АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-18443/09-33
11.01.2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена 30.12.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 11.01.2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области
о признании недействительным решения № 466 от 20.05.2009г., незаконными действий по вынесению решения,
при участии представителей:
от заявителя: не явились,
от ответчика: не явились,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области (далее – Управление Пенсионного фонда) о признании недействительным решения № 466 от 20.05.2009г., незаконными действий по вынесению решения.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не известил.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, представил возражения на заявление предпринимателя.
Согласно части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие сторон.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Предприниматель заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование ненормативного правового акта, полагает, что он был пропущен по уважительной причине.
В соответствии с пунктом 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно представленным документам предприниматель ранее обращалась в арбитражный суд Иркутской области с аналогичным заявлением о признании незаконным ненормативного акта, документы были возвращены заявителю в связи с тем, что в установленный срок не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.
В связи с указанным обстоятельством суд полагает возможным восстановить пропущенный заявителем процессуальный срок на обжалование ненормативного правового акта.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в адрес предпринимателя направлено требование № 1492 об уплате недоимки по страховым взносам за 2008г., пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем по состоянию на 24.03.2009г.
Данным требованием налогоплательщику указано на обязанность уплатить в срок до 14.04.2009г. недоимку по страховым взносам за 2008г. и начисленные пени в размере 4 005,86 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии – 2 576 руб., соответствующих пеней – 92,58 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 288 руб., соответствующих пеней – 49,28 руб.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Управлением Пенсионного фонда вынесено постановление №432 от 20.05.2009г., решение № 466 от 20.05.2009 г. «о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя», которым с предпринимателя взыскано 4 005,86 руб.
Ссылаясь на то, что предпринимательская деятельность ею была приостановлена в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком, кроме того, позднее в Управление пенсионного фонда были представлены налоговые декларации за 4 квартал 2007г. и по 2 квартал 2009г., заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 466 от 20.05.2009г., незаконными действий по вынесению решения.
Управление пенсионного фонда заявленные требования не признало, указало, что предпринимателем в качестве основания для освобождения от уплаты страховых взносов соответствующий отчет по страховым взносам в орган пенсионного фонда не представлен.
Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд приходит к следующему.
В силу статей 6, 14 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» индивидуальные предприниматели должны платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не содержит норм, предусматривающих возможность освобождения лиц, признаваемых страхователями, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.
Размер ежемесячного взноса в виде фиксированного платежа определяется исходя из стоимости страхового года, деленного на 12 (пункт 2 статьи 28 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).
В 2008 г. стоимость страхового года составила 3 864 руб. (Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 246).
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 582 утверждены «Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", которые определяют порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами.
В силу пункта 2 указанных Правил минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии составляет 150 рублей в месяц, из них 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Фиксированный платеж, направляемый на финансирование накопительной части трудовой пенсии, является обязательным для уплаты лицами ДД.ММ.ГГГГ года рождения и моложе.
В соответствии с пунктом 3 «Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 582, фиксированный платеж не уплачивается, в том числе, страхователями за период, в течение которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Указанная правовая позиция изложена также в Определении Конституционного суда РФ от 12.05.2005г. №182-О.
Заявитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – 304381711700192.
Как следует из материалов дела, предприниматель не уплатила страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2008г. в размере 3 864 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии – 2 576 руб., на накопительную часть трудовой пенсии – 1 288 руб.
На указанную задолженность начислены пени с 01.01.2009г. по 24.03.2009г. (дата требования №1492): на страховую часть трудовой пенсии – 92,58 руб., на накопительную часть трудовой пенсии– 46,29 руб.
Кроме того, у предпринимателя имелась задолженность за 2007г. в размере 50 руб., подтвержденная требованием №1463 от 21.03.2008г., постановлением №1172 от 23.06.2008г., решением №1595 от 23.06.2008г. Указанная задолженность уплачена 05.09.2008г.
На указанную задолженность за период с 22.03.2008г. (поскольку по требованию №1463 от 21.03.2008г. пени начислены по 21.03.2008г) по 23.04.2008г. начислены пени на накопительную часть трудовой пенсии в размере 2,99 руб.
Заявителем в материалы дела представлено свидетельство II-CТ №542420 от 31.01.2008г., выданное отделом по Усть-Илимскому району и г. Усть-Илимску управления службы ЗАГС Иркутской области, о рождении 20.01.2008г. ребенка у ФИО1
Поскольку заявитель ФИО1 не осуществляла предпринимательскую деятельность в связи с уходом за ребенком, суд полагает, что с указанного момента она имела право не уплачивать фиксированные платежи.
Президиум Высшего арбитражного суда РФ в информационном письме от 11.04.2006 № 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" изложил следующую правовую позицию: суд, рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Положения статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 3 «Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 582, указывают на отсутствие оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Таким образом, у Управления Пенсионного фонда не имелось оснований для взыскания с предпринимателя страховых взносов и начисления пеней с 20.01.2008г.
Между тем суд полагает, что требование предпринимателя в части признания недействительным решения Управления Пенсионного фонда № 466 от 20.05.2009г. о взыскании недоимки по страховым взносам за период с 01.01.2008г. по 19.01.2008г. не подлежит удовлетворению в связи со следующим.
По смыслу пункта 3 «Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 582, и учитывая Письмо ПФ РФ от 10.12.2007 № АК-08-26/13761 "О порядке уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа", индивидуальные предприниматели, не осуществляющие предпринимательскую деятельность в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и не оформившие отпуск по беременности и родам, освобождаются от уплаты страховых взносов со дня рождения ребенка.
В соответствии с пунктом 5 «Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 582, в случае если страхователь начинает осуществлять деятельность в установленном порядке в текущем календарном году или прекращает деятельность до 31 декабря текущего года, фиксированный платеж, подлежащий уплате в этом году, уплачивается за фактический период деятельности (за неполный месяц - в размере, пропорциональном количеству оставшихся календарных дней этого месяца после даты начала деятельности или количеству календарных дней до даты прекращения деятельности).
Таким образом, учитывая, что в январе 2008г. – 31 день, при фиксированном платеже 150 руб. в месяц, платеж, подлежащий уплате за 19 дней, составляет 91,93 руб.
При таких обстоятельствах требования заявителя о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области №466 от 20.05.2009г. и о признании незаконными действий по вынесению решения в указанной части необоснованны.
Требование №1492 в части пеней на накопительную часть трудовой пенсии в размере 2,99 руб., начисленных на задолженность за 2007г. в размере 50 руб., подтвержденную требованием №1463 от 21.03.2008г., постановлением №1172 от 23.06.2008г., решением №1595 от 23.06.2008г. (указанная задолженность уплачена 05.09.2008г.), за период с 22.03.2008г. (поскольку по требованию №1463 от 21.03.2008г. пени начислены по 21.03.2008г) по 23.04.2008г., а, следовательно, и оспариваемое решение №466 от 20.05.2009г. в указанной части, а также в части пеней, начисленных на сумму 91,93 руб., являются незаконными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона РФ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» разъяснено, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 2 Закона № 167-ФЗ устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Требованием об уплате налога (пени) признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (п. 1, 8 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", указано, что если на момент вынесения решения сумма недоимки не уплачена налогоплательщиком, в решении суда о взыскании с налогоплательщика пеней должны содержаться сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дате, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней с учетом положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки. В данном случае следует учитывать, что досудебное урегулирование спора по этому вопросу состоит в указании налоговым органом в ранее направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней.
Следовательно, исходя из положений статей 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате пени должно содержать информацию, позволяющую последнему определить, на какую недоимку и за какой период начислены пени. При этом законодателем на орган, осуществляющий взыскание, возложена обязанность по обоснованию указанного в направленном налогоплательщику требовании размера пеней.
Судом установлено, что требование № 1492 об уплате недоимки по страховым взносам за 2008г., пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем-страхователем по состоянию на 24.03.2009г. не содержит указаний на период, в котором образовалась недоимка, на которую начислены в размере 02,99 руб., период начисления пеней. В требовании Управления Пенсионного фонда не указана ставка рефинансирования банка России, с учетом которой начислены пени; не содержатся подробные данные об основаниях взимания недоимки (декларации, решения и т.д.).
Таким образом, у суда отсутствует возможность определить, в какой части оспариваемое требование соответствует действительной обязанности предпринимателя уплатить пени.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в данном случае нарушение органом пенсионного фонда требований, установленных статьей 69 Налогового Кодекса Российской Федерации, повлекло невозможность установления предпринимателем фактической суммы подлежащих уплате пеней.
Доказательств направления предпринимателю расчета пеней в материалы дела не представлено.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области не соответствуют законодательству в части и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах решение № 466 от 20.05.2009г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области подлежит признанию недействительным в части взыскания 3 913,93 руб.
Учитывая указанное обстоятельство, требование заявителя о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области по вынесению решения № 466 от 20.05.2009г. также подлежит удовлетворению в указанной части.
В соответствии со статьями 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 466 «о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя» от 20.05.2009г. в части взыскания 3 913,93 руб. как не соответствующие Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Признания незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области по вынесению решения № 466 «о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя» от 20.05.2009г. в части взыскания 3 913,93 руб.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 руб., уплаченной по квитанции № 553719242 от 21.09.2009г.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья: Мусихина Т.Ю.