Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград
Дело №
А21-1073/2007
15
декабря
2007 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2008 года, полный текст решения изготовлен 15 декабря 2007 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
судьи
Ю.В. Скорняковой
При ведении протокола судебного заседания
судьей
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: ООО «Жилищный трест-Лучший Дом»
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ
3-и лица: УФК Калининградской области,
Министерство социальной политики и труда Калининградской области,
ОГУ «Центр социальной поддержки населения», Министерство финансов Калининградской области
о взыскании 376 682, 02 рублей
при участии представителей сторон:
от истца: В.А. Дьяченков, доверенность от 19.0.08г., паспорт;
от ответчика: извещен, не явился;
от 3-х лиц: Минфин КО – В.Р. Готовка, доверенность от 04.12.2007г., паспорт;
УФК КО– извещен, не явился;
Министерство социальной политики и труда КО – извещен, не явился;
ОГУ – извещен, не явился
установил:
Общество с ограниченное ответственностью «Жилищный трест – Лучший Дом» (далее по тексту – Истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству финансов Российской Федерации (далее по тексту – Ответчик) с иском о взыскании убытков в сумме 373 933 рублей 99 копеек.
Определением арбитражного суда от 08 мая 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной политики и труда Калининградской области.
Определением арбитражного суда от 18 июля 2007 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОГУ «Центр социальной поддержки населения».
Решением суда от 30 октября 2007 года иск был удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 года решение первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 30 июня 2008 года решение первой инстанции и постановление апелляционной инстанции были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Определениями от 09 сентября 2008 года и 24 сентября 2008 года суд к участию в деле в качестве Ответчика привлек Российскую Федерацию, третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований Министерство финансов Калининградской области.
Определением суда от 24 сентября 2008 года суд истребовал у Министерства финансов Калининградской области сведения о том, каким образом были распределены Калининградской областью выделенные из Федерального бюджета денежные средства по указанным в иске льготным категориям граждан.
Ответчик и третьи лица – Управление Федерального казначейства по Калининградской области и ОГУ «Центр социальной поддержки населения», Министерство социальной политики и труда Калининградской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом. Ответчик и третьи лица не представили в материалы дела отзыв на исковое заявление.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Ответчика и третьих лиц.
Представитель Истца, выступив в судебном заседании, поддержал доводы, изложенные в иске, просит иск удовлетворить. Пояснил, что убытки, возникли за период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2006 года на сумму 376 682 рубля 02 копейки (в исковом заявлении сумма указана с арифметической ошибкой) по ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О реабилитации жертв политических репрессий», Указу Президента Российской Федерации от 15 декабря 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».
Материалами дела подтверждается, что между Истцом и ОГУ «Центр социальной поддержки населения» произведена сверка льготных категории граждан, которые проживают в домах, обслуживаемых Истцом. Данные списки приобщены к материалам дела.
Суд, заслушав доводы Сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 4 Закона N 181-ФЗ в редакции от 23.10.2003 установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к ведению федеральных органов государственной власти.
Статьей 17 Закона N 181-ФЗ в названной редакции предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, финансирование расходов, связанных с их реализацией, по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, а по жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета.
Истец предоставлял гражданам, проживающим в жилом фонде, находящимся у Истца в управлении и на техническом обслуживании и содержании жилищно-коммунальные услуги на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в период с 01 января 2004 года по 31 декабря 2006 года, в связи с чем, заявлено требование о взыскании убытков на сумму 176 611 рублей 18 копеек по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Судом установлено, что данная сумма составляет убытки от предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, подтверждается проведенной с ОГУ «Центр социальной поддержки населения» сверкой списков льготных категорий граждан и представленными расчетами.
По мнению суда, требования Истца о возмещении убытков по данной категории граждан подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку документально обоснованы и подтверждены материалами дела. Ответчиком исковые требования не оспорены, позиция Ответчика по заявленным требованиям не представлена.
Предприятие не вправе отказать обратившемуся лицу в предоставлении льготы при наличии к тому законных оснований. Установленные льготы реализованы за счет юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, законом установлено, что данное лицо не должно отвечать по обязательствам, вытекающим из принятых государством законом.
Истцом заявлено требование о взыскании с Ответчика убытков в сумме 51 304 рубля 58 копеек за предоставленные коммунальные услуги льготной категории граждан в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Заявленные требования подтверждены документально, в материалы дела представлены удостоверения, подтверждающие право на льготу.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Закона N 1244-1 (в редакции, действовавшей в спорный период) гражданам, подвергшимся радиации, гарантируется оплата занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50 процентов с установленной платы за пользование телефоном, радио, коллективными телевизионными антеннами (кроме спутниковых) и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
В соответствии со статьей 5 Закона N 1244-1 финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с реализацией Закона в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1, который действовал в период предоставления льгот, утвержден постановлением Правительства от 24.04.1996 N 506.
Согласно пункту 1 указанного Порядка финансирование расходов, связанных с реализацией Закона N 1244-1, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона N 1244-1 (постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 N 85 и от 14.02.2004 N 80 действие Правил было продлено на 2003 и 2004 годы).
В соответствии с пунктом 2 названных Правил предоставление субсидий осуществляется Минфином РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению Правительство Российской Федерации вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.04 № 134Н (с изм. от 30.09.05 и 20.02.06) утверждена форма отчетности 2-РА о финансировании расходов, связанных с реализацией законов о лицах, подвергшихся воздействию радиации, по которой федеральные казначейства субъектов РФ отчитываются перед Министерством финансов РФ и Департаментом бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки. В этой форме предусмотрены различные компенсационные выплаты указанным лицам, но не предусмотрены расходы на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В 2005-2006 годах возмещение расходов на представление льгот указанным выше гражданам должно было быть произведено в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства РФ от 19.11.04 № 652 «Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
Истцом заявлено требований о взыскании с Ответчика убытков на сумму 120 371 рубль 18 копеек за предоставленные коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209.
Заявленная сумма подтверждается документально, имеется сверка с 3-м лицом, представлены соответствующие удостоверения, подтверждающие право на льготу. Представленные документы приобщены к материалам дела.
В соответствии со статьей 10 Закона N 5-ФЗ в редакции от 29.06.2004 за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг.
Кроме того, Истцом заявлено требование о взыскании с Ответчика убытков в сумме 25 468 рублей 57 копеек за предоставленные коммунальные льготы в соответствии с Законом российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Указом Президента Российской Федерации установлено, что льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются за счет тех же источников, что и инвалидам, и участникам Великой Отечественной войны.
В силу пункта "ж" статьи 16 Закона о реабилитации в редакции, действовавшей в спорный период, лица, подвергшиеся политическим репрессиям, имеют право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
В соответствии со статьей 17 названного Закона порядок предоставления льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, действовавшим в момент предоставления льгот.
Пунктом 8 Положения предусмотрено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размера оплаты жилья на 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья. Им предоставляется также скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование коммунальными услугами (водоснабжение, водоотведение, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. Льготы по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в домах всех форм собственности.
Согласно пункту 14 Положения финансирование расходов на предоставление льгот указанной категории лиц производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона о реабилитации (далее - Правила), действие которых продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80.
Согласно пункту 1 Правил расходы, связанные с реализацией названного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств Федерального фонда компенсаций.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18 постановления от 22.06.2006 N 23 (далее - постановление N 23), если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно положениям статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В материалах дела имеется расшифровка льгот, которые Истец предоставлял в заявленном периоде по каждой категории граждан, имеющим право на льготу (лист дела 7, том 1).
Также в материалах дела имеется Справка о получении средств от 26 ноября 2007 года, представленная УФК по Калининградской области (лист дела 39, том 6), согласно которой в 2004 году субвенция из Фонда компенсаций Федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (федеральным категориям ветеранов, чернобыльцам, инвалидов) не предоставлялась.
Согласно Справке Министерства финансов Калининградской области денежные средства, выделенные в виде субвенций, в 2005 году и в 2006 году были израсходованы полностью по целевому назначению.
Доказательств того, что денежных средств на реализацию указанных выше законов и указа было достаточно, суду не представлено, нецелевого использования выделенных денежных средств также не установлено.
Российская Федерация, установив названными законами льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, приняла на себя обязанность и полного возмещения предприятиям расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
На Истца, как на коммерческую организацию не возложено бремя по реализации федеральных законов, выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Государство не отменяло и не приостанавливало действие указанных федеральных законов и указа, поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в Законе о бюджете.
Право требования возмещения Российской Федерацией понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
В соответствии с пунктом 19 постановления N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 названной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи к таким полномочиям относятся вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан.
Принимая во внимание то обстоятельство, что суду не представлены доказательства, опровергающие сведения, содержащиеся в документах, представленных Истцом в обоснование требований к Ответчику, свидетельствующие об отсутствии задолженности или ином ее размере, а также то, что материалами дела подтвержден факт предоставления указанных льгот в заявленном размере, исковое требование о взыскании убытков в сумме 376 682 рубля 02 копейки подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджет, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации», при предъявлении исков согласно статье 16, 1069 ГК РФ должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
На основании вышеизложенного, суд считает требования Истца о взыскании убытков с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, Истцом в заявлено о возмещении судебных расходов, связанных в рассмотрением дела в апелляционной и кассационной инстанциях в сумме 11 212 рублей 60 копеек, подтвержденных документально.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Таким образом, суд считает возможным удовлетворить требование Истца о взыскании с Ответчика понесенных расходов в сумме 11 212 рублей 60 копеек.
При принятии искового заявления к производству Истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
В соответствии с положениями статьи 110 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 9 033 рубля 64 копейки подлежит взысканию с Ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО «Жилищный трест- Лучший Дом» убытки в размере 376 682 рубля 02 копейки, а также в возмещение судебных расходов 11 212 рублей 60 копеек.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9 033 рубля 64 копейки.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Судья Ю.В. Скорнякова