АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск
ул. Ленина 54/1, http://hmao.arbitr.ru/, тел. 3-10-34
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Ханты -Мансийск Дело А75-3289/2008
28 июля 2008 года
Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2008 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2008 года
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
в составе судьи Федорова А. Е.
при ведении протокола судебного заседания Федоровым А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шемякина Николая Михайловича
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре
о признании незаконным отказа в проведении зачета (корректировки) лицевых счетов, и об обязании произвести корректировку лицевых счетов.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: индивидуальный предприниматель Шемякин Н.М., паспорт 67 07 727 496, выдан ПП пос. Пионерский ОУФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу в Советском районе 06.12.2007; Авдеев М.В. по доверенности от 24.04.2008;
от ответчика: Лазарева Н.В.по доверенности от 25.09.2007 № 9192;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Шемякин Николай Михайлович (далее по тексту – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – инспекция) о признании недействительным письма от 24.03.2008 № 13-11/2326, незаконными действий выразившиеся в отказе проведения зачета (корректировки) лицевых счетов с учетом уплаченного декларационного платежа, и об обязании инспекции произвести корректировку лицевых счетов по налогу на доходы физических лиц с учетом уплаченного декларационного платежа.
Заявленные требования основаны на нормах статей 2, 3 Федерального закона «Об упрощённом порядке декларирования доходов физическими лицами» от 30.12.2006 № 269-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон от 30.12.2006 № 269-ФЗ) и мотивированы тем, что предпринимателем 28.12.2007 уплачен декларационный платеж в сумме 353 156,42 руб.
Инспекция с заявленными требованиями не согласна по мотивам, изложенными в отзыве.
Арбитражный суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения налогового органа от 25.05.2007 № 23 инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2004 по 31.12.2006.
В ходе проверки, инспекцией установлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Факты нарушений зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 01.08.2007 № 000040
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 24.09.2007 № 000040 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной:
а) статьёй 122 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), за неуплату (неполную уплату) налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога:
-налога на доходы физических лиц за 2005, 2006год в размере 79892,67 руб.
-налога на добавленную стоимость за 2004 год в размере 59479,04 руб.
-налога на добавленную стоимость за 2005 год в размере 61890,26 руб.
-налога на добавленную стоимость за 2006 год в размере 12999,80 руб.
б) пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в налоговый орган по месту учёта в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц 2006г. в виде штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный (неполный) месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб., всего в размере 30376,14руб.
в) пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления деклараций по налогу на добавленную стоимость в виде взыскания штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 –го дня, всего в размере 1 737983,57руб.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.02.2008 решение инспекции от 24.09.2007 № 000040 признано недействительным в части:
- начисления 63 915,59 руб. штрафа по статье 122 НК РФ по налогу на добавленную стоимость;
- начисления 1 013 565,98руб. штрафа по части 2 статьи 119 НК РФ по налогу на добавленную стоимость;
- доначисления налог на доходы физических лиц в сумме 48 6788,54 руб.
- пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 118 855,90 руб.,
- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 6 547,32 руб.
Предприниматель 26.02.2008 обратился в инспекцию с заявлением о корректировке доначисленного по решению от 24.09.2007 № 000040 НДФЛ, пени и санкций в связи с уплатой 27.12.2007 декларационного платежа в сумме 353 156,42 руб.
Не получив от инспекции ответа на свое заявление, предприниматель повторно 06.03.2008 обратился в инспекцию с указанным заявлением.
Инспекцией по результатам рассмотрения обращений предпринимателя 24.03.2008 отказано в корректировке суммы НДФЛ.
Основанием для отказа в корректировки суммы НДФЛ послужил вывод инспекции о том, что декларационный платеж произведен предпринимателем после вынесения решения от 24.09.2007 № 000040. Кроме того, инспекция сообщила, что корректировка лицевых счетов предпринимателя произведена на основании решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.02.2008.
Предприниматель, не согласившись с указанным отказом инспекции, выраженным в письме от 24.03.2008 № 13-11/2926, оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ целью Закона является предоставление возможности физическим лицам исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 01.01.2006 и подлежащих налогообложению в Российской Федерации, посредством уплаты устанавливаемого Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ декларационного платежа.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ физические лица вправе в период со дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ и до 01.01.2008 самостоятельно исчислить и уплатить декларационный платеж.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ декларационный платеж рассчитывается исходя из суммы доходов физического лица, с которых в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке не были уплачены налоги (страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды), и ставки 13% вне зависимости от видов доходов и применявшихся к ним налоговых ставок. При этом в расчетном документе физическим лицом указывается наименование платежа "Декларационный платеж".
На основании пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ факт уплаты декларационного платежа подтверждается расчетным документом с отметкой банка о его исполнении.
В статье 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ определено, что физические лица, осуществившие уплату декларационного платежа в соответствии с данным законом, в части дохода, исходя из которого рассчитан уплаченный декларационный платеж, считаются исполнившими свои обязанности по: 1) уплате НДФЛ; 2) представлению налоговой декларации (деклараций) по НДФЛ и иных документов, представление которых было обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при подаче такой декларации (деклараций).
Физические лица, получившие доходы от предпринимательской деятельности или занятия частной практикой и осуществившие уплату декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 269-ФЗ, в части дохода, исходя из которого рассчитан уплаченный декларационный платеж, считаются также исполнившими свои обязанности по: 1) уплате ЕСН (страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды) с полученных доходов; 2) представлению налоговой декларации (деклараций) по ЕСН с полученных ими доходов и иных документов, представление которых было обязательным в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах при подаче такой декларации (деклараций).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ не смогут воспользоваться возможностью задекларировать свои доходы те лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор по статье 198 Уголовного кодекса Российской Федерации (т.е. за уклонение от уплаты налогов или сборов физическим лицом) и при этом судимость не снята и не погашена.
В статье 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ установлено, что при уплате декларационного платежа физическое лицо считается исполнившим обязанности по уплате налогов и представлению налоговых деклараций в части дохода, из которого рассчитан уплаченный декларационный платеж.
Следовательно, возможность привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности возникает в том случае, когда размер выявленного за прошлые годы дохода, с которого не были уплачены налоги, будет больше, чем размер дохода, с которого декларационный платеж уплачен.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что предпринимателем была представлена квитанция от 28.12.2007 об уплате декларационного платежа на сумму 353156,42 руб. Правильность произведенного налогоплательщиком расчета суммы декларационного платежа инспекцией не оспаривается.
Из письма инспекции от 24.03.2008 № 13-11/2926 следует, что предпринимателем уплачен декларационный платеж после вынесения решения от 24.09.2007 № 000040, в связи с чем законные основания для корректировки лицевых счетов у инспекции отсутствуют.
Судом отклоняется довод инспекции о том, что в рассматриваемом случае нормы Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ не подлежат применению ввиду осуществления предпринимателем декларационного платежа после того, как вынесено решение от 24.09.2007 № 000040, поскольку данный Закон не содержит ограничений для физических лиц исполнить обязанность по уплате налогов в отношении доходов, полученных до 01.01.2006 посредством уплаты декларационного платежа, после вынесения решения инспекцией.
Таким образом, отказ инспекции по корректировке лицевых счетов по налогу на доходы физических лиц противоречит требованиям статей 45, 46 НК РФ, нарушает права налогоплательщика тем, что состояние лицевых счетов предпринимателя препятствует получению им справки об отсутствии задолженности по налогам, мешает нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
Судом признается недействительным письмо инспекции от 24.03.2008 № 13-11/2326, а действия инспекции выразившиеся в отказе проведения зачета (корректировки) лицевых счетов с учетом уплаченного предпринимателем декларационного платежа незаконными.
Предприниматель просит обязать инспекцию произвести корректировку лицевых счетов по НДФЛ с учетом уплаченного декларационного платежа.
Налоговый кодекс Российской федерации не регламентирует порядок ведения лицевых счетов налоговым органом.
Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение положений ведомственных документов. Поэтому неотражение в лицевом счете налоговых платежей само по себе не ущемляет права налогоплательщика, так как не может служить основанием для принятия каких-либо принудительных мер в отношении обязательств налогоплательщика.
Статья 32 НК РФ не включает в перечень обязанностей налоговых органов отражение или неотражение в лицевом счете налогоплательщика налоговых или иных обязательных платежей.
Таким образом, требования об обязании инспекции произвести корректировку лицевых счетов по налогу на доходы физических лиц с учетом уплаченного декларационного платежа удовлетворению не подлежат.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при подачи заявления о признании действий, бездействия государственных органов,органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц – 100 рублей;
для организаций – 2 000 рублей;
В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ №117 от 13 марта 2007г. «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации», с 01.01.2007г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного управления) как стороны по делу.
Таким образом, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ханты–Мансийскому автономному округу - Югре подлежит взысканию в пользу предпринимателя Шемякина Н.М. 100 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
На основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю излишне – уплаченная госпошлина из федерального бюджета в сумме 1900 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 24.03.2008 № 13-11/2326.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре выразившиеся в отказе проведения зачета (корректировки) лицевых счетов с учетом уплаченного предпринимателем Шемякиным Н.М. декларационного платежа.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу индивидуального предпринимателя Шемякина Николая Михайловича 100 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Шемякину Николаю Михайловичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 900 (одна тысяча девятьсот) рублей, уплаченную по квитанции 05.04.2008 № 95 в связи с подачей заявления Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья А.Е. Федоров