НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Иркутской области от 02.10.2019 № А19-27070/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Иркутск                                                                                            

02 октября 2019 года                                                                           Дело  №А19-27070/2017

Резолютивная часть решения объявлена 02.10.2019.

 Решение в полном объеме изготовлено 02.10.2019.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕРЕЗКА»  (ОГРН   1023802005347)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Иркутской области,

 к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ И УСТЬ-ИЛИМСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

о признании пеней по страховым взносам на страховую часть на сумму 310 589,27 руб., на накопительную часть на сумму 56 318,55 руб., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанность по их уплате прекращенной,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора –  Комитет по экономике и финансам Администрации Муниципального образования «Усть-Илимский район»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился,

от инспекции: не явился,

от Пенсионного фонда: Каратунова И.В. – доверенность от 11.01.2019, паспорт; от 3-го лица: не явился,

установил:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕРЕЗКА»  (далее –Учреждение, детский сал) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция) о признании задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 366 907, 89 руб., в том числе на страховую часть на сумму 310 589,27 руб., на накопительную часть на сумму  56 318,55 руб., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанность по их уплате прекращенной.

Определением суда от 21.03.2019 к участию в деле в качестве 3-го лица привлечено  Комитет  по экономике и финансам  Администрации  Муниципального образования «Усть-илимский район» (далее –Комитет).

Определением суда от 26.03.2019 в соответствии с частью 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ И УСТЬ-ИЛИМСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее -  Пенсионный фонд).

Учреждение о времени и месте судебного разбирательства извещено судом надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

Межрайонная ИФНС России №9 по Иркутской области о времени и месте судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции. В представленных пояснениях по делу от 13.08.2019 указала на то, что спорная задолженность по пени  составляет: 212 775, 56 руб. (страховая часть), 42545, 87 руб. (накопительная часть), в настоящее время проводится мероприятия по корректировки  сведений. 

Пенсионный фонд требование не признал,   указывал, на что наличие задолженность по пени в сумме: 212 775, 56 руб. (страховая часть), 42545, 87 руб. (накопительная часть) подтверждается материалами дел, актом сверки, проведенного между  Пенсионным фондом и Учреждением, ответом Комитета,  и находится на исполнении. Задолженность в размере 105 007,88 руб. возникла при ошибке передачи Пенсионным фондом данных Налоговой инспекции, указанная задолженность не существует. Налоговым органом  в настоящее время проводится мероприятия по корректировки  сведений. 

Комитет в судебное заседание не явилось, пояснениями от 22.04.2019 подтвердило нахождение на исполнении исполнительных листов и постановлении в отношении Учреждения.

В судебном заседании 25.09.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 02.10. 2019. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Заслушав представителя Пенсионного фонда, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕРЕЗКА»  зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным номером  1023802005347.

Заявителем получены требования: №048S01170018251 от 09.01.2017, №045S01170018262 от 09.01.2017 об уплате  задолженности, согласно которым за МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕРЕЗКА»  числится задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере за 2002-2009 годы в размере 366 907, 89 руб., в том числе на страховую часть на сумму 310 589,27 руб., на накопительную часть в размере 56 318,55 руб.

Как следует из пояснения налогового органа, сведениями об основаниях начисления страховых взносов за период с 2002 по 2009 годы и мерах по взысканию задолженности, на которую производилось начисление пеней инспекция не располагает, т.к. ей было передано от Пенсионного фонда только сальдо лицевых счетов Учреждения.

Заявитель, полагая, что налоговым органом утрачено право взыскания задолженности по пеням в сумме 366 907, 89 руб., в том числе на страховую часть на сумму 310 589,27 руб., на накопительную часть в размере 56 318,55 руб., обратилось в арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании названной задолженности безнадёжной ко взысканию, а обязанности по её уплате прекращенной.

Суд считает, что требования заявителя не подлежат  удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

В соответствии статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период начисления спорных пеней) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 1 января 2017 года регулировались положениями Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон №250-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2017, признан утратившим силу Федеральный закон №212-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона №250-ФЗ списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года и установленным статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», а также в случае утраты на 1 января 2017 года возможности взыскания недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Федеральными законами от 03.07.2016 №243-ФЗ, от 28.12.2017       №436-ФЗ в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения. Установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ).

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не установлено частью 3.1 настоящей статьи, а также в случае исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ).

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть 3.1 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ).

В соответствии с Письмом Минфина России от 16.03.2018 №03-15-05/16588 решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

При этом согласно пункту 11 статьи 14 Федерального закона №436-ФЗ положения пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона не применяются к уплаченным (взысканным, списанным) недоимке и задолженности по пеням и штрафам до дня вступления в силу Федерального закона №436-ФЗ.

Как следует из материалов дела, спорная задолженность по пени за несвоевременную уплату страховых взносов  в размере  366 907, 89 руб., в том числе на страховую часть на сумму 310 589,27 руб., на накопительную часть в размере 56 318,55 руб., возникла в период с 2002 по 2009 год.

Пенсионным фондом в адрес страхователя были выставлены требования:  №14 от 05.05.2005, №027-06-01480 от 12.09.2006, №2512 от 26.11.2008, №17 от 07.04.2009, №668 от 30.05.2009, №1026 от 31.07.2009, №1884 от 15.10.2009, №259 от 12.02.2010, №419 от 22.06.2010, №1279 от 19.07.2010, №1860 от 15.11.2010, №407 от 15.04.2011, №465 от 02.08.2011, №77 от 13.01.2012, которыми предложено Учреждению уплатить страховые взносы и пени.

В соответствии со ст.ст.25, 25.1 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) Пенсионным фондом, на основании указанных требований, вынесены постановления от  №204 от 28.04.2009, №1542 от 22.12.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов с организации-страхователя.

Кроме того, решениями Арбитражного суда Иркутской области от 18.01.2006 №А19-1186/06-42, от 20.02.2007 №А19-1211/07-27, от 24.02.2009 №А19-1499/09-11, от 30.09.2009 №А19-1741/2009, от 11.01.2010 №А19-28485/09-27, от 08.04.2010 №А19-5466/10-67, от 18.05.2010 №А19-7875/10-67, от 06.09.2010 №А19-15261/10-62, от 28.12.2010 №22938/10-64, от 14.03.2011 №А19-3094/2011, от 22.08.2011 №А19-13276/2011, от 08.09.2011 №А19-14632/2011, от 16.03.2012 №А19-2728/2012, от 07.06.2012 №А19-8615/2012 с учреждения взысканы страховые взносы и пени.

На основании вышеуказанных решений Арбитражным судом Иркутской области были выданы исполнительные листы АС №21048, №12721, №6068, №ВС003844870, №АС 001712260, №АС001719810, №АС001724167, №АС 00173061, №АС002673160 от 25.05.2011, №АС002670841, №АС003391253, №АС003397906, №АС004279742, №АС000126066.

Вышеуказанные исполнительные листы и постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов были направлены в Комитет на исполнение, что подтверждается материалами дела.

Комитет письмом от 30.03.2018 №93,  от 19.04.2019 №116 подтвердил нахождения на исполнении вышеуказанных исполнительных документов и сумму задолженности:  212 775, 56 руб. (страховая часть), 42545, 87 руб. (накопительная часть)Указанное заявителем не опровергается.

 Кроме того, Пенсионным фондом проведен акт сверки с Учреждением, согласно которому за Учреждением числится задолженность  по страховым взносам: 212 775, 56 руб. (страховая часть), 42545, 87 руб. (накопительная часть). Указанный акт подписан сторонами  без замечаний и представлен в материалы дела.

При таких обстоятельствах, учитывая, что пенсионным фондом приняты меры по взысканию с учреждения указанной задолженности (212 775, 56 руб. (страховая часть), 42545, 87 руб. (накопительная часть), по пени по страховым взносам, суд не усматривает правовых оснований для признания данной задолженности безнадежной ко взысканию.

Вместе с тем сумма задолженности по пени, указанная в заявлении МДОУ детский сад «Березка» (310589,27 руб. - страховая часть, и 56318,55 руб. - накопительная часть) не соответствует сумме задолженности по акту совместной сверки расчетов.

Расхождения по суммам задолженности между МИФНС России № 9 по Иркутской области и Управлением ПФР по пени сложились при переходе в Управления ПФР с программного комплекса «ПТК АСВ» на программный комплекс «РК АСВ», в связи, с чем мигрировала некорректная сумма задолженности по пени за периоды 2002-2009 г.: страховая часть - 310589,27 руб., накопительная часть - 56318,55 руб. Указанные суммы были переданы в составе сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 г. в налоговый орган (файл VO_SALDORAS_3800_048000_20170131_210917_76157). Данная ошибка была исправлена в июне 2017 года и в ФНС выгружено исправленное сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 г. (файлVO_SALDORAS_3800_048000_20170610_123853_44618).

Пени за периоды 2002-2009 г. составляют 212775,56 руб. - страховая часть, 42545,87 руб. и 6578,51 - накопительная часть. Исправленные сведения приняты налоговым органом, однако файлы были не подгружены.

06 июня 2019года Управлением ПФР было направлено письмо в ГУ - Отделение ПФРФ по Иркутской области о передаче решений о корректировке сведений переданных в налоговый орган (письмо от 06.06.2019г. за № ТН-10/4668). Согласно письму ГУ - Отделение ПФРФ по Иркутской области от 13.06.2019г. за № ЕА-30/6929 запрос о передаче корректировке сведений сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 в отношении МДОУ «Березка» переданы в Управление ФНС России по Иркутской области 11.06.2019г.

18 июня 2019 года Управлением ПФР направлен запрос за № Ж-10/4995 о подтверждении сведений сальдо переданных 11.06.2019 в отношении МДОУ «Березка».

Согласно письму МИФНС России №9 по Иркутской области вышеуказанные файлы с корректировкой поступили 14.06.2019г. Информация из файла VO_SALDOKOR не отражена в КРСБ в полном объеме, в связи с чем, Инспекцией проводятся мероприятия по урегулированию сложившейся ситуации.

Таким образом, задолженность в размере 105 007, 88 руб. не существует в реальности. В случае признании задолженности в размере 105007, 88руб. безнадежной ко взысканию,  Пенсионный фонд не сможет исполнить решение суда по ее списанию, поскольку фонд исполнил свои обязательства по передачи сведений в Налоговый орган, однако в связи с ошибкой программного обеспечения образовалась задолженность в размере 105007,88 руб., не существующая в реальности – виртуальная задолженность, в результате неправильной выгрузке файлов.

На основании вышеизложенного  пени в размере 105 007, 88 руб. не подлежат признанию безнадежными ко взысканию, в связи   с отсутствием такой задолженности в действительности.

Вместе с тем, корректировку сведений осуществляет налоговый орган, заявитель не лишен возможности, в случае не урегулированию сложившейся ситуации относительно корректировки сведений по несуществующей задолженности в размере 105 007, 88 руб., обратиться в суд с требованиями о признании незаконными действий инспекции.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «БЕРЕЗКА» о признании задолженности безнадежной ко взысканию удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                        О.Л. Зволейко