НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 10.09.2008 № А75-5405/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул. Ленина 54/1, тел. 3-10-34, сайт http://hmao.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск Дело № А75-5405/2008

« 10 » сентября 2008

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2008.

В полном объёме решение изготовлено 10 сентября 2008.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

в составе:   судьи Загоруйко Н.Б.

при ведении протокола судебного заседания:   судьёй Загоруйко Н.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:   Индивидуального предпринимателя Рахамимова Александра Иозеевича

к:   Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

Третье лицо:   Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре

о   взыскании 24 842,00 рублей

при участии:

от заявителя:   Рахамимов А.И.- по паспорту серии 67 04 №028 690 выдан 09.04.2005 г. ОВД г.Нягани ХМАО Тюменской области,

от ответчика:   Тамбовцева О.Е.- доверенность в деле, паспорт серии 6707 №737068 выдан 20.11.2007 Отделением УФМС России по ХМАО –Югре в г.Нягани

от третьего лица  : Панфилова С.В. – доверенность в деле, удостоверение №529 от 12.10.2005.

УСТАНОВИЛ

Индивидуальный предприниматель Рахамимов Александр Иозеевич (далее – предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре излишне выплаченных страховых взносов в сумме 23 842,00руб., а также судебных расходов, связанных с оплатой госпошлины в сумме 953, 68 руб.

Заявленные требования предприниматель мотивирует необоснованным отказом налогового органа в возврате указанной суммы.

Судебное заседание по делу назначено на 10.09.2008.

В судебном заседании предприниматель Рахамимов А.И. представил заявление об уточнении предмета требования по исковому заявлению, просит:

1.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №3 по ХМАО-Югре произвести возврат индивидуальному предпринимателю Рахамимову Александру Иозеевичу излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в период с 09.03.2005 года по 31.12.2007 года в сумме 23750 руб.,

2.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по ХМАО-Югре в пользу индивидуального предпринимателя Рахамимова Александра Иозеевича судебные расходы, связанные с оплатой госпошлины, в сумме 953 руб. 68 коп.

3.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по ХМАО-Югре в пользу индивидуального предпринимателя Рахамимова Александра Иозеевича судебные расходы, связанных с проездом к месту проведения судебных заседаний 12 августа и 10 сентября 2008 года, в сумме 1641 руб. 96 коп.

4.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по ХМАО-Югре начислить и выплатить в пользу индивидуального предпринимателя Рахамимова Александра Иозеевича проценты на сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 23 750,00 рублей за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни

Нарушения срока возврата за период с 09.03.2008 до даты судебного заседания 10 сентября 2008 года, в сумме 1237 руб. 15 коп.

Кроме того, предприниматель просит, в случае принятия судом отказа в удовлетворении требований заявителя, определить лицо, на которое в соответствии с действующим законодательством РФ возлагается обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьёй 49 АПК РФ, истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Суд рассматривает заявление с учётом заявления об уточнении заявленных требований.

Ответчик заявленные требования не признаёт по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель ответчика полагает, что в соответствии с действующим законодательством зачёт либо возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование налоговым органом в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не производится, поскольку не определён орган, который должен производить зачёт (возврат, и порядок его проведения); также указывает, что страховые взносы не отвечают признакам налоговых платежей.

Представитель третьего лица требования заявителя поддерживает, суду пояснил, что излишняя уплата страховых взносов на накопительную часть пенсии в сумме 23 750,00 руб. имеет место.

Арбитражный суд, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Рахамимов Александр Иозеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.01.2004 Межрайонной  инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Инспекция, ответчик), основной государственный регистрационный номер 304861001500056.

Как следует из материалов дела, с 2005 по 2007 годы предпринимателем уплачивались страховые взносы в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную часть трудовой пенсии.

Сумма средств пенсионных накоплений, переданных в Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд, составляет 21829,94 руб., в том числе, сумма страховых взносов, поступившая от страхователей-работодателей за период с 2002 г. по 2005 г. – 16555,38 руб.; сумма чистого финансового результата за 2002-2005 годы 2569,99 руб.; доход от инвестирования средств пенсионных накоплений – 2704,57 руб.

В связи с изменениями в действующем федеральном пенсионном законодательстве, начиная с 2005 года, на застрахованных лиц - мужчин 1953 года
 рождения и старше, женщин 1957 года рождения и старше страховые взносы на
 финансирование накопительной части трудовой пенсии не начисляются и не
 перечисляются. Страховые взносы на финансирование накопительной части
 трудовой пенсии за 2005 год в сумме 9 842,00 руб. ошибочно включены в индивидуальный лицевой счёт предпринимателя, сумма страховых взносов на накопительную часть за 2006 год в сумме 6 000,00 руб. не включена в индивидуальный лицевой счёт.

Образовавшаяся сумма переплаты 23 750,00 руб. за период с 09.03.2005 по 31.12.2007 впоследствиипутём корректировки индивидуальных сведений исключена из лицевого счёта.

Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по ХМАО – Югре письмом от 08.02.2008 №707/иу на заявление предпринимателя подтвердило факт исключения спорной суммы из индивидуального лицевого счёта страхователя.

С заявлениями от 04.02.2008 №1(л.д.64), от 22.05.2008 о возврате излишне уплаченной суммы предприниматель обратился в Инспекцию.

Письмом от 29.05.2008 №09-23/06993 Инспекция отказалась осуществить возврат излишне уплаченной суммы, мотивировав его тем, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закреплённого в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации и не являются составной частью единого социального налога, ссылается на статью 8 Налогового кодекса РФ, Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2003 № 12355/02; Информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 № 79.

В своём отказе налоговый орган указал, что Законом № 167-ФЗ не определён уполномоченный орган, который должен производить зачёт (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, а также не установлено, что зачёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в порядке, установленном статьёй 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с отказом налогового органа, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).

В пункте 1 статьи 13 Закона установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачёту) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Поскольку Закон не устанавливает порядок зачёта либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счёт средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачёте или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачёте или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Предусмотренный данной статьёй порядок зачёта (возврата) не вступает в противоречие с понятием введённых с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтённой на его индивидуальном лицевом счёте.

В соответствии с приложением № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (Положения данного документа в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 233-ФЗ распространяются на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2007 год) главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платёжных поручений и распоряжений вновь утверждённых администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.

Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в соответствии с приказом Минфина России от 21.12.2005 № 152н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (действие закона до 31.12.2007) является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, оснований для отказа в проведении зачёта вышеуказанной суммы у налогового органа не имелось.

Учитывая изложенное, зачёт уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, обязанность по проведению зачёта либо возврата страхователю излишне уплаченных страховых взносов возложена на налоговый орган.

Переплата по страховым взносам в размере 23 750,00 рублей судом установлена.

Факт излишней уплаты предпринимателем указанной суммы страховых взносов подтверждается платёжными поручениями, протоколами к ведомости уплаты страховых взносов, позицией пенсионного органа (л.д.46-63).

Отказ налогового органа в возврате излишне уплаченной также установлен судом.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006 № 2776/06 и № 4240/06, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2008 № 3722/08, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, согласно письма Министерства Финансов РФ от 12.05.2008 №03-02-07/2-87 впредь до внесения необходимых изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и бюджетное законодательство Российской Федерации в целях дополнительного урегулирования рассмотренных вопросов, налоговые органы, являющиеся администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, вправе осуществлять свои бюджетные полномочия по принятию решений о зачёте (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Кодекса, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налоговая инспекция в обоснование законности обжалуемого отказа не представила суду достаточных доказательств.

Суд, установив все обстоятельства, имеющие значение для дела, пришёл к выводу о наличии оснований для признания отказа Межрайонной ИФНС России №3 по ХМАО – Югре осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 23 750,00 руб. недействительным, и обязании налогового органа принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю суммы излишне - уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсии.

Предпринимателем заявлено требование о взыскании процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов в сумме 1237, 15 руб.

Согласно пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне -уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

В силу указанной нормы проценты за несвоевременный возврат переплаты по страховым взносам подлежат взысканию по день фактического возврата суммы переплаты плательщику страховых взносов, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (10% годовых).

Учитывая размер причитающейся предпринимателю суммы 23 750,00 рублей, нарушение срока возврата - период с 09.03.2008 до даты судебного заседания 10.09.2008, размер процентов составил 1237,15 руб., подтверждается представленным расчётом.

Предпринимателем заявлено о взыскании с МРИ ФНС России №3 по ХМАО-Югре судебных расходов, связанных с проездом к месту проведения судебных заседаний 12 августа и 10 сентября 2008 года, в сумме 1641 руб. 96 коп.

В силу статей 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторона, в пользу которой вынесен судебный акт, имеет право на взыскание в её пользу со второй стороны судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде, в том числе связанных с участием в деле представителя.

Поскольку заявленные предпринимателем требования в сумме 23 750,00 руб. судом удовлетворены, то в соответствии с изложенными нормами требование о взыскании судебных издержек с Инспекции как второй стороны по делу является законным и обоснованным. В качестве доказательств подтверждения судебных издержек в сумме 1 641, 96 руб. предпринимателем представлены определение расстояний по маршруту Нягань-Ханты-Мансийск – Нягань, рассчитанных в системе АвтоТрансИнфо; справка ОАО «Няганьавтотранс» о стоимости проезда по маршруту Нягань-Ханты-Мансийск – Нягань, расчёт расхода топлива и соответствующие платёжные документы. Участие предпринимателя в судебных процессах подтверждено материалами дела.

Представленный предпринимателем расчёт расходов на проезд проверен и принят судом, в связи с чем требования заявителя о взыскании с ответчика судебных издержек в сумме 1 641, 96 руб. - подлежат удовлетворению.

В связи с изложенным, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины в сумме 200 руб. подлежат взысканию с налогового органа в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 168-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

  Заявленные требования удовлетворить.

1.Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре произвести индивидуальному предпринимателю Рахамимову Александру Иозеевичу (зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15.01.2004 Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, основной регистрационный номер 304861001500056)возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 23 750,00 руб., возместить из бюджета проценты за период с 09.03.2008 по 10.09.2008 в сумме 1237,15 руб.

2.Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу индивидуального предпринимателя Рахамимова Александра Иозеевич 953, 68 руб. - расходы по уплате государственной пошлины, 1641,96 руб. - судебные расходы, связанные с проездом.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г.Омск). Жалоба подаётся через Арбитражный суд Ханты – Мансийского автономного округа.

Судья: Н.Б.Загоруйко