АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-18246/2021
«24» ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 17.11.2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24.11.2021 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шипициной Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Аврора» (ОГРН 1123850018126, ИНН 3849022391)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 20 по Иркутской области,
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области
о признании незаконным решения №1297 от 16.04.2021 г.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Непомнящих Е.С. – представитель по доверенности, представлено паспорт;
от ответчика: Белобородова Е.А. – представитель по доверенности, представлен удостоверение;
от третьего лица: Белобородова Е.А. – представитель по доверенности, представлен удостоверение;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Аврора» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области (далее – ответчик, налоговый орган) о признании незаконным решения №1297 от 16.04.2021г. о привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Иркутской области заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области
Представитель третьего лица – Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Аврора» зарегистрировано в качестве юридического лица в реестре юридических лиц под основным государственным регистрационным номером 1123850018126.
Обществом 25.04.2019г. представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) за 1 квартал 2019 года.
По итогам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 180 724 рублей 50 копеек. Заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 11 807 244 рубля, начислены пени в сумме 2 940 725 рублей 32 копейки.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод налогового органа о том, что заявитель, находясь на упрощенной системе налогообложения (далее по тексту – УСН), уменьшил сумму НДС на налоговые вычеты.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Общество, не согласившись в выводами налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой об отмене решения №1297 от 16.04.2021г.
Решением Управления от 02.08.2021г. №26-13/0146230@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, полагая, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области №1297 от 16.04.2021г.не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном 26.2.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 настоящего кодекса.
Пункт 2 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает условия, при которых организация имеет право перейти на УСН, а именно если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 112,5 млн. рублей.
Положениями статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 200 млн. рублей, и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1 - 11, 13, 14 и 16 - 21 пункта 3 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 настоящего Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов.
Налоговое законодательство, предоставляя налогоплательщикам право добровольного перехода на применение УСН, возлагает на них обязанность выбора объекта налогообложения (за исключением случаев, указанных в пункте 3 статьи 346.14 НК РФ) и направления уведомления налоговому органу о выбранном объекте, который они не имеют право менять в течение налогового периода. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Таким образом, переход на общий режим налогообложения с УСН может быть осуществлен только с соблюдением общего правила - с начала нового налогового периода в порядке, предусмотренном пункта 6 статьи 346.13 НК РФ, то есть на основании уведомления, направляемого в Инспекцию не позднее 15 января года, в котором предполагается изменение режима налогообложения.
Как следует из материалов дела, Обществом 25.04.2019г. представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) за 1 квартал 2019 года.
По итогам камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 180 724 рублей 50 копеек. Заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 11 807 244 рубля, начислены пени в сумме 2 940 725 рублей 32 копейки.
Основанием для вынесения указанного решения послужил вывод налогового органа о том, что заявитель, находясь на упрощенной системе налогообложения, уменьшил сумму НДС на налоговые вычеты.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Общество, не согласившись в выводами налогового органа, обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области с жалобой об отмене решения №1297 от 16.04.2021г.
Решением Управления от 02.08.2021г. №26-13/0146230@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
ООО «АВРОРА» применяет упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов) с 05.05.2012 года. Обществом представлена налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2019 года. Налоговая база ООО «АВРОРА» за 1 квартал 2019 года составила 39 145 353 рублей. Следовательно, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, право на применение УСН в 1 квартале 2019 года Общество не утрачивало.
Сообщений в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в срок не позднее 15.01.2019г. ООО «АВРОРА» не направляло, как и уведомлений о переходе на иной режим налогообложения. Доказательства обратного в заявлении, поданном в Арбитражный суд Иркутской области, не приведены, дополнительные документы по данному факту не представлены.
Только 15.07.2019г. налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи представлено уведомление об отказе от УСН с 01.01.2019г.
На основании вышеизложенного ООО «АВРОРА» не утратило право на применение УСН, следовательно, организация, применяющая УСН, не вправе заявлять вычеты по НДС.
Кроме того, ведение ООО «АВРОРА» хозяйственной деятельности с января 2019 года исключительно с применением общего режима налогообложения, сдача отчетности и исчисление налогов с этого времени в соответствии с указанным режимом не является определяющим фактором для выяснения вопроса о правомерности применения или отказа в применении УСН.
В силу норм Налогового кодекса Российской Федерации значение имеет соблюдение правил перехода с УСН на общий режим налогообложения. Данная правовая позиция согласуется с письмом Минфина России от 14.07.2015г. №03-11-09/40378, Определением ВС РФ от 12.09.2019г. по делу №А71-16187/2018.
Заявитель указал, что уведомил налоговый орган о переходе на общую систему налогообложения (далее по тексту – ОСНО) с УСНО путем предоставления уведомления в налоговый орган.
Заявитель дополнительно указал, что ООО «Аврора» с января 2019 года ведет хозяйственную деятельность исключительно с применением общего режима налогообложения, сдает отчетность и исчисляет налоги с этого времени в соответствии с указанным режимом.
Также Общество указывало на многочисленные процессуальные нарушения, допущенные налоговым органом при проведении проверки:
- срок проведения камеральной налоговой проверки незаконно продлен на 1 месяц;
- не соблюдение срока на составление акта налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439, поскольку налогоплательщику не дана возможность подписать акт (акт направлен по ТКС), у Инспекции была возможность внести исправления в указанный документ;
- в акте налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439 не отражены документы, представленные налогоплательщиком, документы, истребованные налоговым органом, документы и доказательства, являющиеся материалами проверки, не установлены обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика, следовательно, по мнению ООО «АВРОРА», нарушены нормы пункта 3 статьи 100 НК РФ;
- несоблюдение налоговым органом порядка рассмотрения материалов проверки;
- нарушения при принятии налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, сроки вынесения дополнения к акту налоговой проверки;
- несмотря на просьбу о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие от Инспекции поступают решения об отложении рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
Довода Общества о несоблюдении налоговым органом срока на проведение камеральной налоговой проверки, а именно, что срок незаконно продлен на 1 месяц, суд находит необоснованным в силу следующего.
В силу пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации по общему правилу камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, документов, представленных в налоговый орган, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, проводится в течение двух месяцев со дня представления такой налоговой декларации.
В случае если до окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки. Срок камеральной налоговой проверки может быть продлен до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (за исключением специальных случаев, установленных для иностранных организаций).
Налоговым органом 25.06.2019г. принято решение №827200677 о продлении срока проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года, представленной ООО «АВРОРА». Решение о продлении №827200677 в адрес налогоплательщика Инспекцией не направлялось, поскольку статья 88 НК РФ не предусмотрена обязанность налогового органа уведомлять налогоплательщика о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки по НДС до трех месяцев.
Исходя из вышеизложенного, то, что налоговый орган не направил Обществу решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, не может служить самостоятельным основанием для отмены принятого по результатам проверки решения. Данная правовая позиция согласуется с письмом Минфина России от 02.10.2018г. №03-02-07/1/70615.
Довод Общества о нарушении инспекцией срока на составление акта налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439, суд находит несостоятельным.
Пунктом 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.
Камеральная налоговая проверка по налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2019 года проведена в период с 25.04.2019г. по 25.07.2019г., следовательно, с учетом пункта 6 статьи 6.1 НК РФ срок на составление акта налоговой проверки истекает 08.08.2019г.
Акт проверки по итогам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2019 года составлен 08.08.2019г. и направлен 15.08.2019г. налогоплательщику по ТКС, с соблюдением сроков предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абз. 5 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.
При этом, по убеждению суда, выбранный налоговым органом способ вручения акта - направление по ТКС - сам по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества на получение этих документов и представление возражений на акт проверки. Доказательств внесения налоговым органом в акт налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439 изменений, о которых Общество не было уведомлено, налогоплательщиком не представлено.
Довода Общества о том, что в акте налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439 не отражены документы, представленные налогоплательщиком, документы, истребованные налоговым органом, документы и доказательства, являющиеся материалами проверки, следовательно, по мнению ООО «АВРОРА», нарушены нормы пункта 3 статьи 100 НК РФ суд находит необоснованным.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 100 НК РФ в акте налоговой проверки, в том числе, указывается перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки.
В силу пункта 3.1 статьи 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом, документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.
В акте налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439 отражены возражения налогоплательщика на требование от 15.07.2019г. №866, а также приведен анализ расчетных счетов Общества, полученных в ходе камеральной налоговой проверки, и имеющаяся у налогового органа информация (налоговые декларации Общества, уведомление о применении УСН).
Копии банковских выписок о движении денежных средств по счету налогоплательщика не включены в приложение к акту, поскольку являются документами самого налогоплательщика и содержат известную ему информацию.
Расчетные счета открыты ООО «АВРОРА» для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации. Учитывая доступность банковских выписок по расчетным счетам и подробное отражение в тексте акта налоговой проверки сведений, исключает необходимость включения банковских выписок в качестве приложения к акту налоговой проверки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с ее материалами в течение срока, предусмотренного для предоставления письменных возражений, при этом подобного ходатайства ООО «АВРОРА» заявлено не было.
Информация о документах, истребованных в ходе налоговой проверки, отражена в дополнении к акту налоговой проверки от 20.12.2019г. №18, которое получено Обществом по ТКС 09.01.2020г.
Суд считает, что отсутствие в акте перечня представленных в ходе проведения налоговой проверки Обществом документов при указании их в тексте акта проверки не свидетельствуют о существенном нарушении налоговым органом регламентированного статьей 100 НК РФ порядка оформления результатов налоговой проверки.
Доводы Общества о несоблюдении налоговым органом порядка рассмотрения материалов проверки также являются необоснованными в силу следующего.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении.
В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц.
Как следует из представленных доказательств, акт налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439 направлен в адрес налогоплательщика по ТКС 15.08.2019г., получен 27.08.2019г., извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 12.09.2019г. №3206 направлено по ТКС и получено 19.09.2019г., рассмотрение назначено на 11.10.2019г.
В связи с отсутствием заявителя или его представителя на рассмотрении материалов налоговой проверки 11.10.2019г., инспекцией принято решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки 11.10.2019г. №1635, которое вместе с извещением о времени и месте рассмотрения от 11.10.2019г. №3977 направлены ООО «АВРОРА» по ТКС 11.10.2019г. Рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 30.10.2019г.
Кроме того, основанием для отложения рассмотрения материалов проверки, назначенных на 11.10.2019г., послужило вручение налогоплательщику информационного письма об исправлении опечаток, допущенных в акте налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439, и, как следствие, необходимость предоставления налогоплательщику дополнительного времени на ознакомление с документом, направление возражений. Указанное предусмотрено пунктом 6 статьи 100 НК РФ.
Внесение изменений в акт налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439 не повлекло вменение налогоплательщику новых нарушений, так как устранены опечатки, допущенные в итоговой части акта относительно периода проверки и суммы налоговых вычетов, налоговых санкций.
С участием представителей заявителя, а также должностных лиц инспекции на основании пунктом 6 статьи 100 НК РФ 30.10.2019г. принято решение №18 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое направлено и получено ООО «АВРОРА» по ТКС 08.11.2019г.
Необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля возникла в связи с заявленными представителями заявителя доводами о праве применения общей системы налогообложения и уведомлении об этом налогового органа.
Право определять необходимость и объем проведения тех или иных контрольных мероприятий принадлежит налоговому органу, а не налогоплательщику.
Исходя из положений статей 30, 31, 32, 82, 87, 88, 89 НК РФ, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях от 01.12.1997г. № 18-П, от 16.07.2004г. № 14-П, контрольная функция, присущая налоговым органам, как специализированным государственным органам, осуществляющим функцию по осуществлению контроля за уплатой налогов и сборов, предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические нормативно установленные формы ее осуществления. Целесообразность проведения конкретных мероприятий налогового контроля определяется налоговым органом самостоятельно, и не подлежит оценке со стороны подконтрольных субъектов.
В срок, установленный пунктом 6.1 статьи 100 НК РФ, составлено дополнение к акту налоговой проверки от 20.12.2019г. №18, которое получено Обществом по ТКС 09.01.2020г. Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки от 31.01.2020г. №744 направлено по ТКС 31.01.2020г. и получено 06.02.2020г. Рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 13.02.2020г.
Указание в заявлении Обществом о невручении материалов налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, а также неознакомление с материалами налоговой проверки документально не подтверждено, так как результаты дополнительных мероприятий налогового контроля вручены представителю заявителя по доверенности Канухиной Е.С. 13.02.2020г. и предоставлено время для ознакомления с ними.
Кроме того, при рассмотрении жалобы установлено, что документы, полученные в ходе дополнительных мероприятий, подтверждают взаимозависимость Общества с организациями, применяющими УСН, и не являются основанием для доначисления налога, соответствующих пени и штрафа.
По результатам рассмотрения материалов проверки 13.02.2020г. с учетом пояснений представителя заявителя принято решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки №518, которое направлено по ТКС 19.03.2020г. Извещение о времени и месте рассмотрения от 21.02.2020г. №1333 (рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 28.02.2020г.) получено ООО «АВРОРА» по ТКС 03.03.2020г.
Необходимостью принятия решения об отложении от 13.02.2020г. №518 послужило заявление представителя налогоплательщика о наличии у него доказательств направления в налоговый орган уведомления об отказе от применения УСН, что зафиксировано в протоколе рассмотрения материалов проверки от 13.02.2020г. №13. Копия протокола рассмотрения материалов проверки от 13.02.2020г. №13 вручена представителю ООО «АВРОРА» по доверенности Непомнящих Е.С., принимавшему участие в рассмотрении.
Обществом в заявлении не приведено доводов о том, каким образом неверное отражение в решениях об отложении рассмотрения материалов проверки оснований переноса срока рассмотрения нарушило права налогоплательщика. ООО «АВРОРА» на протяжении рассмотрения материалов налоговой проверки извещалось налоговым органом о дате и времени рассмотрения материалов проверки, также обеспечено участие представителей налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки.
О рассмотрении материалов проверки, назначенном на 30.10.2019г., налоговый орган извещал налогоплательщика по ТКС (решение от 11.10.2019г. №1635, извещение от 11.10.2019г. №3977).
Состоявшееся 30.10.2019г. рассмотрение материалов проверки проведено при участии представителей налогоплательщика по доверенности (Канухиной Е.С., Непомнящих Е.С.), следовательно, по мнению суда, налоговым органом соблюдено право налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки.
При проведении рассмотрения материалов проверки, назначенного на 30.10.2019г. и 13.02.2020г. с участием представителей налогоплательщика, факт ознакомления с правами и обязанностями, предусмотренными статьей 51 Конституции Российской Федерации, ст. 21, 101 НК РФ подтверждается приложениями к протоколам от 30.10.2019г. №76, от 13.02.2020г. №13, на которых имеются подписи об ознакомлении следующих представителей налогоплательщика – Канухиной Е.С., Лазаревой А.И., Е.С. Непомнящих.
Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки составляется по форме, приведенной в Приложении №33 к Приказу ФНС России от 07.11.2018г. № ММВ-7-2/628@.
Порядок заполнения следует из самой формы. Протокол заполняют сотрудники налогового органа, а налогоплательщик (представитель налогоплательщика) ставит свою подпись.
Протоколы рассмотрения материалов проверки от 30.10.2019г. №76, от 13.02.2020 №13 заполнены должностным лицом налогового органа в соответствии с формой, утвержденной Приказом ФНС России от 07.11.2018г. № ММВ-7-2/628@, из их содержания следует, что рассмотрение материалов налоговой проверки проведено с участием представителей заявителя, имеется отметка о вручении копий и отсутствии замечаний к протоколу.
Кроме того, протокол рассмотрения материалов проверки только фиксирует основной ход рассмотрения материалов проверки, носит процедурный характер и предназначен для реализации права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки.
Этим документом дополнительно подтверждается или факт участия налогоплательщика в процедуре рассмотрения материалов проверки, или факт рассмотрения материалов проверки в отсутствие налогоплательщика.
Каких-либо отдельных требований или рекомендаций по заполнению указанного протокола не предусмотрено.
Таким образом, указание Инспекцией в протоколе на рассмотрение иных документов (материалов) проверки, по убеждению суда, не нарушает прав и интересов налогоплательщика и не является существенным нарушением при рассмотрении материалов налоговой проверки. Все замечания, доводы, позиция ООО «АВРОРА» внесены в протоколы рассмотрения материалов налоговой проверки.
Указание заявителя на то, что Общество не ознакомлено со всеми материалами налоговой проверки является несостоятельным, поскольку налогоплательщику была предоставлена возможность для ознакомления с материалами проверки, ООО «АВРОРА» участвовало в рассмотрениях материалов проверки, в протоколах рассмотрения материалов проверки представителями налогоплательщика не указано, что ООО «АВРОРА» не представлены какие-либо документы с указанием на идентифицирующие признаки данных документов.
Также довод Общества о том, что в акте налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439 не установлены обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность является необоснованными.
В соответствии с пунктом 4 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требования к составлению акта содержатся в приказе ФНС России от 07.11.2018г. №ММВ-7-2/628@.
В силу пункта 3.3. данного приказа в итоговой части акта должны указываться, в частности, предложения о привлечении к налоговой ответственности и ссылки на статьи НК РФ, в случае, если НК РФ предусмотрена ответственность за такие нарушения законодательства о налогах и сборах.
Поскольку акт налоговой проверки не является итоговым документом, а только содержит предложение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, то вопрос о наличии/отсутствии смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств подлежит рассмотрению при принятии итогового решения по результатам проверки.
Инспекцией при принятии решения по результатам камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 1 квартал 2019 года выявлены и учтены смягчающие ответственность обстоятельства при определении размера налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, следовательно, право ООО «АВРОРА» на уменьшение величины финансовых санкций налоговым органом соблюдено.
С учетом изложенного, приведенные Обществом доводы не являются основанием для отмены решения, установленные пунктом 14 статьи 101 НК РФ, так как по мнению суда, Инспекцией соблюдено право налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки, представление возражений, извещение проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, а также на участие в рассмотрении материалов проверки, Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ.
Что касается довода заявителя о том, что, несмотря на просьбу о рассмотрении материалов проверки в его отсутствие, Инспекцией принимались решения об отложении рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для рассмотрения, суд полагает следующее.
Решения об отложении от 13.02.2020г. №518, от 28.02.2020г. №654, от 19.03.2020г. №762 приняты налоговым органом по причине вручения налогоплательщику дополнительных документов по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, заявления довода о наличии у налогоплательщика доказательств представления в инспекцию уведомления об отказе в применении УСН.
Судом установлено, что ООО «АВРОРА» в возражениях на акт налоговой проверки от 08.08.2019г. №1439 заявило, но документально не подтвердило довод о представлении в инспекцию на бумажном носителе уведомления об отказе в применении УСН.
Данный документ представлен Обществом в сканированном виде по ТКС 27.02.2020г., то есть за рамками проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Как пояснил представитель налогового органа, заявителю неоднократно предлагалось представить оригинал данного документа с отметкой налогового органа, но на момент принятия решения по проверке документ не представлен. Ввиду чего, принятие указанных решений вызвано объективными причинами и является необходимым условием вынесения обоснованного и законного решения, направленного на предотвращение необоснованного привлечения к налоговой ответственности, и связано с обеспечением налогоплательщику возможности ознакомиться со всеми материалами проверки и участвовать при их рассмотрении в налоговом органе.
Решения об отложении рассмотрения материалов проверки от 02.07.2020г. №4296, от 16.07.2020г. №5073, от 10.08.2020г. №6781, от 19.03.2021г. №3655 приняты по причине ненадлежащего извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Решения об отложении рассмотрения материалов проверки и извещения о новых датах рассмотрения материалов проверки направлены заявителю по ТКС и получены им.
Решения об отложении рассмотрения материалов проверки от 07.04.2020г. №1120, от 07.05.2020г. №1970, от 05.06.2020г. №3123, от 19.06.2020г. №3658, от 31.08.2020г. №7952, от 21.09.2020г. №8760, от 12.10.2020г. №9494, от 28.10.2020г. №9736, от 12.11.2020г. №10123, от 02.12.2020г. №10762, от 24.12.2020г. №11824 приходятся на период март - декабрь 2020 года, то есть на период распространения новой коронавирусной инфекции Covid 2019.
Так, в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020г. № 239 « О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», от 28.04.2020г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» установлены нерабочие дни в период с 30.03.2020г по 08.05.2020г.
Как установлено судом, налоговым органом также были приняты меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и приняты вышеуказанные решения об отложении рассмотрения материалов проверки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.05.2020г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», приказом ФНС России от 20.03.2020г. № ЕД-7-2/181@ «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции», Указами Губернатора Иркутской области от 18.03.2020г. № 59-уг «О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с соответствующими изменениями) и от 12.10.2020г. № 279-уг «О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», в соответствии с которыми необходимо ограничить личное присутствие налогоплательщиков при рассмотрении материалов проверки.
Таким образом, продления сроков рассмотрения материалов проверки вызваны исключительными обстоятельствами в целях соблюдения прав Общества.
Заявитель не указал, каким образом неоднократное продление срока рассмотрения материалов проверки и более позднее получение решения нарушило права Общества, отсутствует подтверждение того, что в период продления сроков рассмотрения материалов проверки на Общество Инспекцией возложены какие-либо дополнительные обязанности, либо Общество было лишено каких-то прав, или в отношении него применены ограничения.
Таким образом, принятые налоговым органом в период с 13.02.2020г. по 24.12.2020г. решения об отложении направлены на соблюдение прав лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, а также в связи с необходимостью соблюдения инспекцией мер для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Указание Общества на произвольное продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки в период с 21.01.2021г. по 16.04.2021г. необосновано, в связи со следующим.
Право руководителя налогового органа вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого признано необходимым и закреплено в подпункте 5 пункте 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отложение рассмотрения материалов проверки в период с 21.01.2021г. по 16.04.2021г. решениями от 24.12.2020г. №11824, от 21.01.2021г. №939, от 19.02.2021г. №2151, от 19.03.2021г. №3512, от 25.03.2021г. №3655 связано с неявкой лица, участие которого признано необходимым для выяснения обстоятельств, имеющих значением для принятия законного и обоснованного решения и, следовательно, направлено на соблюдение прав и интересов заявителя.
Необходимо отметить, что Конституционным Судом в Определении от 20.04.2017г. №790 указано на то, что нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки не препятствует ему в принятии того или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность, что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14 статьи 101 НК РФ.
Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области принимая оспариваемое решение действовала в рамках законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области, по мнению суда, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Всем существенным доводам заявителя судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения заявителя судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №12 по Иркутской области о привлечении к налоговой ответственности №1297 от 16.04.2021г. соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет», по адресу: https://kad.arbitr.ru/.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия решения на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.А. Куклина