Арбитражный суд Ивановской области
153022 г.Иваново, ул. Б.Хмельницкого, 59б
тел., факс (4932) 42-96-65
E-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново
Дело №А17-2330/2012
Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2012 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Калиничевой М.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1027600691216, ИНН 7604015500)
о привлечении МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» (ОГРН 1103704000036, ИНН 3704563196) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Смирнова Е.Н. по доверенности от 07.11.2012 года;
от МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение»: Елагина Н.Е. по доверенности от 17.01.2012 г., директор Краснов В.Е. по документу, удостоверяющему личность,
установил:
Верхне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» (далее – предприятие, МУП ЖКХ) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В обоснование заявленных требований административный орган указал на выявленный в ходе проведенной проверки факт осуществления МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» предпринимательской деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта – системы теплоснабжения, без специального разрешения (лицензии). На основании протокола об административном правонарушении № 1494-13/2012 от 02.05.2012 года и иных материалов административного дела заявитель просит привлечь МУП ЖКХ к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» по существу вменяемого правонарушения пояснило, что в марте 2012 года им была подана заявка на выдачу лицензии в Верхне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, на основании которой лицензирующий орган провел проверку и отказал в выдаче лицензии до устранения выявленных в ходе проверки нарушений. В ходе судебного заседания МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» просило принять во внимание, что эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта в отсутствие лицензии осуществлялась им в состоянии крайней необходимости, обусловленной тем, что данный объект обеспечивает теплоснабжение населения, и его остановка в отопительный период могла повлечь негативные социальные последствия. Со своей стороны, МУП ЖКХ приняло все необходимые меры для получения лицензии и на данный момент все выявленные административным органом недостатки, послужившие основанием для отказа в выдаче лицензии, устранены. Учитывая данные обстоятельства МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» просит суд освободить его от ответственности.
Заслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.
В период с 19 по 27 апреля 2012 года Верхне-Волжским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании Распоряжения от 30.03.2012 года № 14и/131 была проведена внеплановая выездная проверка по оценке возможности выполнения соискателем лицензии - МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов – системы теплоснабжения по следующим адресам: Ивановская область, Тейковский район, п. Нерль, ул. Пограничная, д.10Б, Ивановская область, Тейковский район, п. Нерль, ул. Ленина, д.7А.
В ходе проведенной проверки административным органом было установлено, что в нарушение пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» осуществляет предпринимательскую деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта – системы теплоснабжения, в отсутствие лицензии.
По выявленным фактам государственным инспектором отдела технологического надзора по Ивановской области Верхне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с порядком, установленным статьями 28.2, 28.3 КоАП РФ в присутствии законного представителя юридического лица был составлен протокол № 1494-13/2012 от 02.05.2012 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании указанного протокола и иных материалов дела об административном правонарушении Верхнее-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. №599, эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг в соответствии с перечнем согласно приложению. В силу пункта 2 указанного Приложения, к работам и услугам, выполняемым при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, относится использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением №1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением использования муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Материалами дела зафиксировано, что МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» осуществляет предпринимательскую деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта – система теплоснабжения, расположенной по следующим адресам: Ивановская область, Тейковский район, п. Нерль, ул. Пограничная, д.10Б, Ивановская область, Тейковский район, п. Нерль, ул. Ленина, д.7А. Данный взрывопожароопасный производственный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов №А16-04148 от 20.12.2011 г. за МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» по признаку опасности получения, использования, переработки, образования, хранения, транспортирования, уничтожения опасных веществ, определенных приложением № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», использования оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 град.
В соответствии с Приложением № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» природный газ является горючим (воспламеняющимся) веществом.
В соответствии со справочником «Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения» (под ред. А.Н. Баратова, А.Я. Корольченко, Г.Н. Кравчука и др. - М.: Химия, 1990), горючесть газов определяют по наличию концентрационных пределов распространения пламени: если газ имеет пределы распространения пламени, то его относят к горючим газам, если не имеет - к негорючим (с.9). Горючестью называется способность вещества или материала к распространению пламенного горения или тления. По горючести вещества и материалы подразделяют на три группы: негорючие, трудногорючие и горючие (сгораемые). Под горючими веществами понимаются вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (с.11). Природный газ характеризуется в справочнике (с. 213) как горючее вещество, имеющее концентрационные пределы распространения пламени 4,5-13,5 % (об.), нормальную скорость распространения пламени 0,176 м/с.
Как следует из материалов дела, при эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта в отсутствие лицензии МУП ЖКХ выполняются работы и услуги по выработке и отпуску на сторону пара и горячей воды с использованием оборудования, работающего на природном газе. Использование на указанном опасном производственном объекте опасного вещества - природного газа подтверждается сведениями, характеризующими опасный производственный объект.
Из материалов дела следует и МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» не отрицается, что на момент проверки система теплоснабжения по адресам: Ивановская область, Тейковский район, п. Нерль, ул. Пограничная, д.10Б, Ивановская область, Тейковский район, п. Нерль, ул. Ленина, д.7А, эксплуатировалась в отсутствие лицензии на осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта.
Исходя из положений Устава МУП ЖКХ и условий договора на отпуск и потребление тепловой энергии от 01.01.2012 года, заключенного МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» с МУЗ «Тейковская центральная районная больница», осуществление предприятием деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта направлено на извлечение прибыли.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств принятия МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение данного административного правонарушения, которые могли быть оценены в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии его вины, в материалах дела не имеется.
Таким образом, действия (бездействие) МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и являются основанием для привлечения его к административной ответственности.
Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.7 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия признаков крайней необходимости, позволяющих освободить МУП ЖКХ от ответственности за совершенное правонарушение, судом не выявлено.
Оценив совершенное МУП ЖКХ правонарушение, суд пришел к выводу о том, что вред, возможный причинению гражданам и иным абонентам в результате эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта лицом, не подтвердившим своего соответствия лицензионным требованиям и условиям, не может рассматриваться как менее значительный, чем предотвращенный. Доказательств того, что Общество не имело возможности избежать правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, материалы дела не содержат.
Обстоятельства правонарушения и характер объекта, эксплуатировавшего без лицензии, исключают возможность применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Назначая наказание, суд принимает во внимание степень вины привлекаемого к ответственности лица, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем считает возможным определить размер административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1 КоАП РФ - 40 000 руб.
Руководствуясь статьями 170-176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
1. Заявление Верхне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору удовлетворить.
2. Привлечь МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Взыскать с МУП ЖКХ «Нерльское коммунальное объединение» (юридический адрес: Ивановская область, Тейковский район, п. Нерль, ул. Пограничная, д.11; зарегистрировано в качестве юридического лица 12.01.2010 года МИФНС № 2 по Ивановской области, ОГРН 1103704000036, ИНН 3704563196) административный штраф в размере 40 000 рублей, который должен быть перечислен по следующим реквизитам:
УФК по Ивановской области (Верхне-Волжское управление Ростехнадзора)
ИНН 7604015500 КПП: 760401001
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ивановской области
БИК: 042406001
ОКАТО: 24401000000
Счет: 40101810700000010001
КБК: 4981169004004600140
Наименование платежа: штраф по решению суда.
4. Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Калиничева М.С.