НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 16.07.2020 № А75-6165/20

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 июля 2020 г.

Дело № А75-6165/2020

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 20 июля 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-6165/2020
по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Абсолют» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании недействительным решения № 15385 от 09.10.2019, при участии в деле в качестве заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

при участии представителей сторон:

от заявителя - Тульников С.К., приказ №13-К от 22.12.2015,

от ответчика – Жилин Д.А., доверенность от 12.09.2019 (онлайн, до перерыва),

от заинтересованного лица – Жилин Д.А., доверенность от 11.02.2020 (онлайн,
до перерыва),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Абсолют» (далее – заявитель, Общество, ООО «Абсолют») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 15385 от 09.10.2019 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление).

Инспекция в отзыве и в дополнительных пояснениях на заявление просит в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на отсутствие у налогоплательщика на день обращения с заявлением от 09.10.2019 переплаты по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), соответствующим сумма пени и штрафов.

От Общества поступили возражения на отзыв Инспекции, в котором заявитель ссылается на несвоевременное проведение налоговым органом зачета, что повлекло излишнее начисление пени на недоимку по НДС за период с 10.11.2017 по 15.11.2018.

Отзыв от Управления не поступил.

Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание).

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв в течение дня, после окончания которого судебное заседание продолжено 16.07.2020
в 15 часов 45 минут в том же составе суда в присутствии того же представителя заявителя, в отсутствии представителя налоговых органов, без применения онлайн-заседание.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, представитель ответчика и заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в отзыве
и дополнениях к отзыву.

Как следует из материалов дела, в отношении Общества проведена выездная налоговая проверка на предмет правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет всех налогов и сборов за 2013-2015 годы. По результатам выездной налоговой проверки Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 12.05.2017 № 178 и вынесено решение от 30.06.2017 № 178.

В соответствии решением Инспекции № 178 от 30.06.2017, ООО «Абсолют» доначислены суммы неуплаченных налогов в размере 18 283 302 руб., в том числе НДС за период 2013- 2015 год в сумме 7 321 399,00 руб., налог на прибыль организаций за 2013- 2015 годы в сумме 10 961 903,00 руб., начислены пени в общем размере 5 583789,77 руб. Этим же решением Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее – Налоговый кодекс), в виде штрафа в размере 6 085 566 руб., пунктом 1
статьи 119 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 2 741 379,90 руб., статьей 123 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 161 руб. Также ООО «Абсолют» предложено уменьшить исчисленные в завышенных размерах суммы единого налога на вмененный доход за 2013-2015 годы в размере 979 582,00 руб.

На основании решения Инспекции № 178 от 30.06.2017 в адрес налогоплательщика Инспекцией направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от 11.10.2017 № 15719 со сроком исполнения до 31.10.2017 (т.2, л.д. 18-19)

В связи с неисполнением налогоплательщиком указанного требования
в установленный срок Инспекцией принято решение о взыскании от 09.11.2017 № 28873 на основании статьи 46 Налогового кодекса (т.1, л.д. 145-146).

С целью обеспечения исполнения решения о взыскании от 09.11.2017 № 28873 на основании статьи 76 Налогового кодекса Инспекцией вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств от 09.11.2017 № 40234 (т.1, л.д. 147-149).

В этой связи со ссылкой на по решение Инспекции о взыскании налога, сбора, пени, штрафа от 09.11.2017 № 28873 налоговым органом в банк налогоплательщика направлены инкассовые поручения от 09.11.2017 № 54257, № 54258, № 54259, № 54260, № 54261,
№ 54262, № 54263, № 54264, № 54265, № 54266, № 54267 на общую сумму
32 694 198,67 руб. исходя из суммы задолженности по налогам, пени и штрафам, определенным решением Инспекции № 178 от 30.06.2017.

В части НДС выставлены следующие инкассовые поручения (т.1, л.д. 139-141):

- инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54263 на сумму 7 321 399 руб. – задолженность по НДС (очередность платежа 3);

- инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54264 на сумму 2 438 055,98 руб. - пени по НДС (очередность платежа 3);

- инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54265 на сумму 2 686 401,10 руб. - штраф по НДС (очередность платежа 5).

Банком на основании полученных инкассовых поручений произведено списание спорных сумм с расчетного счета Общества в размере 1 804 526,52 руб., в том числе:

- по инкассовому поручению № 54264 от 09.11.2017 с расчетного счета налогоплательщика 10.11.2017 списано 1 747 387,50 руб., в счет погашения задолженности по пени, начисленным на недоимку по НДС;

- по инкассовому поручению № 54265 от 09.11.2017 с расчетного счета налогоплательщика 10.11.2017 списано 57 139,04 руб., в счет погашения задолженности по штрафу по НДС.

В то же время, не согласившись с решением Инспекции № 178 от 30.06.2017, принятым по результатам проведения выездной налоговой проверки, Общество обратилось в арбитражный суд (дело № А75-16893/2017).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 03.04.2018 по делу № А75-16893/2017 решение Инспекции № 178 от 30.06.2017 признано недействительным. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2018 решение суда первой инстанции изменено, решение Инспекции № 178 от 30.06.2017 признано недействительным в части доначисления по результатам проведенной выездной налоговой проверки НДС в размере 4 541 046 руб.
за период 2013-2015 годов, налога на прибыль организаций за аналогичный налоговый период в размере 7 015 383 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 119, 122 Налогового кодекса за указанные нарушения, начисленной на указанные суммы недоимки пени. В остальной части решение Инспекции оставлено без изменений.

Из представленных в материалы дела доказательств следует и не оспаривается заявителем, что по результатам рассмотрения дела № А75-16893/2017 по решению Инспекции № 178 от 30.06.2017 с Общества подлежали взысканию следующие суммы НДС, пени по НДС и штрафов по НДС:

- штраф в сумме 987 663, 40 руб.;

- пени в размере 932 720,92 руб.;

- недоимка по НДС за период 2013-2015 год в сумме 2 780 353 руб.

В материалы дела представлены доказательства оплаты Обществом недоимки по НДС по решению № 178 от 30.06.2017 в сумме 1 965 686,44 руб. (чек-ордер от 16.11.2018) и штрафа по НДС в сумме 1 106 944,36 руб. (чек-ордер от 14.03.2019).

Кроме того, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что кроме начислений по выездной налоговой проверке в 2018 году Обществу произведены доначисления по камеральной налоговой проверке налоговой декларации по НДС в сумме 774 670 руб. (598 250 руб. - НДС; 176 420 руб. - штраф) в том числе:

- за 4 квартал 2017 года в сумме 377 280 руб. (314 400 руб. - налог; 62 880 руб. - штраф), что подтверждается решением Инспекции о привлечении к налоговой ответственности от 08.08.2018 № 20561 (т.1, л.д. 69-89);

- за 1 квартал 2018 года в сумме 396 790 руб. (283 250 руб. - налог; 113 540 руб. - штраф), что подтверждается решением Инспекции о привлечении к налоговой ответственности от 19.04.2019 № 20230 (т.1, л.д. 90-109).

В подтверждение оплаты задолженности, определенной указанными решениями Инспекции, Обществом в материалы дела представлен чек-ордер от 23.11.2018 на сумму 598 250 руб. с назначением платежа «НДС за 3-4 квартал 2017 года по решениям № 20561 и № 20230».

09.10.2019 ООО «Абсолют» обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы НДС в сумме 176 420 руб., исчисленной налогоплательщиком как разница между начисленными суммами в размере 4 700 737,32 руб. и фактически уплаченными суммами в размере 4 877 157,32 руб.

09.10.2019 Инспекцией вынесено решение об отказе в зачете (возврата) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) № 15385 (т.1 л.д. 23). Решение мотивировано отсутствием переплаты НДС, указанной в заявлении налогоплательщика.

В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Общество направило в Управление апелляционную жалобу на решение Инспекции (т.1 л.д. 24).

Решением Управления от 31.01.2020 № 07-15/01474 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (т.1 л.д. 25-26).

Не согласившись с принятым решением Инспекции № 15385, Общество обратилось
с настоящим заявлением в суд.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные в материалы дела документы, заслушав доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения Инспекции в силу недоказанности заявителем наличия переплаты по НДС, пени и штрафам на момент обращения в Инспекцию с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы НДС в сумме 176 420 руб.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и подпункта 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат этих сумм в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.

Пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном названной статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности
по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 Налоговой кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В обоснование заявленных требований о необходимости проведения зачета (возврата) излишне начисленного НДС в сумме 176 420 руб. налогоплательщик при обращении с заявлением от 09.10.2019, при обращении в Управление с апелляционной жалобой и при обращении в суд по настоящему делу ссылался на то, что Обществу были доначислены следующие суммы: НДС в сумме 2 780 353 рублей, пени в сумме
932 720,92 рублей и штрафы в сумме- 987 663,40 рублей, т.е. всего 4 700 737,32 рублей.

При этом налогоплательщик не учитывает, что помимо указанных сумм, размер которых определен в судебном порядке при рассмотрении дела № А75-16893/2017, Обществу по результатам камеральных налоговых проверок были доначислены суммы НДС и штрафа в общем размере 774 670 руб. (598 250 руб. - НДС; 176 420 руб. - штраф) на основании решений Инспекции № 20561 и № 20230.

Таким образом, общая сумма задолженности по НДС, пени и штрафам, определенная решениями Инспекции № 178, № 20561 и № 20230 составляет 5 475 407,32 руб.:

- НДС – 3 378 603 руб., в том числе по решению № 178 – 2 780 353 руб., по решениям № 20561 и № 20230 - 598 250 руб.;

- пени – 932 720,32 руб. по решению № 178;

- штрафы – 1 164 083,40 руб., из них 987 663,40 руб. по решению № 178 и 176 420 руб. по решениям № 20561 и № 20230.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что оплата НДС, пени и штрафов производилась следующим образом:

- 1 804 526,52 руб. списано банком 10.11.2017 по инкассовым поручениям, выставленным Инспекцией (списаны пени и штрафы по решению № 178);

- чеком-ордером от 23.11.2018 на сумму 598 250 руб. оплачена задолженность по НДС по решениям № 20561 и № 20230;

- чеком-ордером от 16.11.2018 оплачена недоимка по НДС по решению № 178 в сумме 1 965 686,44 руб.;

- чеком ордером от 14.03.2019 оплачен штраф по НДС в сумме 1 106 944,36 руб.

Таким образом, сумма оплаты Обществом задолженности по НДС, пени и штрафам в общей сумме 5 475 407,32 руб. составила 5 475 407,32 руб.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что заявитель не доказал наличие на 09.10.2019 переплаты по НДС в сумме 176 420 руб., суд соглашается с выводами Инспекции, содержащимися в оспариваемом решении № 15385 об отсутствии оснований для возврата (зачета) суммы НДС в связи с отсутствием переплаты указанного налога.

Доводы заявителя о том, что списание 10..11.2017 с расчетного счета Общества суммы в размере 1 804 526,52 руб., в том числе в счет погашения пени по НДС в размере
1 747 387,48 руб. и в счет погашения штрафа по НДС в размере 57 139,04 руб.
не свидетельствуют о незаконности решения об отказе в зачете (возврате) суммы НДС
№ 15385, поскольку на дату принятия оспариваемого решения переплаты по НДС у налогоплательщика не имелось.

Положениями статей 46, 60, 76 Налогового кодекса, статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 23.12.1997 № 21-П и от 17.12.1996 № 20-П, определено, что в период приостановления операций по счетам налогоплательщика разрешено списание денежных средств в счет уплаты налоговой задолженности по поручениям налоговых органов, носящим бесспорный характер, в целях исполнения которых и осуществляется приостановление операций по счетам налогоплательщика, при этом в случае принудительного взыскания пени взыскиваются в том же порядке и в той же очередности, что и налог (третья очередь).

В соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Как правило, списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом (статья 845 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена очередность списания денежных средств. Так при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Учитывая, что задолженность по налогам образуется из неоплаченной суммы налога, пеней, штрафов, списание денежных средств в счет уплаты пени и штрафа осуществляется наряду с погашением налога.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207, а также правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, в части очередности списания пени по поручениям налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также поручениям налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации, списание задолженности по пени подлежит в третью очередь.

Обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как видно из представленных в материалы дела инкассовых поручений Инспекцией в части НДС по решению № 178 выставлены инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54263 на сумму 7 321 399 руб. по задолженность по НДС (очередность платежа 3); инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54264 на сумму 2 438 055,98 руб. по пени по НДС (очередность платежа 3); инкассовое поручение от 09.11.2017 № 54265 на сумму
2 686 401,10 руб. по штрафу по НДС (очередность платежа 5).

Указанные инкассовые поручения выставлены Инспекцией в хронологическом порядке, т.е. сначала инкассовое поручение на налог (очередность платежа 3), потом на пени (очередность платежа 3), потом на штраф (очередность платежа 5).

Банком на основании полученных от Инспекции инкассовых поручений произведено списание спорных сумм с расчетного счета Общества в размере 1 804 526,52 руб., в том числе:

- по инкассовому поручению № 54264 от 09.11.2017 с расчетного счета налогоплательщика 10.11.2017 списано 1 747 387,50 руб., в счет погашения задолженности по пени, начисленным на недоимку по НДС;

- по инкассовому поручению № 54265 от 09.11.2017 с расчетного счета налогоплательщика 10.11.2017 списано 57 139,04 руб., в счет погашения задолженности по штрафу по НДС.

Списание банком суммы пени и штрафа по НДС в ноябре 2017 года не свидетельствует о незаконности оспариваемого по настоящему делу решения Инспекции, принятого при рассмотрении заявления налогоплательщика от 09.10.2019.

Относительно довода заявителя о несвоевременном зачете суммы НДС в размере
814 666,56 руб. в счет имеющейся задолженности суд соглашается с возражениями Инспекции по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

В случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса, решение
о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Положение, предусмотренное данным пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. При этом обязанность по выявлению излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, а также сроки выявления указанных сумм для налогового органа не установлены.

Таким образом, при отсутствии подписанного в двустороннем порядке между налоговым органом и налогоплательщиком акта сверки днем обнаружения переплаты может считаться день рассмотрения заявления о возврате переплаты.

Инспекцией суммы излишне уплаченного налога выявлены 07.11.2018 при принятии решения об отказе в возврате по заявлению Общества от 24.10.2018.

Соответствующие решения от 12.11.2018 № 17030 о зачете в счет погашения недоимки Инспекцией самостоятельно приняты 12.11.2018, то есть в сроки, установленные статьей 78 Налогового кодекса. Сверка с налогоплательщиком в период с 06.08.2018 (дата корректировки сумм задолженности по результатам рассмотрения дела
№ А75-16893/2017) по 12.11.2018 не проводилась, акты сверки не подписывались.

Следовательно, сумма пени, начисленная на недоимку по НДС на основании решения Инспекции от 30.06.2017 № 178, правомерно начислялась с 01.07.2017
и до полного погашения недоимки.

Доводы заявителя о том, что излишне уплаченный единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД) в сумме 979 582 руб., образовавшийся по результатам выездной налоговой проверки, подлежал зачету в счет погашения задолженности, в то время как зачет сумм ЕНВД произведен налоговым органом только 15.11.2018, судом отклоняется, поскольку к предмету настоящего спора указанные обстоятельства не относятся. Как указывает Инспекция и не оспаривает заявитель, излишне уплаченный ЕНВД в сумме
979 582 руб. подлежал зачету в счет погашения налога на прибыль организаций, а не в счет недоимки по НДС.

Оспаривая решение Инспекции № 15385 от 09.10.2019 об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) заявитель не доказал, что на дату принятия указанного решения у него имелась переплата по НДС в сумме 176 420 руб., что свидетельствует о законности оспариваемого решения Инспекции и его соответствии требованиям статей 78 и 79 Налогового кодекса.

Приняв во внимание то, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания решения (действия) налогового органа незаконным арбитражный суд должен установить несоответствие данного решения установленным нормам законодательства и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд считает, что при рассмотрении настоящего спора оснований для признания оспариваемого заявителем решения Инспекции незаконным не имеется.

Государственная пошлина, уплаченная Обществом при обращении в суд в сумме 3000 руб., относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья Е.А. Голубева