НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 28.10.2021 № А19-7868/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-7868/2021

11.11.2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.10.2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11.11.2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнаренко Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ" (666303, Иркутская обл., г. Саянск, мкрн. Строителей, 32, ОГРН: 1043801013420, ИНН: 3808104609)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области (ИНН 3814008935, 664302, г. Саянск, мкр. Юбилейный, 41)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН: 1043801064460, ИНН: 3808114068).

о признании недействительным решение от 11.09.2020 № 08-51/6

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Горшенина С.Э. (доверенность, паспорт, диплом);

от Инспекции: Рябикова А.А. (доверенность, удостоверение);

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ" (далее по тексту решения – общество, ООО "Управление механизированных работ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области (далее по тексту – налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решение от 11.09.2020 № 08-51/6 о привлечении к ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ" за совершение налогового правонарушения в части доначисления 1 942 577 руб. НДС, неуплаченного налоговым агентом, 902 246, 89 руб. пени по данному налогу, а также 539 055 руб. налога на прибыль организации, 292 265,61 руб. пени по данному налогу, 485 150 руб. НДС и 294 158,92 руб. пени по взаимоотношениям Заявителя с контрагентами ООО «СП Лидер», ООО «Иркутскстройкомплекс».

Заявитель, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель налоговой инспекции требования ООО "Управление механизированных работ" не признал, пояснив, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, основания для признания его незаконным отсутствуют, в обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на заявление.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО "Управление механизированных работ" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1043801013420.

На основании решения Межрайонной ИФНС России
№ 14 по Иркутской области от 29.12.2017 № 8, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, транспортного налога за период с 01.01.2014 по 31.12.2015.

По итогам выездной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки № 08-31/6 от 22.10.2018 и принято решение от 11.09.2020 № 08-51/6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения. Данным решением доначислены налог на добавленную стоимость в размере 485 150 руб., НДС (налоговый агент) в размере 1 942 577 руб., налог на прибыль организаций в размере 539 055 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 294 158,92 руб., НДС (налоговый агент) в размере 902 246,89 руб., налога на прибыль организаций в размере 292 265, 61 руб. и налога на доходы физических лиц в размере 33 042, 94 руб.

Общество, не согласившись с принятым решением инспекции, в порядке, предусмотренном статьей 139.1 НК РФ, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить в части доначисления НДС, НДС (налоговый агент), налога на прибыль организаций, указав на необоснованность доначисления НДС в размере 485 150 руб. и налога на прибыль организаций в размере 539 055 руб. в результате несоблюдения обществом пределов прав, установленных пунктами 1,2 статьи 54.1 НК РФ, по сделкам с ООО «СП «Лидер», ООО «Иркутскстройкомплекс».

Решением УФНС России по Иркутской области от 29.01.2021 № 26-13/001506@ указанное решение оставлено без удовлетворения.

После вступления в законную силу решения налогового органа от 11.09.2020 № 08-51/6 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения с даты принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе организации (29.01.2021г.) инспекцией в соответствии со ст.69 НК РФ в адрес ООО "Управление механизированных работ" 11.02.2021г. направлено требование № 381401599 по состоянию на 10.02.2021г., которым обществу предложено уплатить недоимку по сроку 29.01.2021г. по налогу на добавленную стоимость в размере 1 522 576,76 руб., соответствующих пени в размере 902 246,89 руб. по налогу на прибыль в размере 475856,60 руб. и пени в размере 291 516,84 руб., а также уплатить пени в связи с неперечислением в установленный срок налога на доходы физических лиц 33 042,94 руб.

Обществу предложено уплатить указанные в требовании № 29946 суммы налога, пени штрафов в срок до 15.03.2021г. Указанное требование получено организацией 11.02.2021.

Налогоплательщиком 17.03.2021г. произведена уплата налога на добавленную стоимость в размере 1 522 576,76 руб.

Заявитель, считая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области от 11.09.2020 № 08-51/6 в части доначисления 1 942 577 руб. НДС, неуплаченного налоговым агентом, 902 246, 89 руб. пени по данному налогу, а также 539 055 руб. налога на прибыль организации, 292 265,61 руб. пени по данному налогу, 485 150 руб. НДС и 294 158,92 руб. пени по взаимоотношениям Заявителя с контрагентами ООО «СП Лидер», ООО «Иркутскстройкомплекс», не соответствует требованиям действующего законодательства о налогах и сборах, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Решением УФНС России по Иркутской области от 30.06.2021 № 26-23/012499@ указанное решение отменено в части доначисления НДС в размере 296 325 руб. и соответствующей суммы пени за несвоевременную уплату НДС в размере 158 895,57 руб. По результатам проверки доначисление НДС составит 1 646 252 руб. пени НДС 743 351, 32 руб. В остальной части решение от 11.09.2020 № 08-51/6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

Считая решение Инспекции от 11.09.2020 № 08-51/6 и решение Управления от 29.01.2021 № 26-13/001506@ необоснованными в части, Общество обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу.

Решением Федеральной налоговой службы России от 19.08.2021 №СД-4-9/11682@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен ст.148 НК РФ в зависимости от видов выполняемых работ (оказываемых услуг).

Таким образом, для определения места реализации услуг применим пп.5 п.1 ст.148 НК РФ, из анализа которого следует: местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги).

В соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих работы (оказывающих услуги), не предусмотренные пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, считается территория РФ в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории РФ на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, местонахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, местонахождения постоянного представительства в РФ (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база на основании п. 2 ст. 161 НК РФ определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

При этом налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не стоящих на налоговом учете в Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 3 статьи 174.2 НК РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того,- исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, по исчислению и уплате НДС.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 65 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии со статьями 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Однако данное положение не может служить основанием для полного освобождения налогоплательщика от обязанности доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.

Как следует из материалов дела, основанием для доначисления ООО "Управление механизированных работ" налога на добавленную стоимость и соответствующей суммы пени, явились установленные при проведении налоговой проверки обстоятельства, позволившие толковать международный контракт, заключенный между ООО "Управление механизированных работ" и китайской организацией как договор строительного подряда, а не договор возмездного оказания услуг подбора и адаптации иностранного персонала, в связи, с чем Обществу доначислены суммы налога на добавленную стоимость за 2014-2015 г.г. по взаимоотношениям с Маньчжурской международной компанией по технико-экономическому сотрудничеству с ограниченной ответственностью «Синьхай» (переквалификация договора). В связи с переквалификацией договора возмездного оказания услуг по подбору и адаптации иностранного персонала в договор строительного подряда у организации возникают обязанности налогового агента по исчислению и перечислению НДС.

Решением от 11.09.2020 № 08-51/6 обществу начислен к уплате налог на добавленную стоимость в размере 485 150 руб., НДС (налоговый агент) в размере 1 942 577 руб., налог на прибыль организаций в размере 539 055 руб., пени за несвоевременную уплату НДС в размере 294 158,92 руб., НДС (налоговый агент) в размере 902 246,89 руб., налога на прибыль организаций в размере 292 265, 61 руб. и налога на доходы физических лиц в размере 33 042, 94 руб.

Решением УФНС России по Иркутской области от 30.06.2021 № 26-23/012499@ указанное решение отменено в части доначисления НДС в размере 296 325 руб. и соответствующей суммы пени за несвоевременную уплату НДС в размере 158 895,57 руб. По результатам проверки доначисление НДС составило 1 646 252 руб., пени НДС 743 351, 32 руб. В остальной части решение от 11.09.2020 № 08-51/6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения.

В указанном выше решении отражено, что при определении суммы НДС по указанной сделке подлежит применению расчет суммы налога путем извлечения из стоимости, согласованной международным контрактом от 16.03.2015 №МХН-27-1/2015, заключенный между ООО "Управление механизированных работ" и Маньчжурской международной компанией по технико-экономическому сотрудничеству с ограниченной ответственностью «Синьхай». То есть сумма НДС по оспариваемому решению пересчитана Управлением и определена в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ, путем выделения налога из стоимости, определенной и согласованной сторонами, в международном контракте от 16.03.2015, с применением расчетной ставки 18/118.

Заявитель в обоснование заявленных требований указало, что налоговый орган не учел правоприменительную практику и не определил действительные налоговые обязательства Общества. Общество при реализации в последующем работ в адрес российских покупателей включило в собственную добавленную стоимость всю стоимость оказанных ему иностранным контрагентом услуг, облагая ее НДС и уплачивая налог в бюджет. В связи с чем, Общество дважды уплатило в бюджет НДС, а именно: действуя в качестве налогового агента, за китайскую компанию (по решению налогового органа); действуя в качестве налогоплательщика при реализации работ в адрес российских организаций. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии потерь для бюджета. Также заявитель указал, что Инспекция по результатам выездной налоговой проверки, осуществив переквалификацию финансово-хозяйственных отношений Общества с иностранной компанией, определила сделку между Обществом и иностранной компанией как имеющую признаки договора строительного подряда и пришла к выводу о наличии у Общества обязанности по перечислению НДС в бюджет в качестве налогового агента. Между тем при начислении пени в рассматриваемом случае Инспекция не учла положения пункта 3 статьи 171, пункта 3 статьи 172 Кодекса, в соответствии с которыми налоговый агент имеет право принять к вычету НДС, исчисленный в связи с выплатами иностранному контрагенту.

В связи с этим Общество считает, что Инспекцией неправомерно произведен расчет пени с даты перечисления доходов иностранной компании до даты принятия Решения, тогда как следовало исчислить пени только до даты окончания налогового периода, в котором ООО «УМР» имеет право на соответствующий налоговый вычет по НДС.

Суд, выслушав мнение и доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства по делу, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Арбитражный суд находит обоснованным вывод Инспекции о переквалификации рассматриваемых взаимоотношений как вытекающих из договоров подряда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

В силу подпункта 4 пункта 1 и пункта 2 статьи 148 Кодекса Российская Федерация признается местом оказания услуг по предоставлению труда работников (персонала) в случае, если работники работают в месте деятельности покупателя услуг в случае фактического присутствия иностранной организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии -на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, местонахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, местонахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя.

Местом выполнения подрядных работ по международным контрактам в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса признается Российской Федерации, если эти работы выполняются на территории.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база на основании пункта 2 статьи 161 Кодекса определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

При этом налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не стоящих на налоговом учете в Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 3 статьи 174.2 Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, по исчислению и уплате НДС.

Нормы, регулирующие отношения по договору подряда, содержатся в гражданском законодательстве.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками -иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база на основании пункта 2 статьи 161 Кодекса определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

При этом налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не стоящих на налоговом учете в Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 3 статьи 174.2 Кодекса.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того,-исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, по исчислению и уплате НДС.

Нормы, регулирующие отношения по договору подряда, содержатся в гражданском законодательстве.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных работ, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются так же к работам по капитальному ремонту зданий и сооружении, если иное не предусмотрено договором.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Как следует из материалов дела, между иностранной организацией - Маньчжурской международной компанией по технико-экономическому сотрудничеству с ограниченной ответственностью «Синьхай» (исполнитель) и ООО "Управление механизированных работ" (заказчик) 16.03.2015 заключен контракт № МХН-27-1/2015, предметом которого являлось оказание заказчику услуги по привлечению иностранного персонала, с последующим выполнением иностранными работниками трудовых функций (работ) на объекте (ах). Также исполнитель обязан оказать услуги по адаптации иностранного персонала.

Исходя из п. 2.1.2.2 Контракта иностранные компании оказывали налогоплательщику - два вида услуг:

- по привлечению иностранного персонала, соответствующего Общеобязательным требованиям;

- по адаптации.

Пунктом 1.6 контракта определен перечень определенных объектов, на которых будут производиться работы.

Целью договора подряда является не выполнение работы как таковой, а получение имеющего потребительскую ценность результата, который передается заказчику.

Исходя из условий контрактов, иностранная организация должна не просто осуществить контроль/сопровождение китайских рабочих, но и в дальнейшем обеспечить выполнение указанными лицами работ в полном объеме с соблюдением сроков, качества, определяемого строительными нормами и правилами, и по окончании таких работ передать их результат ООО "Управление механизированных работ".

Согласно п. 3.3.4 Контракта, Заказчик обязан предоставить исполнителю рабочую документацию (проектно-строительная и проектно-сметная документация по объекту).

Согласно п.1.9. Контракта рабочая документация - любой из документов, входящих в комплект проектно-сметной документации по Объекту, а так же локальные нормативные акты Заказчика, относящиеся к выполнению работ на Объекте, которые Заказчик имеет намерение выполнить с использованием труда Иностранных работников.

Рабочая документация (проектно-сметная) была передана китайской стороне по акту приёма-передачи от 10.05.2015.

Наряды на работу иностранным работникам на выполнение определенных трудовых функций в 2015 году, как и график движения рабочей силы на 2015 год, график выполнения отдельных этапов работ, утверждены директором ООО "Управление механизированных работ" и согласованы представителем по доверенности Маньчжурской международной компанией по технико-экономическому сотрудничеству с ограниченной ответственностью «Синьхай» ZHAO ZHIQIANG.

График выполнения отдельных этапов работ представляет собой перечень этапов работ с установленными сроками выполнения.

Наряд на работы представляет собой перечень работ, выполняемых китайскими рабочими в установленные нарядом сроки (по месяцам), в том числе: устройство монолитных перекрытий, устройство наружных стен из газоблоков, техподполье, эл/щитовая, тепловой узел, кладка стен из газоблоков, лестницы, кровля, стяжка полов, внутренняя отделка, устройство входов и пандусов и прочие общестроительные работы.

Графики движения рабочей силы на год представляют собой помесячную разнарядку количества иностранных рабочих.

Таким образом, перечень производимых иностранными рабочими общестроительных работ, период выполнения работ в отношении каждого объекта строительства и необходимое количество рабочих согласовывается представителем по доверенности или директором Маньчжурской международной компанией по технико­экономическому сотрудничеству с ограниченной ответственностью ''Синьхай".

Указанные действия являются согласованием объема подрядных общестроительных работ и свидетельствует о принятии руководством иностранной компании на себя обязательств по выполнению общестроительных работ согласно перечню и в установленный срок.

Согласно пункту 1 статьи 704 ГК РФ если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.

Обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик (пункт 1 статьи 745 ГК РФ).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает такую возможность, как обеспечением Заказчиком Подрядчика необходимыми материалами, инвентарем.

Исходя из условий контрактов следует: п. 3.2.26. Исполнитель обязан обеспечить контроль за применением иностранными работниками при выполнении нарядов на работы исключительно оборудования, материалов и инвентаря, предоставленного Заказчиком; п. 3.2.35. Исполнитель обязан организовать получение иностранными работниками спецодежды, спецоснастки, материалов, инструмента и оборудования, необходимых для выполнения иностранными работниками трудовых функций; п. 3.3.11. Заказчик обязан обеспечить охрану объекта, материалов, изделий, конструкции, оборудования, инструментов и временных сооружений, находящихся на объекте, а также установить пропускной режим объекта строительства.

Таким образом, стороны установили обязанности с одной стороны - Заказчика обеспечить производство строительно-монтажных работ на объекте необходимыми материалами, оборудованием, инвентарем, с другой стороны Подрядчика - выполнить работы исключительно из материалов, инвентаря Заказчика.

В п. 3.2.36 контракта по окончанию срока действия соответствующих трудовых договоров, заключенных Заказчиком с Иностранными работниками, указано организовать возврат Иностранными работниками (Кураторами) полученных от Заказчика оборудования, оставшихся материалов, а так же всего инструмента, прочего инвентаря, спецодежды, спецоснастки, не позднее 3-х дней с момента окончания срока действия соответствующих туровых договоров. В случае, если Иностранными работниками (Кураторами) не будет полностью произведен возврат вышеуказанных спецодежды, материалов, оборудования, инструментов, инвентаря и т.п., Исполнитель обязан возместить Заказчику убытки в размере стоимости невозвращенного имущества, а так же уплатить Заказчику штраф в такой же сумме.

Руководствуясь приведенными положениями законодательства, оценив и исследовав условия контракта, установлено, что обязанность по хранению, целевому использованию и соответствующему учету полученного от заказчика давальческого материала, а также по возврату неиспользованного давальческого материала возложена на подрядчика - иностранную организацию.

ООО "Управление механизированных работ" передавало китайским рабочим спецодежду, что подтверждается ведомостями учёта выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.

Таким образом, иностранная организация несла всю ответственность за сохранность предоставленного ООО "Управление механизированных работ" материала, оборудования, инвентаря.

Указанные обстоятельства указывают, что правоотношения сторон основаны на договоре подряда, регулируемые главой 37 ГК РФ.

Кроме того из условий контрактов следует, что исполняя свои обязательства, иностранные контрагенты обязаны обеспечивать организационно-технические мероприятия на строительной площадке, выполнять строительно-монтажные работы на условиях договора в строгом соответствии с требованиями проекта, СНиП, ГОСТ и сдавать результат работ Заказчику, устранять все дефекгы в работе, обеспечивать безопасные условия труда.

Такие пункты контрактов, как приемка заказчиком скрытых и промежуточных работ от исполнителя, устранение исполнителем выявленных дефектов и недостатков собственными силами - прямо свидетельствуют об исполнении им обязанностей в качестве подрядчика строительных работ.

- п. 3.2.39. Исполнитель обязуется устранить в течение срока своими силами и за свой счет все дефекты (недостатки) в выполненных работах на Объекте , выполненных иностранными работниками, выявленные в течении срока Контракта, поскольку эти дефекты (недостатки) являются следствием ненадлежащего выполнения Исполнителем услуг по адаптации иностранного персонала.

- п. 3.2.29. В случае, если Исполнитель своевременно не известил уполномоченного представителя Заказчика о необходимости приемки выполненных Иностранным работником работ, подлежащих закрытию, в соответствии с пунктом 3.2.27. Контракта, Заказчик имеет право требовать вскрытия и последующего восстановления соответствующих работ за счет Исполнителя.

- п. 3.2.30. В случае, если уполномоченным представителем Заказчика не приняты работы, подлежащие закрытию, выполненные иностранным работником по Наряду на работы из-за дефектов (недостатков) указанных работ, Исполнитель обязан уведомить соответствующего Иностранного работника о том, что следует устранить указанные дефекты (недостатки), после чего следует повторно предъявить указанные работы для промежуточной приемки Заказчику.

В таком случае Исполнитель обязан повторно известить Заказчика о необходимости промежуточной приемки указанных работ в порядке, указанном в пункте 3.2.27 Контракта.

Исправление дефектов (недостатков) указанных работ, выполненных ненадлежащем образом Иностранным работником, осуществляется за счет Исполнителя.

Условия контракта, заключенного ООО «УМР» с Маньчжурской международной компанией по технико-экономическому сотрудничеству с ограниченной ответственностью «Синьхай», совпадают с условиями договора подряда от 27.08.2014 № 46/14, заключенного между ЗАО «Восток-Центр» (заказчик) и ООО "Управление механизированных работ" (подрядчик), что свидетельствует о заключении с иностранной компанией договора строительного подряда.

Данные выводы подтверждаются протоколами допросов свидетелей.

Так, руководитель ЗАО «Восток-Центр» Самойлов А.А., прораб ООО "Управление механизированных работ" Перфильев В.К. сообщили, что представителям иностранной фирмы передавалась рабочая проектно-сметная документация; кураторы, они же бригадиры - «кураторы- бригадиры», организуют работу китайской бригады, расставляют людей и в течение дня наблюдают за ними, кураторы вели табели учета рабочего времени.

В рамках проверки Инспекцией также установлено, что ООО "Управление механизированных работ" заключило с иностранными рабочими 26 трудовых договоров.

При этом трудовые договоры не отвечают основным требованиям, предъявляемым к трудовым договорам, в частности, ответственность за вред причиненный здоровью, несет иностранная компания - абз. 4 п.3.2.15 контракта, она же отвечает за качество выполняемых трудовых функций иностранными рабочими - п. 3.2.26 контракта, ведет учет отработанного времени - п. 3.2.22 контракта, контролирует соблюдение иностранными рабочими техники безопасности, трудовой дисциплины – п. 3.2.20, 3.2.15 контракта, осуществляет планирование движения рабочей силы по объектам - п. 3.2.17, 3.2.19 контракта, доводит до сведения иностранных рабочих наряды на выполнение работ, осуществляет контроль за применением иностранными рабочими силами технологий, оборудования и инструментов - 3.2.35 контракта, обеспечивает за свой счет депортацию иностранных рабочих в случае нарушения ими закона - п. 3.2.3 контракта, обеспечивает за свой счет проезд иностранных рабочих и расходы с этим связанные в том числе оформление документов - командировочные расходы - п. 3.2.8 контракта, обеспечивает за свой счет организацию обеспечения жизнедеятельности иностранного персонала (питание, средства оказания первой медицинской помощи).

Таким образом, фактически обязанности работодателя и обеспечение гарантий осуществляется иностранной организацией.

Кроме того, согласно условиям контракта иностранная компания «Синьхай» несёт и материальную ответственность:

- в соответствии с пунктом 3.2.3 контракта за свой счет оплатить все законные требования третьих лиц к исполнителю и заказчику в связи с событиями с участием иностранного персонала в период действия контракта;

- согласно пункту 3.2.36. контракта в случае, если иностранными работниками (кураторами) не будет полностью произведен возврат спецодежды, материалов, оборудования, инструментов, инвентаря и т.п., исполнитель обязан возместить заказчику убытки в размере стоимости невозвращенного имущества, а так же уплатить заказчику штраф в такой же сумме;

- в соответствии с пунктом 3.2.39 контракта устранить в течение срока, согласованного с заказчиком, своими силами и за свой счет все дефекты (недостатки) в выполненных работах на объекте, выполненных иностранными работниками, выявленные в течение срока действия контракта;

- согласно пункту 3.2.26 в случае перерасхода иностранными работниками указанных материалов, исполнитель обязан возместить заказчику убытки в сумме стоимости материалов, израсходованных сверх установленных заказчиком лимитов.

Согласно свидетельству от 07.02.2012 серим LW 150020120001 Маньчжурская международная компания по технико-экономическому сотрудничеству с ограниченной ответственностью «Синьхай» имеет право осуществлять деятельностью внешних подрядочных строительств (вывоз трудовых сил КНР), срок действия которого с 30.01.2012 по 30.01.2018.

Согласно показаниям генерального директора ООО «УМР» Самойлова А.А. (протокол от 06.03.2019 № 5) при оказании услуг по адаптации от имени иностранной организации был исполнитель, кто именно не помнит, результаты услуг по адаптации оценивались по производительности, зарплату ООО «УМР» выплачивало только своим сотрудникам.

На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что согласование иностранными организациями перечня производимых иностранными рабочими общестроительных работ, периода выполнения работ в отношении каждого объекта строительства и необходимого количества рабочих, свидетельствует о согласовании объема подрядных общестроительных работ и о принятии руководством иностранной компании на себя обязательств по выполнению общестроительных работ. Такие пункты контрактов, как приемка заказчиком скрытых и промежуточных работ от исполнителя, устранение исполнителем выявленных дефектов и недостатков собственными силами, прямо свидетельствуют о выполнении иностранными организациями функций подрядчиков строительных работ.

Рассматриваемые китайские компании не имеют постоянных представительств на территории Российской Федерации, в связи с чем, инспекция правильно исходила из того, что обязанность по перечислению НДС в бюджет в данном случае несет общество в качестве налогового агента.

В пункте 1 статьи 161 Кодекса указано, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как, сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса (в редакции, действовавшей проверяемом периоде) налоговая база, указанная в пункте 1 статьи 161 Кодекса, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 статьи 161 Кодекса иностранных лиц.

В силу пункта 4 статьи 173 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 Кодекса, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 Кодекса. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения пункта 3 статьи 171 Кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 161 Кодекса, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с главой 21 Кодекса.

Как следует из Решения, по результатам выездной налоговой проверки Инспекцией установлено неправомерное неисчисление, неудержание и неперечисление Обществом в бюджет НДС с доходов, выплаченных иностранной компании в рамках международного контракта от 16.03.2015 № МХН-27-1/2015.

В связи с неисчислением и неуплатой НДС по указанной сделке в качестве налогового агента Обществу начислены пени по НДС.

Суд считает, что довод Заявителя о необходимости исчислить пени по НДС только до даты окончания налогового периода, в котором ООО "Управление механизированных работ" имеет право на налоговый вычет по НДС, противоречит положениям пункта 3 статьи 171 Кодекса.

ООО "Управление механизированных работ" не вправе заявлять налоговые вычеты по НДС ранее налогового периода, в котором налоговым агентом исполнена обязанность, указанная в пункте 2 статьи 161 Кодекса.

Между тем соответствующие суммы НДС на момент принятия Решения Обществом не уплачены в бюджет.

Следовательно, в рассматриваемом случае Инспекция обоснованно начислила пени по НДС по состоянию на дату вынесения Решения.

Данный вывод соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28.05.2021 № 302-ЭС21-6630 по делу №А19-18890/2019.

Также согласно информации, представленной Управлением, расчет пени по НДС осуществлен с учетом имеющейся переплаты по соответствующему налогу, что подтверждается расчетом пени по НДС (налоговый агент), приложенным к Решению, и сведениями, отраженными в карточке расчета с бюджетом по соответствующему налогу.

С учетом изложенного доводы Заявителя в рассматриваемой части являются необоснованными.

Заявитель не согласен с выводом Инспекции о необоснованном применении налоговых вычетов по НДС и учете в составе расходов по налогу на прибыль организаций затрат по взаимоотношениям с ООО «СП Лидер» и ООО «Иркутскстройкомплекс».

По мнению Заявителя, материалами выездной налоговой проверки подтверждается реальность выполнения ООО «Иркутскстройкомплекс» и ООО «СП Лидер» договорных обязательств перед Обществом.

Работы по разработке котлована и вывозу грунта выполнял Пипко С.А., который являлся представителем ООО «СП Лидер» и действовал в интересах данной организации, что подтверждается свидетельскими показаниями руководителя ООО «СП Лидер» Орлова М.В., руководителя ООО «Водоканал - Строй» Крылова А.Н., а также Пипко С. А.

Тот факт, что Пипко С. А. не был официально трудоустроен в ООО «СП Лидер» может свидетельствовать только о нарушении ООО «СП Лидер» действующего трудового законодательства.

Выполнение работ ООО «Иркутскстройкомплекс» на соответствующих объектах подтверждается свидетельскими показаниями Бакланова П.В. и Шибаева В.С.

При этом Общество не имело возможности выполнить весь объем работ с использованием собственной (арендованной) техники.

Инспекцией не установлена подконтрольность Обществу ООО «СП Лидер» и ООО «Иркутскстройкомплекс», неуплата данными организациями налогов, а также факты возврата Обществу денежных средств.

Кроме того, как отмечает Заявитель, в соответствии с судебной практикой по результатам выездной налоговой проверки Инспекция была обязана определить действительный размер налоговых обязательств Общества по налогу на прибыль организаций в соответствии с положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса.

По мнению Общества, неприменение Инспекцией расчетного метода при доначислении налоговых обязательств ООО "Управление механизированных работ" по налогу на прибыль организаций является самостоятельным основанием для отмены Решения в соответствующей части.

Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что в целях главы 25 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные у затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Положениями пункта 2 статьи 171 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

- товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса;

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1 статьи 54.1 Кодекса не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Из пункта 2 статьи 54.1 Кодекса следует, что при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Согласно правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981 по делу № А76-46624/2019, право на вычет фактически понесенных расходов при исчислении налога на прибыль может быть реализовано налогоплательщиком, содействовавшим в устранении потерь казны - раскрывшим в соответствии с требованиями подпункта 6 пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 54 Кодекса сведения и документы, позволяющие установить лицо, фактическое исполнение по сделке, осуществить его налогообложение и, таким образом, вывести фактически совершенные хозяйственные операции из «теневого» (не облагаемого налогами) оборота.

Инспекцией установлено, что в проверяемом периоде Обществом заявлены налоговые вычеты по НДС и учтены в составе расходов по налогу на прибыль организаций затраты по взаимоотношениям с ООО «СП Лидер» и ООО «Иркутскстройкомплекс».

В подтверждение обоснованности заявленных налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль организаций Заявителем представлены договоры подряда, счета-фактуры, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ и другие документы.

Согласно представленным Обществом документам в рамках договора строительного подряда от 10.07.2014 №28/14, заключенного междуООО «Управление механизированных работ» (Субподрядчик) и ЗАО «Восток - Центр» (Генеральный подрядчик), Общество для выполнения части работ связанных с разработкой котлована и вывозом грунта по адресу: г. Зима,ул. Клименко, привлекло ООО «СП Лидер».

Между тем из материалов дела следует и Инспекцией установлено, что акт о приемке выполненных работ № 1 на объекте «жилой дом № 3» подписан со стороны ООО "Управление механизированных работ" (Субподрядчик) и ЗАО «Восток-Центр» (Генеральный подрядчик) 31.07.2014, на месяц раньше даты принятия данных работ Обществом от ООО «СП Лидер» по акту о приемке выполненных работ от 29.08.2014 № 5.

Также в рамках договора строительного подряда от 15.03.2014 № 9/14, заключенного с ЗАО «Восток-Центр» (Заказчик), Общество привлекло ООО «СП Лидер» для оказания услуг строительной техники (экскаватор) на объекте «с. Ухтуй, детский сад на 110 мест». В качестве подтверждения оказания ООО «СП Лидер» данных услуг Общество представило справку № 01 для расчетов за выполненные работы (услуги) за период с 01.09.2014 по 12.09.2014, путевой лист на строительную машину (экскаватор) от 01.09.2014, счет-фактуру от 30.09.2014 №53.

В отношении ООО «СП Лидер» Инспекцией установлено, что данная организация 15.08.2017 исключена из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) как недействующее юридическое лицо.

В проверяемом периоде ООО «СП Лидер» не обладало трудовыми ресурсами, основными средствами, налоги исчисляло в минимальном размере.

В соответствии с ответом Службы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники по Иркутской области на ООО «СП Лидер» не зарегистрированы самоходные машины.

Руководитель ООО «СП Лидер» Орлов М.В. в ходе допроса не смог пояснить, каким образом организация направляла бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговый орган, затруднился ответить на вопросы относительно выполнения ООО «СП Лидер» договорных обязательств перед Обществом. Орлов М.В. сообщил, что контроль за исполнением работ осуществлял Пипко С.А.

В результате анализа выписки по операциям на расчетных счетах ООО «СП Лидер» Инспекцией установлено, что денежные средства, поступившие от Общества, ООО «СП Лидер» далее перечисляло с назначением платежа «оплата по договору займа» на расчетные счета физических лиц, в частности, на счета Маслюченко О.Ю. и Беленко Л.С.

Согласно свидетельским показаниям Пипко С.А. в ООО «СП Лидер» Маслюченко О.Ю. и Беленко Л.С. не работали, Пипко С.А. использовал их банковские карты для снятия денежных средств, поступивших от ООО «СП Лидер». Таким образом, он получал оплату за выполненную им работу. Организации, для которых он и его наемные работники выполняли работы, перечисляли денежные средства на расчетный счет ООО «СП Лидер», далее Орлов М.В. с расчетного счета организации перечислял денежные средства на карты Маслюченко О.Ю. и Беленко Л.С., а Пипко С.А. их обналичивал. Полученными денежными средствами Пипко С.А. производил расчеты со своими работниками и оплату за нанятую технику, при этом договоры ни с кем не заключались. Директор ООО «СП Лидер» Орлов М.В. получал определенный процент за использование Пипко С.А. расчетного счета ООО «СП Лидер».

В ходе выездной налоговой проверки Общество представило пояснения, согласно которым на разработке котлованов работал прораб Пипко С.А., экскаваторщик Каур А.А. Со стороны ООО «УМР» Шибаев В.С. осуществлял контроль на объектах при проведении работ.

Руководитель ООО «УМР» Самойлов А.А. в ходе допроса показал, что лично с руководителем ООО «СП Лидер» не знаком, все переговоры (обмен документами) велись с Пипко С.А. Свидетелю не известно, выполняло ли ООО «СП Лидер» работы на объектах самостоятельно или привлекало иные организации.

Согласно свидетельским показаниям Пипко С.А. он работал в ООО «СП Лидер» неофициально, без оформления доверенности от ООО «СП Лидер». Работу по разработке котлованов предложил Самойлов А.А. Расценки были договорные, торг велся между Пипко С.А. и ООО «УМР». Самойлов А.А. обещал рассчитаться наличными денежными средствами, далее поставил условие об осуществлении безналичного расчета за выполненную работу.

ООО «СП «Лидер» поиском работников, поиском техники и расчетами не занималось, путевые листы, товарно-транспортные накладные не оформлялись.

Пипко С.А. пояснил, что заказчикам нужны были документы для подтверждения налоговых вычетов по НДС и учтенных расходов по налогу на прибыль организацией, поэтому выполненные Пипко С.А. работы оформлялись как выполненные ООО «СП «Лидер». Оформление таким образом взаимоотношений являлось условием заказчиков, в том числе Общества.

Машинист экскаватора в ООО «Водоканал-Строй» Каур А.А. в ходе допроса указал, что выполнял работы по сносу жилых домов и разработке котлованов по адресу: г. Зима, ул. Клименко, на экскаваторе, который был доставлен на объект силами ООО «Водоканал-Строй», при этом путевые листы не оформлялись. Контроль за выполнением работ осуществлял Пипко С.А.

Согласно свидетельским показаниям водителя самосвала в ООО «Водоканал- Строй» Фролова И.А. он принимал участие в вывозе строительного мусора с объекта сноса жилых домов по адресу: г. Зима, ул. Клименко, на самосвале, принадлежащем ООО «Водоканал-Строй». Зарплату за работу выплачивало ООО «Водоканал-Строй», самосвал заправлялся горюче-смазочными материалами на базе ООО «Водоканал-Строй».

Кауру А.А., Фролову И.А. ничего не известно об ООО «СП Лидер» и Орлове М.В.

Как следует из показаний руководителя ООО «Водоканал-Строй» Крылова А.Н., он безвозмездно предоставил Пипко С.А. (по его просьбе) на несколько дней экскаватор и самосвал КРАЗ для выполнения работ по адресу: г. Зима, ул. Клименко. При этом сделка документально не оформлялась.

Также ООО «Водоканал-Строй» в порядке статьи 93.1 Кодекса сообщило об отсутствии договорных взаимоотношений с ООО «СП Лидер».

Кроме того, в ходе допроса Пипко С.А. сообщил, что с ООО «УМР» работал только на разработке котлованов. Работы на объекте «с. Ухтуй, детский сад на 110 мест» не выполнялись.

Также работники ООО «УМР» машинист экскаватора Сокол А.Н., водитель КРАЗ Кустов П.С., разнорабочий Кустов А.С. в ходе допроса показали, что разработку котлованов на объекте «с. Ухтуй, детский сад на ПО мест» выполняло ООО «Управление механизированных работ», на экскаваторе работал Сокол А.Н.

Таким образом, установленные Инспекцией обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «СП Лидер» не выполняло договорные обязательства перед Обществом. Фактически работы, поименованные в документах по взаимоотношениям ООО «Управление механизированных работ» с ООО «СП Лидер», выполнены силами третьих лиц или Общества.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации Инспекцией доказано несоблюдение Обществом условий, предусмотренных статьей 54.1 Кодекса.

Согласно представленным Обществом договорам, заключенным между ООО «Управление механизированных работ» и ООО «Иркутскстройкомплекс», от 05.05.2014 № 05-4, от 23.07.2014 № 07-07, от 10.08.2014 № 08-02, от 26.08.2014 № 08-5, от 01.09.2014 № 09-01, от 20.09.2014 № 09-14, от 01.10.2014 № 10-08, от 01.10.2014 № 10-08, ООО «Иркутскстройкомплекс» обязалось выполнить следующие работы (оказать услуги):

- предоставить транспорт при работе на объектах: жилой дом по адресу: г. Тулун, ул. Павлова, 28; с. Ухтуй, детский сад на ПО мест; жилой дом по адресу г. Зима, ул. Бугровая, 45; детский сад по адресу: п. Задари, ул. К.Маркса, 12/1;

- строительно-монтажные работы по адресу: с. Ухтуй, ул. Совхозная, детский сад на 110 мест;

- строительно-монтажные работы по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Гоголя, детский сад на 110 мест;

- выполнить разработку котлована по адресу: г. Саянск, м-н Благовещенский, 4 (КПЦ);

- работы по разработке котлована по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Коллективная, 35;

- работы по обратной засыпке пазух по адресу: г. Саянск, м-н Благовещенский, 4 (КПЦ);

- работы по ликвидации лужи по адресу: г. Зима, ул. Бугровая.

При этом согласно акту проверки Службы государственного строительного надзора Иркутской области от 11.07.2014 работы «обратная засыпка пазух котлована» на объекте «с. Ухтуй, детский сад на ПО мест», предусмотренные договором от 23.07.2014 между Обществом и ООО «Иркутскстройкомплекс», по состоянию на 11.07.2014 были выполнены (до подписания указанного договора).

В отношении ООО «Иркутскстройкомплекс» Инспекцией установлено, что данная организация не обладала трудовыми и производственными ресурсами, налоги исчисляла в минимальном размере, 26.11.2018 исключена из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.

В результате анализа выписки по операциям на расчетном счете ООО «Иркутскстройкомплекс» Инспекцией установлено, что большую часть полученных денежных средств ООО «Иркутскстройкомплекс» далее перечисляло с назначением платежа «по договору о взаимном сотрудничестве» на расчетные счета ООО «АТМ», ООО «Корптранс+», ООО «Сертина», ООО «Люксстройсервис», которые не имеют трудовых и производственных ресурсов.

Из показаний Макаренко А.А. (в период с 18.04.2014 по 03.06.2015 являлся руководителем ООО «Иркутскстройкомплекс»), следует, что он не располагает сведениями о взаимоотношениях с контрагентами, численность работников составляет 1 человек.

Согласно показаниям руководителя ООО «Управление механизированных работ» Самойлова А.А. бригады у ООО «Иркутскстройкомплекс» не было, только механизмы.

Инспекцией установлено, что машинисты Петренко С.В., Завьялов А.С., Киленко А.А., Хромов А.А., указанные в представленных ООО «Управление механизированных работ» справках для расчетов за выполненные работы по взаимоотношениям с ООО «Иркутскстройкомплекс», работниками ООО «Иркутскстройкомплекс» не являются.

Согласно сообщению Службы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Иркутской области о представлении информации о выдаче водительских удостоверений (тракториста- машиниста (тракториста), машиниста экскаватора, машиниста крана и по иной самоходной технике) указанным лицам не выдавались.

Машинист экскаватора ООО «Управление механизированных работ» Сокол А.Н. в ходе допроса показал, что одновременно работал на объектах в г. Зима на ул. Клименко и на объектах ООО «Московский тракт», в г. Нижнеудинск.

Из показаний прорабов ООО «Управление механизированных работ» Бакланова П.А., Шабаева В.С., работавших на спорных объектах, следует, что ООО «Иркутскстройкомплекс» им не знакомо.

Согласно показаниям сотрудников Общества, в том числе Бакланова П.А., Шабаева В.С., ШикареваН.В. на объектах в г. Зима на ул. Клименко работы выполняли работники ООО «Управление механизированных работ», ООО «УСМ», ООО «СМУ-4». Техника, в том числе экскаватор, на объекты доставлялась транспортом, нанимали у ИИ Пушкарева А.С. и Крыловым А.Н.; на объекте «с. Ухтуй, детский сад на ПО мест» ООО «Иркутскстройкомплекс» работы не выполняло.

Также Шикарев Н.В. сообщил, что на объекте по адресу: г. Зима, ул. Бугровая, работы по ликвидации лужи выполнял он и другие сотрудники Общества самостоятельно. Никакие другие организации не принимали участие в ликвидации лужи.

На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу, что ООО «Иркутскстройкомплекс» не выполняло договорные обязательства перед Обществом. Фактически работы, поименованные в документах по взаимоотношениям Общества с ООО «Иркутскстройкомплекс» выполнены ООО «Управление механизированных работ» самостоятельно и силами привлеченных контрагентов.

Таким образом, установленные Инспекцией в ходе выездной налоговой проверке обстоятельства подтверждают обоснованность вывода Инспекции об искажении ООО «Управление механизированных работ» сведений о фактах хозяйственной жизни в результате отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по взаимоотношениям с ООО «Иркутскстройкомплекс» с целью минимизации налоговых обязательств Заявителя.

При таких обстоятельствах суд считает, что в рассматриваемой ситуации Инспекцией доказаны обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 54.1 Кодекса.

При этом довод Заявителя о том, что Общество не имело возможности выполнить весь объем работ с использованием собственной (арендованной) техники, не опровергает указанные выводы Инспекции.

Довод Общества о необходимости определения действительных налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций судом отклоняется, поскольку Заявителем до вынесения Решения по результатам выездной налоговой проверки не были раскрыты сведения о реальных исполнителях спорных работ и не представлены документы, подтверждающие размер действительных налоговых обязательств.

Таким образом, с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.05.2021 № 309-ЭС20-23981, у Инспекции отсутствовали основания для определения размера действительных налоговых обязательств Общества.

При изложенных обстоятельствах выводы Инспекции и Управления о неправомерном применении ООО «Управление механизированных работ» налоговых вычетов по НДС и учете в составе расходов по налогу на прибыль организаций затрат по взаимоотношениям с ООО «СП Лидер» и ООО «Иркутскстройкомплекс» являются обоснованными.

Довод о том, что сумма доначисленного НДС должна быть определена исходя из расчетной ставки 18/118, в соответствии с пунктами 1,2 статьи 161 и пункта 4 статьи 164 НК РФ, подлежит отклонению, поскольку как указано выше решением Управле5ния от 30.06.2021 № 26-23/012499@ со ссылкой на судебную практику решение Инспекции отменено в части доначисления суммы НДС (налоговый агент) в размере 296 325 руб. и советующей суммы пени в размере 158 895, 57 руб.

В указанном выше решении отражено, что при определении суммы НДС по указанной сделке подлежит применению расчет суммы налога путем извлечения из стоимости, согласованной международным контрактом от 16.03.2015 №МХН-27-1/2015, заключенный между ООО "Управление механизированных работ" и Маньчжурской международной компанией по технико-экономическому сотрудничеству с ограниченной ответственностью «Синьхай». То есть сумма НДС по оспариваемому решению пересчитана Управлением и определена в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ, путем выделения налога из стоимости, определенной и согласованной сторонами, в международном контракте от 16.03.2015, с применением расчетной ставки 18/118.

Иные доводы Общества, судом рассмотрены и оценены, однако не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.

Совокупность представленных инспекцией доказательств опровергает доводы заявителя, тогда как заявитель не представил каких-либо доказательств и не привел объективных доводов, свидетельствующих о необоснованности выводов инспекции, изложенных в оспариваемом решении.

Учитывая установленные фактические обстоятельства дела, суд считает, что налоговый орган обоснованно признал неправомерным применение налогоплательщиком вычетов по налогу на добавленную стоимость и учете в составе расходов по налогу на прибыль организаций затрат по взаимоотношениям с ООО «СП Лидер» и ООО «Иркутскстройкомплекс» и вынес оспариваемое решение, начислив налог на добавленную стоимость, а так же и пени по НДС.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Управление механизированных работ" о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области от 11.09.2020 № 08-51/6, удовлетворению не подлежат.

Настоящее решение Арбитражного суда Иркутской области выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.В. Дмитриенко