АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
Дополнительное здание суда:
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г.Иркутск
«13» ноября 2019 года Дело №А19-27050/2017
Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Деревягиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Илюшкиной Т.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» (ОГРН 1033800521193, ИНН 3801048610)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области (ОГРН 1043800546437, ИНН 3801073983)
3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068)
о признании незаконным решения от 07.06.2017г. №13-52-9 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кренделев А.А. – представитель по доверенности от 25.12.2018г. №10/18; Мордуева Т.С. – представитель по доверенности от 11.03.2019г. №02/19;
от инспекции: Мурзина О.А. – представитель по доверенности от 25.02.2019г. №05-12/004229;
от управления: Мурзина О.А. – представитель по доверенности от 25.02.2019г. №08-10/003813,
установил:
ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 07.06.2017г. №13-52-9 в части доначисления налога на добавленную стоимость за 2014 год в сумме 9985762 руб. 00 коп., налога на прибыль организаций в сумме 8279491 руб. 00 коп., начисления пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 3027994 руб. 91 коп., по налогу на прибыль организаций в сумме 2723532 руб. 22 коп. и применения налоговой санкции в общей сумме 913262 руб. 65 коп.
Определением суда от 21.02.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.12.2018г. по делу №А19-27050/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019г. решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.12.2018г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.08.2019г. решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.12.2018г. и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2019г. отменены в части отказа в удовлетворении требований ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 07.06.2017г. №13-52-9 в части начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 2476180 руб. 73 коп. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что при повторном рассмотрении суду необходимо проверить соответствие недоимки по всем срокам уплаты, с которой начислены суммы пени, включая календарный период с 29.04.2014г. по 28.03.2016г., фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, доначисленного по результатам выездной проверки.
В судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв с 10 час. 30 мин. 30.10.2019г. до 10 час. 30 мин. 06.11.2019г.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Как следует из материалов дела, ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1033800521193, ИНН 3801048610.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области проведена выездная налоговая проверка ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов за период с 01.01.2014г. по 31.12.2015г., составлен акт проверки от 27.12.2016г. №13-51-9.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 07.06.2017г. №13-52-9, которым ЗАО «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» доначислены налоги в общей сумме 18458812 руб. 00 коп., в том числе: налог на добавленную стоимость – 9985762 руб. 00 коп., налог на прибыль организаций – 8473050 руб. 00 коп., из них: в Федеральный бюджет – 847305 руб. 00 коп., в бюджет субъекта Российской Федерации – 7625745 руб. 00 коп., начислены пени в общей сумме 5796056 руб. 59 коп., из них: по налогу на добавленную стоимость – 3027994 руб. 90 коп., по налогу на прибыль организаций – 2763098 руб. 55 коп., из них: в Федеральный бюджет – 251308 руб. 14 коп., в бюджет субъекта Российской Федерации – 2511790 руб. 41 коп., по налогу на доходы физических лиц – 4963 руб. 13 коп. и применены налоговые санкции в общей сумме 924015 руб. 13 коп., в том числе: по п.1 ст.126 Налогового кодекса Российской Федерации – 200 руб. 00 коп., по ст.123 Налогового кодекса Российской Федерации – 874 руб. 53 коп., п.3 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации – 922940 руб. 60 коп., из них: по налогу на добавленную стоимость – 499288 руб. 10 коп., по налогу на прибыль организаций – 423652 руб. 50 коп., из них: в Федеральный бюджет – 42365 руб. 25 коп., в бюджет субъекта Российской Федерации – 381287 руб. 25 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 14.09.2017г. №26-13/020568 апелляционная жалоба ЗАО «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» на решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 07.06.2017г. №13-52-9 оставлена без удовлетворения.
Основанием для начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 2511790 руб. 41 коп. послужило доначисление соответствующего налога за 2014 год в общей сумме 7451542 руб. 00 коп. и за 2015 года в общей сумме 174203 руб. 00 коп.
При повторном рассмотрении дела представителями общества было указано, что инспекцией неправомерно начислены пени в сумме 156671 руб. 72 коп. на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, поскольку пени подлежали начислению с недоимки, доначисленной за отчетные (налоговые) периоды.
Кроме того, при новом рассмотрении, заявитель сослался на нарушение налоговым органом п.8 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации, отметив, что в оспариваемом решении не описаны обстоятельства по начислению пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, а именно: не указано в каком отчетном периоде и на какую сумму налогоплательщиком допущено занижение авансовых платежей, отсутствует соответствующий расчет пени, ссылки на документы, подтверждающие факт совершения правонарушения.
Налоговый орган с доводами заявителя не согласился. Представитель инспекции пояснила, что пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, начислены с учетом положений ст.ст.58, 286, 287 Налогового кодекса Российской Федерации. При расчете пени по данному налогу были учтены не только суммы доначисленного налога за отчетные (налоговые) периоды, но и ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, а также переплата, числящаяся на счете налогоплательщика.
Представитель управления поддержала доводы инспекции.
Исследовав представленные документы, заслушав представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд, с учетом выводов кассационной инстанции, при новом рассмотрении дела в части требования о признании незаконным решения налогового органа от 07.06.2017г. №13-52-9 в отношении начисления пени в сумме 2476180 руб. 73 коп. по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, пришел к следующему.
Согласно положениям ст.246 Налогового кодекса Российской Федерации ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» является плательщиком налога на прибыль организаций.
В соответствии со ст.285 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год, отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 ст.286 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Как установлено в ходе проверки и не оспаривается заявителем, ЗАО «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» в 2014 году, в соответствии с требованиями действующего законодательства, исчислялись не только квартальные авансовые платежи по итогам отчетных периодов, но и ежемесячные авансовые платежи.
Статьей 287 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п.3 ст.289 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, ежемесячные авансовые платежи подлежат уплате не позднее 28 числа каждого месяца отчетного периода, ежеквартальные авансовые платежи – не позднее 28 числа месяца следующего за отчетным периодом.
Из решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 07.06.2017г. №13-52-9 (стр.77) усматривается, что налоговым органом сделан вывод о том, что ЗАО «СТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ», в том числе, допустило неполную уплату налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, за 2014 год. Расчет налога приведен в приложении №8 к решению проверки.
Согласно приложению №8 к оспариваемому решению сумма доначисленного налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации, за 2014 год составила:
за 1 квартал 2014 года (по сроку уплаты 28.04.2014г.) – 1444576 руб. 00 коп., сумма ежемесячных авансовых платежей на следующий квартал: по 1 сроку (28.04.2014г.) – 481526 руб. 00 коп., по 2 сроку (28.05.2014г.) – 481525 руб. 00 коп., по 3 сроку (30.06.2014г.) – 481525 руб. 00 коп.;
за 2 квартал 2014 года (по сроку уплаты 28.07.2014г.) – 3020187 руб. 00 коп., сумма ежемесячных авансовых платежей на следующий квартал по 1 сроку (28.07.2014г.) – 525203 руб. 00 коп., по 2 сроку (28.08.2014г.) – 525203 руб. 00 коп., по 3 сроку (29.09.2014г.) – 525203 руб. 00 коп.;
за 3 квартал 2014 года (по сроку уплаты 28.10.2014г.) – 7033576 руб. 00 коп., сумма ежемесячных авансовых платежей на следующий квартал по 1 сроку (28.10.2014г.) – 1337797 руб. 00 коп., по 2 сроку (28.11.2014г.) – 1337797 руб. 00 коп., по 3 сроку (29.12.2014г.) – 1337797 руб. 00 коп.;
за 4 квартал 2014 года (по сроку уплаты 30.03.2014г.) – 7451542 руб. 00 коп., сумма ежемесячных авансовых платежей на следующий квартал 0 руб. 00 коп.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что налоговым органом в оспариваемом решении отражен расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате как ежемесячно, так и по итогам отчетных (налогового) периодов.
Пунктом 3 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст.75 данного кодекса.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, при этом процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено начисление пени на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, без каких-либо исключений.
В п.14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» также разъяснено, что согласно абзацу второму п.3 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст.75 кодекса.
При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст.ст.53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Поскольку налогоплательщик обязан был уплачивать не только ежемесячные авансовые платежи, но и квартальные авансовые платежи по итогам отчетных периодов (с учетом сумм ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода), следовательно, пени подлежат начислению на суммы неуплаченных авансовых платежей.
Из расчета налогового органа, представленного в ходе судебного разбирательства по делу, а также пояснений представителя инспекции следует, что пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в 2014 году начислены на недоимку, доначисленную в ходе выездной проверки (за отчетные (налоговый) периоды) с учетом суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в течение отчетных периодов, а также переплаты, числящейся на счете налогоплательщика.
В ходе судебного разбирательства по делу, представителем заявителя указано на то, что общество возражений против верности арифметического расчета не имеет, однако, начисление пени на ежемесячные авансовые платежи полагает неправомерным, в связи с чем сумма излишне начисленных пени составляет 156671 руб. 72 коп. (пени на суммы ежемесячных авансовых платежей за 2014 год).
Оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав представителей сторон и третьего лица, а также учитывая установленный законодательством о налогах и сборах порядок исчисления, уплаты налога на прибыль организаций и авансовых платежей по данному налогу, суд приходит к выводу, что налоговым органом правомерно начислены пени по налогу на прибыль организаций с учетом обязанности налогоплательщика по уплате как ежемесячных, так и квартальных авансовых платежей.
Согласно п.14 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных данным кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Основаниями для отмены указанного решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа неправомерного решения.
В соответствии с п.8 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В оспариваемом решении на стр.131 указано, что «пени рассчитаны по состоянию на дату принятия настоящего решения на основании данных, приведенных в описательной части и приложениях к настоящему решению: расчет неуплаченных сумм налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в приложениях №№7,8; расчет пени по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций в приложениях №№11,12,13».
К оспариваемому решению приложены как расчет налога на прибыль организаций с указанием ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате (приложение №8), так и расчет пени (приложение №13).
Таким образом, из буквального прочтения оспариваемого решения следует, что пени рассчитаны на основании данных, в том числе приведенных в приложении №8.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушений инспекцией положений ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации. Само по себе отсутствие в оспариваемом решении подробного словесного описания расчета пени по налогу на прибыль организаций со ссылкой на начисление пени на суммы авансовых платежей, в рассматриваемом случае, не может являться основанием для признания решения незаконным.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, выполняя указания кассационной инстанции, проверив соответствие недоимки по всем срокам уплаты, с которой начислены суммы пени, включая календарный период с 29.04.2014г. по 28.03.2016г., фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога, доначисленного по результатам выездной проверки, суд приходит к выводу, что налоговым органом правомерно начислены пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 2476180 руб. 73 коп.
Согласно ч.3 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для признания незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 07.06.2017г. №13-52-9 в части начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 2476180 руб. 73 коп.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требования опризнании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Ангарску Иркутской области от 07.06.2017г. №13-52-9 в части начисления пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 2476180 руб. 73 коп. отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.В.Деревягина