НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 28.12.2015 № А73-16583/15

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-16583/2015

30 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 28.12.2015, в полном объеме решение изготовлено 30.12.2015.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.И. Дёминой с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Центрального района города Хабаровска о привлечении индивидуального предпринимателя Скакун Елены Леонидовны к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя: Красноярова Е.И., помощник прокурора Центрального района г. Хабаровска, сл.уд. ТО № 156213;

от лица, привлекаемого к ответственности: Барсукова И.Г., по доверенности от 03.12.2015 г. б\н.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21.12.2015 по 28.12.2015.

Сущность спора: Прокуратура Центрального района ш. Хабаровска обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Скакун Елены Леонидовны  к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),  за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель административного органа настаивал на привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

Представитель индивидуального предпринимателя в судебном заседании факт правонарушения отрицал.

В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Скакун Елена Леонидовна (далее – ИП Скакун Е.Л., предприниматель) зарегистрирована 25.10.2004. инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 304272429900043, ИНН 272406761338, и на основании лицензии от 15.01.2009. № АСС-27-034681, выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

11.09.2015 прокуратурой Центрального района г. Хабаровска проведена проверка исполнения требований законодательства РФ в части регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа с привлечением специалиста технического надзора УГИБДД УМВД России по г. Хабаровску.

В ходе проведения прокуратурой проверки произведем осмотр транспортного средства с государственным номерным знаком АВ 071 27 регион, который следовал маршруту № 27. Согласно свидетельству о регистрации ТС 27 18 № 098156 собственником указанного ТС является ИП Скакун Е.Л.

В ходе проведения проверки установлено, что ИП Скакун Ел, не соблюдает требования законодательства РФ в части регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, а именно: транспортное средство “HYUNDAICHORUS”  с гос.знаком АВ 071 27 регион, следовавшее по маршруту № 82, находилось под управлением водителя Ситникова В.Л., который не вписан в страховой полис транспортного средства.

Кроме того, в ходе проверки было обнаружено, что нарушение требований к заполнению путевого листа. Путевой лист был датирован 11.09.2015, номер путевого листа отсутствовал, отчество водителя, время выезда на маршрут также не были указаны в документе, неверно был указан регистрационный номер транспортного средства.

По выявленным фактам нарушений требований законодательства о лицензировании 11.09.2015 составлен акт обследования транспортного средства, где зафиксированы нарушения законодательства РФ в части регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

20.11.2015г. прокурором Центрального района г. Хабаровска советником юстиции Березовским А.В. в отношении ИП Скакун Е.Л. в отсутствии индивидуального предпринимателя, возбуждено производство по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, вынесено соответствующее постановление.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных  частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу подпунктов «з», «и» пункта 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012г. № 280, одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и требований предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995             № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Настоящие Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В силу абз.9 п. 1 с. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

П. 11 Постановления «О правилах дорожного движения», утв. Советом министров – Правительством Российской Федерации 23.10.1993 устанавливает запрет на эксплуатацию транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ при осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.

В ходе проверки прокурором установлено, что ИП Скакун В.Л. не соблюдает указанные выше нормы, а именно – водитель транспортного средства Ситников В.Л. не вписан в страховой полис транспортного средства «HYUNDAI CHORUS»  с гос.знаком АВ 071 27 регион, следовавшего по маршруту № 82.

Согласно пп. «и» п. 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соотв. С ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее – Устав).

В соответствии с требованиями ст. 6 Устава  обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению путевого листа закреплены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».

Согласно п. 3 Приказа путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование и номер путевого листа;

2) сведения о сроке действия путевого листа;

3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

4) сведения о транспортном средстве;

5) сведения о водителе.

При этом, согласно пп. 2 и 4 п.6 Приказа сведения о транспортном средстве включают, кроме прочих: государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса; дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

Кроме этого, сведения о водителе должны содержать:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя, что установлено п. 7 Приказа.

В соответствии с п. 12 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Согласно пункта 5 Положения осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ в виде наложения на индивидуальных предпринимателей, согласно статье 2.4. КоАП РФ, административного штрафа от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем   подтверждаются постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.11.2015 года, актом обследования от 11.09.2015 года, фотоматериалам.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о наличии в действиях индивидуального предпринимателя Скакун Е.Л. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в грубом нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) при перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств предпринимателем не представлено.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Уведомление о явке для вручения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении было передано с помощью телефонного уведомления, соответствующая телефонограмма имеется в материалах дела.

Между тем, суд в ходе рассмотрения дела пришел к выводу об истечении сроков давности привлечения индивидуального предпринимателя Скакун Е.Л. к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Пленум ВАС РФ в пункте 19 постановления от 27.01.2003 N 2 разъяснил, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Приоритетной целью действия данной нормы является защита установленного порядка осуществления видов деятельности, в отношении которых Законом N 99-ФЗ предусмотрено получение специального разрешения (лицензии).

Таким образом, вменяемое обществу административное правонарушение посягает на порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Положения статьи 14.1 КоАП РФ в данном случае не имеют приоритетной задачей защиту и охрану жизни и здоровья граждан, не относятся к законодательству о защите и охране жизни и здоровья граждан, в связи с чем применение годичного срока давности привлечения к административной ответственности в данном случае противоречит содержанию, смыслу и сфере регулирования части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела объектом вменяемого обществу правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности

Время обнаружения административного правонарушения: 11.09.2015г при проведении проверки.

Таким образом, в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности, начинает исчисляться с 11.09.2015г. и истекает 11.12.2015г.

Следовательно, на момент рассмотрения настоящего дела в суде,  срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

 С учетом того, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Исходя из изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Прокуратуры Центрального района г. Хабаровска о привлечении индивидуального предпринимателя Скакун Елены Леонидовны  к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                     А.Г. Калашников