Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
16 августа 2017 г.
Дело № А75-9584/2017
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 16 августа 2017 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муртазиной А.В., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-9584/2017 по заявлению муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании решения № 03 от 11.05.2017,
при участии представителей сторон:
от заявителя - Данилова И.П., постановление от 29.12.2012, паспорт гражданина РФ,
от ответчика – Панфилова С.В., доверенность от 30.12.2014,
установил:
муниципальное автономное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Югорске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ответчик, Управление, Пенсионный фонд) об оспаривании решения № 03 от 11.05.2017 в части начисления недоимки по страховым взносам, а также соответствующих сумм пени и штрафов по эпизоду, связанному с начислением страховых взносов на членов семьи работников к месту проведения отпуска и обратно при проведении отпуска за пределами территории Российской Федерации, а также по эпизоду привлечения в ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 62 794 рубля 69 копеек.
Заявленные требования мотивированы тем, что сумма занижения базы для исчисления страховых взносов, составившая 62 794,69 руб., была уплачена Учреждением до момента окончания проверки 07.03.2017, о чем плательщик уведомил проверяющих до момента составления акта проверки 07.04.2017. Кроме того, заявитель полагает неправомерными выводы Пенсионного фонда о неправильном исчислении суммы для начисления страховых взносов в размере 115 053,70 руб., поскольку начисление страховых взносов на сумму компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно на членов семьи работников, проводившими отпуск за пределами Российской Федерации, не должно производится.
В отзыве ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
Определением суда от 30.06.2017 предварительное судебное заседание назначено
на 10.08.2017 на 09 часов 30 минут, судебное заседание назначено на 10.08.2017
на 09 часов 40 минут.
Возражений относительно перехода в судебное заседание непосредственно после завершения предварительной подготовки в материалы дела от лиц, участвующих
в деле, не поступило.
На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 суд завершил предварительную подготовку по делу и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства по делу.
Как следует из материалов дела, в период с 01.03.2017 по 07.04.2017
в отношении Учреждения была проведена выездная проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
В ходе проведения проверки Учреждение направило в адрес Пенсионного фонда письмо от 09.03.2017, в котором указало, что все суммы недоимки по страховым взносам в связи с оплатой сотрудникам льготного проезда к месту отдыха и обратно, погашены платежными поручениями от 07.03.2017 №№ 129-140. К письму приложены копии указанных платежных поручения (т.1, л.д. 42-48).
В ходе проведения проверки Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что работникам Учреждения были компенсированы расходы на оплату льготного проезда к месту отдыха и обратно за пределы Территории Российской Федерации, которые являются объектами обложения страховыми взносами, а также установлено занижение базы для начисления страховых взносов в результате невключения в нее выплаты заработной платы работнику Плугарь О.Н., в связи с чем сумм а заниженной базы для начисления страховых взносов составила 115 053,7 руб. Результаты проверки отражены в акте от 07.04.2017 № 03 (т.1 л.д. 14-25).
Учреждением были представлены возражения на акт проверки от 17.04.2017
(т.1, л.д. 32), в котором отражено, что при оплате льготного проезда к месту отдыха и обратно была произведена оплата проезда не только сотрудников, но и членов их семей, при этом уплата страховых взносов на неработающих членов семьи работников не производится, так как они не состоят в трудовых отношениях с работодателем. По мнению Учреждения, сумма заниженной базы для начисления страховых взносов фактически составляет 62 794,69 руб., а не 115 053,7 руб., как указано в акте от 07.04.2017.
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных на него возражений, в отношении Учреждения вынесено решение от 11.05.2017 № 03 (л.д.33-37).
Согласно указанному решению Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
(далее - Закон № 212-ФЗ) за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов
в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действия и просит взыскать сумму неуплаченных страховых взносов (недоимку) в размере 31179 рублей 57 копеек, и пени по состоянию на 31.12.2016 в размере 4 281 рубля 62 копеек. Одновременно с этим в решении указано, что плательщику страховых взносов необходимо внести исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с указанным решением в части начисления недоимки по страховым взносам, а также соответствующих сумм пени и штрафов по эпизоду, связанному с начислением страховых взносов на членов семьи работников к месту проведения отпуска и обратно при проведении отпуска за пределами территории Российской Федерации, по эпизоду привлечения в ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 62 794 рубля 69 копеек, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом № 212-ФЗ, действовавшим в спорный период времени..
В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе – организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ,
а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат
и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.
Согласно пункту 7 части 1 стати 9 Закона № 212-ФЗ стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с Законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами в случае проведения отпуска указанными работниками за пределами Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета(включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Таким образом, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Стоимость перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до Государственной границы РФ и обратно подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В силу данной нормы лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным
(за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Аналогичная норма содержится в статье 33 Закона Российской Федерации
от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Из материалов дела следует, заявитель находится в г. Югорске
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, то есть в местности, приравненной
к районам Крайнего Севера.
Как указывает заявитель, начисление страховых вносов на сумму компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно на членов семьи работников, проводившими отпуск за пределами Российской Федерации, не производилось в связи с тем, что члены семьи не являются объектом налогообложения страховыми взносами в соответствии с действующим законодательством.
Суд соглашается с указанным доводом заявителя.
Гарантия, предусмотренная статьёй 325 Трудового кодекса Российской Федерации, направлена на компенсацию расходов работника по оплате проезда к месту использования отпуска и обратно и его неработающих членов семьи. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно утверждены решениями Думы города Югорска от 27.02.2014 № 6 и от 26.02.2016 № 7 «Об утверждении Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансовое обеспечение которых осуществляется из бюджета города Югорска».
В силу пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Специальная правовая норма, регламентирующая порядок освобождения от исчисления и уплаты страховых взносов и компенсационных выплат стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации и обратно, содержится в Законе № 212-ФЗ, согласно положениям части 1 статьи 7 которой объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Поскольку члены семьи работников не состоят в трудовых отношениях с организацией, то выплаты в их пользу, в том числе в виде компенсации стоимости проезда членов семьи работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ.
Аналогичное толкование названных норм законодательства о страховых взносах изложено в разъяснениях, содержащихся в письмах Минтруда России от 06.04.2015
№ 17-4/ООГ- 422, от 01.10.2015 № 17-4/В-486.
Частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
Пунктом 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ (в редакции, действующей до 1 января 2015 года) было установлено, что не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
В связи с этим Федеральным законом от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» была внесена уточняющая поправка, согласно которой положения о членах семьи работников исключены из пункта 7 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, так как выплаты в их пользу не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, независимо от положений статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, поскольку члены семей работников не состоят в трудовых отношениях с организацией, суммы компенсации стоимости проезда и провоза багажа неработающих членов семей работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту проведения отпуска и обратно не признаются объектом обложения страховыми взносами.
При проведении проверки с 03.03.2017 по 06.03.2017 учреждением были предоставлены подтверждающие документы, что начисление компенсации стоимости проезда осуществлялось в пользу членов семьи работника, но указанные доводы Учреждения не были приняты во внимание при принятии оспариваемого решения, также как и доводы об оплате задолженности до момента составления акта.
Принимая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, требования заявителя подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемое решение Пенсионного фонда противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы определения выплат, подлежащих обложению страховыми взносами, и нарушает законные права заявителя.
Руководствуясь статьями 9, 67, 68, 71, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Р Е Ш И Л:
требования муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» удовлетворить.
Признать недействительным и отменить решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 03 от 11.05.2017 в части начисления недоимки по страховым взносам, а также соответствующих сумм пени и штрафов по эпизоду, связанному с начислением страховых взносов на членов семьи работников к месту проведения отпуска и обратно при проведении отпуска за пределами территории Российской Федерации, а также по эпизоду привлечения в ответственности за занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 62 794 рубля 69 копеек, и обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Югорске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры устранить нарушение прав муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» путем перерасчета сумм доначисленных страховых взносов, соответствующих сумм пени и штрафов.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.А. Голубева