НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ханты-Мансийского АО от 09.01.2008 № А75-3443/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, тел. 3-10-34

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ханты-Мансийск   Дело №   А75-3443/2007

«9» января 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 9 января 2008 года

Решение в полном объеме изготовлено 9 января 2008 года

Арбитражный суд Ханты-мансийского автономного округа в составе: судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Кущевой Т.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Военного комиссариата города Мегиона

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

о признании частично незаконным предписания государственного органа

при участии

от заявителя: Локонова К.Ю. - по доверенности от 07.12.2007 года, Калинина Н.Ю. - по доверенности от 28.06.2007 года,

от ответчика: Аксарина Т.Г. по доверенности № 5 от 29.12.2007 года,

УСТАНОВИЛ

Военный комиссариат города Мегиона обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным абзацев 3, 4, 5 пункта 1 Предписания № 86-03-01267 от 05.04.2007года Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее – ответчик), в соответствии с которым заявителю предложено возместить в федеральный бюджет, незаконно (неправомерно) израсходованные заявителем в 2006 году денежные средства: на выплату районного коэффициента в сумме 480560,23 рублей; надбавки за выслугу лет работникам гражданского персонала в размере в сумме 34628,95 рублей; на выплату водителям по завышенной тарифной сетки переплата составила 20065,48 рублей.

Решением арбитражного суда от 15.08.2007 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.11.2007 года вышеуказанные судебный акт отменен и дело направлено на новое судебное рассмотрение.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Арбитражный суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Материалами дела установлено, что 5 апреля 2007 года заместителем руководителя Территориального управления Росфиннадзора в ХМАО – Югре заявителю выдано Предписание, согласно которого предложено в срок до 30 апреля 2007 года возвратить в федеральный бюджет 564274 рубля 74 копейки незаконно (неправомерно) израсходованных денежных средств.

Основанием для принятия указанного Предписания послужило: расходование денежных средств федерального бюджета на выплату районного коэффициента в размере 70% переплата составила 480560,23 рублей; начисление заработной платы работникам гражданского персонала с учетом выслуги лет, в результате чего образовалась переплата в сумме 34628,95 рублей; начисление заработной платы водителям по завышенному на разряду, в результате чего переплата составила 20065,48 рублей.

Не согласившись с Предписанием в указанной части, заявитель обратился с иском в суд.

Конституционными положениями, содержащимися в статье 19 Конституции Российской Федерации, закреплен основополагающий принцип равенства всех перед законом и судом и государственная гарантия равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Согласно положениям статьи 2 Всеобщей декларации прав человека каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. В силу положений статьи 23 указанной Декларации каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (часть 1), каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд (часть 2) и каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемой, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (часть 3).

Согласно части 2 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

О соотношении норм трудового законодательства и норм международного права имеется указание в статье 10 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора. В силу статьи 13 Трудового кодекса федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Целями трудового законодательства в силу положений статьи 1 Кодекса являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Одними из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации Трудовым кодексом признаются: запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников (статья 2). Согласно требованиям статьи 3 Трудового кодекса каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав и никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией в силу указанной нормы установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений закреплено в статье 6 Трудового кодекса, согласно которой к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе: обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников); особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Арбитражный суд считает вывод ответчика о неправомерности выплат увеличенного на 20 % районного коэффициента несоответствующими нормам трудового законодательства.

Согласно статьи 148 Кодекс оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу положений статьи 313 Кодекса (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Предписания) государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Дополнительные гарантии и компенсации, указанным лицам, могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, коллективными договорами, соглашениями, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации и работодателей.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Кодекса). Установление районного коэффициента, исходя из его определения, имеет целью компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных условиях и представляют собой показатель относительно увеличения заработной платы для установления равенства в оплате за равный труд в зависимости от степени тяжести таких условий.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 316 Кодекса устанавливаются Правительством Российской Федерации, при этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 4520-1 от 19.021993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного федерального закона и по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Между тем, в соответствии со статьей 423 Кодекса впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР N 2014-от 12.12.1991 I «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу. Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В период с 1 марта 1991 года на основании принятого в соответствии с пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР № 76 от 04.021991. «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области № 33 от 28.02.1991 «Об установлении единого районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих на территории округа» на территории округа по согласованию с Тюменским областным Советом профсоюзов был также установлен единый районный коэффициент в размере 1,7. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 489-П от 28,12.2004 «О признании утратившим силу решения исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области от 28 февраля 1991 г. N 33» указанное решение Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области признано утратившим силу с 1 января 2005 г.

Поскольку на 31 декабря 2004 года действовал порядок определения районного коэффициента, установленный вышеназванным решением, то в силу требований Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 216 с 1 января 2005 года подлежит применению на территории округа единый районный коэффициент для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе, в том числе для работников органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, в размере 1,7.

Доводы заявителя в обоснование своего требования на Положение об оплате труда рабочих и служащих учреждений и организаций системы МЧС России, утвержденное приказом МЧС России от 20 апреля 1993 года № 150, Указания МЧС России от 30 января 2001 года № 33-279-21, приказ МЧС России от 14 марта 2005 года № 140 «Об условиях оплаты труда работников Государственной противопожарной службы МЧС России», приказ МЧС России от 14 сентября 2001 года № 385 арбитражный суд признает несостоятельным ввиду того, что указанные акты носят отсылочный характер и сами по себе не устанавливают размер районного коэффициента для сотрудников организаций и учреждений системы МЧС России.

Нормативные правовые акты Союза ССР и, в частности, принятые Госкомтрудом СССР и Секретариатом ВЦСПС постановления по вопросу утверждения районных коэффициентов к заработной плате работников, в том числе проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, в размерах ниже установленного представительным органом данного субъекта Российской Федерации, арбитражным судом признаются не подлежащими применению поскольку применение указанных актов Союза ССР не соответствует требованиям части 3 статьи 15, статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также нормам международного права, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), ввиду того, что они не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а также ввиду того, что применение указанных актов Союза ССР приведет к нарушению основополагающего принцип равенства всех перед законом и судом, не обеспечению государственной гарантии равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, места жительства и места работы на территории одного округа и допущению дискриминации трудовых прав работников заявителя и других органов государственной власти и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, проживающих и работающих в одинаковых климатических условиях и которым будет выплачиваться районный коэффициент в меньшем размере, чем установлено вышеуказанными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

О необходимости обязательного опубликования законов и других нормативных актов Союза ССР, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан также указано в Заключении Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 года № 12 (2-12)
 «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан». Согласно указанному заключению, данному в соответствии со статьей 124 Конституции СССР, статьями 12, 18 и 21 Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР», Комитет конституционного надзора СССР установил, что предоставление должностным лицам права определять, имеют ли правовые акты «общее значение» или не имеют, а также засекречивать информацию и в зависимости от своего решения публиковать или не публиковать нормативные акты открывает возможность для произвольного, неправомерного и не контролируемого обществом ограничения прав и свобод, для возложения на граждан дополнительных, нередко обременительных обязанностей, а также предоставления неоправданных льгот отдельным категориям граждан. В результате граждане лишаются возможности в полной мере использовать свои конституционные и иные права и свободы, в отношении которых изданы закрытые акты. В то же время они нередко не могут судить, правомерно ли действует по отношению к ним должностное лицо, руководствующееся закрытыми инструкциями, что затрудняет борьбу с произволом и препятствует реализации конституционного права на обжалование неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:

1. Опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, то есть доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов. Статья 4 Закона СССР «О порядке опубликования и вступления в силу законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и их органами», пункты 1, 2, 5 постановления Совета Министров СССР от 20 марта 1959 года № 293 «О порядке опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений Правительства СССР» и другие нормативные положения в той их части, в которой они прямо или косвенно допускают вступление в силу неопубликованных нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, не соответствуют Конституции СССР и международным актам о правах человека и в этой части утрачивают силу с момента принятия настоящего Заключения.

2. На основании статьи 22 Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР» ранее принятые, но не опубликованные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат опубликованию соответствующими государственными органами в трехмесячный срок со дня принятия настоящего Заключения. Акты, которые не будут опубликованы, по истечении этого срока утрачивают силу.

Таким образом, постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, носящие нормативный характер и не опубликованные, с 1 марта 1991 года, то есть по истечении трехмесячного срока, утратили силу.

Более того, применение аналогичных актов Союза ССР, допускавших применение районных коэффициентов на одних и тех же территориях в различных размерах (но не более 1,5) в зависимости от места работы (организации) и принятых в 60-тые, 70-тые годы прошлого столетия, то есть в период действия на территории РСФСР (ныне Российской Федерации) Конституции СССР от 5 декабря 1936 года, согласно статьи 12 которой труд в СССР являлся не правом, а обязанностью каждого способного к труду гражданина, по мнению арбитражного суда, аморально и свидетельствовало бы о подтверждении со стороны государства – Российской Федерации факта дискриминации указанных трудовых прав работников, проживающих и работающих на территории округа.

Согласно абзаца 4 пункта 1 оспариваемого Предписания заявителем допущена переплата при начислении заработной платы работникам гражданского персонала «за выслугу лет» в сумме 34628 рублей 95 копеек.

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 1027 от 30.12.2000 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» руководителям федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации утвердить: перечень отдельных органов и схемы должностных окладов работников по соответствующим отдельным органам согласно настоящему Постановлению; положение об исчислении стажа работы работников отдельных органов для выплаты им ежемесячной надбавки за выслугу лет.

Согласно подпункта ж пункта 2 Приказа Министра обороны РФ N 90 от 02.03.2001. «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства Обороны РФ» не применять условия оплаты труда, предусмотренные настоящим Приказом, в отношении лиц из числа гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации, должностные оклады которых устанавливаются в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

Следовательно, сумма в размере 34628 рублей 95 копеек выплачена заявителем правомерно.

Согласно абзацу 5 пункта 1 оспариваемого Предписания заявителем начисление заработной платы в 2006 году водителям Военного комиссариата производилась по 5-му разряду по единой тарифной сетке, в результате переплата заработной платы составила 20065 рублей 48 копеек.

В Постановлении Минтруда РФ№ 31 от 10.11.1992 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по отраслевым профессиям рабочих» указано, что на один разряд выше тарифицируются водители в случаях осуществления работы на 2-3 видах автотранспорта, а также выполнения всего комплекса работ по ремонту и обслуживанию управляемого автотранспорта при отсутствии на предприятии специализированной службы технического обслуживания транспорта.

Факт отсутствия на предприятии специализированной службы технического обслуживания автотранспорта подтверждается Штатным расписанием на 2006 год. Кроме того, заявитель является только исполнителем, поскольку штатное расписание утверждено Начальником организационно-мобилизационного управления ПУрВО.

Таким образом, установленный и утвержденный 5-й разряд оплаты труда водителям на 2006 год соответствует законодательству, а сумма в размере 20065 рублей 48 копеек выплачена заявителем правомерно.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 168-175, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л

Требования Военного комиссариата города Мегиона удовлетворить.

Абзацы 3.4.5 пункта 1 Предписания Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре № 86-03-01267 от 05.04.2007 года признать недействительными.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа.

Судья Т.П. Кущева