АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
650000, г. Кемерово, ул. Красная, 8 сайт www.kemerovo.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кемерово Дело №А27- 2306/2008-6
« 9 » апреля 2008 года
Резолютивная часть решения оглашена 8 апреля 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено 9 апреля 2008 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Семенычевой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новожиловой И.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интерком», г. Новосибирск
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий
о признании незаконным решения налогового органа
при участии:
от заявителя: Блажевой А.Е. – директора, решение № 4 от 01.08.2006 (паспорт); Фроловой А.В. – юриста, доверенность от 05.03.2008 (паспорт);
от налогового органа: Кашина А.С. – специалиста 1 разряда юридического отдела, доверенность № 11 от 09.01.2008; Шабуровой Е.С. – заместителя начальника отдела камеральных проверок, доверенность № 3 от 09.01.2008; Прокоьфева Е.В. – начальника отдела ресурсных платежей, имущественных и прочих налогов Управления ФНС по Кемеровской области, доверенность № 40 от 09.01.2008; Красновской А.А. – старшего государственного налогового инспектора юридического отдела Управления ФНС по Кемеровской области, доверенность № 39 от 09.01.2008.
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Интерком» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области от 12.02.2008 № 1699 в части доначисления налога на игорный бизнес за март 2005 г. в размере 5 250 рублей.
В обоснование заявленных требований представитель заявителя, ссылаясь на нормы ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» за март 2005 г. вправе уплачивать налог на игорный бизнес по ставке, действовавшей в момент государственной регистрации общества в качестве юридического лица.
Представитель налогового органа требования заявителя считает не обоснованными, полагая, что поскольку началом деятельности общества в сфере игорного бизнеса является 2005 год, то есть после вступления в силу Главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, должна применяться ставка на игорный бизнес действующая на момент реального осуществления деятельности – 2005 г., а не в 2003 г. когда деятельность по организации игорного бизнеса налогоплательщиком не осуществлялась. Подробно возражения изложены в письменном отзыве.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав обстоятельства и материалы дела, судом установлено следующее:
10.09.2007 общество с ограниченной ответственностью «Интерком» представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за март 2005 г. указав ставку налога, установленную на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица, Законом Кемеровской области от 29.01.2003 № 1-ОЗ «О внесении изменения в Закон Кемеровской области от 23.12.98 № 65-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области» в сумме 2250 рублей за каждый игровой автомат.
По результатам проведенной камеральной проверки налоговым органом 12.02.2008 вынесено решение № 1699 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному решению налоговый орган установил занижение суммы налога на игорный бизнес на 5250 рублей, но в связи с имеющейся переплатой по данному налогу в сумме 5250 рублей отказал в привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением Общество с ограниченной ответственностью «Интерком» обратилось в суд.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Интерком» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.07.2003.
22.02.2005 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области поставлено на налоговый учет в обособленное подразделение «Интерком - Ленинск-Кузнецкий».
Согласно статье 365 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации игровой автомат является объектом обложения налогом на игорный бизнес.
Согласно пункту 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (пункт 4 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации).
Деятельность по организации игорного бизнеса в г. Ленинск-Кузнецкий осуществлялась обществом с марта 2005 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.1998 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» минимальный размер ставки налога в месяц составляет 7,5 минимального размера оплаты труда за каждый игровой автомат.
Пунктом 2 статьи 5 Закона № 142-ФЗ предусмотрено, что конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации, превышающие минимальные размеры ставок налога, установленные пунктом 1 статьи 5, определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе увеличивать конкретные размеры минимальных ставок налога, но не более чем в пять раз.
На момент регистрации общества (10.07.2003) действовал Закон Кемеровской области от 29.01.2003 № 1-ОЗ « О внесении изменения в Закон Кемеровской области от 23.12.98 № 65-ОЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области», статьей 1 которого ставка налога на игорный бизнес на каждый объект налогообложения в расчете на месяц за один игровой автомат была установлена в размере 22,5 минимального размера оплаты труда.
Федеральным законом от 27.12.2002 № 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» Федеральный закон от 31.07.1998 № 142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес» признан утратившим силу с 01.01.2004 в связи с введением в действие главы 29 Налогового кодекса РФ "Налог на игорный бизнес».
Статья 369 Налогового кодекса РФ предоставляет право установления налоговой ставки субъектам Российской Федерации.
С 01.01.2004 статьей 1 Закона Кемеровской области от 26.11.2003 № 61-ОЗ «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» ставка налога на игорный бизнес на территории Кемеровской области за один игровой автомат установлена в сумме 6000 рублей.
А с 01.01.2005 Законом Кемеровской области от 25.11.2004 83-ОЗ «О внесении изменения в Закон Кемеровской области от 26.11.2003 № 61-ОЗ «Об установлении ставок налога на игорный бизнес» ставка налога на игорный бизнес была увеличена и составила за один игровой автомат 7500 рублей.
Поскольку Общество с ограниченной ответственностью «Интерком» соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 88-ФЗ от 14.06.1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» отнесено к субъектам малого предпринимательства, то в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 данного закона (в редакции, действовавшей на дату регистрации общества в качестве юридического лица) в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Постановлением от 19.06.2003 № 11-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что статья 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 37-О от 07.02.2002, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Принимая во внимание, что в силу статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации ставка налога является одним из элементов налогообложения, то ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности предпринимателя ухудшает его положение и создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
При этом, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 № 3597/07, положения абзаца второго части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» гарантируют субъектам малого предпринимательства стабильность режима налогообложения в течение первых четырех лет их деятельности с момента государственной регистрации, а не с момента получения разрешения на занятие конкретными видом деятельности (лицензии).
Следовательно, Общество с ограниченной ответственностью «Интерком» в течение первых четырех лет деятельности вправе уплачивать налога на игорный бизнес с применением ставки, предусмотренной законодательством, действовавшим на момент регистрации его в качестве юридического лица.
Довод налогового органа о том, что использование объектов налогообложения после вступления в силу гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации порождает налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантия абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ суд отклоняет.
Правоотношения, возникающие в связи с исчислением и уплатой налога, являются длящимися правоотношениями, они всегда привязаны к налоговому периоду. Длящиеся правоотношения возникают также тогда, когда законодатель устанавливает гарантии для налогоплательщика на определенный период.
Акт законодательства о налогах и сборах, ухудшающий положение участников налоговых правоотношений, не действует немедленно, поскольку недопустимо обратное действие в отношении длящихся правоотношений по исчислению и уплате налога, возникших до вступления в силу этого акта.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.06.2003 № 11-П и Определении от 04.12.2003 № 445-О, новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ. Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Установив в абзаце 2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Следовательно, нормы Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», отменяющие действие статьи 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», как ухудшающие положение налогоплательщиков, не должны применяться к длящимся правоотношениям.
Иными словами заявитель приобрел право на льготу, предоставленное ему ранее действовавшим законодательством, на срок четыре года, относится к длящимся правоотношениям, к которым не может применяться новый налоговый закон, ухудшающий положение налогоплательщика.
Правовая позиция о недопустимости признания законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, являющихся участниками длящихся налоговых правоотношений, обратной силы, также отражена в Определении Конституционного Суда РФ № 111-О.
Таким образом, отношения по возникновению у налогоплательщика четырехлетнего права на льготу по налогу на игорный бизнес являются длящимися и он вправе был использовать льготу в течение всего срока, на который она была предоставлена. На момент проверки четырех срок, на который была предоставлена льгота, не истек, а следовательно, оснований для доначисления налога на игорный бизнес у ответчика при таких обстоятельствах не имелось.
Довод налогового органа о непредставлении доказательств подтверждающих ухудшение условий, предусмотренных ст. 9 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» суд отклонен, как несоответствующий нормам действующего законодательства.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Данная норма закреплена также пунктом 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Впервые данный принцип был поддержан в Постановлении от 08.10.1997 № 13-П, где со ссылкой на ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 54, ст. 57 Конституции РФ суд заключил, что недопустимо придание законам о налогах обратной силы.
В Определении от 01.07.1999 № 111-О судом была высказана аналогичная позиция: «Если изменившееся налоговое законодательство создает для налогоплательщика менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими, оно не может иметь обратной силы».
Данный конституционный принцип также нашел развитие в Определении от 07.02.2002 № 37-О. КС РФ заключил, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законом обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
При этом не предусмотрено предоставление каких-либо доказательств. Ссылку налогового органа на форму-2 отчета о прибылях и убытках, суд считает, в силу вышеизложенных обстоятельств, необоснованной.
Также суд отклоняет довод налогового органа о том, что субъекты предпринимательской деятельности, начавшие свою деятельность ранее, будут получать ничем не обусловленные налоговые преимущества по сравнению с субъектами предпринимательской деятельности, получившими свой юридический статус позднее.
Принцип равенства, закрепленный в части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации предполагает закрепление в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени. Не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований (Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г. № 5-П)
При этом как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О равенство в налоговом праве реализуется не как уплата налога в одинаковом размере, а как равенство плательщиков - за основу берется фактическая способность к уплате налога на основе сравнения финансовых потенциалов налогоплательщиков. Поэтому принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.
При вышеизложенных обстоятельствах, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области от 12.02.2008 № 1699 в части доначисления налога на игорный бизнес за март 2005 г. в размере 5 250 рублей, суд считает нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности. В связи с чем, требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 101 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы в виде госпошлины в размере 2000 рублей, уплаченной заявителем при обращении в суд платежным поручением от 15.02.2008 № 99186712 суд относит на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 101, 110, 160-170, 201, 180,181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования общества с ограниченной ответственностью «Интерком» удовлетворить.
Признать недействительным в связи с несоответствием нормам Налогового кодекса Российской Федерации решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области от 12.02.2008 № 1699 в части доначисления налога на игорный бизнес за март 2005 г. в размере 5 250 рублей.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Интерком» 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья
Арбитражного суда
Кемеровской области Е.И. Семенычева