НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ивановской области от 19.05.2014 № А17-1963/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г. Иваново, 153022

тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иваново

20 мая 2014 года

Дело №А17-1963/2014

Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 20 мая 2014 года.

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Тимошкина Константина Александровича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Владимировой Г.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Кинешемской городской прокуратуры

к индивидуальному предпринимателю Батаеву Юрию Евгеньевичу (ОГРН: 307370311800035; ИНН: 370301672009)

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Кинешемская городская прокуратура (далее – Прокуратура, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Батаева Юрия Евгеньевича (далее – ИП Батаев Ю.Е., предприниматель) по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований заявитель указал на выявленный в ходе проведенной проверки хозяйствующего субъекта, осуществляющего перевозки пассажиров, факт нарушения предпринимателем условий лицензирования, о чем вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2014 года.

Определением Арбитражного суда Ивановской области от 21 апреля 2014 года заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание, дело назначено к судебному разбирательству.

Кинешемская городская прокуратура, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, заявлений, дополнений, ходатайств суду не представила.

Предприниматель Батаев Ю.Е., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил суду документы по существу вменяемого правонарушения, а также ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

По окончании предварительного судебного заседания суд пришел к выводу о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, отсутствия возражений относительно рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражным судом согласно ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершено предварительное заседание и открыто судебное заседание в первой инстанции. Заявление Кинешемской городской прокуратуры рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в порядке статей 156, 170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд установил следующее.

26.02.2014 года Кинешемской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пассажирских перевозках индивидуальным предпринимателем Батаевым Ю.Е.

В ходе проверки установлено, что ИП Батаев Ю.Е. имеет бессрочную лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) № АСГ-37-411277 от 11.09.2007 г. В состав деятельности включаются следующие работы: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.

В ходе проведенной проверки установлено, что ИП Батаевым Ю.Е. при организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом не соблюдается режим труда и отдыха водителей. А именно: ИП Батаевым Ю.Е. в нарушение требований ст. 20 ч. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения, п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, а также требований ст. 22 ч. 2 п. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, не соблюдается режим рабочего времени водителей, определенный трудовыми договорами. Так, в соответствии с п. 3.1.1 каждого трудового договора в отношении работающих у ИП Батаева Ю.Е. водителей установлена 40-часовая рабочая неделя согласно графика, с продолжительностью рабочего дня не более 10 часов, обед и отдых - не более 2-х часов. Вместе с тем, фактически данные условия трудовых договоров в отношении водителей не соблюдаются. Согласно табелю учета рабочего времени и расчета оплаты труда за январь и февраль 2014 года продолжительность рабочего дня водителей составляет 12 часов. Данные нарушения допущены в отношении водителей: Егорова В.В., Лебедева А.Р., Веселова А.С., Лебедева В.Г., Горева О.В., Кудряшова С.А., Барашкова Н.С., Наташина П.В., Жулина Д.В., Сазонова А.А., Карачева В.В., Морозова В.В., Смирнова А.А., Краснова А.А., и ряда других.

Кроме того, в нарушение требований ст. 57 ч. 2 п. 5 ТК РФ, ст. 20 ч. 1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» п. 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, продолжительность ежедневной работы водителей 12 часов установлена ИП Батаевым Ю.Е. приказом № 3 от 09.01.2014.

25.03.2014 года по результатам проверки Кинешемский городским прокурором в отношении предпринимателя в его присутствии вынесено Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. На основании указанного Постановления и иных материалов дела об административном правонарушении Кинешемская городская прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Батаева Е.Ю. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно Примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Статьей 8 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. № 280.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административным органом не доказано наличие в действии (бездействии) ИП Батаева Ю.Е. признаков вменяемого противоправного деяния, предусмотренного положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом отсутствие события административного правонарушения означает, что факт совершения проступка не подтвержден. Это возможно в следующих случаях: а) в действии (бездействии) отсутствовали признаки предусмотренного КоАП РФ противоправного деяния, б) при невозможности установления (выявления) признаков правонарушения.

Установление в действиях лица события правонарушения должно производиться на основании имеющихся в материалах дела доказательств. При этом доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. № 280 к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров относится соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В силу абз. 3, 4 ч. 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители) установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15.

Согласно пунктам 7 и 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

В соответствии с пунктом 9 вышеуказанного Положения при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

При этом пунктом 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей предусмотрено исключение, согласно которому при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Как следует из материалов дела Кинешемской городской прокуратурой в качестве нарушения индивидуальным предпринимателем Батаевым Юрием Евгеньевичем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров вменяется несоблюдение режима рабочего времени водителей Егорова В.В., Лебедева А.Р., Веселова А.С., Лебедева В.Г., Горева О.В., Кудряшова С.А., Барашкова Н.С., Наташина П.В., Жулина Д.В., Сазонова А.А., Карачева В.В., Морозова В.В., Смирнова А.А., Краснова А.А., определенного п. 3.1.1 трудовых договоров продолжительностью не более 10 часов. Данный вывод административным органом сделан на основании табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда за январь и февраль 2014 года, согласно которому продолжительность рабочего дня водителей составила 12 часов.

Вместе с тем, согласно представленному в материалы дела Приказу № 3 от 09.01.2014 года «О режиме рабочего времени и времени отдыха водителей автобусов» в связи с условиями работы, на которых не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, индивидуальным предпринимателем Батаевым Юрием Евгеньевичем установлен водителям суммированный учет рабочего времени (п. 1), продолжительность ежедневной работы (смены) увеличена до 12 часов (п. 2).

Согласно частям 1, 2 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

В соответствии со ст. 65 АПК РФ и ч. 5 ст. 205 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств по делам о привлечении лица к административной ответственности возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Кинешемской городской прокуратурой в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие у работодателя Батаева Ю.Е. представительного органа работников, мнение которого ему следует учитывать при принятии локальных нормативных актов.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек № АСГ-37-411277 от 11.09.2007 г. в состав деятельности ИП Батаева Ю.Е. включаются следующие работы: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении. Следовательно, индивидуальный предприниматель Батаев Юрий Евгеньевич, являясь работодателем, на основании пункта 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15, имел право при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, увеличить продолжительность ежедневной работы (смены) до 12 часов.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. № 280 к числу лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров отнесено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что заключенные трудовые договоры с водителями у ИП Батаева Ю.Е. имеются, в частности: трудовой договор от 01.08.2012 г. с Веселовым А.С., трудовой договор № 29 от 01.07.2013 г. с Кудряшовым С.А., трудовой договор № 94 от 01.09.2012 г. с Жулиным Д.В., трудовой договор № 43 от 01.06.2009 г. с Морозовым В.В., трудовой договор № 02 от 01.01.2014 г. со Смирновым А.А., трудовой договор от 01.06.2013 г. с Лебедевым А.Р., трудовой договор № 35 от 01.09.2013 г. с Горевым О.В., трудовой договор № 32 от 01.09.2013 г. с Красновым А.А., трудовой договор № 04 от 01.01.2014 г. с Сазоновым А.А., трудовой договор № 13 от 01.02.2009 г. с Карачевым В.В., трудовой договор № 46 от 01.05.2010 г. с Егоровым В.В., трудовой договор № 10 от 07.04.2011 г. с Наташиным П.В., трудовой договор № 79 от 01.08.2012 г. с Барашковым Н.С., трудовой договор № 71 от 01.09.2010 г. с Романовым Ю.И, трудовой договор № 68 от 01.08.2012 г. с Красновым В.А., трудовой договор № 3 от 01.11.2007 г. с Егоровым В.Ю., трудовой договор от 02.07.2012 г. с Зайцевым Е.Г., трудовой договор от 30.04.2013 г. с Киселевым А.В.

В силу абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются в частности следующие условия: режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).

Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора (часть 3 статьи 57 ТК РФ).

Исследовав представленные заявителем документы, суд установил, что ими не подтверждается вменяемый Кинешемской городской прокуратурой факт осуществления индивидуальным предпринимателем Батаевым Юрием Евгеньевичем деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с нарушением лицензионных требований и условий. Отсутствие в трудовых договорах с вышеуказанными водителями положений о том, что продолжительность рабочего дня составляет 12 часов, о незаключенности данных договоров не свидетельствует. Иные доказательства административным органом не представлены.

При отсутствии соответствующих доказательств, неполноте представленных материалов заявление административного органа подлежит оставлению без удовлетворения (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Руководствуясь статьями 167-170, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

1. Требование Кинешемской городской прокуратуры к индивидуальному предпринимателю Батаеву Юрию Евгеньевичу (ОГРН: 307370311800035; ИНН: 370301672009) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без удовлетворения.

2. На решение суда первой инстанции в течение десяти дней со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул. Хлыновская, д. 3).

Судья К.А. Тимошкин