АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-8478/2020
« 06 » октября 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 05 октября 2020 г.
Решение в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Марчуком Б.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Забитуй» (ОГРН 1068506000485, ИНН 8501006216, адрес: 669456, Иркутская область, Аларский район, п. Забитуй, ул. 70 лет Октября, д. 24)
к Службе государственного финансового контроля Иркутской области (ОГРН 1093850004160, ИНН 3808207080, адрес: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 28),
о признании недействительным предписания от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20 в части,
третье лицо: Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1083808001122, ИНН 3808172165, адрес: 664022, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, д. 41),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ахтямова Ю.Г., доверенность от 10.06.2020 № 1;
от ответчика: Пахтусова Л.В., доверенность, служебное удостоверение, диплом; Верезубова С.И., доверенность, служебное удостоверение; Максимова Е.В., доверенность, служебное удостоверение;
от третьего лица: Радченко Е.А., доверенность от 22.04.2020 № 02-59-17д/20;
установил:
Администрация муниципального образования «Забитуй» обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Иркутской области о признании недействительным предписания от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 16.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
Представитель Администрации муниципального образования «Забитуй» в судебном заседании заявленные требования поддержал в редакции уточнений от 28.09.2020.
Представитель Службы государственного финансового контроля Иркутской области в судебном заседании требования заявителя признал частично в сумме 204 559,36 руб. ввиду допущенной арифметической ошибки при расчете. Поддержал позицию, изложенную в отзыве.
Представитель третьего лица просил в удовлетворении требований заявителя отказать, поддержав позицию ответчика по делу.
Из материалов дела следует, что Администрацией в 2017-2018 на основании соглашений о предоставлении субсидий (от 16.06.2017 № 05-59-263/17-59, от 16.03.2018 № 05-59-114/18-53), заключенных с Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, получено из областного бюджета 80 584 400 руб. на софинансирование строительства дома культуры в поселке Забитуй в объеме работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу (заключение от 03.12.2012 № 0950-12/97-37-1314).
Строительство объекта осуществлялось в рамках муниципального контракта от 14.05.2013 № 06-ЭА/13 (2013.44714).
Службой государственного финансового контроля Иркутской области на основании Плана контроля в сфере бюджетных правоотношений на 2019 год, утвержденного распоряжением Службы от 16.10.2019 № 215-ср, в период с 02.12.2019 по 23.12.2019 проведена проверка законности использования в 2018 году бюджетных средств муниципальным образованием «Забитуй» Аларского района при реализации мероприятия подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области» на 2014-2020 годы государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020 годы».
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 9 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, пункта 24 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, Администрацией подписывались и принимались к учету первичные бухгалтерские документы, содержащие сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни. Всего таких расходов Администрацией осуществлено на сумму 5317,3 тыс. руб.
Так, оплата работ по строительству дома культуры осуществлялась Администрацией на основании документов – актов формы КС-2 и справки о стоимости работ КС-3, подтверждающих объем выполненных строительных работ, а также их стоимость.
Подрядной организации перечислено 84 825 576,86 тыс. руб., в том числе 5 317 613,91 руб., из них 5 051 733,21 руб. – средства субсидии, на основании первичных учетных документов:
- актов КС-2 от 21.12.2017 № 4/2, от 21.06.2018 № 9/5 и справок КС-3 от 21.12.2017 № 4, от 21.06.2018 № 9 на установку камер приточных в количестве 3 штук, вентиляторов крышных массой до 0,1 в количестве 7 штук и проведение пуско-наладочных работ – 1 773 762,0 руб.;
- акта КС-2 от 31.05.2018 № 8/1 и справки КС-3 от 31.05.2018 № 8 за выполнение работ по облицовке стен панелями стеновыми EurophonTooth 50мм в объеме 379,7 кв.м. – 2 762 621,56 руб.;
- акта КС-2 от 31.05.2018 № 8/1 и справки КС-3 от 31.05.2018 № 8 за выполнение работ по оклейке стен моющимися обоями на бумажной основе по штукатурке и бетону в объеме 8,52 кв.м. – 218 558,64 руб.;
- актов КС-2 от 09.04.2018 № 6/4, от 25.12.2018 № 12/2 и справок КС-3 от 09.04.2018 № 6, от 25.12.2018 № 12 за изготовление и устройство металлического ограждения (8 секций) – 128 020,21 руб.;
- акта КС-2 от 21.06.2018 № 9/6 и справки КС-3 от 21.06.2018 № 9 на выполнение пуско-наладочных работ по объекту «Здание котельной» (пожарная сигнализация) – 46 323,0 руб.;
- акта КС-2 от 24.08.2017 № 3/1 и справки КС-3 от 24.08.2017 № 3 за поставку спортивного оборудования, мебели в количестве 22 единиц – 388 328,50 руб.
С целью проверки достоверности данных о фактах хозяйственной деятельности Службой осуществлен выход на объект строительства и выполнено сличение фактически выполненных работ с данными в первичных учетных документах (акты осмотра от 10.12.2019), в результате чего установлено, что строительные работы стоимостью 5 317 613,91 руб., отраженные в вышеперечисленных первичных документах, подрядной организацией не производились.
По результатам проверки составлен акт от 23.12.2019 № 02/29 и Администрации выдано предписание от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20, в котором предложено в срок до 20.03.2020 в установленном законодательством порядке принять меры по возмещению Иркутской области причиненного ущерба в размере 5 051 733,21 руб. и проинформировать Службу о результатах исполнения предписания с приложением копий подтверждающих документов.
Заявитель, полагая, что предписание Службы государственного финансового контроля Иркутской области от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявлениями, поступившими в суд 02.07.2020, 23.09.2020 и 28.09.2020, Администрацией в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования были уточнены. В заявлении от 28.09.2020 Администрация указала, что согласна возместить в бюджет Иркутской области по оспариваемому предписанию 1 328 818,4 руб., просила признать недействительным предписание Службы от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20 в части возврата в бюджет Иркутской области 3 722 914,82 руб., в том числе, по следующим позициям:
1) по КС-2 от 31.05.2018 № 8/1 (выполнение работ по облицовке стен панелями стеновыми Europhop Tooth) – в части требования о возврате в областной бюджет 1 464 369,48 руб.;
2) по КС-2 от 31.05.2018 № 8/1 (работы по оклейке стен моющимися обоями на бумажной основе по штукатурке и бетону в объеме 8,52 кв.м.) – в части требования о возврате в областной бюджет 204 559,36 руб.;
3) по КС-2 от 21.12.2017 № 4/2, КС-2 от 21.06.2018 № 9/5 – в части требования о возврате в областной бюджет 1 685 073,9 руб.;
4) по КС-2 от 24.08.2017 № 3/1 (поставка спортивного оборудования, мебели в количестве 22 единиц) – в части требования о возврате в областной бюджет 368 912,08 руб.
Уточнение требований принято судом.
В судебном заседании 28.09.2020, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 14 час. 30 мин. 05.10.2020. После окончания перерыва в судебное заседание явились: представитель заявителя, представители Службы государственного финансового контроля Иркутской области, представитель третьего лица.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
На основании пункта 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также достижения ими показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами (пункт 1 статьи 266.1 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 269.2 БК РФ определены полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (абзацы второй и третий пункта 2 статьи 269.2 БК РФ).
В соответствии с Положением о Службе государственного финансового контроля Иркутской области, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26.12.2013 № 615-пп, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим внутренний государственный финансовый контроль.
Таким образом, Служба государственного финансового контроля Иркутской области обладала полномочиями по проверке соблюдения условий предоставления субсидий.
Постановлением Правительства Иркутской области от 09.12.2013 № 568-пп утверждена Государственная программа, в которую входит, в том числе подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий Иркутской области» на 2014-2020 годы.
Одним из мероприятий Подпрограммы является «Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры», включающее в себя мероприятие по развитию сети учреждений культурно-досугового типа.
В соответствии с условиями Государственной программы (приложение 11 к подпрограмме в редакции от 03.12.2018) для реализации мероприятия - строительство «Дом культуры. Иркутская область, Аларский район, п. Забитуй, ул. Ст. Разина, 1а» муниципальному образованию «Забитуй» предусмотрено предоставление субсидии за счет средств областного бюджета в размере 54 066,0 тыс. руб. в 2017 году и 36 518,7 тыс. руб. в 2018 году. Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий муниципальным образованиям Иркутской области определено министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
В соответствии с требованиями Положения о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности социальной инфраструктуры, которые осуществляются из местных бюджетов, в целях реализации мероприятий по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 01.06.2016 № 329-пп, между Министерством и муниципальным образованием «Забитуй» заключены соглашение о предоставлении субсидии от 16.06.2017 № 05-59-263/17-59 и дополнительное соглашение к нему от 14.12.2017 № 05-59-473/17-59, соглашение о предоставлении субсидии от 16.03.2018 № 05-59-114/18-59.
Согласно условиям заключенных соглашений размер субсидии, предоставленной местному бюджету Администрации на строительство Дома культуры, составил:
- на 2017 год (с учетом дополнительного соглашения от 14.12.2017 № 05-59-473/17-59) - 54 066 тыс. руб.;
- на 2018 год - 36 518,7 тыс. руб.
На лицевой счет финансового отдела Администрации 04343011700 по КБК доходов 063 20220077100000 151 зачислены средства областного бюджета: в 2017 году – 54 066,00 тыс. руб., в 2018 году – 26 513,3 тыс. руб.
Пунктами 2.2.1, 3.2 соглашений о предоставлении субсидии на 2017 и 2018 годы соответственно определены условия предоставления субсидии и закреплены обязательства муниципального образования осуществлять строительство на основании документа об утверждении проектно-сметной документации строительства Дома культуры, иметь положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости Объекта строительства. На основании указанных документов в Соглашениях определены стоимость строительных работ в размере 84 826, 0 тыс. руб., а также размеры субсидии, предоставляемой из областного бюджета (в 2017 году - 54 066,0 тыс. руб., в 2018 году - не более 36 518,7 тыс. руб.).
Положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства Дом культуры получено 03.12.2012; проектно-сметная документация на строительство утверждена распоряжением главы муниципального образования от 13.05.2013 года № 02-р.
В соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии на 2017 и 2018 годы (пункты 7.2, 4.3.7.8. соответственно) Администрация обеспечивает результативность и целевой характер расходования субсидии, а также несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств при реализации мероприятия.
Статьями 38, 162 БК РФ определено, что в основе использования бюджетных средств находятся принципы адресности и целевого характера, которые означают, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Учитывая вышеизложенное, средства областного бюджета, предоставленные Администрации, должны были быть израсходованы на строительство Дома культуры в соответствии с условиями их предоставления, в соответствии с проектной документацией и сметой, прошедших государственную экспертизу.
Администрацией (заказчик) с Обществом с ограниченной ответственностью (подрядчик) заключен муниципальный контракт на строительство Дома культуры от 14.05.2013 № 06-ЭА/13 (2013.44714) на общую сумму 84 825 610 руб., из которых 80 584 329,5 руб. - средства областного бюджета.
В соответствии с положениями статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации в пунктах 1.1, 3.2.1 муниципального контракта определено, что подрядчик выполняет все работы в полном объеме в соответствии с проектно-сметной документацией и техническим заданием, строительными нормами и правилами, техническими условиями и в сроки, предусмотренные контрактом, а заказчик производит их приемку с подписанием актов выполненных работ КС-2, КС-3, которые являются основанием для расчетов с Подрядчиком (пункты 2.4,3.1.1, 3.1.2 муниципального контракта).
В ходе проверки Службой установлено, что Администрацией, в нарушение условий муниципального контракта, соглашений о предоставлении субсидии, были приняты как выполненные и оплачены работы на сумму 5 317 613, 91 руб. (из них 5 051 733,21 руб. средства субсидии), которые в действительности подрядчиком не были выполнены.
По акту КС-2 от 31.05.2018 № 8/1 (отчетный период с 28.04.2018 по 31.05.2018) Администрацией приняты «Общестроительные работы» (локальный ресурсный сметный расчет №02-01-1), в том числе работы по облицовке стен панелями стеновыми Europhon Tooth 50 мм в объеме 379,7 кв.м (№ 9 в КС-2) на сумму 2 762 621,56 руб.
Платежным поручением от 08.06.2018 № 873899 Общестроительные работы Подрядчику оплачены в общей сумме 7350 тыс. рублей (КС-3 от 31.05.2018 № 8), в том числе, за вышеуказанные работы по облицовке стен панелями стеновыми Europhon Tooth 50 мм на сумму 2 762 621,56 тыс. руб.
В ходе проверки Службой установлено, что фактически работы по облицовке стен панелями стеновыми Europhon Tooth 50 мм подрядчиком не производились, отделка стен зрительного зала выполнена щитами – картинами из древесно-стружечных плит (акт осмотра и расчет суммы невыполненных и оплаченных работ, акт проверки № 02/29).
Аналогичным образом, в соответствии с актом КС-2 от 21.12.2017 № 4/2 (отчетный период с 25.08.2017 по 21.12.2017, справка о стоимости выполненных работ и затрат-КС-3 от 21.12.2017 № 4) Администрацией были приняты работы «Отопление и вентиляция. Здание ДК», предусмотренные локальным ресурсным сметным расчетом № 02-01-3, на общую сумму 3 280 264 руб., которые оплачены подрядчику платежным поручением от 22.12.2017 № 835877.
По акту КС-2 от 21.06.2018 № 9/5 (отчетный период с 01.06.2018 по 21.06.2018) Администрацией от подрядчика приняты пусконаладочные работы системы вентиляции, предусмотренные локальным ресурсным сметным расчетом № 09-01-1. Общая сумма принятых работ составляет 221,8 тыс. руб. (КС-3 от 21.06.2018 № 9), в том числе за счет средств областного бюджета - 210 тыс. руб., оплата произведена подрядчику платежным поручением от 11.07.2018 № 349739.
Как установлено Службой и отражено в акте осмотра на предмет соответствия объемов выполненных работ по объекту «Дом культуры п. Забитуй, по ул. Степана Разина, 1а» от 10.12.2019, Администрацией по КС-2 от 21.12.2017 № 4/2 приняты фактически не выполненные подрядчиком работы на общую сумму 1 551,9 тыс. руб., из них средства областного бюджета - 1 474, 3 тыс. руб., в том числе: установка камер приточных производительностью до 10 тыс. м3/час (КЦКП-5-С1-УЗ (с учетом автоматики), приточной установки Компакт 31, приточной установки Компакт 2127) в количестве 3 штук (строки 26-28 Кс-2); установка вентиляторов крышных массой до 0,1 т в количестве 7 штук (строка 29 КС-2), заслонок воздушных и клапанов воздушных КВР с электрическим или пневматическим приводом: периметром до 1000 мм в количестве 1 штуки (строка 35 КС-2), заслонок воздушных и клапанов воздушных КВР с электрическим и пневматическим приводом: периметром до 2400 мм в количестве 2 штук (строка 39 КС-2) и т.д. (стр. 1-5 акта осмотра).
Тот факт, что система вентиляции не смонтирована и не функционирует, установленный должностными лицами Службы (рабочей группой) с участием представителя Администрации, свидетельствует о том, что пусконаладочные работы системы вентиляции стоимостью 221,8 тыс. руб., предусмотренные локальным ресурсным сметным расчетом № 09-01-1 и принятые по акту КС-2 от 21.06.2018 № 9/5, фактически подрядчиком не производились.
Всего по актам от 21.12.2017 № 4/2, от 21.06.2018 № 9/5 установлено не выполненных подрядчиком работ, предусмотренных локальными ресурсными сметными расчетами № 02-01-3, № 09-01-1 («Отопление и вентиляция, Здание ДК», «Пусконаладочные работы системы вентиляции»), на сумму 1773,7 тыс. руб. (1 551,9 тыс. руб.+ 221,8 тыс. руб.).
По акту КС-2 от 24.08.2017 № 3/1 (отчетный период с 25.07.2017 по 24.08.2017) Администрацией приняты оборудование и мебель (смета №02-01-4) на сумму 2 038,1 тыс. руб., оплата подрядчику произведена платежным поручением от 20.09.2017 № 644343 (КС-3 от 24.08.2017 № 3).
В ходе проверки установлено и в акте контрольного осмотра от 10.12.2019, акте проверки № 02/29 зафиксировано, что на объекте (Дом культуры) отсутствует мебель и оборудование в количестве 22 единиц на сумму 388,3 тыс. руб., из них средства областного бюджета - 368,9 тыс. руб. На балансе дома культуры мебель и оборудование на данную сумму не числятся на момент проверки.
То обстоятельство, что фактически работы по облицовке стен панелями стеновыми Europhon Tooth 50 мм подрядчиком не производились, заявитель не оспорил, указав, что в представленном акте формы КС-2 действительно содержатся недостоверные сведения о примененных материалах, что объясняется технической небрежностью при составлении КС-2 подрядчиком. В связи со снятием с производства панелей стеновых «Europhon Tooth» (письмо от поставщика от 21.04.2018) было принято решение об их замене на имеющийся в производстве и зарекомендовавший себя при строительстве объектов в г. Иркутск (типовых школ на 1175 мест) материал - стеновые панели Green Board. Поскольку работы фактически выполнены, хотя из иного материала, вывод Службы об отсутствии факта хозяйственной жизни является ошибочным. Согласно сопоставительной смете на применение панелей Green Board в областной бюджет необходимо возвратить 1 160 121 руб., в связи с чем, заявителем по данному пункту оспаривается сумма возврата в областной бюджет в размере 1 464 369,48 руб.
Оспаривая предписание в части принятых работ по КС-2 от 21.12.2017 № 4/2, КС-2 от 21.06.2018 № 9/5 на общую сумму 1 773 762,0 руб., заявитель указал, что вентиляционная система на объекте на момент проверки действительно находилась в разобранном и, соответственно, нерабочем состоянии, в связи с выходом из эксплуатации приточных установок. Однако, на момент подписания КС-2 от 21.12.2017 № 4/2, КС-2 от 21.06.2018 № 9/5, вентиляционная система была смонтирована и принята заказчиком. В настоящее время вентиляционная система находится в рабочем состоянии, дефекты работы вентиляционной системы устранены подрядчиком в рамках гарантийных обязательств по контракту. По данному пункту заявителем оспаривается сумма возврата в областной бюджет в размере 1 685 073,9 руб.
В части поставки спортивного оборудования, мебели в количестве 22 единиц по акту КС-2 от 24.08.2017 № 3/1 Администрация указала, что оборудование и мебель в полном объеме находится на объекте. В настоящее время оборудование поставлено на баланс учреждения, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 101.34, актом приема-передачи оборудования от 25.08.2020. По данному пункту оспаривается сумма возврата в областной бюджет в размере 368 912,08 руб.
Рассмотрев данные доводы заявителя, суд находит их несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».
Первичный учетный документ, которым оформляется каждая хозяйственная операция, проводимая организацией, должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (пункт 3 статьи 9).
В подтверждение выполнения работ по установке вентиляционных систем заявителем представлены: акт на комплексное опробование оборудования (вентиляция) от 30.04.2020, акт приема-передачи без даты, паспорта вентиляционных систем.
Согласно акту от 30.04.2020 система вентиляции смонтирована в соответствии с проектом, выдержала комплексное опробование и оборудование считается готовым к использованию с 30.04.2020.
В подтверждение принятия на учет основных средств (мебель, оборудование) Администрацией представлены оборотно-сальдовая ведомость по счету 101.34 за 31.12.2019-18.09.2020, акт приема-передачи оборудования от 25.08.2020, акт законченного строительством объекта от 25.06.2020.
Вместе с тем, акты, датированные 30.04.2020, 25.06.2020 и 25.08.2020, регистры бухгалтерского учета за период с 31.12.2019 по 18.09.2020, не могут подтверждать факт выполнения работ и поставки оборудования (мебели) на дату проведения проверки (2019 год). Соответствующие акты, подписанные до даты выдачи предписания, в материалы дела не представлены.
Таким образом, вышеуказанные работы подрядчиком выполнены и оборудование передано заказчику в 2020 году, соответствующие документы составлены и оформлены заявителем после выдачи предписания от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20.
Последующие меры, принятые Администрацией, направленные на устранение выявленных нарушений, не могут влиять на законность оспариваемого предписания, так как на момент проверки нарушения имели место быть. Принятие указанных мер может свидетельствовать лишь о выполнении оспариваемого предписания контролирующего органа.
Аналогичным образом, сопоставительная смета, корректировочные акты КС-2, КС-3, представленные заявителем в подтверждение выполнения работ по облицовке стен стеновыми панелями, датированы 24.09.2020, то есть после вынесения предписания и не могут являться основанием для признания его незаконным.
Более того, по условиям муниципального контракта от 14.05.2013 № 06-ЭА/13 (2013.44714) сопоставительная смета не является первичным учетным документом, а также документом, подтверждающим объем, виды и стоимость выполненных работ.
Суд отмечает, что выявленные нарушения в ходе проверки Администрацией не отрицались, акты осмотра подписаны представителями Администрации. Глава муниципального образования «Забитуй» в представленном объяснении от 11.12.2019 не отрицал факт оплаты подрядчику фактически не выполненных работ, на заседании коллегии Службы глава администрации подтвердил, что он вынужден был подписать документы о приемке невыполненных работ с целью получения средств областного бюджета.
Факт невыполнения работ по облицовке стен, установке и запуску систем вентиляции, а также факт отсутствия оборудования и мебели, как на дату проведения осмотра, так и на дату оформления результатов проверки был подтвержден в судебном заседании начальником отдела контроля областного бюджета Службы Верезубовой С.И., допрошенной судом в качестве свидетеля в судебном заседании 07.07.2020.
При установленных обстоятельствах, суд полагает, что Службой сделан обоснованный вывод о нарушении Администрацией условий соглашений о предоставлении средств из областного бюджета, положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, что в соответствии со статьей 306.1 БК РФ является бюджетным нарушением.
Таким образом, предписание от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20, выданное заявителю в связи нарушением требований статьи 9 Закона № 402-ФЗ, пункта 9 Инструкции № 157н, пункта 24 ФСБУ № 256н, в части возврата в областной бюджет 3 518 355,46 руб., в том числе: 1 464 369,48 руб. (стоимость работ по облицовке стен панелями стеновыми Europhon Tooth), 1 685 073,9 руб. (стоимость работ по установке камер приточных в количестве 3 штук, вентиляторов крышных массой до 0,1 в количестве 7 штук и проведению пуско-наладочных работ), 368 912,08 руб. (стоимость поставки спортивного оборудования, мебели), соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов заявителя и у суда отсутствуют основания для признания его недействительным в данной части.
Рассматривая требования заявителя в остальной части, суд установил следующее.
По акту КС-2 от 31.05.2018 № 8/1 (отчетный период с 28.04.2018 по 31.05.2018) Администрацией приняты «Общестроительные работы» (локальный ресурсный сметный расчет № 02-01-1), в том числе работы по оклейке стен моющимися обоями на бумажной основе по штукатурке и бетону в объеме 151,14 кв.м.(№ 14 в КС-2); работы по второй окраске стен, оклеенных стеклообоями, красками в объеме 151,14 кв.м.(№ 15 в КС-2).
Платежным поручением от 08.06.2018 № 873899 Общестроительные работы Подрядчику оплачены в общей сумме 7350 тыс. рублей (КС-3 от 31.05.2018 № 8), в том числе, за вышеуказанные работы по оклейке стен моющимися обоями на бумажной основе по штукатурке и бетону и работы по второй окраске стен, оклеенных стеклообоями, красками на сумму 218 558,64 руб.
В ходе проверки Службой установлено, что фактически работы по оклейке стен моющимися обоями на бумажной основе по штукатурке и бетону и работы по второй окраске стен, оклеенных стеклообоями, красками, подрядчиком не производились.
Данное обстоятельство заявителем не оспаривается и подтверждается актом осмотра, расчетом суммы невыполненных и оплаченных работ, актом проверки № 02/29.
Вместе с тем, при расчете размера причиненного ущерба Службой допущена арифметическая ошибка в связи с неверным применением в расчете стоимости работ за 100 кв.м. вместо 1 кв.м. Соответственно, стоимость соответствующих работ объемом 8,52 кв.м., необоснованно оплаченных Администрацией, завышена контролирующим органом на 204 559,36 руб.
Требования заявителя в данной части Службой признаются, что отражено в отзыве от 25.09.2020 № 02-85-1235/20.
Таким образом, на момент проверки отсутствовало нарушение Администрацией условий муниципального контракта, соглашений о предоставлении субсидии, выразившееся в оплате подрядчику работ по оклейке стен моющимися обоями на бумажной основе по штукатурке и бетону и работ по второй окраске стен, оклеенных стеклообоями, красками, на сумму 204 559,36 руб.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом процессуальное значение имеют относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в их совокупности (части 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив доказательства по делу в совокупности и взаимосвязи, учитывая, что внесение изменений в принятое предписание самой Службой не возможно, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание Службы, выданное Администрации Вихоревского городского поселения, в части возврата в бюджет Иркутской области 204 559,36 руб. не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации муниципального образования «Забитуй» подлежат удовлетворению в части признания недействительным предписания Службы государственного финансового контроля Иркутской области от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20 о принятии мер по возмещению причиненного ущерба Иркутской области в объеме 204 559,36 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
заявленные требования Администрации муниципального образования «Забитуй» удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание Службы государственного финансового контроля Иркутской области от 20.02.2020 № 02/1-Пр/20, выданное Администрации муниципального образования «Забитуй», в части принятия мер по возмещению причиненного ущерба Иркутской области в объеме 204 559,36 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Администрации муниципального образования «Забитуй» отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Позднякова Н.Г.