НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 20.03.2007 № А75-569/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Ханты-Мансийск

Дело № А-75-569/2007

«23» марта 2007 года

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 23 марта 2007 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе: председательствующего судьи Кущевой Т.П.

судьей Загоруйко Н.Б., Мингазетдинова М.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козыревой И.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть»

к Думе Сургутского района

об оспаривании нормативного акта

при участии

от истца: ФИО1 – доверенность в деле

от ответчика: ФИО2 – по доверенности от 22.02.2007 года, ФИО3 – по доверенности от 06.02.2007 года, ФИО4 – по доверенности от 18.12.2006 года

установил: Открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» (далее ОАО «Нефтяная компания «Роснефть») обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим положения части второй решения Думы Сургутского района № 377 от 18.11.2005 года об установлении на территории Сургутского района ставок (базовых ставок) арендной платы по иным категориям земель в зависимости от видов разрешенного (функционального) использования земельных участков и их местоположения..

Свои требования заявитель мотивировал тем, что оспариваемым решением установлены экономически необоснованные базовые ставки арендной платы по земельным участкам занятых объектами нефтегазовой промышленности.

Дума Сургутского района с предъявленными требованиями не согласна и считает, что заявителем не указано, какие именно права и интересы нарушены, и какие созданы препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности. Право муниципальной собственности на земельные участки земель промышленности возникло в силу статьей 5 и 6 Федерального закона № 101-ФЗ от 17.07.2001 года «О разграничении государственной собственности на землю», поскольку в настоящее время нормативный акт, разграничивающий права собственности не принят, то распоряжение указанными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования, подлежащие удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует: между администрацией муниципального образования - Сургутский район и ОАО «Юганскнефтегаз» (прекратившего свою деятельность 01.10.2006 года путем реорганизации в форме присоединения к ОАО «Нефтяная компания «Роснефть») были заключены договоры аренды земельных участков, на которых расположены объекты нефтегазовой промышленности.

18 ноября 2005 года Думой Сургутского района принято Постановление № 377 «О ставках арендной платы за земельные участки». Согласно приложения № 2 к указанному решению утверждены ставки арендной платы на земельные участки занятых объектами нефтегазовой промышленности в зависимости от местоположения месторождений нефти и лицензионных участков.

Из содержания экономического обоснования следует, что в 2000 году в Сургутском районе научно-исследовательской организацией ЗАО «Земельные ресурсы» (г. Москва) проведена стоимостная оценка земельных участков для целей налогообложения, определения нормативной цены земли, расчета ставок арендной платы. На протяжении ряда лет арендная плата оставалась неизменной, тогда как коэффициент инфляции с момента принятия постановления Правительства ХМАО № 29-П, устанавливающего ставки арендной платы, составил 1,34.

На момент подготовки проекта решения Думы района утверждена нормативная цена земли, которая составила для промышленных площадок 3600000 рублей за гектар. Постановлением Правительства ХМАО № 496-п от 16.09.2002 года «О нормативной цене земли» установлено, что нормативная цена за землю составляет 75% рыночной стоимости, тогда рыночная цена за землю будет равняться 4800000 рублей за гектар.

В качестве определения ставки арендной платы положен метод, изложенный в Постановлении Правительства ХМАО № 29-П от 17.02.2003 года. Ставка арендной платы за земельные участки занятых промышленными площадками составила 1,288% рыночной стоимости. Согласно прогноза изменений поступлений арендной платы вне черты населенных пунктов Сургутского района по нефтегазодобывающим предприятиям в 2005 году составила 134184910,94 рубля, а в 2006 году – 670924554,70 рублей.

ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» не согласившись с принятым решением Думы Сургутского района, обратилось с иском в суд.

Пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее Закон о местном самоуправлении) Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Подпунктом 1 пункта 3 Закона о местном самоуправлении установлено, что в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 17 февраля 2003 года № 29-П утверждены базовые размеры арендной платы и методика применения базовых размеров арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), правом предоставления которых обладают исполнительные органы государственной власти автономного округа, согласно приложения 1 (таблицы 1-7),

Рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа при предоставлении в пределах своей компетенции земельных участков вне земель поселений для ведения крестьянского (фермерского), личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, индивидуального жилищного и гаражного строительства руководствоваться базовыми размерами арендной платы и Методикой применения базовых размеров арендной платы согласно пункту 1 настоящего постановления.

Действие настоящего постановления не распространяется на земельные участки в составе земель поселений.

Таким образом, решение вопроса о размере арендной платы за земли промышленности отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти округа.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации. Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Из пункта 3 Определения Конституционного суда Российской Федерации № 209-О от 11.05.2004 года следует, что в отсутствие указанных единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, т.е. основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.

Судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Поскольку и земельный налог и арендная плата за землю являются земельными платежами, суд считает, что при оценке обстоятельств настоящего дела подлежат применению выводы Конституционного суда, изложенные в пункте 3 Определения Конституционного суда Российской Федерации № 209-О от 11.05.2004 года.

При утверждении и принятии решения о ставках арендной платы за землю представительный орган местного самоуправления выше за пределы своих полномочий.

Согласно пункта 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Таким образом, бремя доказывания обоснованности размера арендной платы, устанавливаемой органами государственной власти или местного самоуправления, возлагается на эти же органы.

Из представленного в материалы дела экономического обоснования не видно, что при определении ставок арендной платы проводилась экономическая оценка указанных территорий, экономический анализ территории района с точки зрения влияния ставок арендной платы на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

За основу был взят бюджетный интерес и для всех арендаторов ставка арендной платы за землю увеличена в пять раз, в связи с выводом о росте доходов хозяйствующих субъектов на территории района.

При расчете ставок арендной платы за землю в нарушение пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за основу не принят размер кадастровой стоимости земель. Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оцени земель, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, Кадастровая стоимость земли свидетельствует о ценности земельных участков.

Исходя из оценки экономического обоснования, судебная коллегия пришла к выводу, что ставки арендной платы увеличены не в связи с экономической оценкой земли, а в связи с необходимостью пополнении доходной части бюджета.

Дума Сургутского района не доказала наличия у нее надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, экономической обоснованности увеличения ставок арендной платы и соответствия оспариваемого решения нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению, так как пункт 2 оспариваемого решения затрагивает его законные права и интересы, подлежит признанию не действующим.

Руководствуясь статьями 168-175, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Положения пункта 2 решения Думы Сургутского района № 377 от 18.11.2005 года «О ставках арендной платы за земельные участки», проверенное на соответствие Федерального закона от 28.08.1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа № 29-п от 17.02.2003 года - признать не действующим.

Возвратить ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 304 от 07.09.2006 года.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Т.П. Кущева

Судьи М.М. Мингазетдинов

Н.Б. Загоруйко