НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 22.09.2016 № А73-9607/16

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-9607/2016

26 сентября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2016 года

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2016 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Иваниной В.А, ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению войсковой части 6767

о признании незаконным и отмене постановления № 789 от 16.06.2016г. Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю о назначении административного наказания по ст. 19.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

В судебное заседание явились:

от заявителя   – Черкашин Д.Л. представитель по доверенности № 13/2016 от 14.07.2016г.;

от административного органа   – не явились.

Суд установил:   войсковая часть 6767 обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании незаконным и отмене постановления № 789 от 16.06.2016г. Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю о назначении административного наказания по ст. 19.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, считает выявленное правонарушение малозначительным.

Административный орган, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представил подлинные материалы административного дела.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.

В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.

Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

Войсковая часть 6767 зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН- 1032700246479, ИНН- 2720022996.

Как следует из материалов дела, в период с 29.03.2016г. по 22.04.2016г. на основании предписания от 25.03.2016 № б/н в соответствии со ст. 22 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» 57 военной прокуратурой гарнизона совместно с сотрудниками Дальневосточной государственной инспекцией пробирного надзора, произведена проверка войсковой части № 6767, с целью выявления нарушений действующего законодательства, связанных с учетом, использованием и хранением драгоценных металлов в составе технических материальных средств (ТМС), а также сбором и сдачей на предприятия-переработчики лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Проверкой установлено, что войсковой частью № 6767 не соблюдается действующее законодательство, связанное с учетом, использованием и хранением драгоценных металлов.

В соответствии с п. 5.2 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29.08.2001г. № 68н (далее – Инструкция № 68н), инвентаризации подлежат все имеющиеся в наличии драгоценные металлы, драгоценные камни, изделия из них, а также драгоценные металлы и драгоценные камни, находящиеся в составе любых материальных ценностей. Инвентаризации подлежат также ценности, не принадлежащие предприятию, полученные для переработки, находящиеся на ответственном хранении, ранее не учтенные.

Кроме того, в соответствии с п. 6.2 Инструкции № 68н учет драгоценных металлов и драгоценных камней должен обеспечивать своевременность и точность сведений об их количестве и местонахождении; составление отчета о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по материально-ответственным лицам, структурным подразделениям и организации в целом; достоверность данных в составляемых формах отчетности.

Согласно п. 6.3 Инструкции № 68н - организации обязаны вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы и драгоценные камни, входящие в состав основных и оборотных средств, покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), малоценных и быстроизнашивающихся предметов, включая используемые в научной, производственной и других видах деятельности, а также содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов и отходах драгоценных камней.

Данные о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в соответствующих объектах учета, отражаются в первичной учетной документации на основании сведений о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках), либо при отсутствии этих сведений (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) - по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов, расчетов.

В соответствии с п. 6.7 Инструкции № 68н - учет драгоценных металлов, драгоценных камней и содержащих их изделий в местах хранения (склады, хранилища, цеховые кладовые и т.п.) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (карточки складского учета материальных ценностей, книги сортового учета, журналы и т.п.), которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку.

Организации, приобретающие и использующие драгоценные камни, ведут раздельный учет драгоценных камней, пригодных для изготовления ювелирных изделий, а также драгоценных камней, отнесенных к непригодным для изготовления ювелирных изделий в соответствии с критериями и порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Книги, журналы и т.п., используемые для ведения учета драгоценных металлов и драгоценных камней, должны быть до начала записей пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, скреплены печатью и учтены.

В ходе проверки установлено, что в войсковой части № 6767 местом сбора и хранения лома ТМС, содержащего драгоценные металлы определен склад ВТИ, назначено материально-ответственное лицо.

На складе лом драгоценных металлов учитывается в журнале учета лома и отходов драгоценных металлов в количественном выражении поблочно с указанием содержания драгоценных металлов в каждом блоке.

В нарушение требований п. 4.8 Инструкции № 68н в войсковой части № 6767 место сбора лома и отходов, содержащих драгоценные металлы не оборудовано весами и при учете лома не отражается его лигатурная масса.

Также место сбора лома и отходов в нарушение требований п. 4.2 Инструкции не огорожено и лом, содержащий драгоценные металлы хранится вместе с другими ТМС на складе ВТИ ГТО воинской части.

Кроме того, проверкой установлено, что инвентаризация драгоценных металлов, в ломе и отходах, содержащих драгоценные металлы по состоянию на 01.01.2016г. проведена не была в нарушение требований п. 5.1 Инструкции № 68н.

По итогам проведенных инвентаризаций драгоценных металлов, комиссией не оформляются и не представляются па утверждение командиру воинской части протоколы результатов проведенных инвентаризаций в нарушение требований п. 5.3 Инструкции № 68н.

Инвентаризационная комиссия не в полной мере обеспечила полноту и достоверность внесения в инвентаризационные описи данных о фактическом наличии драгоценных металлов в технических материальных средствах.

В ходе проверки выявлено большое количество неучтенных драгоценных металлов в составе ТМС, что является нарушением требований п. 5.8 Инструкции № 68н.

Также, при смене материально ответственных лиц внеплановая инвентаризация драгоценных металлов не производится в нарушение требований п. 5.1 Инструкции № 68н.

Анализ бухгалтерского и оперативного учета драгоценных металлов показал, что карточки учета формы ОС-6 ведутся только на цифровом носителе, что является нарушением п.п. 5 п. 6.7 Инструкции № 68н.

В нарушение требований п. 6.3 Инструкции № 68н на часть оборудования приборов автомобильной техники (склад ВТИ, склад TCP) сведения о наличии драгоценных металлов в карточках учета не отражены.

Проверкой установлено, что в бухгалтерии войсковой части учет драгоценных металлов в ломе и отходах ведется по накладным и по актам о списании материальных средств, при этом учетная документация (журналы, книги и т.д.) не заведена.

Проверка организации ведения оперативного учета драгоценных металлов в воинской части показала, что начальника служб ЛТ и БТ, продовольственной службы не вели журнал учета драгоценных металлов.

Журналы учета драгоценных металлов всех служб не зарегистрированы в объединенной бухгалтерии и им не присвоен инвентарный номер, что является нарушением требований п. 6.7 Инструкции № 68н.

Также проверкой установлено, что сотрудниками бухгалтерии не производится проверка правильности ведения оперативного учета, сверка данных о содержании драгоценных металлов оперативного и бухгалтерского учета, что является нарушением требований п. 6.21 Инструкции № 68н.

Результаты проверки зафиксированы в справке от 22.04.2016г., составленной сотрудником Дальневосточной государственной инспекцией пробирного надзора Номоконовым П.А., подписанной без замечаний вр.и.о командира войсковой части 6767 Павловым С.В., главным бухгалтером Мурко А.Н., справка получена 22.04.2016г.

Уведомлением от 04.05.2016 № 1616 войсковая часть 6767 была извещена о месте и времени возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 19.14 КоАП РФ  на 05.05.2016г. на 10 часов 00 минут, которое получено 04.05.2016г. представителем войсковой части 6767 Бирюковым Н.В., действующим на основании специальной доверенности от 29.04.2016г. № 41/2016 с правом получения документов.

05.05.2016г. заместителем военного прокурора 57 военной прокуратуры гарнизона Крыловым А.В. в отношении войсковой части 6767 вынесено постановление № 789 о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.14 КоАП РФ.

Постановление вынесено в присутствии представителя войсковой части 6767 Бирюкова Н.В., действующего на основании специальной доверенности от 29.04.2016г. № 41/2016, правонарушение им признано, подписано им без замечаний, вручено ему под роспись 05.05.2016г.

Материалы проверки направлены для принятия решения в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

Определением от 06.05.2016г. войсковая часть 6767 извещалась о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 19.05.2016г. с 14 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин., которое получено 19.05.2016г., что подтверждается почтовым уведомлением, представленным в материалы дела.

Определением от 19.05.2016г. войсковая часть 6767 извещена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 16.06.2016г. с 14 ч. 00 мин. до 16 ч. 00 мин., которое получено 25.05.2016г., что подтверждается почтовым реестром, сведениями о вручении почтового отправления № 68000989908438, размещенными на официальном сайте ФГУП «Почта России».

06.06.2016г. заместителем начальника Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Зубун И.В. вынесено постановление № 789 от 16.06.2016г. о привлечении войсковой части 6767 к административной ответственности по статье 19.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.

Постановление вынесено в отсутствие представителя войсковой части 6767, извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

Не согласившись с указанным постановлением, войсковая часть 6767 обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

В соответствии со статьей 19.14 КоАП РФ - Нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, а равно правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как указано ранее, в период с 29.03.2016г. по 22.04.2016г. 57 военной прокуратурой гарнизона совместно с сотрудниками Дальневосточной государственной инспекцией пробирного надзора, произведена проверка войсковой части № 6767, с целью выявления нарушений действующего законодательства, связанных с учетом, использованием и хранением драгоценных металлов в составе технических материальных средств (ТМС), а также сбором и сдачей на предприятия-переработчики лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.

Проверкой установлено, что войсковой частью № 6767 не соблюдается действующее законодательство, связанное с учетом, использованием и хранением драгоценных металлов, а именно нарушены п. 4.2, 4.8, 5.1, 5.2, 5.3, 5.7, 5.8, 6.3, 6.7, 6.21 Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29.08.2001г. № 68н (далее – Инструкция № 68н).

Представителем войсковой части № 6767 не оспаривается событие правонарушения, однако он считает его малозначительным.

В соответствии со ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ - признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.

Судом по материалам дела установлено, что в действиях (бездействиях) войсковой части № 6767 имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 19.14 КоАП РФ.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение войсковой частью № 6767 установленных Правил учета и хранения драгоценных металлов, судом не установлено.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Войсковая часть № 6767 могла и должна была предпринять все необходимые меры для недопущения события правонарушения.

Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ - при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункта 17 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункту 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10, при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.

Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Состав правонарушения, предусмотренного статьей 19.14 КоАП РФ, является формальным и отсутствие наступления общественного вреда и ущерба государственным или общественным интересам в данном случае не может служить основанием для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

Судом по материалам дела не установлено обстоятельств исключительности обстоятельств, повлекших совершение правонарушения.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательствами.

Факт административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.14 КоАП РФ подтверждается: материалами проверки; справкой по результатам проверки от 22.04.2016г.; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.05.2016г. № 789 по статье 19.14 КоАП РФ, которое подписано представителем войсковой части без замечаний.

Процедура привлечения войсковой части 6767 к административной ответственности соблюдена, существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, влекущих отмену, обжалуемого постановления в полном объеме, судом не установлено.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, в пределах санкции, установленной статьей 19.14 КоАП РФ, в минимальном размере.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления, факт административного правонарушения и вина заявителя доказаны и подтверждаются материалами дела.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований войсковой части 6767 о признании незаконным и отмене постановления № 789 от 16.06.2016г. Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю о назначении административного наказания по ст. 19.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Р.А. Руденко