НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение АС Кемеровской области от 03.09.2014 № А27-12392/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

Тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово                                                                                 Дело № А27-12392/2014

«09» сентября 2014 года

Резолютивная часть объявлена «03» сентября 2014 г.                                                                                           

Текст в полном объеме изготовлен «09» сентября 2014 г.

            Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конкиной И.В.,                  при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Самойловой М.В., рассмотрев  в открытом  судебном заседании дело по  заявлению Закрытого акционерного общества «Газпромнефть-Мобильная карта»,             г. Кемерово (ИНН 4228006286, ОГРН 1024201963081)

к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации,  г. Кемерово (ИНН 4207009857, ОГРН 1024200697663)

о признании недействительными решений,

при участии:

от заявителя: представитель Лякин В.Е., доверенность (копия в деле), паспорт;

от ГУ КРОФСС РФ: представитель Лушова Т.В., доверенность (копия в деле), паспорт,                                                         

у с т а н о в и л:

Закрытое акционерное общество «Газпромнефть-Мобильная карта» (далее – ЗАО «Газпромнефть-Мобильная карта», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Государственного учреждения – Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, (далее – ГУ-КРОФСС РФ, Фонд) № 18000099 от 20.06.2014 г. «О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и № 85 н/с от 20.06.2014 г. «О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Заявитель считает, что ГУ-КРОФСС РФ незаконно не приняты к зачету данные расходы, поскольку все нарушения в оформлении листков нетрудоспособности не опровергают  ни наличие трудовых отношений, ни наличие и характер страхового случая и размер расходов на него. Подробнее доводы изложены в заявлении.

ГУ-КРОФСС РФ в представленном отзыве с доводами и требованиями, изложенными в заявлении ЗАО «Газпромнефть-Мобильная карта», не согласилось. Полагает, что  либо врач допустил ошибку в заполнении листка нетрудоспособности, указав код «36», тогда листок следовало считать испорченным и оформить дубликат, либо врач не отметил нарушение режима и явку гражданина трудоспособным. Листок нетрудоспособности № 063466768375 выдан 26.12.2012 г., когда период нахождения в стационаре был с 17.12.20.12 г. по 29.12.2012 г. вследствие чего сумма расходов произведенных с нарушением установленных правил составила 15 635,62. Подробнее доводы с правовым обоснованием изложены в отзыве.           

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

ГУ-КРОФСС РФ в период с 28.04.2014 г. по 30.04.2014 г. проведена выездная проверка страхователя ЗАО «Газпромнефть-Мобильная карта» правильности расходов заявителя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

По результатам проверки ГУ-КРОФСС РФ составлены акты проверок. На основании актов, представленных возражений приняты решения: № 18000099 от 20.06.2014 г.  о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; № 85 н/с от 20.06.2014 г. о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.  

Полагая, что действия ГУ-КРОФСС РФ не соответствуют требованиям действующего законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

    Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

    Из положений  статьи 13 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании  оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской  или иной экономической деятельности.

    Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входит проверка  соответствия  оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым  актом, решением, действиями 9 бездействием) прав и законных интересов заявителя.

    Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – ФЗ № 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В соответствии со статьей 22 ФЗ № 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от  29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - ФЗ № 255-ФЗ) обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (статья 5 часть 2 ФЗ № 255-ФЗ).

Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 ФЗ № 255-ФЗ. Согласно данной норме пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно пунктам 1, 5 статьи 13 ФЗ № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Пунктом 1 статьи 4.1 ФЗ №255-ФЗ работодателю не дано право отказывать работнику в получении пособия в случае нарушений в оформлении листка нетрудоспособности.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

Наступление такого страхового случая, как временная утрата трудоспособности, подтверждается в установленном порядке оформленным листом нетрудоспособности, является основанием для назначения государственного пособия. Его начисление и выплата осуществляется страхователем по месту работы застрахованного лица.

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 ФЗ № 255-ФЗ, согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.

Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 ФЗ № 255-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 ФЗ № 165-ФЗ, согласно которой предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Таким образом, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется финансирование пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства. Пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, могут быть не приняты ГУ-КРОФСС РФ к зачету.

В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение п. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ), назначено и выплачено пособие по листку нетрудоспособности, выданному с нарушением. Застрахованное лицо представило листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования. Проверкой установлено, что назначено и выплачено пособие по листку нетрудоспособности, выданному с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 г. № 624н (далее - Порядок № 624н), а именно:

- в нарушение  пункта 61 Порядка № 624н выдан листок нетрудоспособности № 063466768375 за период с 17.12.2012 по 29.12.2012 г. на имя Колосова А.В., в котором при закрытии листка, одновременно в строке «Иное» отмечен двухзначный код «36», а в строке «Приступить к работе» указана дата;

- в нарушение пункта 19 Порядка № 624н при выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдан не в день выписки из стационара (листок нетрудоспособности № 063466768375 выдан 26.12.2012 г., когда период нахождения в стационаре был с 17.12.2012 по 29.12.2012 г.).

В связи с вышеуказанными нарушениями сумма расходов, произведенных с нарушением установленных правил, составила 15 635, 62 рублей, в том числе сумма расходов за счет средств Фонда социального страхования составила 12 027,40 рублей

Считая, что листки нетрудоспособности оформлены с нарушением, ГУ-КРОФСС РФ приняты оспариваемые ЗАО «Газпромнефть-Мобильная карта» решения.

Суд считает неправомерным непринятие ГУ-КРОФСС РФ к зачету расходов, доначисление страховых взносов, взыскание пени, штрафов по вышеуказанным листкам нетрудоспособности.

Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 07.04.2008 № 81, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.

Законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Ф3 «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

В настоящее время действует Инструкция о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденная приказами от 06 октября 1998 г. Министерства Здравоохранения Российской Федерации №291 и Фонда социального страхования Российской Федерации №167. Пунктом 9 Инструкции утвержден порядок возмещения расходов, аналогичный порядку, закрепленному в пункте 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Согласно пункту 61 Порядка № 624н в строке «Иное» указывается двузначный код 36, если «в случае, когда гражданин после выдачи или продления листка нетрудоспособности на приём не являлся, а при очередном посещении признан трудоспособным».

В письме от 14.09.2011 г. №14-03-11/15-8605 Фонд социального страхования РФ разъяснил, в каких случаях заполняется строка «Иное» кодом 36: «Оформление листка нетрудоспособности в случае если гражданин после выдачи или продления листка нетрудоспособности на приём не являлся, осуществляется в соответствии с главой IX Порядка. Если при очередном посещении гражданин был признан трудоспособным, в строке "Отметки о нарушении режима» листка нетрудоспособности указывается код"24".

Заполнение строки «Иное» будет иметь значение для страховщика только в том случае, если содержащийся в ней код «36» будет действительно означать, что работник после определённой ему врачом даты окончания болезни (в данном случае 29.12.2012 г.) к врачу на приём не явился и, следовательно, невозможно сделать вывод о том, продолжается ли страховой случай (временная нетрудоспособность) или нет.

Из сопоставления дат явки пациента КолосоваА. В. на приём к врачам видно, что он не допускал нарушения режима и неявки к врачу: освобождение от работы указано в период с 17.12.2012 г. по 29.12.2012 г., что соответствует периоду пребывания его в стационаре, приступить к работе указано с 30.12.2012 г.

Код «36» в указанном листке нетрудоспособности мог бы означать пропуск явки к врачу только в том случае, если бы имелся временной разрыв между датой освобождения от работы (29.12.2012 г.) и датой, с которой предписано приступить к работе (30.12.2012 г.).

Поскольку в рассматриваемом листке нетрудоспособности такой временной разрыв отсутствует, то это означает, что пациент КолосовА. В.  не допускал нарушения режима и неявки к врачу, а код «36» в поле «Иное» внесён ошибочно.

При этом ошибка, допущенная при оформлении листка нетрудоспособности, не может повлиять как на право работника на получение страхового возмещения, так и право работодателя принять это возмещение к расходам.

Ошибка, допущенная в листке нетрудоспособности № 063 466 768 375, не опровергает факта наличия трудовых отношений между застрахованным и страхователем, факта наличия страхового случая. Обратное Фондом не доказано.

Обязанность работодателя выплачивать работникам страховое обеспечение предусмотрена статьями 9 и 12 Федерального закона от 16.07.1999 г. №165-ФЗ и не содержит такого исключения, как предъявление работником неправильно оформленного листка нетрудоспособности.

Следовательно, Фонд обязан выплатить страховое возмещение (компенсировать расходы страхователя на выплату страхового возмещения) по данному листку нетрудоспособности, который не опровергает наличие страхового случая.

Указанное толкование закона подтверждается пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ: «Страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов настраховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности».

Указанная норма права накладывает ответственность неправильного оформления листков нетрудоспособности на медицинские учреждения, но эту ответственность они несут не перед страхователем (работодателем), а перед страховщиком.

Несовпадение даты выдачи листка нетрудоспособности и даты выписки из стационара не опровергают ни наличие трудовых отношений, ни наличие и характер страхового случая и размер расходов на него.

Вместе с тем, из материалов проверки следует, что спорный листок нетрудоспособности выдан лицу, проходившим лечение. ГУ-КРОФСС РФ в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, о фальсификации документов в судебном заседании не заявлено. Факт заболевания (травмы) подтвержден материалами дела.

С учетом вышеизложенного, положений статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что вышеуказанные нарушения в оформлении данных листков носили устранимый и несущественный характер.

Нарушения были допущены не обществом, а соответствующим лечебным учреждением, выдавшими листок нетрудоспособности.

С учетом изложенного требование ООО «Газпромнефть-Мобильная карта» подлежит удовлетворению.

В связи с тем, что ООО «Газпромнефть-Мобильная карта» при подаче заявления уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., судебные расходы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации относятся на ГУ-КРОФСС РФ и подлежат взысканию в пользу  заявителя.    

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 180, 181, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование удовлетворить.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.06.2014г. № 18000099 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о привлечении страхователя к ответственности за не исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний  от 20.06.2014г. № 85 н/с.

Взыскать с Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Кемерово, пр. Ленина, 80а, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, запись в единый государственный реестр юридических лиц внесена 29.10.2002г.) в пользу Закрытого акционерного общества «Газпромнефть-Мобильная карта», г.Кемерово (ИНН 4228006286, ОГРН 1024201963081) 2000  (две тысячи) рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в  месячный срок с даты принятия решения в Седьмой арбитражный  апелляционный суд.

Судья                                                                                                И.В.Конкина