Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
05 августа 2021 г. | Дело № А75-7898/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 29 июля 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 05 августа 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарем Штогрин В.В., рассмотрев
в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел»
к Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным приказа № 09-ОД-131/01-09 от 28.05.2021,
при участии представителей:
от заявителя - Анохин А.В. по доверенности №13 от 19.07.2021,
от заинтересованного лица - Плаксунов Е.В. по доверенности от 23.05.2021,
установил:
бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (далее - заявитель, БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел», Учреждение) обратилось
в арбитражный суд с заявлением к Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным приказа № 09-ОД-131/01-09 от 28.05.2021.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, стороны явку своих представителей обеспечили.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на нарушение оспариваемым распоряжением норм Федерального закона
от 26.12.2008 № 294-ФЗ о порядке и сроках проведения проверки.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что на проверку государственным органом подведомственного учреждения не распространяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, приказом Департамента от 05.04.2021 № 09-ОД-85/01-09 определено провести проверку норм законодательства, регулирующих деятельность БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел (л. д. 19-20).
Предметом проверки определено: соблюдение Учреждением в процессе своей деятельности полноты, качества выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), полноты, достоверности отчетности об исполнении государственного задания, исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа, регулирующих деятельность Учреждения, антикоррупционного законодательства. Проверяемый период: 2018-2020 годы. Период проведения проверки: с 17 мая 2021 по 27.05.2021.
Приказом от 18.05.2021 № 09-ОД-114/01-09 внесены изменения в приказ Департамента от 05.04.2021 № 09-ОД-85/01-09 в части предмета проверки, пункт 5 изложен в следующей редакции: «5. Предметом проверки является полнота, качество выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), полнота, достоверность отчетности об исполнении государственного задания, исполнение Учреждением видов деятельности, предусмотренных уставом, соблюдение и исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа, регулирующих деятельность Учреждения.».
Пункт 7 приказа изложен в редакции: «Период проведения проверки: с 19 мая 2021 по 28 мая 2021 года».
Приказом от 28.05.2021 № 09-ОД-131/01-09 вновь внесены изменения в приказ Департамента от 05.04.2021 № 09-ОД-85/01-09, а именно период проведения проверки определен с 19.05.2021 по 17.06.2021 (л. д. 13-14).
БУ ХМАО - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» полагая, что приказ Департамента от 28.05.2021 № 09-ОД-131/01-09 является незаконным, нарушает права заявителя, которые гарантированы Федеральным законом от 26.12.2008
№ 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) в части срока проверки, превышающего двадцать рабочих дней, обратилось в арбитражный суд
с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений
и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий
в совокупности: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Заявителем не приводятся доводы относительно существа выявленных заинтересованным лицом в ходе проверки нарушений и правовое обоснование отсутствия таковых, результаты проверки в настоящем деле не оспариваются.
Несогласие заявителя с приказом основано на доводах о нарушении положений Федерального закона № 294-ФЗ при определении срока проверки.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. При этом, настоящий Федеральный закон устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля).
Приказ от 05.04.2021 № 09-ОД-85/01-09, в который внесены изменения в части срока проведения проверки оспариваемым приказом от 28.05.2021, издан в связи с реализацией плана проведения проверок государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры на 2021 год, в соответствии с пунктом 6.14.5 Положения
о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.11.2019 № 413-п в целях осуществления контроля
за деятельностью Учреждения.
Таким образом, Департамент не осуществлял в рассматриваемом случае функции органа государственного контроля (надзора) в целях проверки деятельности юридического лица, который регламентируется Федеральным законом № 294-ФЗ.
Согласно пункту 6.14.5 Положения о Департаменте, Департамент осуществляет координацию, регулирование и контроль за деятельностью государственных учреждений автономного округа в сфере культуры, в том числе устанавливает систему оплаты труда, согласовывает уставы, структуры подведомственных учреждений.
В соответствии с пунктом 6.14.8 Положения Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент функций.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 14.02.2014 № 51-п утвержден Порядок осуществления органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры контроля за деятельностью государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Порядок контроля).
В соответствии с пунктом 2 названного Порядка, контроль за деятельностью государственных учреждений автономного округа (далее - Контроль) осуществляется Службой контроля автономного округа (далее - Служба), Департаментом по управлению государственным имуществом автономного округа (далее - Департамент), органами государственной власти автономного округа, осуществляющими бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств автономного округа в отношении подведомственных им государственных казенных учреждений автономного округа,
и органами государственной власти автономного округа, которые от имени автономного округа осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных им государственных бюджетных и автономных учреждений автономного округа
(далее - Органы власти) в соответствии с ведомственной принадлежностью.
Целью Контроля является повышение эффективности оказания государственных услуг и использования средств бюджета, государственного имущества автономного округа государственными учреждениями автономного округа.
Предметом Контроля является соблюдение государственными учреждениями автономного округа требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность.
В соответствии с пунктом 6.14 Приложения к Распоряжению Правительства ХМАО - Югры от 01.07.2016 № 365-рп «О ведомственной принадлежности государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», Учреждение находится в ведомственной принадлежности Департамента.
Таким образом, Департаментом осуществлялся ведомственный контроль
за деятельностью подведомственного ему Учреждения, в связи с чем нормы Федерального закона № 294-ФЗ не применимы.
Ссылка заявителя на Закон ХМАО - Югры от 20.09.2010 № 142-оз
«О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» является несостоятельной, так как предмет проверки не содержал указание на ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ о проведении проверки в отношении БУ ХМАО-Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» вынесен Департаментом в пределах предоставленных полномочий и при наличии законных оснований для проведения проверки.
Нарушение требований закона при издании оспариваемого приказа, в том числе
в части указания срока проверки, судом не установлено.
Кроме того заявитель не представил доказательств того, что продолжительность проверки в 21 рабочий день, установленная спорным приказом, нарушает права
и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что является обязательным условием при рассмотрении дел данной категории и принятия решения в порядке Главы 24 АПК РФ.
Поскольку судом не установлена обязательная совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным,
в соответствии со статьёй 201 АПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований Учреждения полностью.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.