НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 22.09.2009 № А75-7490/09

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

25 сентября 2009 г.

Дело № А75-7490/2009

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2009 г.

Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Фёдорова А.Е., при ведении протокола заседания судьёй Фёдоровым А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению комитета образования и науки администрации города Нягани Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты–Мансийскому автономному округу – Югре, о признании незаконными ненормативных правовых актов,

при участи представителей:

от заявителя – Рыбина Е.В. по доверенности № 3640 от 08.09.2009, Филиппова И.Ю. по доверенности от 08.09.2009 ,

от ответчика – Корсуков М.В. по доверенности от 28.08.2009 № 324, Петрова Е. Е. по доверенности от 22.09.2008 № 390,

установил:

комитет образования и науки администрации города Нягани (далее по тексту – Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к филиалу № 7 Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты–Мансийскому автономному округу - Югре и Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты–Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Фонд) о признании незаконным акта от 08.05..2009 № 12 с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному страхованию и решения от 19.06.2009 № 9 с/с о непринятии к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования.

Представители заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации неоднократно уточнили требования, в итоги просили признать недействительным решение от 19.06.2009 № 9 с/с о непринятии к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования полностью (далее по тексту - решение от 19.06.2009 № 9 с/с).

Также заявитель указал, что ответчиком по делу является Фонд.

Протокольным определением суд в соответствии со статьей 51 Арбитражного кодекса Российской Федерации привлек филиал № 7 Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты–Мансийскому автономному округу - Югре к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исключив его из числа ответчиков.

От заявителя в судебном заседании 10.09.2009 дополнительно поступили: решение Думы г. Нягань от 31.01.2008 № 323 «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань», муниципальный контракт на выполнение услуг по чартерным авиаперевозкам детей от 10.05.2007 № 3-МК, приказы комитета «О назначении сопровождающих выездных групп», договоры на сопровождение детей в летний оздоровительный лагерь.

В судебном заседании 10.09.2009 был объявлен перерыв до 16 часов 30 минут 17.09.2009.

От заявителя в судебном заседании 17.09.2009 дополнительно поступили: счета-фактуры на услуги по чартерным авиаперевозкам, платежные поручения об оплате услуг по чартерным перевозкам, справки о подтверждении тарифов, копии авиабилетов.

В судебном заседании 17.09.2009 повторно был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 22.09.2009.

От заявителя в судебном заседании 22.09.2009 дополнительно поступили: пояснения и свод начислений заработной платы за 2007-2008 годы.

От Фонда поступило дополнительное соглашение от 21.09.2009 к акту от 08.05.2009 № 12с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному страхованию.

Документы, представленные лицами, участвующими в деле, приобщены судом к материалам дела.

Суд, заслушав доводы заявителя, представителей Фонда, исследовав материалы дела, находит заявленные требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела филиалом № 7 Фонда с 21.04.2009 по 08.05.2009 проведена проверка страхователя-плательщика единого социального налога - комитета по вопросу расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем – плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2007 по 31.03.2009.

По результатам проверки составлен акт от 08.05..2009 № 12 с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному страхованию и вынесено решение от 19.06.2009 № 9 с/с о непринятии к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 273876,72 руб., в том числе:

-на выплату пособий по обязательному социальному страхованию в сумме 52305,56 руб., в том числе по временной нетрудоспособности, по беременности и родам 8945,24 руб.

- на возмещение командировочных расходов лицам, сопровождающим детей в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и обратно в сумме 221571,16 руб.

По мнению Фонда при расчете среднего заработка для расчета пособия по нетрудоспособности, по беременности и родам неправомерно включены единовременные (разовые) премии к праздничным дням, которые, по мнению Фонда не относятся к оплате труда, транспортные расходы лиц, сопровождающих детей к месту отдыха и обратно Комитетом не подтверждены документально.

Не согласившись с решением решение от 19.06.2009 № 9 с/с Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", вступившего в силу с 1 января 2007 года, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2); особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации (часть 7).

Пункт 4 Положения, предусматривающий, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.), полностью соответствует части 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ, приведенной выше.

Частью 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда включает в себя:

- размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

- доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

- системы доплат и надбавок стимулирующего характера;

- системы премирования.

Система оплаты труда устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 25-ФЗ) оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 22 Закона № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 16 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.07.2007 N 113-оз "Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в денежное содержание муниципального служащего включены премии к юбилейным датам и праздничным дням.

Из материалов дела следует, что решением Думы г. Нягань от 31.01.2008 № 323 «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань» утверждено Положение о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципального образования город Нягань.

В соответствии с разделом 7 Положения в состав денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы, включаются премии к юбилейным датам и праздничным дням.

Таким образом, поскольку правовым актам, изданным представительным органом муниципального образования город Нягань в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры муниципальным служащим города Нягани установлены премии к юбилейным датам и праздничным дням, то пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам, должно исчисляться с учетом указанных премий.

Кроме того, администрацией в материалы дела представлены свод начислений и налогов за период 2007-2008 годы, из которого следует, что с единовременных премий к юбилейным датам и праздничным дням, Комитетом уплачивается ЕСН в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.2009 № Ф04-1907/2009(3560-А75-25)).

Доводы Фонда о том, что выплата единовременной (разовой) премии к праздничным дням не является вознаграждением за труд, не связана с результатом труда работников, не зависит от его производительности, в данном случае подлежат отклонению как несостоятельные и противоречащие материалам дела.

На момент проведения проверки и вынесения оспариваемого решения Фонд посчитал, что транспортные расходы лиц, сопровождающих детей к месту отдыха и обратно Комитетом не подтверждены документально.

В ходе судебного разбирательства от заявителя представлены дополнительные документы, подтверждающие транспортные расходы лиц, сопровождающих детей к месту отдыха и обратно.

На основании указанных документов филиалом № 7 Фонда принято дополнительное соглашение от 21.09.2009 к акту от 08.05.2009 № 12с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному страхованию в соответствии с которым, приняты к зачету расходы произведенные Комитетом на возмещение командировочных расходов лицам, сопровождающим детей в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и обратно в сумме 221571,16 руб.

При таких обстоятельствах учитывая, что оспариваемое решение на момент судебного заседания 22.09.2009 Фондом не изменено и не отменено, требования Комитета подлежат удовлетворению полностью.

Поскольку согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются, уплаченная Комитетом платежным поручением от 13.07.2009 № 577 государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату Комитету из федерального бюджета.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 104, 167, 168, 169, 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

решение филиала № 7 Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 19.06.2009 № 9 с/с о непринятии к зачёту расходов, произведённых страхователем – плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования - признать недействительным полностью.

Возвратить комитету образования и науки администрации города Нягани из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платёжному поручению от 13.07.2009 № 577. Возврат государственной пошлины произвести Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд и в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья А.Е. Фёдоров