НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 24.07.2015 № А73-5688/15

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                            дело № А73-5688/2015

30 июля 2015 года

Резолютивная часть решения была объявлена 24 июля 2015 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Копыловой Н.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пешковым Ф.Ю.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Дальреммаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственному учреждению) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края

об оспаривании в части решения от 08.04.2015 №282

при участии представителей:

от Общества –ФИО1 по доверенности от 15.01.2015 № 1юр/05, ФИО2 по доверенности от 30.03.2015 № 1 юр/175; ФИО3 по доверенности от 23.07.2015 № 1юр/429;

От Пенсионного фонда – ФИО4 по доверенности от 20.01.2015 № 68.

С У Д     У С Т А Н О В И Л.

Открытое акционерное общество «Дальреммаш» (далее – Общество, ОАО «Дальреммаш») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственному учреждению) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края (далее также – Пенсионный фонд) с заявлением об оспаривании в части решения УПФР в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 08.04.2015 №282 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Представители Общества в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме с учетом дополнительных пояснений.

Пенсионный фонд в отзыве и его представитель в судебном заседании против заявленных требований возражали, ссылались на законность и обоснованность оспариваемого решения.

По обстоятельствам спора усматривается, что на основании пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) ОАО «Дальреммаш» как организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, является плательщиком страховых взносов и обязана правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в период с 01.12.2014 по 31.12.2014 в отношении ОАО «Дальреммаш» была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности, достоверности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. 

По результатам проверки составлен акт от 27.02.2015 № 438дсп и принято решение от 08.04.2015 № 282, в соответствии с которым Обществу доначислены к уплате страховые взносы в сумме 133 488,70 руб.,  начислена пеня в сумме 17 909,57 руб.

Этим же решением за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 26 697,74 руб. в размере 20% от суммы неуплаченных (доначисленных) взносов (133 488,70 руб.* 20%); за непредставление в установленный срок документов в количестве 407 документов Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 48 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 81 400 руб. в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (407 док.* 200 руб.).

Как следует из акта проверки и решения Пенсионного фонда, основанием привлечения Общества к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона №212-ФЗ, доначисления взносов, начисления пени явились выводы Пенсионного фонда о неправомерном невключении Обществом в объект обложения страховыми взносами следующих выплат:

- за 2011 год не принятая к зачету Фондом социального страхования выплата работнику в сумме 1 106,64 руб. (доначислено взносов 344,17 руб.), выплата вознаграждения члену совета директоров Общества ФИО5 в сумме 800 руб. (доначислено взносов 248,80 руб.), всего доначислено взносов в сумме 592,97 руб.;

- за 2012 год выплаты в общей сумме 133 223,25 руб. вознаграждений членам совета директоров Общества  ФИО6 (48 400,86 руб.), ФИО7 (81 544,35 руб.), ФИО2 (3 278,04 руб.), доначислено взносов в сумме 13 322,33 руб.;

- за 2013 год выплаты в общей сумме 1 195 734 руб. вознаграждений членам совета директоров Общества ФИО6 (235 000 руб.), ФИО7 (270 134 руб.), ФИО2 (230 600 руб.), ФИО5 (230 000 руб.), ФИО8 (230 000 руб.), доначислено взносов в сумме 119 573,40 руб.

Считая решение Пенсионного фонда незаконным в части доначисления взносов на выплаты членам совета директоров Общества, начисления пени, привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ, а также в части привлечения к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ за непредставление документов в количестве 58 документов (оспариваемая сумма штрафа 11 600 руб.), ОАО «Дальреммаш» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного решения частично недействительным.

Исходя из доводов заявления, Общество не оспаривает решение в части  начисления взносов в сумме 344,17 руб. в связи невключением в базу не принятой к зачету Фондом социального страхования страховой выплаты работнику, начисления на эту сумму пени и штрафа по ч. 1 ст. 47 Закона №212-ФЗ, а также  Общество не оспаривает сумму штрафа в размере 69 800 руб., начисленного по ст. 48 Закона №212-ФЗ за непредставление 349-ти документов.

Выслушав доводы и пояснения представителей сторон по обстоятельствам спора, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению частично, исходя из следующего.

Положениями части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных часть 1 статьи 7 Закона № 212, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.

Согласно материалам дела, в 2011, 2012, 2013 годах Открытым акционерным обществом «Дальреммаш» членам совета директоров были выплачены вознаграждения в суммах, соответственно, по 170 000 руб., 200 000 руб. и 230 000 руб. каждому. Указанные выплаты производились в соответствии с решениями общих собраний акционеров (протоколы от 28.06.2011 №22, от 25.06.2012 №27, от 25.06.2013 №28), на основании приказов директора Общества от 30.06.2011 № 18-п, от 29.06.2012 № 22-п, от 26.06.2013 № 12-п.

Как установил суд, вознаграждения членам совета директоров, выплаченные в 2011 и 2012 гг. в вышеуказанных суммах, Обществом были включены в базу для начисления страховых взносов, исчислены и уплачены Обществом в соответствующих периодах. Однако выплаты вознаграждений пяти членам совета директоров в суммах по 230 000 руб. (всего – 1 150 000 руб.) за 2013 год Общество в обложение страховыми взносами не включило.

При этом, материалами дела установлено, и не опровергнуто Пенсионным фондом, что суммы, установленные Пенсионным фондом как вознаграждения членам совета директоров, фактически являлись компенсацией командировочных расходов (суточных), а именно суточные были выплачены:

- в 2011 году ФИО5 в размере 800 руб. (доначислены взносы в сумме – 248,80 руб.),

- в 2012 году всего – 133 223,25 руб., в том числе: ФИО6 – 48 400,86 руб., ФИО7 – 81 544,35 руб., ФИО2 – 3 278,04 руб. (доначислены взносы в общей сумме – 13 322,33 руб.),

- в 2013 году всего – 45 734 руб., в том числе: ФИО6 – 5 000 руб., ФИО7 – 40 134 руб., ФИО2 – 600 руб. (доначислены взносы в общей сумме – 4 573,40 руб.).

Общая сумма доначисленных по результатам проверки взносов в связи с включением Пенсионным фондом в базу для обложения страховыми взносами суточных составила 18 144,53 руб. (248,80 руб.+ 13 322,33 руб.+ 4 573,40 руб.). 

На основании статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации суточные являются одним из видов командировочных расходов, под суточными понимаются дополнительные расходы работника, связанные с проживанием вне места постоянного жительства.

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В силу части 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необоснованном доначислении Пенсионным фондом к уплате ОАО «Дальреммаш» страховых взносов за 2011-2013 гг. в общей сумме 18 144,53 руб. на выплаченные членам совета директоров (которые все являлись штатными работниками Общества) командировочных расходов в виде суточных, в связи с чем заявление в данной части требований суд признает обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В части доводов заявителя о необоснованном включении Пенсионным фондом в базу для обложения страховыми взносами выплат в виде вознаграждений членам совета директоров Общества, произведенных в 2013 году в общей сумме 1 150 000 руб., и доначислении на эти выплаты по результатам проверки  страховых взносов в сумме 115 000 руб., оснований для удовлетворения заявления суд не находит в связи со следующим.

В силу вышеизложенных положений части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) общества является одним из органов управления акционерного общества и осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров.

Согласно пункту 2 статьи 64 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

Исходя из буквального толкования приведенных норм закона, регулирующих отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов во взаимосвязи с закрепленным законодательно правомочиями и статусом наблюдательного совета деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между последним и непосредственно самим обществом регулируются нормами гражданского законодательства, в связи с чем являются гражданско-правовыми отношениями.

Поскольку выплата вознаграждения членам совета директоров общества связана с выполнением ими управленческих функций и вытекает из гражданских правоотношений, и данная выплата не входит в перечень выплат, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ, суд считает, что Пенсионный фонд обоснованно пришел к выводу о том, что на выплачиваемые вознаграждения членам совета директоров подлежат начислению страховые взносы, пени и применяется ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ.

Ссылки Общества на письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2010 № 421-19, письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.08.2014 № 17-3/В-400, от 07.05.2015 № 17-3/В-234 и доводы Общества о том, что, не включая в 2013 году суммы вознаграждений членам совета директоров в базу для начисления страховых взносов, Общество руководствовалось разъяснениями, данными в этих письмах, в связи с чем, по мнению Общества, на данные суммы не подлежат начислению пеня и штрафы, судом отклоняются по следующим основаниям.

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2010 № 421-19 касается периода 2010 года, в то время как Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ в части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ слова «по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам» были заменены словами «в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров» (Федеральный закон № 339-ФЗ опубликован 12.12.2010, начал действовать с 01.01.2011). Таким образом, данное письмо не может разъяснять положения закона, введенные с 2011 года.

Письмами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.08.2014 № 17-3/В-400, от 07.05.2015 № 17-3/В-234 Общество не могло руководствоваться в 2013 году, так как они были изданы позже. 

Доводы общества о том, что вознаграждение члену Совета директоров ФИО8, умершему 15.04.2013, было выплачено наследникам после его смерти, и ссылки Общества на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.02.2013 № 17-3/292, в котором разъяснено, что в случае если на момент начисления заработной платы работодатель располагает информацией о смерти работника, то заработная плата и иные выплаты, начисленные в соответствии с законодательством в его пользу, не подлежат обложению страховыми взносами, - суд также отклоняет, так как Обществом не представлено доказательств тому, что страховые взносы не были начислены на выплату вознаграждения ФИО8 именно по причине его смерти.

Из материалов дела следует, что в 2013 году Обществом не были включены в базу для обложения страховыми взносами выплаты вознаграждений всем членам совета директоров, а не только ФИО8 Согласно доводам Общества, на данные выплаты страховые взносы не были начислены по иным основаниям, а именно: Общество не отнесло данные вознаграждения к выплатам, имеющим отношение к трудовым и гражданско-правовым договорам.

Также суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления в части доводов о необоснованном привлечении Общества к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 11 600 руб. за непредставление 58-ми документов, которые, как указал заявитель, невозможно было представить.

  Согласно материалам дела, на основании решения Пенсионного фонда от 08.04.2015 № 282, за непредставление в установленный срок 407-ми документов ОАО «Дальреммаш» привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 48 Закона №212-ФЗ в виде штрафа в сумме 81 400 руб. в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (407 док.* 200 руб.).

В данной части судом установлено, что Обществу в период проверки было выставлено требование от 12.12.2014 № 459 о представлении документов, которым предлагалось в течение 10 дней со дня вручения требования представить необходимые для проверки документы за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, а именно: приказы по учетной (кредитной) политике; гражданско-правовые договоры с физическими лицами (акты приема-сдачи выполненных работ;  копии авансовых отчетов и прилагаемые к ним первичные документы, командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.; карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат; своды по заработной плате, расчетные ведомости, расчетные листы, штатное расписание, табеля учета рабочего времени, декларации по УСНО, коллективный договор, протоколы собраний акционеров, приказы по ревизионной комиссии.

Как установил суд, требование от 12.12.2014 № 459 было получено Обществом 12.12.2014, но в установленный 10-дневный срок не исполнено.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе требовать от плательщика документы, подтверждающие правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В свою очередь, на основании пункта 4 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в органы контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам в порядке и случаях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов.

Право должностного лица органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящего проверку, истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, а также порядок их представления предусмотрены статьей 37 Закона № 212-ФЗ, согласно которой документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, это лицо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 48 Закона № 212-ФЗ, на основании которой отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, является правонарушением и влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, вышеизложенные положения Закона № 212-ФЗ не были исполнены Обществом, а именно: в установленный срок документы не были представлены, а также Общество не сообщило Пенсионному фонду о невозможности представления истребованных документов, в том числе Пенсионному фонду не было сообщено об отсутствии возможности представить 58-мь документов.

На основании изложенного доводы Общества о необоснованном начислении штрафа в сумме 11 600 руб. за непредставление 58-ми документов суд отклоняет.

Вместе с тем суд полагает, что Управлением Пенсионного фонда не учтены существенные обстоятельства, свидетельствующие о возможности снижения сумм штрафа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 № 8-П, от 12.05.1998 № 14-П и от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности и вытекающие из него требования справедливости, адекватности и пропорциональности используемых правовых средств предполагают установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Исходя из обстоятельств дела, суд считает, что сумма штрафов, начисленных по оспариваемому решению, – более 100 000 руб. несоразмерна характеру и обстоятельствам совершенных Обществом правонарушений.

Так, несмотря на то, что документы по требованию от 12.12.2014 № 459 не были представлены Обществом в Пенсионный фонд, данные документы были подготовлены для представления проверяющему непосредственно в помещении проверяемого Общества, в действиях Общества не усматривается умысла на совершение правонарушений, совершенные правонарушения не повлекли угрозы интересам государства в сфере обязательного пенсионного страхования, не причинили кому-либо ущерб, не повлияли на проведение проверки, поскольку акт проверки был составлен, решение принято. 

С учетом данных обстоятельств суд считает, что размер санкций, наложенных на Общество, подлежит снижению по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ – до суммы 5 000 руб., по ст.48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ – до суммы 10 000 руб., в связи с чем в остальной части начисленных штрафов решение Пенсионного фонда от 08.04.2015 №282 подлежит признанию недействительным.

Согласно вышеизложенным в настоящем судебном акте выводам, решение Пенсионного фонда от 08.04.2015 №282 подлежит признанию недействительным также в части доначисления ОАО «Дальреммаш» страховых взносов за 2011-2013 гг. в общей сумме 18 144,53 руб., соответствующих пеней, штрафа.

В остальной части в удовлетворении заявления следует отказать.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Управления Пенсионного фонда в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 167, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

Р Е Ш И Л :

заявление  удовлетворить частично.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края от 08.04.2015 №282 признать недействительным в части:

- доначисления ОАО «Дальреммаш» страховых взносов за 2011-2013 гг. в общей сумме 18 488,70 руб., соответствующих пеней, штрафа;

 - привлечения ОАО «Дальреммаш» к ответственности в виде штрафов по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ – в сумме, превышающей 5 000 руб., по ст.48 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ – в сумме, превышающей 10 000 руб.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края устранить допущенные нарушение закона, прав и интересов ОАО «Дальреммаш».

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Хабаровске и Хабаровском районе Хабаровского края в пользу Открытого акционерного общества «Дальреммаш» судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3 000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок после вступления в законную силу – в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                   Копылова Н.Л.