НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Кемеровской области от 21.01.2020 № А27-21374/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000 Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

http://www.kemerovo.arbitr.ru, E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело №А27-21374/2019

«24» января 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «21» января 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено «24» января 2020 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Иващенко А.П., при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Прокопенковой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», город Кемерово (ОГРН 1034205040935,
ИНН 4205049090)

к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №18), город Кемерово (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)

о признании недействительным решения №18000102 от 06.08.2019,

при участии:

от заявителя: Чевтайкина Н.А. по доверенности от 04.02.2019, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица: Ромадина Ю.Е. по доверенности от 01.01.2020, паспорт, диплом,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (далее – заявитель, Общество, АО «УК «Кузбассразрезуголь») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал №18) (далее – заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения №18000102 от 06.08.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 2807,84 руб.

Определением суда от 12.09.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 06.11.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что доводы ФСС о необоснованном применении обществом районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда (далее – МРОТ) при сравнении его с фактическим заработком основаны на неверном толковании норм трудового законодательства и законодательства о социальном страховании. При назначении пособий по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, установленные ч. 1.1 ст.14 Закона № 255-ФЗ правила применяются, если средний дневной заработок, исчисленный за расчетный период, меньше среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ, то для сравнения МРОТ, установленный на день страхового случая, должен быть увеличен на районный коэффициент. Поскольку на территории Кемеровской области к заработной плате установлен районный коэффициент 1,3, то для расчета пособий по временной нетрудоспособности, исчисление среднего дневного заработка должно производится из МРОТ с учетом районного коэффициента. Заявитель не согласен с позицией Фонда о том, что размер пособия по временной нетрудоспособности при нарушении режима и, если фактический средний заработок ниже МРОТ, необходимо исчислять из МРОТ. По мнению заявителя, ФСС неверно подсчитан размер среднего дневного заработка, исчисленного из МРОТ - 203,97 руб., при этом расчет не приведен ни в акте выездной проверки, ни в решении ФСС. Подробно доводы изложены в заявлении.

Возражая против заявленных требований, ГУ КРОФСС в отзыве не согласно с доводами по заявлению, считает принятое решение законным и обоснованным. Подробно доводы изложены в отзыве на заявление.

В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил признать недействительным решения №18000102 от 06.08.2019 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 3190,76 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал уточненные требования. Представитель Фонда возражал против удовлетворения требований.

Изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон, суд установил следующее.

Государственным учреждением - Кузбасским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (филиал №18) была проведена выездная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 - обособленного структурного подразделения «Автотранс» АО «УК «Кузбассразрезуголь», по результатам которой вынесено решение № 18000102 от 06.08.2019 о непринятии к зачету расходов на сумму 26899,70 рублей на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Посчитав указанное решение незаконным и необоснованным в части и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере социального страхования, изучив позиции сторон, суд считает заявленные Обществом требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акта и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/8 от 01.07.1996 и статья 201 АПК РФ).

По начислению пособия по временной нетрудоспособности на сумму районного коэффициента суд указывает следующее.

Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ), а также в Положении об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение об особенностях порядка исчисления пособий).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

В соответствии с частями 4, 5.1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 и 11 Федерального закона № 255-ФЗ. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с частями 3.1 и 3.2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ, на 30,4.

Согласно пункту 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий
(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.03.2011 № 120, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2011) в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 данного Положения, не имело заработка, а также, в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.

В соответствии с правилом, установленным в статье 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии с частью 1 статьи 316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 № 601 «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты» в Кемеровской области введен коэффициент к заработной плате в размере 1,3.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, размер пособия, выплачиваемого работнику по временной нетрудоспособности, в расчете за полный календарный месяц не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом.

При этом в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер такого пособия в расчете за полный календарный месяц не может быть меньше минимального размера оплаты труда, увеличенного на установленный районный коэффициент.

Иное толкование норм приводит к дискриминации прав застрахованных лиц в зависимости от района и местности осуществления их трудовой деятельности.

Так как районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, то он подлежит применению на первом этапе пособия - исчисления среднего дневного заработка, как из фактического отработанного времени, так и из минимального размера оплаты труда.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при определении размера пособия работнику исчисление среднего дневного заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

В связи с изложенным, непринятие к зачету расходов в сумме 1582, 84 руб. является незаконным.

По эпизодам переплаты пособия по временной нетрудоспособности
Игнатенко А.В. в сумме 304,15 рублей, Кузнецову С.А. в сумме 278,13 рублей,
Скоблику А.Н. в сумме 1025,64 рублейсудом установлено следующее.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

Согласно статье 12 Закона № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона № 125-ФЗ назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.

Статьей пункту 1 части 2 статьи 8 Федерального закона № 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов: 1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи, - со дня, когда было допущено нарушение; 2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 статьи, - за весь период нетрудоспособности.

Суд отмечает, что позиция Фонда о том, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности следует применять пункт 11.1 Положения № 375 «Об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007, основана на ошибочном толковании норм права, так как районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - исчислении среднего дневного заработка, в связи с чем при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

Поскольку на территории Кемеровской области к заработной плате установлен районный коэффициент 1,3, Обществом расчет пособия по временной нетрудоспособности правомерно осуществлен исходя из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.03.2015 № 302-КГ15-1324 по делу № А19-7565/2014, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 № ВАС-5881/14 по делу № 27-8955/2013, постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 14.03.2014 по делу № А27-8955/2013 и др.

Доказательств нарушения заявителем действующего законодательства при исчислении среднего дневного заработка, рассчитанного из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента Фондом социального страхования в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

Доводы Фонда в указанной части не принимаются судом как основанные на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, решение Фонда социального страхования в оспариваемой части является незаконным и необоснованным, а требования заявителя подлежащими удовлетворению.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Согласно статье 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

Удовлетворяя заявленные требования, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей суд, в силу статьи 110 АПК РФ, относит на государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

требования Акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 18 г. Кемерово) о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 06.08.2019 № 18000102 в сумме 3190 (три тысячи сто девяносто рублей) 76 копеек.

Обязать Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 18 г. Кемерово) в пользу Акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», город Кемерово (ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.

Судья А.П. Иващенко