НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 27.11.2012 № А17-6034/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело №А17-6034/2012

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области

о привлечении предпринимателя Никитенко Александра Алексеевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Кинешемская городская прокуратура Ивановской области (далее – заявитель, Прокуратура) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя Никитенко Александра Алексеевича (далее – ИП Никитенко А.А., предприниматель) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Прокуратура указала на выявленный по результатам проверки факт нарушения предпринимателем Никитенко А.А., осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, лицензионных требований и условий. На основании Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.09.2012 года и приложенных к нему материалов административного дела заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.

Никитенко А.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 305370309100026, свидетельство серия 37 № 000964892. Для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом предпринимателем оформлена лицензия вида АСС-37-414108 сроком действия до 07.05.2015 года.

12.09.2012 года Кинешемской городской прокуратурой Ивановской области была проведена проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров, по результатам которой были выявлены следующие нарушения лицензионных требований:

- в нарушение подп. «б» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года N 280 (далее Положение № 280) трудовые отношения с водителями оформлены ненадлежащим образом: в трудовых договорах отсутствует дата, подпись работника и работодателя, дата начала работы; запись в трудовую книжку водителя Шахирханова М.Т. о принятии на работу к предпринимателю Никитенко А.А. не внесена;

- в нарушение подп. «з» п. 4 Положение № 280, п. 2 ч.1 ст.20 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ), п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», п.4 Приказа Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 года «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» предпринимателем не соблюдается режим труда и отдыха водителей;

- в нарушение подп. «з» п. 4 Положение № 280, п. 1 ч.1 ст.20 Закона № 196-ФЗ, п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» предпринимателем не обеспечивается контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

20.09.2012 года Кинешемским городским прокурором в присутствии предпринимателя было вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании указанного Постановления от 20.09.2012 года и иных материалов административного дела, Кинешемская городская прокуратура Ивановской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Никитенко А.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрены пунктом 4 Положения № 280.

Согласно подпункту «з» пункта 4 Положения № 280 к лицензионным требованием при осуществлении данного вида деятельности относится, в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".

Часть 1 статьи 20 Федерального Закона № 196-ФЗ устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В силу ч.ч. 1, 2 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Как следует из материалов дела, копии медицинских справок водителей Шахирханова М.Т., Власова В.А., Рогова А.Е., Яблокова В.Ю. у предпринимателя Никитенко А.А. отсутствуют. Согласно объяснений предпринимателя от 12.09.2012 года медицинские справки находятся у водителей на руках и предпринимателю предоставлены не были. Отсутствие у предпринимателя копий медицинских справок водителей, состоящих с ним в трудовых отношениях, свидетельствует об отсутствии со стороны предпринимателя контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.

В силу пунктов 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 года № 15 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В соответствии с пунктом 25 вышеназванного Приказа продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В нарушение вышеназванных норм, предпринимателем Никитенко А.А. графики сменности водителей не составляются и до их сведения не доводятся. Кроме того, согласно представленным в материалы дела путевым листам № 060551 от 01.09.2012 года, № 060479 от 02.09.2012 года, межсменный отдых водителя Костыгова А.И., при работе с 07ч.00 мин. по 20 ч. 35 мин., составил менее 12 часов.

Факты выявленных нарушений подтверждаются материалами дела, и предпринимателем в объяснениях от 12.09.2012 года и от 20.09.2012 года, данных в ходе производства по административному делу, по существу не отрицались.

При названных обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные нарушения условий осуществления лицензируемой деятельности образуют объективную сторону предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ правонарушения.

Вина предпринимателя в нарушении лицензионных требований и условий доказана материалами административного дела. Доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований лицензионного законодательства, предпринимателем представлено не было.

Таким образом, действия (бездействие) предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения его к административной ответственности.

Предпринимателю Никитенко А.А. также вменяется нарушение подп. «б» п. 4 Положения № 280, выразившееся в том, что трудовые отношения между предпринимателем и водителями оформлены ненадлежащим образом. В подтверждение данного вывода Прокуратурой представлены трудовой договор с работником Шакирхановым М.Т., в котором отсутствует дата договора, дата начала работы, подпись работодателя; трудовой договор с работником Костыговым А.И., в котором отсутствует дата договора; трудовой договор с работником Власовым В.А., в котором отсутствует подпись работника; а также указано на отсутствие записи в трудовой книжке водителя Шахирханова М.Т. о принятии его на работу к предпринимателю Никитенко А.А.

В силу статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Согласно статьи 57 Трудового кодекса если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения.

Из материалов дела следует, что водители Шакирханов М.Т., Власов В.А. и Костыгов А.И фактически осуществляли перевозки пассажиров с ведома и по поручению предпринимателя Никитенко А.А., что свидетельствует о наличии у лицензиата водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор. Нарушения порядка оформления трудовых договоров и трудовых книжек водителей относятся к сфере действия трудового законодательства, в силу чего не могут рассматриваться как нарушения лицензионных требований, установленных подп. «б» п. 4 Положения № 280.

Назначая наказание, суд принимает во внимание тяжесть допущенного нарушения и его последствия, степень вины привлекаемого к ответственности лица, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем считает возможным определить размер административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - 3000 руб.

Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требование Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области удовлетворить.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя Никитенко Александра Алексеевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 руб.

3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Никитенко Александра Алексеевича (04.02.1978 года, место рождения: п. Катангли Ногликского района Сахалинской области, место жительства: Ивановская область, г. Кинешма, пер. 3-й Трудовой, д.9А, кв. 99, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 01.04.2005 года МИФНС № 5 по Ивановской области, ОГРН: 305370309100026, ИНН 370306712230) административный штраф в размере 3000 рублей, который должен быть перечислен по следующим реквизитам:

УФК по Ивановской обл. (Прокуратура Ивановской области)

ИНН 3729009991 КПП: 370201001

Код ОКАТО: 24405000000

Счет получателя: 40101810700000010001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской обл. г. Иваново

БИК банка: 042406001

Код бюджетной классификации: 41511690040046000140

Наименование платежа: штраф по решению суда.

4. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Калиничева М.С.