АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000
тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05
E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru
http://www.kemerovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Кемерово Дело № А27-27095/2016
07 марта 2017 года
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Драпезо В.Я., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области
об оспаривании постановления от 15.12.2016 г. № 1595 по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищник», ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – «Общество», «ООО «УК «Жилищник») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе (далее – «Управление», «Роспотребнадзор») от 15.12.2016 №1595 по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «далее – «АПК РФ») дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке статьи 123 АПК РФ о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В обоснование требования заявитель указывает, что ООО «УК «Жилищник», является управляющей организацией, выбранной на общем собрании собственников помещений, осуществляет свою деятельность на основании лицензии №48 от 15.04.2015, руководствуясь при этом требованиями действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил №416 в понятие «Управление многоквартирным домом» входит обязанность управляющей компании по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Согласно подпункту «д» пункта 6 Правил №290 в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны организовывать работу по начислению и сбору платы за содержание и ремонт жилых помещений.
При этом, жилищное законодательство Российской Федерации не ограничивает управляющие организации в способах, которыми достигается организация работы по сбору платежей, что позволяет осуществлять сбор денежных средств, поступающих от потребителей как собственными силами, так и с помощью платежных агентов, и посредством использования современных платежных систем.
Таким образом, в целях реализации своей обязанности по обеспечению собственникам возможности осуществления расчетов по их выбору, ООО «УК «Жилищник» организовало работу по сбору денежных средств следующим образом.
Во-первых, посредством внесения наличных денежных средств непосредственно через кассы ООО «УК «Жилищник». Расходы на оказание данной услуги включены в тариф на управление многоквартирным домом в составе тарифа на содержание и ремонт общего имущества МКД. При этом никаких комиссий за прием денежных средств с собственников помещений не взимается.
Во-вторых, привлекло к сбору денежных средств следующих платежных агентов:
- отделения почтовой связи;
- расчетный центр г. Кемерово МП «РИП» посредством сервиса «Личный кабинет», обеспечивающий собственникам возможность осуществлять платежи с использованием сети Интернет;
- финансово-кредитные организации (банки).
Соответственно, собственники имеют возможность оплатить жилищно-коммунальные услуги как в отделениях банков, так посредством эквайринга, то есть - приема к оплате платежных карт в качестве средства оплаты. Эквайринг осуществляется уполномоченным банком-эквайрером путем установки в ООО «УК «Жилищник» платежных терминалов (POS-терминалов).
Таким образом, комиссия, взимаемая при осуществлении собственником платежа посредством платежного терминала, является вознаграждением агента. При этом цена на жилищно-коммунальные услуги для собственников помещений не изменяется, в затраты управляющей организации, входящие в состав тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества, комиссия платежного агента не включена, и таким образом, отсутствует нарушение пункта 4 статьи 16.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон РФ №2300-1»).
Соответственно, комиссия, взимаемая при осуществлении собственником платежа посредством платежного терминала, является вознаграждением агента. При этом цена на жилищно-коммунальные услуги для собственников помещений не изменяется, комиссия платежного агента в затраты управляющей организации, входящие в состав тарифа на содержание и текущий ремонт общего имущества, не включена, и таким образом, отсутствует нарушение пункта 4 статьи 16.1 Закона РФ №2300-1, а потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг.
Подробнее доводы ООО «УК «Жилищник» изложены в заявлении.
Административный орган с требованием не согласен, полагает, что ООО «УК «Жилищник», являясь управляющей организацией, выбранной на общем собрании собственников помещений и осуществляющей свою деятельность на основании лицензии №48 от 15.04.2015, должно руководствоваться требованиями действующего жилищного законодательства.
В соответствии с договорами управления многоквартирным домом, заключенными управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного дома (договор №ЛЗО/6/2012 от 19.05.2012 на предоставление услуг и работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома), собственник поручает, а управляющая компания принимает на себя обязательства от своего имени в интересах и за счет собственника совершать все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ и оказание услуг по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества в нем, предоставлению коммунальных услуг и иных услуг собственнику.
Следовательно, действия управляющей компании по приему платежей от физических лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, оплата коммунальных и иных услуг за счет средств, полученных от названных физических лиц, направлены на обеспечение выполнения управляющей компанией принятых на себя договорных обязательств по управлению многоквартирными домами и предоставлению собственникам жилищно-коммунальных услуг.
ООО «УК «Жилищник» является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с этим применительно к Федеральному закону от 03.06.2009 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – «Федеральный закон №103-ФЗ»), Общество признается поставщиком услуг.
ООО «УК «Жилищник» в нарушение части 4 статьи 16.1 Закона РФ №2300-1 при применении безналичных расчетов посредством банковской карты не обеспечило возможность оплаты услуг путем использования национальных платежных инструментов по выбору потребителя в РЭУ-2 ООО «УК «Жилищник».
Ответственность за нарушение установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) предусмотрена частью 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП РФ») в размере 1% от уплаченной суммы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
Исходя из установленных норм права, предусмотренных частью 4 статьи 16.1 Закона РФ №2300-1, а также из условий договора эквайринга, бремя оплаты комиссионного вознаграждения за безналичный способ оплаты жилищно-коммунальных услуг, не должно возлагаться на потребителя.
Кроме того при проверке в Ремонтно-эксплуатационном управлении №2 Ленинского района ООО «УК «Жилищник» установлено: кассы РЭУ-2 ООО «УК «Жилищник» не оборудованы платежными терминалами (POS-терминалы).
Таким образом, потребитель лишен возможности оплатить выполнение работ и оказание услуг по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества в нем, предоставлению коммунальных услуг и иных услуг в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
ООО «УК «Жилищник» не обеспечило возможность оплаты услуг путем использования национальных платежных инструментов по выбору потребителя в РЭУ-2 ООО «УК «Жилищник».
Ответственность за нарушение установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) предусмотрена частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ.
Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, суд установил.
При проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения от 10.10.2016 №4425-ВН заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области ФИО1, по обращению потребителя ФИО2 (вх. от 28.09.2016 № 1611) по факту взимания ООО «УК «Жилищник» комиссии в размере 1% от суммы оплаты за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, оплачиваемые посредством банковской карты в РЭУ-6 и отсутствия платежных терминалов в РЭУ-2 в отношении ООО «УК «Жилищник» установлено следующее.
Согласно пункта 3 объявления для собственников, размещенного перед окном «Касса», расчеты за жилое помещение и коммунальные услуги банковской картой производятся, в том числе, через платежное оборудование, установленное кредитными учреждениями.
Исполняющим обязанности директора ООО «УК «Жилищник» ФИО3 представлены объяснения, из которых следует, что собственники жилых помещений имеют возможность оплатить жилищно-коммунальные услуги как в отделениях банков, так посредством эквайринга, то есть – приема к оплате платежных карт в качестве средства оплаты. Эквайринг осуществляется уполномоченным банком-эквайрером ПАО «Банк Уралсиб» путем установки в ООО «УК «Жилищник» платежных терминалов (POS- терминалов).
ООО «УК «Жилищник» представлено заявление о присоединении к Условиям организации безналичных расчетов (в т. ч. реализации гостиничных услуг) с использованием карт (эквайринг), па основании которого между ООО «УК «Жилищник» и Филиалом ПАО «Банк Уралсиб» в г. Новосибирск заключен Договор об организации безналичных расчетов с использованием карт (эквайринг) (№Э6026/32590227258 от 21.05.2015) и Договор об организации безналичных расчетов (эквайринг) с использованием оборудования Предприятия (№32590227258 от 21.05.2015) (далее – «Договоры»).
Согласно вышеуказанным Договорам с ООО «УК «Жилищник» взимается комиссионное вознаграждение в пользу банка (процент от суммы операций, проведенных предприятием с использованием карт) и составляет 1%, минимальная фиксированная ставка из расчета на 1 терминал в месяц 2600 российских руб.
По представленным потребителем кассовым чекам: №033193 серия AXU63 сумма оплаты за жилищно-коммунальные услуги составляет 3351.00 руб.; №033194 серия AXU94 сумма оплаты за услуги эквайринга составляет 33.51 рублей. Кассовые чеки сформированы ООО «УК «Жилищник».
В кассовом чеке №033193 серия AXU63 указано: Вас обслуживает ООО «УК «Жилищник», ИНН <***>, ул. Волгоградская, 45А; платежный субагент: ООО «УК «Жилищник», ИНН <***>, ул. Волгоградская, 45А.
Кроме того при проверке в Ремонтно-эксплуатационном управлении №2 Ленинского района ООО «УК «Жилищник» установлено: кассы РЭУ-2 ООО «УК «Жилищник» не оборудованы платежными терминалами (POS-терминалы).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 16.11.2016 в отношение ООО «УК «Жилищник» дела об административном правонарушении посредством составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, в присутствии представителя Общества по доверенности от 01.02.2016 №7 ФИО4
15.12.2016 по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Часть 4 статьи 14.8 устанавливает административную ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Минимальная сумма штрафа, установленного данной статьей для юридических лиц, составляет 30 000 руб.
О наличии в действиях ООО «УК «Жилищник» объективной стороны вмененного ему правонарушения свидетельствуют следующие обстоятельства.
ООО «УК «Жилищник», являясь управляющей организацией, выбранной на общем собрании собственников помещений, осуществляет свою деятельность на основании лицензии №48 от 15.04.2015, руководствуясь при этом требованиями действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с договорами управления многоквартирным домом, заключенными управляющей компанией и собственниками помещений многоквартирного дома (договор № ЛЗО/6/2012 от 19.05.2012 на предоставление услуг и работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома), собственник поручает, а управляющая компания принимает на себя обязательства от своего имени в интересах и за счет собственника совершать все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ и оказание услуг по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества в нем, предоставлению коммунальных услуг и иных услуг собственнику.
Следовательно, действия управляющей компании по приему платежей от физических лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, оплата коммунальных и иных услуг за счет средств, полученных от названных физических лиц, должны быть направлены на обеспечение выполнения управляющей компанией принятых на себя договорных обязательств по управлению многоквартирными домами и предоставлению собственникам жилищно-коммунальных услуг.
ООО «УК «Жилищник» является юридическим лицом, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, в связи с этим применительно к Федеральному закону от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – «Федеральный закон №103-ФЗ»), оно признается поставщиком услуг.
Платежным субагентом в соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона №103-ФЗ является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При этом, исходя из дефиниции понятий, закрепленной в статье 2 указанного федерального закона, поставщик и платежный агент не являются кредитной организацией.
А в соответствии с частью 21 статьи 4 Федерального закона №103-ФЗ кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
В соответствии с пунктом 1.9 Положения Банка России от 24.12.2004 №266-П «06 эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее – «Положение №266-П») на территории Российской Федерации кредитные организации – эквайреры осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (эквайринг).
В силу части 10 статьи 8 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» распоряжение клиента исполняется оператором по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов в размере суммы, указанной в распоряжении клиента. Вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.
Указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств. В данном случае получателем денежных средств является ООО «УК «Жилищник» согласно Договорам эквайринга.
Вместе с тем, статьей 16.1 Закона №2300-1 установлено, что при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
При оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) в соответствии с частью 4 статьи 16.1 Закона №2300-1 запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Таким образом, ООО «УК «Жилищник» в нарушение части 4 статьи 16.1 Закона РФ №2300-1 при применении безналичных расчетов посредством банковской карты с потребителя дополнительно взимается оплата эквайринга в размере 1% от уплаченной суммы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги.
Исходя из установленных норм права, предусмотренных частью 4 статьи 16.1 Закона РФ №2300-1, а также из условий договора эквайринга, бремя оплаты комиссионного вознаграждения за безналичный способ оплаты жилищно-коммунальных услуг, не должно возлагаться на потребителя.
Кроме того при проведении проверки в РЭУ-2 Ленинского района ООО «УК «Жилищник» установлено, что кассы РЭУ-2 ООО «УК «Жилищник» не оборудованы платежными терминалами (POS-терминалы).
Таким образом, потребитель лишен возможности оплатить выполнение работ и оказание услуг по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества в нем, предоставлению коммунальных услуг и иных услуг в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 16.1 Закона РФ №2300-1 продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, у которых доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для микропредприятий.
Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предществующий календарный год для микропредприятий составляет 120 млн. руб.
В соответствии с Отчетом о финансовых результатах за январь-декабрь 2015 года, опубликованного на официальном сайте ООО «УК «Жилищник» kem-uk.ru в рамках раскрытия информации, выручка от продажи услуг составила 725 868 тыс. рублей.
Таким образом, ООО «УК «Жилищник» не обеспечило возможность оплаты услуг путем использования национальных платежных инструментов по выбору потребителя в РЭУ-2 ООО «УК «Жилищник».
Вина ООО «УК «Жилищник» в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в том, что имея возможность соблюсти установленные законом требования, Общество, вместе с тем, не приняло всех необходимых мер для их соблюдения при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих принятию указанных мер.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении подтверждается наличие в действиях ООО «УК «Жилищник» всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ, что при отсутствии обстоятельств, исключающих административную ответственность Общества, является основанием для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности, установленной названной статьей КоАП РФ.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено Управлением с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины Общества в минимальном размере в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ. Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом также не нарушены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Поскольку факт нарушения и вина ООО «УК «Жилищник» подтверждены представленными материалами, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства, имеющих существенный характер, не выявлено, оснований для признания оспариваемого постановления от 15.12.2016 №1595 по делу об административном правонарушении незаконным не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в десятидневный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья В.Я. Драпезо