НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 27.11.2012 № А17-6033/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иваново Дело №А17-6033/2012

Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2012 года.

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению

Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области

о привлечении предпринимателя Батаева Юрия Евгеньевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Кинешемская городская прокуратура Ивановской области (далее – заявитель, Прокуратура) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя Батаева Юрия Евгеньевича (далее – ИП Батаев Ю.Е., предприниматель) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований Прокуратура указала на выявленный по результатам проверки факт нарушения предпринимателем Батаевым Ю.Е., осуществляющим перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, лицензионных требований и условий. На основании Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.09.2012 года и приложенных к нему материалов административного дела заявитель просит привлечь предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.

Батаев Ю.Е. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 307370311800035, свидетельство серия 37 № 001312537. Для осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом предпринимателем оформлена лицензия вида АСС-37-411277 сроком действия: бессрочно.

12.09.2012 года Кинешемской городской прокуратурой Ивановской области была проведена проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров, по результатам которой были выявлены следующие нарушения лицензионных требований:

- в нарушение подп. «б» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года N 280 (далее Положение № 280), трудовые отношения с водителем Гузановым Р.И. не оформлены надлежащим образом: трудовой договор в письменной форме не заключен, запись в трудовую книжку водителя о принятии его на работу к предпринимателю Батаеву Ю.Е. не внесена;

- в нарушение подп. «б» п. 4 Положение № 280, п. 1 ч.1 ст.20, ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п.15 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 года № 302н «Порядок проведения периодических медицинских осмотров», п.29.7 Приложения № 2 к данному Приказу, п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» предпринимателем допущены к работе водители, не имеющие действующей медицинской справки, либо не прошедшие обязательный периодический медицинский осмотр;

- в нарушение подп. «з» п. 4 Положение № 280, п. 2 ч.1 ст.20 Федерального Закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ), п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», п.4 Приказа Минтранса РФ № 15 от 20.08.2004 года «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» предпринимателем не соблюдается режим труда и отдыха водителей;

- в нарушение подп. «з» п. 4 Положение № 280, ч.1, ч.4 ст.20 Закона № 196-ФЗ, РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 "Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом", утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 года предпринимателем допущены к работе водители, не прошедшие инструктаж по безопасности дорожного движения.

20.09.2012 года Кинешемским городским прокурором в присутствии предпринимателя было вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

На основании указанного Постановления от 20.09.2012 года и иных материалов административного дела, Кинешемская городская прокуратура Ивановской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Батаева Ю.Е. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров предусмотрены пунктом 4 Положения № 280.

В соответствии с подп. «б» пункта 4 Положения № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Часть 1 статьи 20 Федерального Закона № 196-ФЗ устанавливает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В силу ч.ч. 1, 2 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

Согласно п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей.

В соответствии с п. 15 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 года № 302н «Порядок проведения периодических медицинских осмотров» частота проведения периодических осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ.

В п. 27.9 Приложения № 2 к данному приказу для видов работ по управлению наземными транспортными средствами установлена периодичность проведения осмотров не реже одного раза в два года.

В нарушение указанных требований предприниматель Батаев Ю.Е. не обеспечил своевременное прохождение водителями, состоящими с ним в трудовых отношениях и допущенных к перевозки пассажиров, медицинского освидетельствования.

В материалы дела представлена медицинская справка 37 АД № 218254 о прохождении медицинского освидетельствования водителем Типаковым А.Н., срок действия которой истек 21.07.2012 года. Действующая медицинская справка у водителя отсутствует.

Кроме того, согласно справки 37 АД № 227368 водитель Асафьев Г.Н., прошел обязательное медицинское освидетельствование в 22.04.2010 году, следующий периодический осмотр водитель должен был пройти до 22.04.2012 года; согласно справки 37 АД № 206416 водитель Волков Н.А., прошел обязательное медицинское освидетельствование в 13.01.2010 году, следующий периодический осмотр водитель должен был пройти до 13.01.2012 года; согласно справки 37 АД № 231237 водитель Делаков Л.А. прошел обязательное медицинское освидетельствование 19.08.2010 года, следующий периодический осмотр водитель должен был пройти до 19.08.2012 года. Сведения о прохождении водителями Асафьевым Г.Н., Волковым Н.А., Делаковым Л.А., медицинского переосвидетельствования отсутствуют.

Указание в медицинских справках 37 АД № 227368, 37 АД №231237, 37 АД № 206416 иных дат прохождения следующего медицинского освидетельствования (по истечении трех лет), противоречит Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 года № 302н «Порядок проведения периодических медицинских осмотров», а также действовавшему на момент выдачи соответствующих справок Порядку проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 (пункт 3.3)

Таким образом, наличие в штате предпринимателя Батаева Ю.Е. водителей транспортных средств, не прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке, является нарушением подп. «б» пункта 4 Положения № 280.

Согласно части 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

В соответствии с п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.

Пунктом 2.3.3. Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 года № 2 «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» установлено, что контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.

В силу пунктов 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 года № 15 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В соответствии с пунктом 25 вышеназванного Приказа продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Как установлено в ходе проверки, согласно записей в путевых листах № 74 от 10.09.2012 года, № 113 от 11.09.2012 года, водитель Гасилов В.А. 10.09.2012 года окончил работу в 21ч.10 мин., а приступил к работе 11.09.2012 года в 06ч.23 мин; согласно записей в путевых листах № 70 от 10.09.2012 года, № 106 от 11.09.2012 года, водитель Крылов М.А. 10.09.2012 года окончил работу в 21ч.30мин., а приступил к работе 11.09.2012 года в 6ч.37мин. Таким образом, межсменный отдых водителей Гасилова В.А., Крылова М.А. составил менее 12 часов. Данный факт свидетельствует о нарушении со стороны предпринимателя установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей.

Согласно части 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Пунктом 2.3.3 Приказа Минтранса N 15 от 30.03.1994 года «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» установлена обязанность владельцев лицензий регулярно информировать водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения.

В соответствии с п.2.2 Приказа Минтранса РФ № 2 от 108.01.1997 года «Об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится также регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте.

Виды инструктажа, порядок их проведения установлен Положением о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом. РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, утв. Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986 года, а также Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 N 28. "Об утверждении межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте".

Из материалов дела усматривается, что работа с водительским составом путем проведения инструктажей по безопасности дорожного движения предпринимателем не проводится. Кроме того, согласно объяснений водителя Гасилова В.А. от 29.08.2012 года, представленных в материалы дела, инструктаж по безопасности дорожного движения в отношении данного водителя, принятого на работу к предпринимателю Батаеву Ю.Е. 20.04.2012 года, не проводился.

Факты выявленных нарушений подтверждаются материалами дела, и предпринимателем в объяснениях от 20.09.2012 года, данных в ходе производства по административному делу, по существу не отрицались.

При названных обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанные нарушения условий осуществления лицензируемой деятельности образуют объективную сторону предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ правонарушения.

Вина предпринимателя в нарушении лицензионных требований и условий доказана материалами административного дела. Доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствовавших надлежащему выполнению требований лицензионного законодательства, предпринимателем представлено не было.

Таким образом, действия (бездействие) предпринимателя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, что является основанием для привлечения его к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, предпринимателю Батаеву Ю.Е. вменяется, в том числе нарушение подп. «б» п. 4 Положения № 280, выразившееся в том, что трудовые отношения с водителем Гузановым Р.И. не оформлены надлежащим образом: трудовой договор в письменной форме не заключен; запись в трудовую книжку водителя о принятии его на работу к предпринимателю Батаеву Ю.Е. не внесена.

В силу статьи 61 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Из материалов дела следует, что водитель Гузанов Р.И. фактически осуществлял перевозки пассажиров с ведома и по поручению предпринимателя Батаева Ю.Е., что свидетельствует о фактическом вступлении в силу трудового договора между водителем и предпринимателем. Ненадлежащее оформление трудовых отношений, а также нарушения порядка оформления трудовых договоров и трудовых книжек водителей относятся к сфере действия трудового законодательства, в силу чего не могут рассматриваться как нарушения лицензионных требований, установленных подп. «б» п. 4 Положения № 280.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 4.1, п.2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ при назначении наказания суд принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.10.2012 года по делу № А17-5363/2012 предприниматель Батаев Ю.Е. был привлечен к административной ответственности за совершение однородного (имеющего единый родовой объект посягательства) правонарушения. На момент совершения предпринимателем рассматриваемых в рамках настоящего дела нарушений срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек.

Учитывая наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд назначает предпринимателю Батаеву Ю.Е. административное наказание в виде административного штрафа в сумме 3500 руб.

Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Требование Кинешемской городской прокуратуры Ивановской области удовлетворить.

2. Привлечь индивидуального предпринимателя Батаева Юрия Евгеньевича к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3500 руб.

3. Взыскать с индивидуального предпринимателя Батаева Юрия Евгеньевича (26.05.1975 года, место рождения: г. Кинешма Ивановской области, место жительства: Ивановская область, г. Кинешма, ул. Дудникова, д.1, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 28.04.2007 года МИФНС № 5 по Ивановской области, ОГРН: 307370311800035, ИНН: 370301672009) административный штраф в размере 3500 рублей, который должен быть перечислен по следующим реквизитам:

УФК по Ивановской обл. (Прокуратура Ивановской области)

ИНН 3729009991 КПП: 370201001

Код ОКАТО: 24405000000

Счет получателя: 40101810700000010001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской обл. г. Иваново

БИК банка: 042406001

Код бюджетной классификации: 41511690040046000140

Наименование платежа: штраф по решению суда.

4. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судья Калиничева М.С.