НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 19.05.2020 № А19-607/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск                                                                                              Дело  №А19-607/2020

21 мая 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  19.05.2020.

Решение  в полном объеме изготовлено   21.05.2020.

Арбитражный суд  Иркутской области в составе судьи  Филатова Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Киренской Е.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковое заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН  <***>)

к Муниципальному общеобразовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования «Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании 89269 руб. 41 коп.,

при участии в заседании:

от истца: ФИО1 – представителя по доверенности;

от ответчика: ФИО2 – директора, ФИО3 – представителя по доверенности,

                                                               установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Муниципальному общеобразовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования «Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный» (далее – Учреждение, ответчик) о взыскании 83018 руб. 82 коп. ущерба, образовавшегося в связи с предоставлением недостоверных сведений на работников – ФИО4, ФИО5.

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что в результате неправомерных действий ответчика, выразившихся в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М, работающим пенсионерам (2 человека) данной организации был проиндексирован размер пенсии, в связи с чем в период с июля 2016 года по февраль 2019 года излишне выплачена пенсия в общей сумме 83018 руб. 82 коп., тем самым Пенсионному фонду был нанесен материальный ущерб в указанном размере.

Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что с декабря 2018 года полные и достоверные сведения о работниках предоставлялись в Управление ПФР ежемесячно, в связи с чем у Пенсионного фонда имелась возможность произвести корректировку пенсии с 01.01.2019. Ссылаясь на то, что обязанность уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложена на Пенсионный фонд, ответчик считает, что причинно-следственная связь между действиями работодателя и причинением ущерба отсутствует, в связи с чем просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании 12.05.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 час. 40 мин. 19.05.2020.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

Муниципальным общеобразовательным учреждением Иркутского районного муниципального образования «Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный» были представлены недостоверные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исх) за апрель 2016 года – октябрь 2018 года, СЗВ-М (доп) за указанные периоды с указанием информации о застрахованных лицах, из которых 2 человека являлись пенсионерами, были представлены Учреждением с нарушением установленного Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срока – 17.12.2018.

В результате несвоевременного представления сведений по 2 работающим в Учреждении пенсионерам с июля 2016 была проведена индексация пенсии, как неработающим, что привело к переплате пенсий за период июль 2016 - февраль 2019 года в общей сумме 83018 руб. 82 коп.: ФИО4 -39401 руб. 20 коп., ФИО5 – 43617 руб. 62 коп.

В адрес Учреждения направлялась претензия с предложением добровольно погасить переплату страховой пенсии 2 получателям страховых пенсий.

Неуплата ответчиком указанной суммы явилась основанием для обращения истца в суд с иском о принудительном взыскании понесенных Пенсионных фондом убытков.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Так, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 1 статьи 26.1. Федерального закона №400-ФЗ).

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона №400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ).

Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пунктам 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном пунктами 1-3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном пунктами 1-3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 8 статьи 26.1 Закона Федерального закона №400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

При этом под такой суммой понимается сумма страховой пенсии, которая должна выплачиваться пенсионеру в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона №400-ФЗ в условиях неосуществления им работы.

В силу статьи 14 Федерального закона от 15.12.20001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Указанные сведения предоставляются в виде отчета по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 №83 п.

На основании данной формы отчетности орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ежемесячно уточняет факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях реализации положения статьи 26.1 Закона №400-ФЗ. Поэтому уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом Пенсионного фонда ежемесячно, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета представленных работодателями. Если на основании указанных отчетов устанавливается факт прекращения пенсионером трудовой деятельности, органом пенсионного фонда осуществляется расчет индексации и выплата пенсии производится в увеличенном размере.

Из материалов дела следует, что Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный», являясь страхователем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», индивидуальные сведения персонифицированного учета, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, за апрель 2016 года – октябрь 2018 года в установленный срок в орган контроля за уплатой страховых взносов не представило. В результате чего Пенсионным фондом в соответствии с положениями статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ в отношении ФИО4, ФИО5 за период с 01.07.2016 по 28.02.2019 произведена индексация размера страховой пенсии.

В результате проверки правильности выплаты страховых пенсий Управлением Пенсионного фонда было установлено, что Учреждением были несвоевременно представлены сведения о работающих застрахованных лицах за период времени с 01.07.2016 по 28.02.2019, что повлекло переплату страховых пенсий. За период с 01.07.2016 по 28.02.2019 работающим пенсионерам излишне выплачена сумма 83018 руб. 82 коп., тем самым Пенсионному фонду РФ был нанесен ущерб в указанном размере.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу части 2 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗв случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 названного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 названной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае установления фактов излишней выплаты пенсионерам сумм пенсии по причине допущения вышеуказанных нарушений Фонд производит устранение данной ошибки путем принятия решения о прекращении выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (пункт 4 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ)

Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных пунктами 2-4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

В рассматриваемом случае излишняя выплата сумм страховой пенсии двум работающим в Учреждении пенсионерам явилась следствием непредставления страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учета, необходимых для определения размера трудовой пенсии.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.

Тем самым действующее законодательство не допускает возложение на гражданина обязанности по возмещению Пенсионному фонду возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки.

Как было указано, излишняя выплата пенсии явилась следствием недобросовестных действий Учреждения, доказательств злоупотребления правом со стороны застрахованных лиц суду не представлено. Следовательно, обязанность по компенсации причиненного ущерба не может быть возложена на непосредственных получателей средств Пенсионного фонда.

Указанная позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.02.2017 №306-ЭС16-13489.

Кроме того, в силу прямого указания закона при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии (часть 10 статьи 26.1. Федерального закона №400-ФЗ).

Ответчик полагает, что в рассматриваемом случае не доказана сумма убытка, полученного по вине страхователя, поскольку полные и достоверные сведения о работниках представлялись в Пенсионный фонд ежемесячно с декабря 2018 года. При наличии указанных сведений Пенсионный фонд имел возможность провести корректировку начислений с 01.01.2019.

Между тем, в силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период. При этом у Пенсионного фонда отсутствуют полномочия и обязанность по проверке факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы каким-либо иным способом, не предусмотренным действующим законодательством.

Следовательно, поскольку индивидуальные сведения за период времени с 01.07.2016 по 28.02.2019 Учреждением в установленный срок – не позднее 15 числа каждого месяца представлены не были, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для пересмотра решений об увеличении сумм страховой пенсии, вынесенных за спорный период.

Следовательно, не получив сведения о работающих пенсионерах за период времени с 01.07.2016 по 28.02.2019, орган ПФ признал их неработающими.

В соответствии с изложенным суд пришел к итоговому выводу, что в рассматриваемом случае именно непредставление Муниципальным общеобразовательным учреждением Иркутского районного муниципального образования «Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный» в установленный срок индивидуальных сведений за период времени с 01.07.2016 по 28.02.2019 привело к возникновению излишней выплаты сумм страховых пенсий. Материалами дела документально подтверждены размер убытков, вина ответчика, причинно-следственная связь между его бездействием и причиненным ущербом, невозможность предотвращения истцом суммы ущерба.

Тем самым истцу причинен реальный ущерб в виде излишней выплаты пенсий в общей сумме 83 018 руб.82 коп. 

Иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявленные  требования удовлетворить.

Взыскать с Муниципальному общеобразовательному учреждению Иркутского районного муниципального образования «Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный»,  сумму излишне выплаченной пенсии в размере 83 018 руб.82 коп. 

На решение может быть подана жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня принятия решения.

Судья                                                                                                                Д.А. Филатов