АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-14415/2016 «21» сентября 2016 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конкиной И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению муниципального унитарного предприятия «Управление городским хозяйством» города Осинники, г. Осинники (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Кемеровской области, г. Осинники (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления от 29.06.2016 № 2
без вызова сторон,
у с т а н о в и л:
муниципальное унитарное предприятие «Управление городским хозяйством» города Осинники (далее – МУП «УГХ» г. Осинники, заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 29.06.2016 № 2 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области (далее – МРИ ФНС № 5 по КО, административный орган, инспекция).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В обоснование требования заявитель указывает, что касса предприятия это бухгалтерский счет, который отражает поступление, движение, выдачу наличных денежных средств, а кассовая книга это лишь учетная ведомость в которой отражаются операции с наличными денежными средствами. Таким образом, на предприятии не может быть более одной кассы предприятия. Соответственно, все денежные средства, поступившие в проверяемый период, были оприходованы в кассу предприятия. Кроме того, указывает, что административным органом грубо нарушены нормы действующего законодательства при проведении проверки, а именно на то, что проверка проводилась по двум направлениям: порядок применения контрольно-кассовой техники и деятельность по приему платежей и ведения кассовых операций.
Административный орган с требованиями заявителя не согласен. Полагает, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, полностью доказан, а проверка проведена в строгом соответствии с действующим законодательством. Более подробно возражения изложены в отзыве на заявление, имеющемся в материалах дела.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки установлены нарушения требований пунктов 4.6, 5.2 Указаний № 3210 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 г., что привело к не оприходованию, не полному оприходованию в кассу предприятия наличных денежных средств в размере 55 528 256, 25 рублей. Также выявлены нарушения пунктов 4.3, 6.1 Типовых правил эксплуатации ККТ № 104 от 30.08.1993 г., что зафиксировано в акте проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники № 2 от 24.06.2016 и протоколе об административном правонарушении № 2 от 27.06.2016.
По результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Постановлением № 2 от 29.06.2016 МУП «УГХ» назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив фактические материалы дела, суд признает требование заявителя не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в организации, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.
В соответствии с пунктом 4.6 Указа Центрального банка РФ от 11.03.2014г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Платежный агент, банковский платежный агент (субагент) для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), ведет отдельную кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Пунктом 5.2 Указания Указа Центрального банка РФ от 11.03.2014г. «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» предусмотрено, что приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).
В силу пункта 4.3 Типовых правил эксплуатации ККТ № 104 от 30.8.1993, в случае ошибки кассира - операциониста:
- при вводе суммы и невозможности погашения чека в течение смены неиспользованный чек актируется в конце смены;
- в выдаче сдачи покупателю (клиенту) при возникновении спора покупатель имеет право потребовать у администрации снятия кассы;
- составить и оформить совместно с администрацией предприятия акт по форме N 54 (приложение N 5) о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, погасить их, наклеить на лист бумаги и вместе с актом сдать в бухгалтерию (где они хранятся при текстовых документах за данное число);
- записать в "Книгу кассира - операциониста" суммы, выплаченные по возвращенным покупателями (клиентами) чекам, и количество напечатанных на день нулевых чеков;
- кассир-операционист не имеет права: снимать кассу без разрешения администрации;
- не выдавать кассовый чек покупателю (клиенту).
В соответствии с пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации ККТ № 104 от 30.8.1993 при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:
- подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
- составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.
Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу кассира - операциониста".
По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром - операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно - кассовой машины.
После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира - операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» МУП «УГХ» является платежным агентом.
Таким образом, заявитель обязан был для учета наличных денег, при осуществлении деятельности платежного агента вести отдельную кассовую книгу.
В ходе проверки Инспекцией выявлено, что в нарушение пункта 4.6 Указаний № 3210 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 г. МУП «УГХ» не ведет отдельную кассовую книгу для учета наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, что выразилось в не оприходовании в данную кассу организации сумм принятых от населения в качестве сборов за капитальный ремонт, по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, за услуги электроснабжения, согласно агентских договоров № 10-13 от 01.04.2013, № 14-13 от 01.04.2013, № 09-13 от 01.04.2013, № 11-13 от 01.04.2013, № 46-1-14 от 24.11.2014, № 16-13 от 01.04.2013, № 24-14 от 27.07.2014, № 111-01-2015 от 01.12.2015 за период с 10.04.2016 по 10.06.2016 в сумме 55 528 256 руб. 25 коп.
С учетом изложенного, поскольку факт неполного оприходования наличных денежных средств, подтверждается материалами дела, то суд приходи к выводу о правомерном привлечении учреждения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
МУП «УГХ» г. Осинники в обоснование своих доводов указывает на тот факт, что МРИ ФНС № 5 по КО грубо нарушены нормы действующего законодательства Российской Федерации при проведении проверки МУП «УГХ» г. Осинники, а именно, проверка проводилась по двум направлениям: порядок применения контрольно-кассовой техники и деятельность по приему платежей и ведения кассовых операций», что, по мнению налогоплательщика, противоречит требованиям приказов Министерства финансов России № 132н и 133н от 17.10.2011 г.
При этом, в соответствии с поручением № 27 от 10.06.2016 инспектор проверил МУП «УГХ» на предмет соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 г. N° 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»; Указаний от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»; ФЗ-103 от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»; Федерального закона о внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, осуществление надзора и контроль за проведением лотерей согласно Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении положений о территориальных органах федеральной налоговой службы» п. 6.1.5 приложения.
Процедура проверки установлена «Административным регламентом исполнения Федеральной Налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей», утвержденного приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 133н от 17.10.2011 г.
В ходе проверки инспектор действовал в строгом соответствии с требованиями названного регламента, в том числе к срокам проведения проверки. В соответствии с пунктом 19 «Административного регламента исполнения Федеральной Налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей» срок проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения руководителя.
Поручение предъявлено руководителю МУП «УГХ» 10.06.2016, проверка окончена 24.06.2016, таким образом, проверка длилась 10 рабочих дней.
Нарушение установлено в рамках проверки по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях. Проверки по каким-либо иным «направлениям» инспекция не проводила.
Заявитель не назвал ни одной нормы права, нарушение которой повлекло бы принятие процессуально необоснованного решения.
Кроме того, форма поручения о проведении проверки не установлена нормативно правовым актом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины учреждения в минимальном размере в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом также не нарушены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку факт нарушения и вина учреждения подтверждены представленными материалами, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, оснований для признания оспариваемого постановления № 2 от 29.06.2016 о назначении административного наказания незаконным не имеется.
В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Заявленное требование оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в десятидневный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья И.В. Конкина