышении доведенных до учреждения лимитов бюджетных обязательств на 2018 год.
Вместе с тем, по состоянию на 01.01.2018 и на 01.01.2019 в регистрах бухгалтерского учета учреждением не отражено неисполненное бюджетное обязательство 2017 года, принятое на основании государственного контракта от 18.07.2017 №288, на сумму 89200,00 рублей.
Согласно данным отчета о бюджетных обязательствах на 01.01.2018, списка изменений документов на 01.01.2018 «Сведения о принятых и неисполненных обязательств получателя бюджетных средств» в разделе «Сведения о неисполненных бюджетных обязательствах» неисполненные принятые бюджетные обязательства по виду расходов 214 по состоянию на 01.01.2018 отсутствуют.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных положений нормативных документов, суд приходит к выводу о необоснованном уменьшении учреждением в 2017 году в бюджетном учете бюджетного обязательства, возникшего на основании государственного контракта от 18.07.2017 № 288, заключенного на сумму 240680,00 рублей, а также о необоснованном отсутствии перерегистрации неисполненных бюджетных обязательств по данному государственному контракту на сумму 89200,00 рублей на следующие за отчетным финансовые года, что повлекло предоставление недостоверной бюджетной отчетности за 2017 год и 2018 год, а именно в: отчетах о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) на 01.01.2018 и на 01.01.2019 по строке по коду бюджетной классификации 188 0302 084 03 9 20 19 214 в графах 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» и 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств» сумма бюджетных обязательств занижена на 89200,00 рублей.
Учреждением в 2018 году заключен государственный контракт на поставку шин для транспортных средств от 13.06.2018 №181818810208200<***>/№208 на сумму 289575,00 рублей. В ходе проведения приемки результата поставки продукции приемочной комиссией заказчика установлено, что продукция не соответствует условиям контракта, в связи с чем, учреждением продукция в количестве 90 шин на сумму 298575,00 рублей не принята в полном объеме, о чем 02.07.2018 составлен Акт приемки продукции по государственному контракту № 208 от 13.06.2018. В течение 2018 года поставщиком продукция в рамках исполнения данного государственного контракта не поставлялась, учреждением не заключались дополнительные соглашения об изменении цены контракта и не принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В апреле 2019 года учреждением принято решение от 18.04.2019 об одностороннем отказе от исполнения контракта. ООО «АРС» в течение десятидневного срока с даты получения принятого учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставил продукцию, предусмотренную условиями государственного контракта. Поставленная 26.04.2019 продукция принята заказчиком в полном объеме, о чем составлен акт от 29.04.2019. Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта отменено. Принятая продукция оплачена учреждением в сумме 289575,00 рублей платежным поручением от 29.05.2019 №585286.
На основании государственного контракта на поставку шин для транспортных средств от 13.06.2018 №181818810208200<***>/№208 учреждением в 2018 году принято бюджетное обязательство на сумму 289575,00 рублей. Сумма, принятого к бюджетному учету бюджетного обязательства по данному контракту, уменьшена учреждением 03.07.2018 методом красного сторно на 289575,00 рублей, указанное бюджетное обязательство в бюджетном учете учреждения аннулировано.
Суд соглашается с выводом Управления о том, что поскольку в течение 2018 года названный контракт не расторгался, размер договорной стоимости государственного контракта, послужившего основанием для возникновения данного бюджетного обязательства, не изменялся, у учреждения отсутствовали основания для внесения изменений в принятое бюджетное обязательство по государственному контракту от 13.06.2018 №181818810208200<***>/№208 в части снижения расходных обязательств, подлежащих исполнению в текущем финансовом году, а сумма данного бюджетного обязательства в бюджетном учете учреждения аннулирована необоснованно.
Учреждением 26.04.2019 приняты денежные обязательства в сумме 289575,00 рублей, 27.05.2019 на основании государственного контракта от 13.06.2018 №181818810208200<***>/№208 принято на учет обязательство текущего года в сумме 289575,00 рублей. Данные обязательства исполнены учреждением в мае 2019 года за счет лимитов бюджетных обязательств, утвержденных учреждению на 2019 год.
Поскольку по состоянию на 31.12.2018 государственный контракт от 13.06.2018 не расторгнут, соответственно, бюджетное обязательство, принятое на основании данного государственного контракта, должно быть отражено в бюджетном учете на сумму 289575,00 рублей.
В соответствии с положениями пункта 312 Инструкции №157н принятые, но не исполненные обязательства 2018 года, подлежат перерегистрации в 2019 году в первый рабочий день текущего года.
Вместе с тем, по состоянию на 01.01.2019 в регистрах бухгалтерского учета учреждением не отражено неисполненное бюджетное обязательство 2018 года, принятое на основании государственного контракта от 13.06.2018, на сумму 289575,00 рублей.
В отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) на 01.01.2019 по коду бюджетной классификации 188 0302 084 03 9 20 19 214 не отражены неисполненные бюджетные обязательства по виду расходов 214, принятые на основании государственного контракта от 13.06.2018 на сумму 289575,00 рублей.
Таким образом, в нарушение вышеприведенных положений нормативных документов, учреждением в2018 году в бюджетном учете необоснованно аннулировано бюджетное обязательство, возникшее на основании государственного контракта от 13.06.2018 № 208, заключенного на сумму 289575,00 рублей, неисполненные бюджетные обязательства по данному государственному контракту на сумму 289575,00 рублей не перерегистрированы на следующий за отчетным финансовый год, что повлекло предоставление недостоверной бюджетной отчетности за 2018 год, а именно в: отчете о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) на 01.01.2019 по строке по коду бюджетной классификации 188 0302 084 03 9 20 19 214 в графах 7 «Принятые бюджетные обязательства, всего» и 11 «Не исполнено принятых бюджетных обязательств» сумма бюджетных обязательств занижена на 289575,00 рублей.
Довод заявителя о том, что в связи с не поставкой и частичной поставкой товара контракты считаются прекращенными, отклоняется судом, как противоречащий положениям пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
С учетом этого, заявитель обязан доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.
В нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, свидетельствующие о безусловном нарушении прав и законных интересов учреждения представлением в оспариваемой части, заявителем не представлено.
Более того, как следует из представленных в материалы дела документов, заявитель рассмотрел представление от 18.09.2019 №40-23-09/25 и отчитался о принятии конкретных мер по устранению причин и условий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, указанных в представлении (письмо от 16.10.2019 №50/2881). Управление письмом от 18.10.2019 сообщило учреждению о снятии представления с контроля за исполнением.
В связи с этим представление Управления в оспариваемой части соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает прав заявителя, не возлагает на данное лицо каких-либо незаконных обязательств.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для признания недействительными пунктов 3, 4 представления Управления Федерального казначейства по Кировской области от 18.09.2019 №40-23-09/25.
В удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 610002, <...>) о признании недействительными пунктов 3, 4 представления Управления Федерального казначейства по Кировской области от 18.09.2019 №40-23-09/25, отказать.
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья С.А. Едомина