НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 23.12.2021 № А75-16172/2021

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

27 декабря 2021 г.

Дело № А75-16172/2021

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-16172/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Газпромнефть-Хантос»  к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  об оспаривании постановления,

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2, доверенность № Д-173 от 11.08.2021,

от ответчика - ФИО3,  доверенность № 02-1874 от 04.02.2021, ФИО4, доверенность  № 02-1879 от 04.02.2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью  «Газпромнефть-Хантос» (далее – заявитель,  Общество, ООО  «Газпромнефть-Хантос») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – административный орган,  Управление Росприроднадзора) об оспаривании постановления № 339-ГН от 29.09.2021.

От  административного органа поступил  отзыв на заявление и материалы административного дела (л.д. 68-75).

Определением суда от 03.12.2021 судебное заседание отложено на 23.12.2021.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы заявления, представители ответчика просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав представителей лиц,  участвующих в деле, исследовав представленные
в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

ООО  «Газпромнефть-Хантос» является владельцем лицензии на право пользования недрами ХМН 02645 ВЭ, выданной 04.06.2012, с целевым назначением и видами работ- добыча пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственно - технического водоснабжения в пределах Южной части Приобского месторождения
(т.1 л.д.23-36).

Согласно пункту 4.1.9 статьи 4 приложения № 1 к лицензии ХМН 02645 ВЭ владелец лицензии обязан обеспечивать соблюдение других требований законодательства Российской Федерации, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей природной среды, безопасного ведения работ.

На основании приказа Управления от 23.06.2021 № 1123 в период с 29.06.2021
по 26.07.2021 в отношении Общества была проведена плановая выездная проверка
по соблюдению  обязательных требований и  (или)  требований, установленных муниципальными правовыми актами.

При проведении проверки Управление пришло к выводу о том, что в нарушение требований  статьи 7,  пунктов 1, 7, 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 «О недрах» № 2395-1 (далее – Закон  о недрах)  и подпункта «в» пункта 9 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации
на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2010  № 118 (далее – Положение № 118),
ООО  «Газпромнефть-Хантос» не оформлен (отсутствует) горноотводный акт,  удостоверяющий уточнённые  границы горных отводов водозаборов по вышеупомянутой  лицензии.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 29.07.2021 № 138
(т.1 л.д. 107-112).

Уведомлением от 03.09.2021 № 03/5-17717 Общество уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д. 99-102).

16.09.2021 должностным лицом административного органа в присутствии представителя ООО  «Газпромнефть-Хантос» в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 504-ГН (т.1 л.д. 90-94).

Постановлением от 29.09.2021 № 339-ГН Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей (т.1 л.д. 81-86).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела
об оспаривании решенияадминистративного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность
и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности,
не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 2 статьи 7.3 КоАП РФ нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч руб.

Объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.

Суд приходит к выводу о доказанности материалами дела состава вмененного Обществу правонарушения.

Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью
в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти
и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, нормами
и правилами обязательных требований.

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Любые действия либо бездействие недропользователя, не соответствующие условиям выданной лицензии и не согласованные с соответствующими органами, выдавшими эту лицензию, могут быть квалифицированы как нарушающие условия выданной лицензии.

Согласно части 2 статьи 6 Закона о недрах недра могут предоставляться
в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.

Как следует из материалов дела, лицензия на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и производственного водоснабжения получена Обществом 04.06.2012, а 05.12.2017 уполномоченным органом утвержден проектный документ «Дополнение к проекту водозабора при пользовании недрами для добычи пресных подземных вод на водозаборных участках южной части Приобского месторождения». Указанное утверждение проекта произведено Обществом в порядке, установленном подпунктов «в» пункта 9 ранее упомянутого Положения  № 118.

Статьей 7 Закона о недрах в редакции, действовавшей в период утверждения указанного проектного документа, предусмотрено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Указанные требования статьи 7 Закона о недрах (разработка горного отвода
до начала добычи полезных ископаемых на основании лицензии) Обществом исполнены не были.

Ссылка заявителя на то, что  добыча подземных вод на основании лицензии ХМН 02645 ВЭ  им осуществляется путем эксплуатации  8 автономных водозаборов, состощих их 2 скважин каждый, в соответствии с проектным документом «Дополнение к проекту водозабора при пользовании недрами для добычи пресных подземных вод на водозаборных участках южной части Приобского месторождения», согласованным  ТКР-Югра-Недра протоколом № 541В от 05.12.2017, судом не может быть принята во внимание. Указанное согласование от 05.12.2017 не свидетельствует от том, что Обществом в установленном законом порядке оформлен горноотводный акт, удостоверяющие уточнённые границы горных отводов водозаборов по лицензии ХМН 02645 ВЭ.

Получение Обществом предварительного горного отвода при получении лицензии ХМН 02645 ВЭ не свидетельствует об исполнении им последующей обязанности по получению уточненного горного отвода. Как правомерно указывает ответчик со ссылкой на статью 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются  при предоставлении лицензии на пользование недрами, но после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.

Ссылка заявителя на Инструкцию по оформлению горных отводов для разработки месторождения полезных ископаемых, утвержденную Министерством природных ресурсов РФ 07.02.1998 и Госгортехнадзором РФ 31.12.1997, согласно пункту 2 которой положения Инструкции не распространяются на случаи предоставления горных отводов для разработки месторождений питьевых и технических вод, не могут быть приняты
во внимание судом, поскольку требование об обязательном уточнении горного отвода после получения лицензии  предварительного согласования границ горного отвода , но до начала добычи полезного ископаемого установлено статьей 7 Закона о недрах. Указанная Инструкция  действительно не распространяла свое действие на случаи предоставления горных отводов для разработки месторождений питьевых и технических вод, что не означает что требования статьи 7 Закона о недрах не распространялись на случаи предоставления горных отводов для разработки месторождений питьевых и технических вод.

Начиная с 01.01.2021 действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1465 Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, разработанные на основании статьи 7 Закона о недрах.

Согласно пункту 2  статьи 11 Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утверждённых Приказом Ростехнадзора от 09.12.2020 № 508, в случаях, если в ранее установленных границах горного отвода для разработки месторождения полезных ископаемых предполагается осуществлять пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и (или) проведение работ по добыче полезных ископаемых на основании иной лицензии на пользование недрами, границы горного отвода этого месторождения полезных ископаемых подлежат корректировке в целях исключения участков недр, предоставленных в пользование на основании иной лицензии на пользование недрами, а на предоставленные в пользование участки недр для осуществления работ в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и (или) эксплуатации месторождений полезных ископаемых (участков недр) оформляется отдельная горноотводная документация.

Нарушение этих обязательных требований свидетельствует о нарушении лицензионных требований и образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Ссылка заявителя на разработку  проекта зон санитарной охраны водозабора не опровергает то обстоятельство, что Общество осуществляет добычу полезных ископаемых в отсутствие уточненного горноотводного акта.

Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о недрах, Общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона. Сведений, указывающих на наличие объективно непредотвратимых обстоятельств, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица, препятствовавших соблюдению правил и норм Обществом, материалы дела не содержат, что свидетельствует о доказанности вины Общества во вмененном правонарушении.

Учитывая изложенное выше, а также установленные фактические обстоятельства
и собранные по делу доказательства, суд соглашается с доводами административного органа о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Суд не находит оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Малозначительным административным правонарушением является действие
или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт
21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5
«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что
при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18). Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).

Исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, при рассмотрении дела не установлено.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Принимая во внимание характер совершенного Обществом правонарушения, высокий размер административного штрафа, отсутствие отягчающих вину обстоятельств,  суд считает возможным применить положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и изменить размер назначенного административного штрафа, снизив его до 150 000 рублей.

В связи с этим решение административного органа подлежит изменению в части размера назначенного наказания.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 339-ГН от 29.09.2021 изменить, назначив  наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решение вступает в законную силу  по истечении  десяти дней со дня  его принятия.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                  Е.А. Голубева