НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 23.11.2021 № А19-14422/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск;

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                     Дело № А19-14422/2021

30.11.2021

Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 23.11.2021.

Решение суда в полном объеме изготовлено 30.11.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пенюшова Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Родионовой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА "ПЕРСПЕКТИВА" (ОГРН 1083800001449, ИНН 3816009853, дата регистрации: 03.06.2008, адрес: 665268, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ТУЛУН, УЛИЦА ЛЕНИНА, 130) к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - "ГОРОД ТУЛУН" (ОГРН 1023801973150, ИНН 3816001999, дата регистрации: 27.09.1995, адрес: 665268 ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ ГОРОД ТУЛУН УЛИЦА ЛЕНИНА 99)

о взыскании 1 016 085 рублей 12 копеек,

при участии в судебном заседании:

от истца: Слуднев Р.А., паспорт, доверенность, диплом;

от ответчика: Лабекина Т.А., паспорт, доверенность, диплом;

установил:

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ПЕРСПЕКТИВА" (далее -                            АНО ПО УМЦ "ПЕРСПЕКТИВА") обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - "ГОРОД ТУЛУН" (далее - МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТУЛУНА") о взыскании 1 016 085 рублей 12 копеек, в том числе: 862 541 рублей 35 копеек – неосновательного обогащения (сбережения);                               153 543 рублей 77 копеек – процентов за пользование чужими денежными средствами.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, указав в обоснование иска, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение (сбережение) в виде переплаты по арендным платежам, внесенным на основании договоров аренды: от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10 за пользование объектами аренды, поскольку начиная с 01.01.2014 в отношении расчета арендной платы по поименованным договора не применена методика, утвержденная Решение Думы МО - "г. Тулун"                                 от 31.08.2010 № 41-ДГО "Об утверждении Положения о порядке учета и предоставления в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования - "город Тулун" в редакции Решения Думы МО - "г. Тулун" от 12.12.2013 № 33-ДГО "О внесении изменений и дополнений в решение Думы городского округа от 31.08.2010 № 41-ДГО                         "Об утверждении Положения о порядке учета и предоставления в аренду муниципального нежилого фонда и движимого имущества муниципального образования - "город Тулун". По мнению истца, при расчете арендной платы по указанным договорам применению подлежит коэффициент К3 - коэффициент вида деятельности арендатора, предусмотренный                                пунктом 27 названного Порядка в отношении Негосударственного образовательного учреждения, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации - 0,5.

Ответчик исковые требования не признал, в отзывах на иск указал, что спорные договоры аренды заключены сторонами по результатам проведения торгов (аукциона) как с единственным участником в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в отношении нежилых помещений свободного назначения, на момент заключения договоров АНО ПО УМЦ "ПЕРСПЕКТИВА" не осуществляло образовательную деятельность, отсутствовала лицензия, следовательно, учитывая, что существенные условия о размере арендной платы согласованы при проведении торгов у сторон отсутствует право на изменение условий договора, как по соглашению,                         так и в одностороннем порядке.

Судебные акты по рассматриваемому делу опубликованы на официальном портале арбитражных судов «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru/) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 

Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования - «город Тулун» Иркутской области от 04.09.2009 № 6 между МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТУЛУНА" (арендодатель) и АНО ПО УМЦ "ПЕРСПЕКТИВА" (арендатор) заключен договор аренды от 08.09.2009 № 200-09, по условиям которого арендатор обязуется за свой счет использовать (эксплуатировать) имущество: нежилые помещения общей площадью 55,9 кв.м.                           (согласно схеме: помещения №№ 12,13,14,15,16, приложение № 1 к настоящему договору), находящиеся в одноэтажном нежилом бревенчатом здании, расположенном по адресу:                      г. Тулун, ул. Ленина, 130, являющиеся объектом муниципальной собственности, и осуществлять следующую деятельность: образование для взрослых и прочие виды образовании, с использование (эксплуатацией) объекта договора, а арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование за плату объект договора, для осуществления указанной деятельности на срок, установленный настоящим договором.

Объект аренды передан в пользование арендатора по акту приема-передачи от 08.09.2009.

Договор аренды от 08.09.2009 № 200-09 зарегистрирован в установленном законом порядке.

По пункту 4.1 договора арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование объектом аренды (арендную плату).

Сумма арендной платы составляет 7 547 рублей в месяц. Сумма арендной платы устанавливается без учета НДС. НДС уплачивается арендатором самостоятельно. Оплата за аренду нежилого помещения производится ежемесячно до 10 числа текущего месяца с момента подписания сторонами акта приема-передачи имущества в аренду. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон не чаще одного раза в год (пункты 4.2, 4.3, 4.5 договора).

Согласно приложению № 2 к договору аренды от 08.09.2009 № 200-09, расчет арендной платы по договору произведен на основании постановления мэра городского округа от 27.11.2008 № 1155 без учета НДС, стоимости коммунальных услуг, технического обслуживания и электроэнергии), и коэффициентов, утвержденных Решением Думы                         от 22.11.2005 № 66-ДГ, от 29.11.2006 № 92-ДГО.

Между МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТУЛУНА" (арендодатель) и                             АНО ПО УМЦ "ПЕРСПЕКТИВА" (арендатор) заключен договор аренды от 14.12.2009                   № 284-09, согласно которому арендатор обязуется за свой счет использовать (эксплуатировать) имущество: нежилые помещения общей площадью 28,22 кв.м. (согласно схеме: помещения №№ 1,2,3, приложение № 1 к настоящему договору), находящиеся в одноэтажном нежилом бревенчатом здании, расположенном по адресу: г. Тулун, ул. Ленина, 130, являющиеся объектом муниципальной собственности и осуществлять следующую деятельность: образование для взрослых и прочие виды образования, с использование (эксплуатацией) объекта договора, а арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование за плату объект договора, для осуществления указанной деятельности на срок, установленный настоящим договором.

Основанием для заключения договора аренды от 14.12.2009 № 284-09 является протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования - «город Тулун» Иркутской области от 03.12.2009 № 11.

Объект аренды передан в пользование арендатора по акту приема-передачи от 14.12.2009.

По пункту 4.1 договора арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование объектом аренды (арендную плату).

Сумма арендной платы составляет 3 810 рублей в месяц. Сумма арендной платы устанавливается без учета НДС. НДС уплачивается арендатором самостоятельно (пункт 4.2). Оплата за аренду объекта договора производится ежемесячно до 10 числа текущего месяца с момента подписания сторонами акта приема-передачи имущества в аренду (пункт 4.3). Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон не чаще одного раза в год (пункт 4.5).

Согласно приложению № 2 к договору аренды от 14.12.2009 № 284-09, расчет арендной платы по договору произведен на основании постановления мэра городского округа от 27.11.2008 № 1155 без учета НДС, стоимости коммунальных услуг, технического обслуживания и электроэнергии), и коэффициентов, утвержденных Решением Думы от 22.11.2005 № 66-ДГ, от 29.11.2006 № 92-ДГО.

Между МУ "АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТУЛУНА" (арендодатель) и АНО ПО УМЦ "ПЕРСПЕКТИВА" (арендатор) заключен договор аренды от 06.08.2010 № 99-10, согласно которому арендатор обязуется за свой счет использовать (эксплуатировать) имущество: нежилые помещения общей площадью 99,38 кв.м. (согласно схеме: помещения №№ 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, приложение № 1 к настоящему договору ), находящиеся в одноэтажном нежилом бревенчатом здании, расположенном по адресу: г. Тулун, ул. Ленина, 130, являющиеся объектом муниципальной собственности и осуществлять следующую деятельность: образование для взрослых и прочие виды образования, в соответствии с действующим уставом, с использование (эксплуатацией) объекта договора, а арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование за плату объект договора, для осуществления указанной деятельности на срок, установленный настоящим договором.

Объект аренды передан в пользование арендатора по акту приема-передачи от 01.08.2010.

По условиям, согласованным сторонами в разделе 4 договора от 06.08.2010 № 99-10 арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование объектом (арендную плату). Сумма арендной платы определена сторонами в соответствии с расчетом, приведенным в приложении № 2 к настоящему договору. Сумма арендной платы устанавливается без учета НДС. НДС уплачивается арендатором самостоятельно. Оплата за аренду объекта договора производится ежемесячно до 10 числа текущего месяца с момента подписания сторонами акта приема-передачи имущества в аренду. Размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон не чаще одного раза в год (пункты 4.1, 4.2, 4.3, 4.5).

Согласно доводам искового заявления, при расчете арендной платы по указанным договорам применению подлежит коэффициент К3 - коэффициент вида деятельности арендатора, предусмотренный пунктом 27 Решения Думы МО - "г. Тулун" от 31.08.2010 № 41-ДГО "Об утверждении Положения о порядке учета и предоставления в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования - "город Тулун" в редакции Решения Думы МО - "г. Тулун" от 12.12.2013 № 33-ДГО в отношении негосударственного образовательного учреждения, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации - 0,5, за период с 01.01.2014 по 31.12.2020 на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в виде переплаты арендных платежей по договорам от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10 в размере                            862 541 рубля 35 копеек, в том числе: 283 549 рублей 93 копеек – по договору от 08.09.2009 № 200-09, 432 647 рублей 58 копеек – по договору от 06.08.2010 № 99-10,                                     146 343 рублей 85 копеек – по договору от 06.08.2010 № 99-10.

В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 30.03.2021 № 40 с требованием в течение 3 рабочих дней возместить сумму неосновательного обогащения (сбережения).

Требования истца ответчиком в добровольном порядке и в установленный срок не исполнены, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения (сбережения) и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями                              статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Проанализировав условия договоров от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10, суд полагает, что по своей правовой природе указанные договоры являются договорами аренды.

Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Исследовав условия договоров аренды от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10, суд установил, что сторонами согласованы существенные условия и соблюдены требования статьей 607 ГК РФ, договоры зарегистрированы в установленном законом порядке, согласно статье 432 ГК РФ являются заключенными.

Факт передачи объектов аренды в пользование АНО ПО УМЦ "ПЕРСПЕКТИВА"                          по договорам аренды от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10 сторонами не оспаривается.

В соответствии со статьей 606, пунктом 1 статьи 611 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. В свою очередь, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (статья 614 ГК РФ).

В соответствии с главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации                             (далее – ГК РФ), обязательства из неосновательного обогащения возникают при обогащении одного лица за счет другого, и такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований или последующем их отпадении. Обогащение признается неосновательным, если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого произошло при отсутствии к тому предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.

Согласно пункту 3 статьи 1103 ГК РФ, правила, предусмотренные                                     главой 60 «Обязательства вследствие неосновательного обогащения», подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Пунктом 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении», указано, что если оплата была произведена в связи с договором, но не на основании его, так как договором не предусматривалась обязанность такой оплаты, требования о  возврате излишне уплаченных по договору сумм происходит на основании статьи 1102 ГК РФ, поскольку                                        статья 1103 ГК РФ предусматривает возможность применения правил главы 60 Кодекса к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Согласно пункту 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Таким образом, исходя из правовой природы требований истца, в предмет доказывания по данному делу входят следующие факты: приобретение или сбережение ответчиком имущества за счет истца; отсутствие законных оснований для приобретения либо сбережения имущества ответчиком; размер неосновательного обогащения (сбережения).

В Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 № 11524/12 по делу № А51-15943/2011 отражена следующая правовая позиция.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

Таким образом, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.

При этом основания возникновения неосновательного обогащения могут быть различными: требование о возврате ранее исполненного при расторжении договора, требование о возврате ошибочно исполненного по договору, требование о возврате предоставленного при незаключенности договора, требование о возврате ошибочно перечисленных денежных средств при отсутствии каких-либо отношений между сторонами и т.п.

Заявляя требования о взыскании неосновательного обогащения в рамках настоящего спора истец, полагает, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение (сбережение)  поскольку арендная плата за пользование объектами аренды по договорам от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10 внесена в большем размере, чем надлежало вносить, поскольку ответчиком в период с 01.01.2014 по 31.12.2020  к расчету арендной платы неправомерно применен коэффициент К3 - коэффициент вида деятельности арендатора равный 1, тогда как Решения Думы МО - "г. Тулун" от 12.12.2013 № 33-ДГО "О внесении изменений и дополнений в решение Думы городского округа от 31.08.2010 № 41-ДГО "Об утверждении Положения о порядке учета и предоставления в аренду муниципального нежилого фонда и движимого имущества муниципального образования - "город Тулун" раздел II Таблицы "К3 - коэффициент вида деятельности арендатора" дополнено строкой 27 следующего содержания: Негосударственные образовательные учреждения, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации коэффициент 0,5.

Исследовав и оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65, 71 АПК РФ суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим мотивам.

Статьей 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, если федеральный закон, предусматривающий необходимость государственного регулирования арендной платы, отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы и условий сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности этого публично-правового образования, судам надлежит учитывать следующее.

Акты, которыми устанавливаются такие правила, регулируют публичные отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом, и адресованы соответствующим органам, осуществляющим управление. Поэтому их положения применяются к договору аренды лишь постольку, поскольку это предусмотрено самим договором.

Как установлено судом с 2010 года на территории муниципального образования                     г. Тулун действует Решение Думы МО - "г. Тулун" от 31.08.2010 № 41-ДГО "Об утверждении Положения о порядке учета и предоставления в аренду имущества, находящегося в собственности муниципального образования - "город Тулун".

В соответствие с пунктом 7.1 решения Думы МО - "г. Тулун" от 31.08.2010 № 41-ДГО за пользование объектом, предоставляемым в аренду, арендатор уплачивает арендную плату. Размер арендной платы определяется на основании методики расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда и движимого имущества.

Согласно пункту 1 Методики расчета годовой арендной платы за пользование объектами нежилого фонда и движимого имущества муниципального образования - "город Тулун" (приложение № 1 к решению Думы МО - "г. Тулун" от 31.08.2010 № 41-ДГО). основой начисления арендной платы является базовая ставка, определяемая как цена использования 1 кв.м объекта нежилого фонда в год без учета НДС. Размер базовой ставки арендной платы устанавливается и изменяется постановлением администрации городского округа не чаще одного раза в год.

Порядок расчета годовой арендной платы производится индивидуально по каждому арендатору путем перемножения базовой ставки арендной платы на площадь помещения, корректировочные коэффициенты и рассчитывается по формуле:

АПг = Пл x Бс x К1 x К2 x К3 x К4 x К5,

где:

К3 - корректировочный коэффициент вида деятельности арендатора.

Согласно таблице К3 - корректировочный коэффициент вида деятельности арендатора, пунктом 17 предусмотрен К3 - Негосударственные образовательные заведения, коэффициент, равный 1.

Решением Думы МО - "г. Тулун" от 12.12.2013 № 33-ДГО "О внесении изменений и дополнений в решение Думы городского округа от 31.08.2010 № 41-ДГО "Об утверждении Положения о порядке учета и предоставления в аренду муниципального нежилого фонда и движимого имущества муниципального образования - "город Тулун" раздел II Таблицы "К3 - коэффициент вида деятельности арендатора" дополнено строкой 27 следующего содержания: Негосударственные образовательные учреждения, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации коэффициент, равный 0,5.

В соответствии с приложениями № 1 «Расчет арендной платы» к договорам аренды от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10 к расчету арендной платы за пользование объектами аренды применен коэффициент К3, равный 1, что соответствует строке 17 (Негосударственные образовательные заведения) таблицы коэффициентов вида деятельности, приведенной в методике.

В соответствии с приложениями № 1 «Расчет арендной платы» к договору аренды от 08.09.2009 № 200-09 определено, что расчет арендной платы производится на основании постановления мэра городского округа от 27.11.2008 № 1155 без учета НДС, стоимости коммунальных услуг, технического обслуживания и электроэнергии), и коэффициентов, утвержденных Решением Думы от 22.11.2005 № 66-ДГ, от 29.11.2006 № 92-ДГО.

Согласно пункту 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться, в том числе организационно-правовых формах: автономных некоммерческих организаций (подпункт 9) либо учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения (подпункт 8).

Правоотношения в сфере образования регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ).

Участниками образовательных отношений, в частности, являются организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 31 статьи 2 Закона № 273-ФЗ).

К таким организациям относятся (пункты 18, 19, 20 статьи 2 Закона № 273-ФЗ):

- образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

- организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Образовательная организация может быть создана одним физическим лицом в форме некоммерческой организации, а именно автономной некоммерческой организации                      (далее - АНО) или частного учреждения, если они созданы в образовательных целях и это предусмотрено их уставом (пункты 1, 2, 3 статьи 2, пункт 1 статьи 9, пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"                                 (далее - Закон № 7-ФЗ), части 1, 4, 7 статьи 22 Закона № 273-ФЗ, подпункты 8, 9 пункта 3 статьи 50, пункт 2 статьи 123.21, пункт 1 статьи 123.24 ГК РФ РФ).

АНО признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (пункт 1 статьи 123.24 ГК РФ, пункт 1 статьи 10 Закона № 7-ФЗ).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (пункт 1 статьи 9 Закона № 7-ФЗ,                                            пункт 1 статьи 123.21 ГК РФ).

Исходя из применения строки 27 раздел II Таблицы "К3 - коэффициент вида деятельности арендатора" решения Думы МО - "г. Тулун" от 12.12.2013 № 33-ДГО "О внесении изменений и дополнений в решение Думы городского округа от 31.08.2010 № 41-ДГО "Об утверждении Положения о порядке учета и предоставления в аренду муниципального нежилого фонда и движимого имущества муниципального образования - "город Тулун" понижающий коэффициент 0,5 подлежит применению исключительно к расчету арендной платы за предоставленные в аренду объекты недвижимости негосударственным образовательным учреждениям, осуществляющим подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и                  Уставу АНО ПО УМЦ "ПЕРСПЕКТИВА" создано в организационно-правовой форме: автономные некоммерческие организации (а не учреждение), следовательно, к расчетам арендной платы по договорам от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10 правомерно подлежит применению коэффициент К3, предусмотренный строкой 17 раздел II Таблицы "К3 - коэффициент вида деятельности арендатора" решение Думы городского округа от 31.08.2010 № 41-ДГО «Негосударственные образовательные заведения» равный 1.

Истцом при неправильном применении норм материального права (строки 27 раздел II Таблицы "К3 - коэффициент вида деятельности арендатора" решения Думы МО -                            "г. Тулун" от 12.12.2013 № 33-ДГО "О внесении изменений и дополнений в решение Думы городского округа от 31.08.2010 № 41-ДГО "Об утверждении Положения о порядке учета и предоставления в аренду муниципального нежилого фонда и движимого имущества муниципального образования - "город Тулун") к правоотношениям по договорам аренды                      от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10, заключенным с АНО ПО УМЦ "ПЕРСПЕКТИВА" использован понижающий коэффициент К3, равный 0,5.  

При таких обстоятельствах, оснований для перерасчета арендной платы по договорам аренды от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09, от 06.08.2010 № 99-10, суд не усматривает, следовательно, иск является необоснованным и неправомерным, следовательно, удовлетворению не подлежит.

Судом также установлено, что договоры аренды от 08.09.2009 № 200-09, от 14.12.2009 № 284-09 заключены сторонами по результатам проведения публичных процедур (аукциона на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности).

В соответствии с частью 5 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом Федеральной Антимонопольной Службы России от 10.02.2010 № 67                        "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (вместе с "Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества") (Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2010 № 16386)

Правила устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.

Указания в конкурсной документации и документации об аукционе на то, что цена заключенного договора не может быть пересмотрена сторонами в сторону уменьшения (подпункт 3 пункта 40, подпункт 3 пункта 114 Правил), соответствуют антимонопольному законодательству Российской Федерации и призваны гарантировать отсутствие необоснованных экономических преимуществ как победителям торгов, так и единственному участнику торгов при осуществлении предпринимательской деятельности с использованием государственного или муниципального имущества.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении               от 08.10.2013 № 3463/13 изложил правовую позицию, заключающуюся в следующем: арендная плата по договору, заключенному на торгах, не подлежит нормативному регулированию со стороны публичного образования, а складывается на торгах. Изменение размера арендной платы осуществляется в сроки и в порядке, предусмотренные условиями договора. Следовательно, приняв участие в конкурсе, подписав договор аренды в качестве победителя конкурса, ответчик принял на себя обязательство оплачивать арендные платежи в согласованном размере (статьи 309 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", по смыслу                       пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

В силу пункта 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо норм, допускающих изменение размера арендной платы, определенной по результатам торгов.

Определение цены арендной платы по результатам торгов в форме аукциона является самостоятельным способом, а возможность изменения размера такой арендной платы ставится в зависимость от определенных в аукционной документации и в договоре, заключенном по результатам аукциона, условий, следовательно, если ни аукционом, ни договором возможность изменения цены арендной платы не предусмотрена, любое изменение такой цены неправоверно.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения (сбережения).

В соответствии с часть 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истцу при обращении в суд с настоящим иском предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина по данному иску составляет 23 161 рубля.

На основании правил статьи 110 АПК РФ государственная пошлина                                             в сумме 23 161 рубля подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.

руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,


решил:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА "ПЕРСПЕКТИВА" в доход федерального бюджета государственную пошлину                              в сумме 23 161 рубля.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд             в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                             Е.С. Пенюшов