АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск;
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-24053/2019
«27» ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 ноября 2019 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буяновой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Охранно-правовое предприятие «Викинги» (ОГРН 1073801004254, ИНН 3801088919, адрес: 665813, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 86, д. 18)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области (ОГРН 1043800546437, ИНН 3801073983, адрес: 665835, Иркутская область, г. Ангарск, микрорайон 7А, д. 34)
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, д. 47)
о признании незаконным решения от 27.06.2019 № 12-1886,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Усольцев Е.А., доверенность от 01.04.2019;
от налогового органа: Пендикова Т.А., доверенность от 25.02.2019 № 05-12/004230;
от третьего лица: Пендикова Т.А., доверенность от 25.02.2019 № 08-10/003815;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Охранно-правовое предприятие «Викинги» (далее – ООО «ОПП «Викинги») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области о признании незаконным решения от 27.06.2019 № 12-1886 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 27.08.2019 № 26-13/017793@.
Представитель ООО «ОПП «Викинги» в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель налогового органа и третьего лица требования заявителя не признал, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, ООО «ОПП «Викинги» зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2007 за основным государственным регистрационным номером 1073801004254.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области на основании решения от 23.04.2019 № 12-23-1 проведена выездная налоговая проверка в отношении ООО «ОПП «Викинги» по вопросам удержания и перечисления налоговым агентом налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 21.05.2019 № 12-1101 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.06.2019 № 12-1886, согласно которому ООО «ОПП «Викинги» привлечено к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в виде штрафа в размере 53 784 руб. (537 840 руб. * 20 %/2) за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года. Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 537 840 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 122 900,83 руб.
Основанием его принятия оспариваемого решения вывод налогового органа о том, что обществом «ОПП «Викинги» как налоговым агентом, не исчислен и не уплачен в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по приобретению объектов недвижимости в рамках заключенных с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Ангарского городского округа договоров купли-продажи муниципального имущества от 16.12.2016 № 366/16 и от 16.12.2016 № 367/16.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 27.08.2019 № 26-13/017793@ апелляционная жалоба ООО «ОПП «Викинги» на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области от 27.06.2019 № 12-1886 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области от 27.06.2019 № 12-1886 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 27.08.2019 № 26-13/017793@, ООО «ОПП «Викинги» обратилось в суд с настоящим заявлением.
В судебном заседании 13.11.2019, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), был объявлен перерыв до 10 час. 20 мин. 20.11.2019. После перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя Усольцев Е.А., представитель налогового органа и третьего лица Пендикова Т.А.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив процедуру проведения выездной налоговой проверки и привлечения к налоговой ответственности, суд установил следующее.
Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом статьи 100 НК РФ, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В абзаце 1 пункта 2 статьи 101 НК РФ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (абзац 2 пункта 2 статьи 101 НК РФ).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений пунктом 6 статьи 100 НК РФ и пунктом 6.1 статьи 101 НК РФ. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления (абзац 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ).
В силу пункта 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Материалами дела установлено, что 22.05.2019 руководителю ООО «ОПП «Викинги» Степановой О.В. вручено извещение о рассмотрении материалов выездной налоговой проверки, назначенном на 27.06.2019 в 15.00 час.
Таким образом, общество заблаговременно и надлежащим образом было извещено о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Назначенное на 27.06.2019 рассмотрение материалов проверки состоялось в отсутствие налогоплательщика (его представителя).
Решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения от 27.06.2019 № 12-1886 вынесено налоговым органом в установленные пунктом 1 статьи 101 НК РФ сроки.
Заявитель указал, что для участия в рассмотрении материалов проверки общество направляло в налоговый орган своего представителя Усольцева Е.А., однако последний не был допущен налоговым органом к рассмотрению в связи с отсутствием в доверенности достаточных полномочий.
Данный довод заявителя судом проверен и признан несостоятельным, как не соответствующим фактическим обстоятельствам, установленным по делу. Так, согласно журналу посещения посетителей, который ведется сотрудниками охраны, запись о посещении налоговой инспекции представителем ООО «ОПП «Викинги» Усольцева Е.А. в день рассмотрения материалов проверки 27.06.2019 отсутствует. Помимо указанного обстоятельства, самим заявителем не приведено каких-либо доказательств, свидетельствующих о явке представителя ООО «ОПП «Викинги» в налоговый орган и его не допуске к участию в рассмотрении материалов проверки.
ООО «ОПП «Викинги» указало, что налоговым органом не направлены в полном объеме документы, которые перечислены в акте проверки в качестве обоснования произведенных доначислений по налогу на добавленную стоимость, а именно протокол допроса свидетеля от 24.04.2019 № 95.
Из материалов выездной налоговой проверки следует, что указанный протокол допроса директора ООО «ОПП «Викинги» Степановой О.В. направлен обществу дополнительно письмом от 22.05.2019 № 12-37/011435@ по телекоммуникационным каналам связи в день вручения акта выездной налоговой проверки. Согласно извещению о получении электронного документа, данный документ был получен обществом 23.05.2019. Кроме того, копия самого протокола допроса была вручена директору ООО «ОПП «Викинги» Степановой О.В. лично в день составления протокола, о чем свидетельствует собственноручная подпись Степановой О.В.
В этой связи является несостоятельным довод общества о ненаправлении ему вместе с актом выездной налоговой проверки протокола допроса свидетеля от 24.04.2019 № 95.
ООО «ОПП «Викинги» считает нарушением тот факт, что проведение проверки поручалось заместителю начальника отдела выездных проверок Елисеевой Е.Н., а решение от 27.06.2019 № 12-1886 вынесено заместителем начальника инспекции Капличной О.П.
Согласно положениям пункта 2 статьи 89 НК РФ в решении о проведении выездной налоговой проверки должны быть указаны, в том числе, должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
В соответствии со статьей 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Так, в решении о проведении выездной налоговой проверки от 23.04.2019 № 12-23-1 указано, что проведение выездной налоговой проверки поручается заместителю начальника отдела выездных проверок Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области Елисеевой Е.Н.
Выездная налоговая проверка в отношении ООО «ОПП «Викинги» проведена Елисеевой Е.Н., ею же составлен акт по результатам проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника инспекции Капличной О.П. вынесено решение от 27.06.2019 № 12-1886.
Таким образом, проверка в отношении общества проведена должностным лицом инспекции, которому в установленном порядке было поручено ее проведение, а решение о привлечении к налоговой ответственности вынесено уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника налогового органа, т.е. в полном соответствии с требованиями НК РФ. В связи с чем, доводы заявителя в данной части являются несостоятельными, как основанные на неверном толковании закона.
ООО «ОПП «Викинги» считает, что налоговым органом нарушены сроки и порядок проведения выездной налоговой проверки. В частности, на дату составления справки (26.04.2019) запрашиваемые у ООО «ОПП «Викинги» документы не были представлены в инспекцию. В оспариваемом решении инспекция ссылается на документы, представленные обществом 15.05.2019, а также на документы, представленные КУМИ АГО письмом от 11.01.2017 № 96, то есть за пределами проводимой проверки.
Рассмотрев данный довод, суд установил следующее.
23.04.2019 в адрес ООО «ОПП «Викинги» выставлено требование № 12-1943 о представлении документов (информации). На день составления справки (26.04.2019) запрашиваемые у ООО «ОПП «Викинги» документы не были представлены в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области.
Процедура проведения выездной налоговой проверки регламентирована статьей 89 НК РФ, в которой установлены место проведения проверки, требования к документам, период проведения выездной проверки. В соответствии с абзацем 2 пункта 12 статьи 89 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 93 НК РФ предусмотрено право должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
В силу абзаца 1 пункта 12 статьи 89 и пункта 3 статьи 93 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
НК РФ не освобождает налогоплательщика от обязанности представить документы по требованию налогового органа после истечения срока исполнения этого требования, и, соответственно, после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.
Налоговое законодательство не предусматривает запрет налоговому органу запрашивать у компетентных государственных органов информацию, соответствующую профилю возложенных на него задач, и использовать полученные сведения при принятии решений по результатам проверок и доказывании правомерности своей позиции в суде, равно как не содержит запрет на использование информации, полученной налоговым органом в соответствии с нормами закона до начала или после проведения выездной налоговой проверки.
Таким образом, в данном случае отсутствует нарушение порядка проведения выездной налоговой проверки, в том числе, порядка истребования документов, необходимых для ее проведения.
Рассматривая требования заявителя по существу, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ в проверяемый период ООО «ОПП «Викинги» применяло упрощенную систему налогообложения и в силу пункта 1 статьи 346.12 НК РФ являлось плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Согласно статье 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
Пунктом 3 статьи 161 НК РФ установлено, что при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества.
В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Как усматривается из материалов дела, на основании информации и документов, представленных КУМИ Ангарского городского округа письмом от 11.01.2017 № 96, налоговым органом установлено, что в 2016 году ООО «ОПП «Викинги» в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ, приобрело недвижимое имущество по договорам купли-продажи муниципального имущества от 16.12.2016 № 366/16, от 16.12.2016 № 367/16, заключенным с КУМИ АГО, в том числе:
- по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 86 квартал, дом 18, помещение 2 (нежилое помещение 82,0 кв.м.) стоимостью 1 670 000 руб.;
- по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, 86 квартал, дом 18, помещение 3 (нежилое помещение 78,5 кв.м.) стоимостью 1318 000 руб.
В соответствии с условиями договоров ООО «ОПП «Викинги» 01.12.2016 произведена предварительная оплата в размере 334 000 руб. по договору № 366/16 и в размере 263 600 руб. по договору № 367/16. Окончательная оплата в размере 1 336 000 руб. и в размере 1 054 400 руб. произведена 26.12.2016.
Таким образом, налоговая база по НДС за 4 квартал 2016 года по указанным договорам купли-продажи муниципального имущества составляет 2 988 000 руб.
Согласно Постановлению Администрации Ангарского городского округа от 08.09.2016 № 2067-па «Об условиях приватизации муниципального имущества» приватизация помещений 2, 3 по адресу: г. Ангарск, 86 квартал, дом 18 проведена в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
Таким образом, у ООО «ОПП «Викинги» как у налогового агента возникла обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Заявитель полагает, что передача в собственность недвижимого имущества произведена в порядке приватизации, в связи с чем, спорная операция не облагается НДС на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 146 НК РФ.
В силу указанной нормы права не признается объектом налогообложения передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.
В рассматриваемомслучае в пользу общества было отчуждено имущество в рамках Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, в подпункте 9 пункта 2 статьи 3 которого закреплено, что действия данного закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 НК РФ при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога.
Из совокупности указанных норм следует, что в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включается, в том числе, доход от реализации муниципального имущества, составляющего муниципальную казну, и не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
КУМИ Ангарского городского округа на основании договоров от 16.12.2016 № 366/16, от 16.12.2016 № 367/16 реализовало в адрес ООО «ОПП «Викинги» имущество, составляющее муниципальную казну, незакрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Согласно пункту 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 НК РФ.
Из разъяснений Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 26.07.2013 № 03-07-14/29784) также следует, что реализация имущества иным лицам, в том числе физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями в рамках Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ подлежит налогообложению НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ, согласно которой объектом налогообложения признается реализация товаров, работ и услуг на территории РФ.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.04.2012 № 16055/11, при реализации не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, установленная абзацем 2 пункта 3 статьи 161 НК РФ обязанность налогового агента исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость лежит на покупателях этого имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и не может быть возложена на продавца этого имущества.
ООО «ОПП «Викинги» считает, что инспекцией неверно определен размер налога, подлежащий удержанию и перечислению, поскольку рыночная стоимость объектов недвижимости определена из договоров купли-продажи, а не из отчетов оценщика от 29.06.2016 № 2016-29/06-60/004-КУП, от 29.06.2016 № 2016-29/06-59/004-КУП. По мнению общества, стоимость продаваемых объектов недвижимости содержит в себе налог на добавленную стоимость.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, определяющее порядок проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, условия участия в нем, а также порядок оплаты такого имущества, согласно пункту 3 которого продавец при подготовке и проведении аукциона обеспечивает проведение оценки подлежащего приватизации имущества.
Таким образом, при продаже муниципального имущества стоимость имущества была установлена продавцом на основании отчета оценщика.
Согласно статье 12 Федерального закона РФ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (в редакции от 18.07.2009) начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Согласно статье 8 Федерального закона РФ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 28.07.2012) проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.
Статьей 11 Федерального закона № 135-ФЗ установлены общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки, которые не указывают на обязательность определения итоговой величины стоимости объекта оценки с учетом НДС.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», следует, что в силу статьи 12 Федерального закона № 135-ФЗ отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, предусмотренном данным законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Отношения сторон по определению цены договора регулируются положениями гражданского законодательства. В соответствии со статьями 421, 422, 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а договор (в том числе его условие о цене) должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами и действующим в момент его заключения.
Положения названных Федеральных законов №№ 135-ФЗ, 178-ФЗ. а также положение «Об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 № 585, Федеральный стандарт оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 254, в числе требований, предъявляемых к составлению отчета об оценке, к содержанию договора купли-продажи, не содержат указаний на определение стоимости выкупаемого государственного или муниципального имущества с учетом или без учета НДС. При этом порядок уплаты НДС при приватизации государственного и муниципального имущества данными нормативными актами не регулируется.
Указание на то, что рыночная стоимость объекта для цели совершения сделки была определена оценщиком без учета налога, должно прямо следовать из отчета.
В рамках проведения аукциона Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа с ООО «Репин и Ко» заключен муниципальный контракт от 15.03.2016 № 0700016004 об оказании оценочных услуг. Во исполнение указанного муниципального контракта ООО «Репин и Ко» представлены отчеты от 08.07.2016 №№ 2016-29/06-59/004-КУП, 2016-29/06-60/004-КУП, согласно которым (стр. 2 отчетов) итоговая рыночная стоимость объектов оценки определена без учета стоимости коммунальных услуг, эксплуатационных расходов и НДС.
Из договоров купли-продажи муниципального имущества от 16.12.2016 № 366/16, от 16.12.2016 № 367/16 следует, что цены сформированы на аукционе без учета НДС. Данные обстоятельства также подтверждаются протоколами об итогах открытого аукциона от 09.12.2016.
Рыночная стоимость объектов без налога была включена сторонами в договоры купли-продажи от 16.12.2016 № 366/16, от 16.12.2016 № 367/16, где в пунктах 2.1 прямо указано, что цена объекта определена на аукционе и составляет 1 670 000 руб. без учета НДС и 1 318 000 руб. без учета НДС, соответственно. Договор подписан без разногласий относительно рыночной стоимости приобретаемого имущества. Цена сделки ООО «ОПП «Викинги» не оспорена.
В рамках рассмотрения настоящего дела заявитель полагал необходимым проведение судебной экспертизы по вопросу включения НДС в расчет рыночной стоимости объектов оценки - недвижимое имущество, расположенное по адресу
- Иркутская область, г. Ангарск, 86 квартал, дом 18, помещение 2 (нежилое помещение 82,0 кв.м.) стоимостью 1 670 000 руб.;
- Иркутская область, г. Ангарск, 86 квартал, дом 18, помещение 3 (нежилое помещение 78,5 кв.м.) стоимостью 1318 000 руб., и отраженной в отчетах оценщика от 29.06.2016 № 2016-29/06-60/004-КУП, от 29.06.2016 № 2016-29/06-59/004-КУП.
Заявленное ходатайство судом отклонено, поскольку подобного рода экспертиза может быть проведена при оспаривании договоров купли-продажи муниципального имущества от 16.12.2016 № 366/16, от 16.12.2016 № 367/16, заключенных с КУМИ АГО.
ООО «ОПП «Викинги» в заявлении указало на то обстоятельство, что мотивировочная часть оспариваемого решения противоречит его резолютивной части. Так, в мотивировочной части решения указано, что действия общества образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 23, пунктом 3 статьи 161, пунктом 4 статьи 173, пунктом 3 статьи 174 НК РФ, вместе с тем, в резолютивной части решения налоговый орган квалифицировал налоговое правонарушение по статье 123 НК РФ. Кроме того, в резолютивной части решения при привлечении к ответственности по статье 123 НК РФ не указано наименование общества.
Форма решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утверждена Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Указанная форма содержит мотивировочную и резолютивную части решения. В мотивировочную часть включаются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, основания для отказа в привлечении к налоговой ответственности по отдельным эпизодам.
Резолютивная часть решения должна содержать: ссылку на статью 101 НК РФ, предоставляющую право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; суммы налогов (сборов), подлежащие уплате в бюджет; суммы начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов (сборов); суммы исчисленных в завышенных размерах налогов (сборов); указания на статьи части первой НК РФ, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые к налогоплательщику меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений и добровольной уплате соответствующих сумм налоговых санкций в срок, указанный в требовании.
Судом установлено, что оспариваемое решение налогового органа от 27.06.2019 № 12-1886 в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к форме решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
Так, в мотивировочной части решения изложены обстоятельства совершенного налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также ссылки на нормы НК РФ, которые были нарушены налогоплательщиком, а именно: подпункт 4 пункта 1 статьи 23, пункт 3 статьи 161, пункт 4 статьи 173, пункт 3 статьи 174 НК РФ.
В резолютивной части решения инспекции от 27.06.2019 № 12-1886 отражены, в том числе доначисленные суммы налога, пеней, штрафов, указана мера ответственности за конкретное налоговое правонарушение и применяемые к налоговому агенту меры ответственности. Указание наименования организации в резолютивной части решения не является обязательным в соответствии с утвержденной формой. Более того, в рассматриваемом случае, у суда отсутствуют основания полагать, что к налоговой ответственности привлекается иное лицо, нежели, ООО «ОПП «Викинги».
При указанных обстоятельствах, довод заявителя о несоответствии мотивировочной части оспариваемого решения резолютивной его части отклоняется судом, как несостоятельный.
Оценив представленные по делу доказательства с совокупности, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган обоснованно привлек ООО «ОПП «Викинги» к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 в виде штрафа в размере 53 784 руб., доначислил ему налог на добавленную стоимость в размере 537 840 руб.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку у налогоплательщика возникла обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, налоговым органом правомерно начислены пени за несвоевременную уплату налога в сумме 122 900,83 руб. Расчет пени по существу заявителем не оспорен, судом проверен и признан арифметически верным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области от 27.06.2019 № 12-1886 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 27.08.2019 № 26-13/017793@ соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования ООО «ОПП «Викинги» удовлетворению не подлежат.
Определением от 07.10.2019 судом по заявлению ООО «ОПП «Викинги» были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области от 27.06.2019 № 12-1886 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения ООО «ОПП «Викинги» к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 53 784 руб. и предложения уплатить указанный штраф.
Определением от 21.10.2019 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ангарску Иркутской области от 27.06.2019 № 12-1886 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить доначисленный налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 в сумме 537 840 руб., и начисленные пени в сумме 122 900,83 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Таким образом, обеспечительные меры, принятые определениями суда от 07.10.2019 и от 21.10.2019, подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201, 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Отменить обеспечительные меры по настоящему делу, принятые определениями Арбитражного суда Иркутской области от 07.10.2019, от 21.10.2019.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.Г. Позднякова