НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 17.06.2019 № А19-8443/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело № А19-8443/2019

19.06.2019

Резолютивная часть решения объявлена  17.06.2019.

Решение  в полном объеме изготовлено  19.06.2019.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыбачук С.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело  по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГРАДСТРОЙ» в лице ликвидатора Морозова Виктора Борисовича

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области

о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО «Градстрой» от 11 января 2019 года № 30595А и обязании  Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области устранить нарушения,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Морозова Т.Б. – доверенность от 10.06.2019, паспорт;

от ответчика: Шуханова Н.Г. – доверенность от 10.01.2019, удостоверение,

от третьего лица: Любимова Т.Г. – доверенность от 25.02.2019, удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГРАДСТРОЙ» в лице ликвидатора Морозова Виктора Борисовича (далее по тексту Общество, ООО «ГРАДСТРОЙ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 17 ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  (далее – ответчик, налоговая инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене решения от 11 января 2019 года № 30595А, обязании  Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области устранить нарушения.

К участию в деле привлечено в качестве  3-го лица, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее по тексту решения  - Управление).

В судебном заседании 10.06.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 12 час. 00 мин. 17.06.2019, о чем размещена информация на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Иркутской области.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика и 3-го лица заявленные требование не признали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, пояснениях по делу, указав, что решение об отказе мотивировано   нарушением порядка проведения процедуры ликвидации, поскольку решение о ликвидации юридического лица принято участником общества 07.09.2017, следовательно,  процедура ликвидации юридического лица должна быть завершена  до 07.09.2018, заявитель обратился в регистрирующий орган о ликвидации юридического лица  27.12.2018, то есть с нарушением установленного законом срока.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГРАДСТРОЙ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1053808045440.

07.09.2017 единственным участником ООО «ГРАДСТРОЙ»  принято решение о  добровольной ликвидации общества, назначении ликвидатором  Морозов  В.Б.

07.09.2017   в налоговую инспекцию поступило уведомление о ликвидации юридического лица - ООО «ГРАДСТРОЙ»  (вх. №27122А) с приложением документов.

14.09.2017 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 21738550597050 о принятии решения о ликвидации, назначении ликвидатора общества.

Сообщение о принятии решения о ликвидации юридического лица – ООО «ГРАДСТРОЙ» опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» - 27.09.2019.

22.12.2017 в налоговый орган поступило заявление  о ликвидации юридического лица, ликвидационный баланс, решение.

Решением регистрирующего органа от 29.12.2017 обществу отказано в государственной регистрации на основании  п. 2 ст. 63 ГК РФ, согласно которой  после срока окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а так же  о  перечне  требований, удовлетворенных вступившими в законную силу решениями суда, независимо от того, били ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

22.12.2017  от общества в налоговый орган  поступило уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

29.12.2017 решением регистрирующего органа обществу отказано в государственной регистрации, поскольку адрес, указанный в сообщении  о ликвидации  адрес для направления  требований кредиторов является недостоверным  на основании  записи, внесенной  в ЕГРЮЛ  03.04.2017.

27.03.2018 от общества в налоговый орган  поступило уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

03.04.2018 регистрирующим органом внесена в ЕГРН запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

05.04.2018  обществом представлены в регистрирующий орган  документы при государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Решением от 05.04.2018 государственная регистрация ликвидации Общества приостановлена, поскольку налоговым органом установлена задолженность Общества   перед бюджетом, а так же наличие решений судов, согласно которым Общество выступает должником.

25.04.2018 в адрес регистрирующего орган от ликвидатора общества поступили пояснения, согласно которым Морозов  В.Б. пояснил, о том, что задолженность перед кредиторами отсутствует.

11.05.2018 регистрирующим органов принято решение об  отказе в государственной регистрации ликвидации общества, в связи, с чем, что ликвидационный баланс составлен до расчета с кредиторами, поскольку налоговым органом установлена задолженность Общества   перед бюджетом в размере 14 248, 13 руб.

27.12.2018  Обществом в регистрирующий орган представлен пакет документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица: заявление о ликвидации по форме № Р16001, ликвидационный баланс, решение, документ об оплате государственной пошлины.

По результатам рассмотрения представленных документов по пакету документов от 27.12.18,  регистрирующим органом,  11.01.2019 принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения    процедуры ликвидации  или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, мотивированное тем, что решение о ликвидации ООО  ГРАДСТРОЙ» принято единственным участником общества  07.09.2017, следовательно, процедура ликвидации юридического лица должна быть завершена до 07.09.2018, однако заявление  о ликвидации юридического лица по форме № Р16001 поступило в налоговый орган  27.12.2018,  следовательно, заявителем нарушен установленный законом срок  и заявление считается поданным по истечении 1 года. Данное обстоятельство послужило основанием для отказа в государственной регистрации соответствующего заявления.

Не согласившись с принятым налоговым органом решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Общество считает, что затягивание процедуры ликвидации общества  произошло по вине налогового орган,  поскольку инспекцией под различными предлогами,  многократно отказывала в регистрации ликвидации общества, понуждая ликвидатора общества  к совершению действий (бездействий) направленных на принудительное исключение общества за инициативой налогового органа, указанные действия заявитель расценивать как злоупотребление правом по смыслу ст. 10 ГК РФ.

Регистрационный орган считает, что оспариваемое решение законно и обосновано, а ранее принятые решения в отношении ООО «ГРАДСТРОЙ», повлекшие, по мнению заявителя, затягивание процедуры ликвидации общества, в установленные сроки не обжалованы. Кроме того,  ответчик указывает, что наличие судебных решений и предоставление  обществом  недостоверных сведений в ликвидационном балансе не были основаниями для принятия оспариваемого решения.

Заслушав представителей сторон, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности,  суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом,  признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органовместного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными,  суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).

В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи  57 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон №14-ФЗ) общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации с учетом требований Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и устава общества.

Согласно  пункту 5 статьи  57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом Российской Федерации  и другими федеральными законами.

В соответствии с подпунктом «х» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) отказ в государственной регистрации допускается при несоблюдении установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, а также иных требований, установленных данным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии со статьей 21 Закона № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

После  завершения  расчетов  с  кредиторами  ликвидационная  комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

 В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Основанием для принятия оспариваемого решения,  послужили выводы налогового органа о  несоблюдении Обществом установленного законодательства РФ порядка проведения процедуры ликвидации, поскольку уведомление представлено в регистрирующий орган по истечении срока ликвидации общества, установленного участниками (п. 6 ст. 57 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ).

Как следует из материалов дела в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица Обществом 07.09.2017 представлен пакет документов в отношении ООО "ГРАДСТРОЙ».Решение о ликвидации Общества принято единственным участником общества 07.09.2017.

Учитывая изложенное, а также положения п. 6 статьи 57 Закона № 14-ФЗ, сведения о прекращении деятельности ООО "ГРАДСТРОЙ» в связи с ликвидацией должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц не позднее 07.09.2018.

Вместе  с тем, Обществом в регистрирующий орган представлен пакет документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица: заявление о ликвидации по форме № Р16001, ликвидационный баланс, решение, документ об оплате государственной пошлины - 27.12.2018.

В силу пункта 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

Учитывая, что сведения о продлении в судебном порядке срока ликвидации ООО "ГРАДСТРОЙ» в регистрирующий орган не представлены, ликвидатором ООО "ГРАДСТРОЙ»  нарушен порядок ликвидации, в связи, с чем регистрирующим органом было принято оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации на основании несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации.

В суд с заявлением о продлении в судебном порядке срока ликвидации, Общество не обращалось.

Принимая во внимание, что на момент представления в регистрирующий орган уведомления о  ликвидации общества (27.12.2018), ликвидационного баланса, срок ликвидации -  до 07.09.2018, установленный участниками Общества, истек, доказательств продления указанного срока в установленном порядке ,   не представлено, в связи с чем     регистрирующий орган  правомерно отказал Обществу в государственной регистрации ликвидации юридического лица.

 Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1.8. Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2018).

Общество ссылается на злоупотребление правом налогового органа, поскольку неоднократно отказывал в регистрации ликвидации Общества, принимая соответствующие решения, ссылаясь на задолженность перед кредиторами и недостоверный адрес Общества, последнее является основанием  на принудительное  исключение Общества из ЕГРЮЛ, которое порождает  последствия в виде ограничения ликвидатора для участия в  иных обществах или назначении руководителем. С данным доводом, суд не может согласиться , поскольку при исследовании судом  решений регистрирующего органа от 29.12.2017 №32712АК,  29.12.2017 №32711А, от 11.05.2018, следует, что основанием для их принятия являлись – не составление Обществом промежуточного ликвидационного баланса,  недостоверный адрес Общества, указанный в документах, задолженность перед бюджетом, составление ликвидационного баланса до расчетов с кредиторами. Кроме того, налоговым органом была внесена запись о недействительности адреса общества, поскольку договор аренды расторгнут после принятия решения о ликвидации общества. порядке.

  Решения регистрирующего органа от 29.12.2017 №32712АК,  29.12.2017 №32711А, от 11.05.2018, вступили в силу. Заявитель не воспользовался своим правом и не оспорил указанные решения в установленном Законом порядке.

Налоговый орган , принимая указанные решения,  руководствовался  Законом. В связи с чем , судом не установлено  злоупотребление правом со стороны налогового органа.

Кроме того,  суд считает, что после вынесения налоговым органом решения от 11.05.2018 об отказе в государственной регистрации  ликвидации Общества, у заявителя было достаточно  времени для общения к ответчику с повторным заявлением о государственной регистрации в срок до окончания срока ликвидации - 07.09.2018 года. Либо  обратиться в суд о продлении срока  ликвидации с учетом  ранее принятых решений налоговым органом.

Относительно довода заявителя, что запись в ЕГРЮЛ о недействительном адресе является основанием  на принудительное  исключение Общества из ЕГРЮЛ, которое порождает  последствия в виде ограничения ликвидатора для участия в  иных обществах или назначении руководителем, не принимается судом во внимание, на основании следующего.

В пп «ф» п. 1 ст. 23 Закона №129-ФЗ предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации:

-  как представление в регистрирующий орган документов для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица,при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

- имевших на момент исключения юридического лица из ЕГРЮЛ право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имелозадолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица,при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Вместе с тем, каких-либо документов, подтверждающих наличие указанных обстоятельств, ликвидатором Общества не представлено.

Кроме того, каких-либо документов, подтверждающих наступления неблагоприятных последствий (а именно решение регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации по изложенным основаниям), заявителем суду так же не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу  о    соответствии действий регистрирующего органа требованиям действующего законодательства, нарушений при процедуре принятия оспариваемого решения судом не установлено. Принятое решение  соответствует    пункта 6 статьи 57 Закона N 14-ФЗ, Закону   №129-ФЗ.

При этом,  нарушение прав и законных интересов заявителя,  так же судом не установлено, поскольку Общество не было лишено права оспорить  решения регистрирующего  органа об отказе в государственной регистрации,  принятые до вынесения оспариваемого  решения, которые послужили, по мнению Общества, основанием для затягивания процедуры ликвидации ООО «ГРАДСТРОЙ», либо своевременно обратиться в суд с заявлением о продлении сроков ликвидации.  Таких доказательств суду не представлено. 

Иные доводы заявителя рассмотрены и признаны не влияющими на выводы суда по настоящему делу.

В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом установленных судом обстоятельств, требование заявителя о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица ООО «Градстрой» от 11 января 2019 года № 30595А и обязании  Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 17 по Иркутской области устранить нарушения, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                     О.Л. Зволейко