НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 15.08.2023 № А75-33/2023

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

19 августа 2023 года

Дело № А75-33/2023

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2023 г.

Полный текст решения изготовлен 19 августа 2023 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
г. Нижневартовск, ул. Ленина, зд. 4, ОГРН 1028600940576, дата присвоения
ОГРН 19.08.2002, ИНН 8603089934) к Ханты-Мансийской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (628001, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Луговая, д. 9, ОГРН 1198600000488, дата присвоения ОГРН 26.03.2019, ИНН 8601068047) о взыскании 1 206 954,89 руб., при участии представителей сторон:

от истца - не явились,

от ответчика - Степашкин Е.А. (доверенность от 20.01.2023), Носов П.В. (высписка из ЕГРЮЛ от 30.12.2022),

установил:

акционерное общество "Самотлорнефтегаз" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к Ханты-Мансийской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (далее – ответчик) о взыскании 1 206 954,89 руб. неосновательного обогащения.

В обоснование исковых требований истец ссылается на существующую переплату денежных средств по договору от 31.12.2021 о финансировании рабочих мест для трудоустройстве инвалидов № СНГ-0455/22/173921/02817Д.

Определением суда от 07.06.2023 судебное заседание по делу назначено
на 15.08.2023 на 10 часов 00 минут.

Истцом заявлено ходатайство об участии в судебном заседании с использованием системы веб-конференции по порядке статьи 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Ходатайство судом удовлетворено, возможность участия представителю истца путем использования системы веб-конференции суд обеспечил.

Представитель истца выполнил техническое подключение онлайн-заседанию, однако видеокамеру не включил, что не позволило суду удостоверить его личность
в целях допуска к участию в судебном заседании.

Установление личности гражданина, его представителя или представителя юридического лица, участвующих в судебном заседании путем использования системы веб-конференции, осуществляется с использованием информационно-технологических средств, обеспечивающих идентификацию лица без его личного присутствия, в том числе единой системы идентификации и аутентификации, а также единой биометрической системы (абзац второй части 1 статьи 153.2 АПК РФ), что не исключает необходимость представителя обеспечить суду видеосвязь в целях его идентификации.

Принимая во внимание, что средства связи суда воспроизводят видео- и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю истца была обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая им не реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, что приравнивается к последствиям неявки в судебное заседание (часть 3 статьи 156 АПК РФ), суд рассмотрел дело
в отсутствие представителей истца.

Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между истцом (организация) и ответчиком (общество) подписан договор о финансировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов от 31.12.2021 № СНГ-0455/22/173921/02817Д (далее - договор) по условиям которого общество создает (выделяет) рабочие места, включая специальные, для трудоустройства инвалидов в счет установленной для организации квоты (далее - квотируемые рабочие места) в соответствие с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 года № 89-оз "О гарантиях трудовой занятости инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры" на территории города Нижневартовска и Нижневартовского района,
а организация финансирует расходы на создание (выделение) квотируемых рабочих мест
в количестве согласно Приложениям № 2 и № 2А к договору.

Стороны обязались осуществлять совместную деятельность по трудоустройству инвалидов в счет установленной квоты для АО "Самотлорнефтегаз" (пункт 1.2.).

Права и обязанности стороны согласовали в разделе 2 договора.

Ответчик принял на себя обязательства финансировать расходы на создание (выделение) квотируемых рабочих мест в соответствии с предметом договора, условиями и сроками, предусмотренными настоящим договором (пункт 2.3.1).

В пункте 3.1. стороны согласовали ориентировочную сумму договора с разбивкой финансирования по годам в соответствии с Расчетом стоимости договора
"О финансировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов" с даты подписания сторонами договора по 31 декабря 2024 года.

В пункте 3.2. стороны согласовали, что сумма, установленная пунктом 3.1. договора, может быть изменена в случае изменения количества рабочих мест, финансируемых обществом, определенных в соответствии с квотой, установленной в отчетном периоде, путем заключения сторонами дополнительного соглашения к договору.

В приложениях № 1 № 2, № 2а к договору стороны согласовали стоимость одного рабочего места в месяц, определили фонд заработной платы (заработная плата работника инвалида, МРОТ 13 890 руб.), в том числе оплата ежегодного основного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством РФ.

В приложении № 3 к договору стороны согласовали перечень выделенных для трудоустройства мест.

Требования истца мотивированы переплатой со его стороны в счет финансирования расходов на создание (выделение) квотируемых рабочих мест в сумме 1 206 954, 89 руб.

Расчет исковых требований истец производит на основании фактически отработанных трудоустроенными инвалидами дней согласно табелям учета рабочего времени (без учета выходных, праздничных дней, больничных и т.д.).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Согласно пункту 1 статьи 13.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

В силу пункта 5 стати 13.2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1
"О занятости населения в Российской Федерации" квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой.

В Приложении 5 к Постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.12. 2015 № 491-п определен Порядок установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов (далее - Порядок).

Исходя из пункта 15 Порядка в случае невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях в соответствии с заключенными договорами (далее - договор финансирования), подлежащими обязательной регистрации в Департаменте труда
и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке, утверждаемом указанным Департаментом.

Следовательно, помимо заключения трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя, законодательство допускает выполнение квоты при финансировании рабочих мест в других организациях.

В рассматриваемом случае рабочие места были созданы ответчиком, в целях чего
и был заключен спорный договор.

Пунктом 15 Порядка установлено, что в расчет объема финансирования на содержание рабочего места для трудоустройства инвалида в счет квоты включаются расходы, состоящие из:

-фонда оплаты труда (не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда) с применением районного коэффициента и процентных надбавок
к заработной плате, включая стимулирующие выплаты;

-оплаты ежегодного основного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска
и материальной помощи;

-компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

-оплаты медицинского осмотра;

-затрат, необходимых для создания, оборудования (оснащения) рабочего места для трудоустройства инвалидов в счет квоты;

-оплаты налогов и сборов.

В приложениях № 1 № 2, № 2а к договору стороны исходя из пункта 15 Порядка
в расчет объема финансирования на содержание рабочего места для трудоустройства инвалида в счет квоты включили расходы, состоящие из: фонда оплаты труда (не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда)
с применением районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате, включая стимулирующие выплаты; оплаты ежегодного основного оплачиваемого отпуска, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
в соответствии с законодательством Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; оплаты медицинского осмотра; затрат, необходимых для создания, оборудования (оснащения) рабочего места для трудоустройства инвалидов
в счет квоты.

Таким образом, ни нормативными документами, ни условиями договора финансирование рабочих мест в других организациях в целях выполнения квоты не поставлено в зависимость от фактически отработанного времени работником-инвалидом.

В пункте 3.1. договора определена ориентировочная стоимость договора, в том числе по годам, которая рассчитана исходя из следующих значений: стоимость
на 1 рабочее место * количество рабочих мест * количество месяцев.

В соответствии с пунктом 3.2 договора сумма, установленная пункте 3.1. договора может быть изменена в случае изменения количества рабочих мест, финансируемых обществом, определяемых в соответствии с квотой, установленной в отчетном периоде.

Иных оснований для изменения стоимости финансирования договор не содержит.

Выставляя счета на оплату ответчик исходил из количества трудоустроенных инвалидов, согласованной сторонами стоимости рабочего места, что полностью соответствует условиям заключенного договора.

Количество работников в спорные периоды, за которых истцом произведена оплата, истцом не оспаривается, подтверждается табелями учета рабочего времени, а также следует из расчета суммы иска.

Акты выполненных работ истцом подписаны, по состоянию на 9 месяцев 2022 года произведена свекра расчетов.

По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение,
на основании пункта 1 статьи 1102, пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.

Оценив и исследовав имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к выводу о том, что исполнение ответчиком принятых на себя обязательств по договору подтверждается представленными в материалы дела документами.

В настоящему случае неосновательного обогащения на стороне ответчика
не возникло, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

В соответствии со статьями 101, 110, 112 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины, относятся судом на истца.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок
со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья С.Г. Касумова