АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-20907/2021
07.02.2022г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01.02.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07.02.2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнаренко Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Отдела полиции №1 Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Боханский" (669200, <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 ОГРНИП: <***>)
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились;
от ответчика: ФИО1 (личность удостоверена паспортом);
установил:
Отдел полиции №1 Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Боханский" (далее – заявитель, ОП №1 МО МВД РФ "Боханский") обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В заявлении в качестве основания привлечения предпринимателя к административной ответственности указал на выявление в результате проверки факта реализации предпринимателем алкогольной продукции в отсутствие лицензии на продажу алкогольной продукции.
Предприниматель факт реализации алкогольной продукции не оспаривал. Считает протокол об административном правонарушении составлен сотрудником полиции в отсутствие полномочий на осуществление административного преследования в связи с нахождением его очередном оплачиваемом отпуске.
В судебном заседании 25.01.2022г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 01.02.2022г.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Дело рассмотрено в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, суд установил следующее.
25.07.2021г. сотрудниками полиции ОП №1 МО МВД РФ "Боханский" проведена проверка кафе ИП «ФИО1», расположенного на побережье Братского водохранилища в 1400 метрах северо-восточнее от с. Рассвет Осинского района, Иркутской области, в котором индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность, в ходе которой установлен факт реализации ФИО1 алкогольной продукции при отсутствии специального разрешения (лицензии) на право розничной продажи алкогольной продукции.
В результате проверки выявлено, что в нарушение статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по указанному адресу, без лицензии на продажу алкогольной продукции была осуществлена розничная продажа и хранение следующей алкогольной продукции: водки «Хаски», алк 40% с федеральной акцизной маркой 40991941579, емкостью 0,5 литров, в количестве 1 бутылки, по цене 800 руб. за одну бутылку.
Результаты проверки отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.07.2021г., составленном в присутствии ФИО1 и ведением видеозаписи.
Указанная выше алкогольная продукция была изъята согласно протоколу изъятия вещей и документов от 25.07.2021.
По факту, выявленному в ходе проверки, инспектором направления по исполнению административного законодательства МО МВД РФ "Боханский" майором полиции ФИО2 в отношении ИП ФИО1 02.09.2021г. составлен протокол АП № 208633/822 об административном правонарушении, которым действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1. и статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ОП №1 МО МВД РФ "Боханский" обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В пункте 2.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006г. № 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).
В силу положений части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе составлять в том числе протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.17.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее -Закон о полиции) предусмотрено, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Одним из направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (пункт 2 части 1 статьи 2).
Пунктом 2 части 2 статьи 27 Закона о полиции установлено, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры, в том числе по предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
В силу пункта 7 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, определяющего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Частью 1 статьи 53 указанного федерального закона определено, что служебное время - это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
На основании части 1 статьи 54 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом. Режим служебного времени сотрудника органов внутренних дел должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня. Правила внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения утверждаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Частью 1 статьи 55 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ определено, что время отдыха - время, в течение которого сотрудник органов внутренних дел свободен от выполнения служебных обязанностей. Для сотрудника органов внутренних дел устанавливаются следующие виды времени отдыха: перерыв в течение служебного дня, ежедневный отдых, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), нерабочие праздничные дни и отпуска.
Таким образом, отпуск является временем, в течение которого сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей.
Частью 12 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
С учетом приведенного правового регулирования вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел отпусков с 2012 года основанием для предоставления отпуска является приказ руководителя органа внутренних дел о предоставлении сотруднику отпуска.
Как установлено судом и следует из материалов дела, инспектором направления по исполнению административного законодательства МО МВД РФ "Боханский" майором полиции ФИО2 в отношении ИП ФИО1 02.09.2021г. составлен протокол АП № 208633/822 об административном правонарушении, которым действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
При этом на основании приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации «Боханский» № 169 л/с от 16.07.2021 майору полиции ФИО2, инспектору НИАЗ ОП №1 предоставлена вторая часть основного отпуска за 2021 год продолжительностью 46 календарных дней с 03.08. по 17 сентября 2021 года.
Согласно п. 1.12 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации «Боханский» № 169 л/с от 16.07.2021 основанием для предоставления инспектору НИАЗ ОП №1 майору полиции ФИО2 отпуска в период с 03.08. по 17 сентября 2021 года является график отпусков и рапорт ФИО2
Следовательно, ФИО2 в период с 03.08. по 17 сентября 2021 года осуществляла право на отдых, закрепленное законом и как сотрудник полиции была освобождена от выполнения служебных обязанностей.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении АП № 208633/822 от 02.09.2021 инспектор НИАЗ ОП №1 майор полиции ФИО2 находилась в очередном ежегодном отпуске и не имела полномочий на осуществление административного преследования, поскольку отпуск является временем, в течение которого сотрудник освобожден от выполнения служебных обязанностей.
Отсутствие у ФИО2 на дату составления протокола об административном правонарушении полномочий, является грубым нарушением требований части 2 статьи 28 КоАП РФ, следовательно, получен с нарушением закона и доказательственной силы не имеет.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, следовательно, не может служить основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 10 Постановления от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Отсутствие полномочий у лица, составляющего протокол об административном правонарушений не может быть восполнено в ходе судебного разбирательства и, безусловно, является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Таким образом, вне зависимости от того, имеется ли в действиях предпринимателя событие и состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, нарушение административным органом положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, представленные в материалы дела документы не подтверждают совершение ИП ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ,.
С учетом всего вышеизложенного требования ОП №1 МО МВД РФ "Боханский"» следует оставить без удовлетворения.
На основании всего вышеизложенного в удовлетворении требований ОП №1 МО МВД РФ "Боханский" о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отказать.
В соответствии с положениями части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.
При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Пунктом 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (контрафактная продукция), то, в случае отказа в привлечении к административной ответственности, в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
В рассматриваемом случае алкогольная продукция, обнаруженная в ходе осмотра помещений кафе ИП «ФИО1», расположенного на побережье Братского водохранилища в 1400 метрах северо-восточнее от с. Рассвет Осинского района, Иркутской области, изъятая в соответствии с протоколом от 25.07.2021г. изъятия вещей и документов, является предметом административного правонарушения, в связи с чем, подлежит изъятию.
В силу положений пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171?ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих лицензий.
Таким образом, обнаруженная у предпринимателя алкогольная продукция находится в незаконном обороте, что является основанием ее передачи соответствующей организации для уничтожения в порядке, установленном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. № 1027.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Боханский" о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Изъятую у индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, дата и место рождения: 21.02.1977г.р. с Ирхидей, Осинский район, Иркутская область; место регистрации: Иркутская область, Осинский район, с Ирхидей, ул. Ленина, д. 3, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя 15.03.2021г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области) алкогольную продукцию, в соответствии с протоколом от 25.07.2021г. изъятия вещей и документов, а именно: водка «Хаски», дата розлива 19.12.2020, крепостью 40% об спирта, федеральная специальная марка 409 91941579, направить на уничтожение в порядке, установленном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. № 1027.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Е.В. Дмитриенко