НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 11.06.2021 № А19-4336/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                       Дело  №А19-4336/2021

11.06.2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 04.60.2021 года.

Решение  в полном объеме изготовлено 11.06.2021 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Козодоева О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фриму И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению

Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Адрес: 664007, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВГУСТ" (664011, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании  1620,48 руб.

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 (доверенность №78 от 30.11.2020г.);

от ответчика: ФИО2 (доверенность от 01.04.2021г.), ФИО3 (доверенность от 01.04.2021г.),

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 03 до 04 июня 2021 года. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей сторон.

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АВГУСТ" с требованиями о взыскании излишне перечисленной суммы пособия по уходу за ребенком до полутора лет в размере 1620,48 руб.

Определением суда от 19.03.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 12.05.2020 суд перешел к рассмотрению дела в порядке общего искового производства, дело назначено к рассмотрению в судебном заседании.

  Суд, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений сторон, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Истец заявленные требования поддержал.

Ответчик заявленные требования не признал, указал на недоказанность истцом причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими у фонда убытками.

Как следует из материалов дела, ответчик является страхователем в силу положений статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее -Федеральный закон N 255-ФЗ).

На основании электронного реестра сведений от 09.04.2020г.
№ A2D67C7A28AD976FE0530F13E40AAEAC, поступившего от ООО «АВГУСТ»
по застрахованному лицу ФИО4, СНИЛС 13153624022, находящейся в отпуске по уходу за ребенком ФИО5
до достижения возраста полутора лет (период отпуска с 26.07.2019 г. по 18.102020 г.), региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации было назначено ФИО4, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в том числе
за июнь 2020 г. в размере 8 102 руб. 40 коп. (приказ регионального отделения Фонда
от 06.07.2020 г.).

03.07.2020 г. страхователем был представлен электронный реестр сведений
№ A9823CE906AA2E03E0530A13E40A3A1F на перерасчет пособия в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком работника ФИО4, который был загружен
для обработки специалистами регионального отделения Фонда 06.07.2020 г. (04.07.2020 г. и 05.07.2020 г. - выходные дни).

В связи с тем, согласно представленному страхователем электронному реестру
от 03.07.02020 г., дата окончания отпуска по уходу за ребенком ФИО4 24.06.2020 г., следовательно, июнь 2020 г. не полный календарный месяц, в котором осуществлялся уход за ребенком, региональным отделением Фонда установлен факт переплаты пособия по уходу за ребенком в размере 1 620 руб. 48 коп.

Истец пояснил, что сумма заработной платы ФИО4 за 2017 и 2018 гг.
- 107 487 руб. 21 коп.; количество календарных дней в расчётном периоде - 722 дня.; расчет среднедневного заработка: 107 487 руб. 21 коп.: 722 = 148 руб. 87 коп. Расчёт среднедневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком
из минимального размера оплаты труда и сравнение его со среднедневным заработком, рассчитанным из фактической заработной платы за 2017-2018гг. МРОТ на момент наступления страхового случая составляет 11 280 руб.

Определение среднедневного заработка из минимального размера оплаты труда:
11 280 руб. (МРОТ)*24 месяца/730 дней = 370 руб. 85 коп, (размер среднедневного заработка). Размер среднедневного заработка, рассчитанного минимального размера оплаты труда выше, чем размер среднедневного заработке, рассчитанного из заработной платы за 2017-2018гг. Следовательно: 11 280 руб. * 40% = 4 512 руб. Вместе с тем, минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с 01 июня 2020г. составлял 6 752 руб., с учётом районного коэффициента 20% - 8 102 руб. 40 коп.

Таким образом, размер назначенного ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО4 составил 8 102 руб. 40 коп. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком за июнь 2020г. в размере 8 102 руб. 40 коп. региональным отделением Фонда было перечислено ФИО4 06 июля 2020г. (платёжное поручение от 06 июля 2020г.
№ 61445). Вместе с тем, в июне 2020г. ФИО4 обратилась к работодателю
ООО «Август» с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам с 25 июня 2020г. по 11 ноября2020г.

По факту переплаты в адрес ООО «Август» направлено требование о возврате средств от 08.07.2020г. № 15-16/3815-640. В котором указано, о добровольном возмещении расходов, излишне понесенных страховщиком размере 1 620,48 руб.
в течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования о возврате средств.

Ответчик претензию истца оставил без удовлетворения, обязательства по возврату излишне уплаченных денежных средств не исполнил, что послужило основанием обращения истца в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Иркутской области считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ
"Об обязательном  социальном страховании  на  случай  временной  нетрудоспособности  и  в связи с материнством" (далее -Закон  N  255-ФЗ) застрахованным  лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком  и  находящимся в отпуске  по  уходу за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

С 01.01.2020 Иркутская область участвует в реализации пилотного проекта
по  осуществлению  страховых  выплат  застрахованным  гражданам  в  соответствии
с Постановлением Правительства N 294 от 21.04.2011, которым утверждено Положение
об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения  по  обязательному  социальному  страхованию  на  случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации (далее -Положение N 294). В рамках реализации пилотного проекта выплата пособий застрахованным лицам осуществляется  напрямую  из  средств  Фонда  на  основании  сведений,  представляемых страхователями.

Согласно пункту 2 Положения N 294 при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю
по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения
и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В порядке пункта 3 Положения N 294 страхователь не позднее 5 календарных дней
со  дня  представления  застрахованным  лицом  (его  уполномоченным  представителем) заявления  и  документов,  указанных  в  пункте  2  Положения,  представляет 
в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации
по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые
для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также  опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой  Фондом  социального  страхования Российской Федерации.

Страхователи,  у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации,  у  которых  численность  указанных  физических  лиц  превышает  данный предел,  представляют  в сроки, установленные  пунктом  3  настоящего  Положения, 
в территориальный  орган  Фонда по  месту регистрации  сведения,  необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме 
по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (пункт 4 Положения N 294).

Согласно  пункту  8 Положения  N  294 после  получения  заявления 
и  документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий напрямую застрахованным лицам.

В  соответствии  с  пунктом  9 Положения  N  294 выплата  пособия  по временной нетрудоспособности,  пособия  по  беременности  и  родам,  единовременного  пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным  органом  Фонда  путем  перечисления  пособия  на  банковский  счет застрахованного  лица,  указанный  в  заявлении  либо  в  реестре  сведений,  или  через организацию  федеральной  почтовой  связи,  или  иную  организацию  по  заявлению застрахованного лица (его  уполномоченного представителя) в течение 10  календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы
для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Первоначальная  выплата  ежемесячного  пособия  по  уходу  за  ребенком осуществляется в порядке и сроки, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта. Последующая  выплата  ежемесячного  пособия  по  уходу  за  ребенком  застрахованному лицу  осуществляется  территориальным  органом  Фонда  с  1  по  15  число  месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.

В соответствии с пунктом 4 (2) Положения N 294 страхователь в 3-дневный срок направляет  в  территориальный  орган  Фонда  уведомление  о  прекращении  права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие  которых  явилось  основанием  для  назначения  и  выплаты  соответствующего пособия.

В  силу  пункта  16  Положения  N  294 за  непредставление  (за  несвоевременное представление)  документов,  недостоверность  либо  сокрытие  сведений,  влияющих 
на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей  (опекуну,  попечителю)  для  ухода  за  детьми-инвалидами  страхователь  несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных  сведений  повлекло  за  собой  выплату  излишних  сумм  пособий 
по временной  нетрудоспособности,  по  беременности  и  родам,  ежемесячного  пособия  по уходу  за  ребенком,  виновные  лица  возмещают  страховщику  причиненный  ущерб  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные расходы по  смыслу  части  2  статьи  15.1  Закона  N  255-ФЗ  являются  убытками,  понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании электронного реестра сведений от 09.04.2020 г. № A2D67C7A28AD976FE0530F13E40AAEAC, поступившего от ООО «АВГУСТ» по застрахованному лицу ФИО4, СНИЛС 13153624022, находящейся в отпуске по уходу за ребенком ФИО5 до достижения возраста полутора лет (период отпуска
с 26.07.2019 г. по 18.102020 г.), региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации было назначено ФИО4, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в том числе за июнь 2020 г. в размере 8 102 руб. 40 коп. (приказ регионального отделения Фонда от 06.07.2020 г.).

03.07.2020 г. страхователем был представлен электронный реестр сведений
№ A9823CE906AA2E03E0530A13E40A3A1F на перерасчет пособия в связи с окончанием отпуска по уходу за ребенком работника ФИО4, который был загружен для обработки специалистами регионального отделения Фонда 06.07J2020 г. (04.07.2020 г.
и 05.07.2020 г. - выходные дни).

В связи с тем, согласно представленному страхователем электронному реестру
от 03.07.02020 г., дата окончания отпуска по уходу за ребенком ФИО4 24.06.2020 г., следовательно, июнь 2020 г. не полный календарный месяц, в котором осуществлялся уход за ребенком, региональным отделением Фонда установлен факт переплаты пособия по уходу за ребенком в размере 1 620 руб. 48 коп.

Ответчик в отзыве на иск в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку согласно приказа №7 от 26 июля 2019 года работнику ООО «Август» ФИО4 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет
с 26 июля 2019 года по 18 октября 2020 года, на основании ее заявления.

На основании приказа от 26 июля 2019 года начислено ежемесячное пособие
по уходу за ребенком до 1,5 лет с 26 июля 2019 года по 18 октября 2020 года.

03 июля 2020 года в ООО «Август» поступило от ФИО4 заявление
о предоставлении отпуска по беременности и родам с 20 июня 2020 года по 11 ноября 2020 года и больничный лист № 910029799367, выданный 26.06.2020г. (вх. № ОК
от 03.07.2020г.), что подтверждается журналом учета листков временной нетрудоспособности ООО «Август».

На основании заявления ФИО4 ООО «Август» в этот же день издал приказ №1 от 03 июля 2020 года о досрочном прекращении отпуска по уходу за ребенком
24 июня 2020 года, а так же приказ №33 о предоставлении отпуска по беременности
и родам с 25 июня 2020 года по 11 ноября 2020 года.

Из п.4 (2) Положения о выплатах пособий по ВНиМ в рамках пилотного проекта, следует, что страхователь в 3-дневный срок направляет в территориальный орган Фонда уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка
и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия.

03 июля 2020 года ООО «Август» предоставил в ГУ ИРОФСС РФ сведения (заявление-уведомление) о досрочном прекращении отпуска по уходу за ребенком
и о предоставлении отпуска по беременности и родам в отношении застрахованного лица ФИО4, которые согласно отчету, сведений о переданных документах ФСС, квитанцией об отправке успешно без замечаний получены последним 03.07.2020, что также подтверждено истцом в судебном заседании.

Таким образом, ООО «Август» (страхователь) своевременно предоставил достоверные сведения в ГУ ИРОФСС РФ (страховщику), в том числе: заявление по постановке на учет в ранние сроки (представлено 03.07.2020, получено 03.07.2020), заявление о выплате пособия по беременности и родам  (представлено 03.07.2020, получено 03.07.2020). Данные документы (в том числе каждый в отдельности) являются основанием для прекращения выплаты пособия.

Из содержания статьи 15 ГК РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер убытков; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

Из материалов дела следует, что ответчик направил необходимые достоверные сведения, что не оспаривается истцом, а истец их получил, 03 июля 2020 года
в 12 час.03 мин.

Истцом 06 июля 2020 года издан приказ №7ПВ о назначении и выплате страхового обеспечения и иных выплат, которым назначил ежемесячное пособие по уходу
за ребенком застрахованному лицу, являющемуся работником ООО «Август» ФИО4, что подтверждается приложением №1 к приказу №7141ПФ от 06 июля 2020 года.

Далее, из предоставленных истцом документов следует, что:

- 07.07.2020 – осуществлена выплата / перечисление пособия лицу;

- 08.07.2020 вынесено требование о возврате Обществом средств (претензия);

- а 09.07.2020 уже издан приказ №7270 ПВ об удержании излишне перечисленных сумм страхового обеспечения, согласно которому ФСС сторнирована сумма ранее назначенного ФИО4 пособия на основании указанных выше уточняющих сведений полученных от Общества 03.07.2020.

При этом стороны в ходе судебного разбирательства подтвердили, что как на дату вынесения указанных выше приказов (принятия решения), так и на даты выплаты пособия и вынесения требования о возврате средств, ФСС использованы данные, полученные
от Общества 03.07.2020, иных уточнений и сведений в указанный период Обществом
не предоставлялось.

Поскольку истцом получены сведения  - 3 июля 2020 года, последний имел фактическую возможность приостановить данную выплату.

Кроме того, на момент издания вышеуказанного приказа, как и на начало осуществления выплаты, истец уже располагал сведениями (в том числе об отсутствии права на пособие указанного лица), имел возможность проверить указанные сведения, пересчитать пособие за июнь 2020 года, однако не произвел соответствующие действия, никакую дополнительную проверку не проводил, что повлекло в результате переплату
в размере 1 620 руб. 48 коп.

В нарушением Приказа №156 от 08 апреля 2019 года «Об утверждении административного регламента предоставления ФСС РФ государственной услуги
по назначению и выплате застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в случае невозможности его выплаты страхователем», который устанавливает следующий порядок Предоставления государственной услуги
в территориальных органах Фонда:

а)           прием и регистрация документов, представленных заявителем;

б)           рассмотрение представленных заявителем документов;

в)           формирование и направления запроса о предоставлении документов (информации), подтверждающих наличие оснований для предоставления государственной услуги;

г)           рассмотрение документов в целях установления оснований
для предоставления государственной услуги;

д)           принятие решения о назначении и выплате Пособия либо об отказе
в назначении и выплате Пособия;

е)           уведомление заявителя о назначении и выплате Пособия либо об отказе
в назначении и выплате Пособия;

ж)          выплата Пособия в установленных Законом N 255-ФЗ размерах согласно способу, указанному в заявлении.

Следовательно, фонд должен был сначала издать приказ о назначении выплаты,
а потом произвести начисление и подать сведения на выплату пособия.

Следует отметить, что согласно приказу фонда ИРО ФСС РФ №7270ПВ
от 09 июля 2020 года, ФИО4 (пункт 3) обязуется добровольно возместить сумму переплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в размере 1620 руб.48 коп.
на расчетный счет Фонда, что в последствии могло привести к  двойному возмещению сумм ГУ ИРОФСС РФ.

Законом предусмотрена ответственность страхователя (работодателя) только
в строго указанных случаях, а именно за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений.

Исходя из приведенных положений нормативного правового регулирования вопросов назначения и реализации рассматриваемых мер социальной поддержки населения в виде выплат соответствующих пособий по уходу за ребенком следует, что
на страхователя/работодателя возлагается обязанность сообщать уполномоченному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение указанных выплат. При этом вышеприведенными нормами установлены не только основания, при которых утрачивается право лица на получение социальной поддержки (в виде пособия), но и определено, какие действия надлежит совершить органу после поступления сведений, свидетельствующих о возможной утрате права лица на получение пособия (проверка поступивших сведений с приостановлением выплаты пособия, выяснение обстоятельств, проверка фактов, при подтверждении сведений - прекращение выплаты).

В настоящем случае, ООО «Август», согласно вышеназванным нормам закона, своевременно исполнена обязанность по уведомлению истца в электронной форме об указанных изменениях/обстоятельствах; ФСС получены необходимые документы (в том числе заявление сотрудника, уведомление о прекращении отпуска по уходу за ребенком, больничный лист), являющиеся основанием для сторнирования сумм
и прекращения выплат данного пособия, т.е. истец на момент принятия соответствующих решений и на дату выплат пособия, уже обладал необходимыми сведениями
о застрахованном лице, достоверность которых не опровергнута и по настоящее время.

Из материалов дела, пояснений истца и представленным выкипировкам
из программы/сведений о переданных документах следует, что Фонд 03.07.2020г. получил сведения о досрочном прекращении отпуска по уходу за ребенком и о предоставлении отпуска по беременности и родам в отношении застрахованного лица ФИО4, следовательно на дату принятия решения/приказа о выплате пособия и на начало осуществления выплат указанного пособия, ФСС располагало необходимыми сведениями для сторнирования сумм и прекращения выплаты пособия, в нарушение ст.65 АПК РФ доказательств иного в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями Общества и причиненным ущербом в виде излишне выплаченных ФСС сумм пособия.

 С учетом конкретных обстоятельств настоящего спора, поведением стороны,
в виде надлежащего выполнения страхователем своей обязанности по представлению достоверных сведений/уведомлений на застрахованных лиц за рассматриваемый период, отсутствием со стороны ФСС замечаний к представленным сведениям/уведомлению
(как по объему и содержанию, так и по срокам предоставления), доводы истца,
что именно такие действия (бездействие) страхователя повлекли причинение истцу убытков, связанных с излишней  выплатой пособия, несостоятельны и опровергаются материалами дела.

Истцом в нарушение ст.65 АПК РФ не представлено доказательств недостоверности сведений, влияющих на право получения/прекращения застрахованным лицом пособия, факт злоупотребления со стороны Общества также не доказан.

  В предмет доказывания по делу о возмещении убытков входит совокупность следующих элементов, подлежащих установлению в суде: факта наступления вреда, противоправности поведения причинителя вреда, причинно-следственной связи между указанным поведением и наступлением вреда, размера убытков.

Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ и приняв во внимание факты  своевременного предоставления страхователем достоверных сведений о досрочном прекращении отпуска по уходу за ребенком
и о предоставлении отпуска по беременности и родам в отношении застрахованного лица ФИО4, действий (бездействий) Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при назначении и выплате пособия без учета указанных документов Общества, суд приходит
к выводу, что истцом не доказана вина, прямая причинно-следственная связь между произведенными выплатами и действиями Общества, выразившимися в представлении сведений (о досрочном прекращении отпуска по уходу за ребенком, о предоставлении отпуска по беременности и родам в отношении застрахованного лица ФИО4), связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана оценка, что нашло отражение в данном судебном акте. Иные доводы и пояснения несущественны и на выводы суда повлиять не могут.

С учетом обстоятельств дела, характера и специфики выплат/пособия, действий сторон, применения в данном случае формального подхода не допустимо.

Следует также учесть, что реализация пилотного проекта по Положению
№ 294 и своевременное предоставление Обществом сведений о данном застрахованном лице в виде электронных реестров, не отменяет обязанность Фонда по контролю достоверности этих сведений, в том числе при их расхождении с ранее представленными.

Из указанного следует и соотносится с доводами ответчика о том,
что в рассматриваемом случае, осуществляя предусмотренный Законом № 255-ФЗ контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения в связи
с материнством, Фонд имел возможность не допустить излишней выплаты пособия. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Выводы суда не противоречат правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2019 № 307-ЭС19-16712 по делу
№ А56-3325/2019, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29.04.2021 № Ф07-3375/2021 по делу № А05-6661/2020.

   В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с истца, однако последний, в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты.

В силу пункта 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014
№ 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе
в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований
для взыскания государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия.

  Судья                                                                                                        О.А. Козодоев