Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск
дело № А73-6828/2023
14 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2023 года
Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2023 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Акционерного общества «Военторг-Восток»
к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06.02.2023г. № 10673342233425285773 о назначении административного наказания по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.;
о признании незаконным и отмене решения Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.04.2023г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
В судебное заседание явились:
от АО «Военторг-Восток» - ФИО1, представитель по доверенности № 58/202 от 10.08.2023г.;
от административного органа - не явились.
Суд установил: Акционерное общество «Военторг-Восток» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06.02.2023г. № 10673342233425285773 о назначении административного наказания по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.; о признании незаконным и отмене решения Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.04.2023г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Определением суда от 05.05.2023г. суд принял заявление к рассмотрению в порядке упрощенного административного производства.
К установленному сроку определение суда административным органом не исполнено.
Определением от 29.06.2023г. суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, назначено предварительное судебное заседание на 19.07.2023г.
Определением от 19.07.2023г. предварительное судебное заседание было отложено на 08.08.2023г. в связи с неисполнением определения суда.
Определением от 20.07.2023г. на Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта наложен судебный штраф в размере 10 000 руб. за неуважение к суду, неисполнение определений арбитражного суда от 05.05.2023г., от 29.06.2023г. по делу № А73-6828/2023.
Определением от 08.08.2023г. суд завершил предварительное судебное заседание, перешел к рассмотрению дела, отложил рассмотрение дела на 20.09.2023г.
Определением от 20.09.2023г. суд отложил рассмотрение дела на 17.10.2023г.
Определением от 17.10.2023г. суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу, отложил рассмотрение дела на 13.11.2023г.
Определениями от 13.11.2023г. суд заменил административного ответчика по делу № А73-6828/2023 Центральное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на его правопреемника Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу, отложил рассмотрение дела на 11.12.2023г.
11.12.2023г. Административный орган явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представил дополнительные документы во исполнение определения суда.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, дал пояснения, ответил на вопросы суда.
Рассмотрев доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Акционерное общество «Военторг-Восток» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ИНН-<***>, ОГРН-<***>, адрес: 680038, <...>.
06.02.2023г. Государственным инспектором Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Центральное МУГАДН) ФИО2 по результатам рассмотрения представленных материалов было вынесено постановление от 06.02.2023г. № 10673342233425285773 о привлечении АО «Военторг-Восток» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Основанием для привлечения АО «Военторг-Восток» явились материалы фото-фиксации административного правонарушения, которое выразилось в следующем: 24.01.2023г. в 07:56:06 по адресу: 1210 км. 740 м. автомобильной дороги общего пользования Федерального значения Р297 «Амур», Амурская область, собственник (владелец) транспортного средства марки «КАМАЗ В2130 43118 А5 грузовой бортовой, государственный регистрационный знак <***> (СТС 9940716183), в нарушение требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности», и в соответствии с п.п. «а» и «в» пункта 12 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013г. № 504, допустил движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, а именно движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты или с оформленной маршрутной картой в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте.
Собственником (владельцем) транспортного средства является АО «Военторг-Восток».
Данное обстоятельство зафиксировано в фотоматериале, полученном с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства: комплекс аппаратно-программный «АвтоУраган-ВСМ2» № 1701042, свидетельство о поверке № С-ДЗЛ/10-11-2022/200581750, действительно до 09.11.2024г.
Указанное послужило основанием для привлечения АО «Военторг-Восток» к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.
АО «Военторг-Восток» не согласившись с указанным постановлением, обжаловало его вышестоящему должностному лицу.
Решением вр.и.о. начальника ЦАФАП Центрального МУГАДН ФИО3 от 17.04.2023г., жалоба АО «Военторг-Восток» на данное постановление оставлена без удовлетворения.
Несогласие АО «Военторг-Восток» с вынесенным постановлением от 06.02.2023г. № 10673342233425285773, а также решением от 17.04.2023г. явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В обоснование своих требований АО «Военторг-Восток» указывает, что Обществом требования законодательства в части внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам при движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, были исполнены в полном объеме, а именно: ввиду отсутствия установленного бортового прибора на транспортном средстве, Обществом в системе взимания платы «Платон» была оформлена разовая маршрутная карта № 4233000092237008 на сумму 2264 руб. 30 коп. для оплаты проезда по автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р297 «Амур», Амурская область по маршруту Хабаровск - БАМ (пос. Огорон, пос. Верхнезейск) транспортного средства КАМАЗ гос. номер <***>.
Также АО «Военторг-Восток» осуществлен предварительный платеж 23.01.2023г., до начала движения, что подтверждается платежным поручением № 1146 от 23.01.2023г. и детализацией операций по расчетной записи № 101117936167, составленной ООО «РТИТС».
Согласно маршрутной карте № 4233000092237008, движение транспортного средства АО «Военторг-Восток» начинается из г. Хабаровска с выездом на трассу «Р297», съездом на трассу «10К-059» и выездом на трассу «автодублер БАМА», с дальнейшим движением транспорта до пос. Огорон.
Согласно маршрутной карте № 4233000092237008 движение транспортного средства АО «Военторг-Восток» по автомобильной дороге общего пользования федерального значения - трасса «Р297» составило расстояние 891 км 457 м.
Как следует из постановления, фиксация нарушения произошла на 1210 км. 740 м. трассы «Р-297 Амур».
Вместе с тем указаны координаты точки фиксации нарушения 53.374896N, 126.521973Е, которые показывают иное местоположение, а именно Зейский район Амурской области трасса «10К-059», не доезжая до реки Ольгакан. Трасса «10К-059» является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Амурской области. (Идентификационный номер 10 ОП РЗ 10К-059).
Выезд на трассу «Р297» с трассы «10К-059» находится на 1197 км. трассы Р297. Нарушение зафиксировано рядом с поселком Тыгда в районе 1210 км. трассы «Р297». Точка фиксации находится на пути оплаченного Обществом маршрута.
Движение транспортного средства АО «Военторг-Восток» осуществлялось по маршруту, указанному в маршрутной карте, оформленной надлежащим образом, в пределах срока действия карты. На момент фиксации правонарушения плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за вышеуказанное транспортное средства была внесена в полном объеме.
АО «Военторг-Восток» считает, что материалы административного производства не содержат доказательств административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.
Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ - движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.
Частью 6 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, постановление по делу об административном правонарушении с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фотои киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, оформляется в форме электронного документа, подписанного должностным лицом, вынесшим постановление, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
При рассмотрении дела административным органом соблюдены требования статьей 29.10, 28.6 КоАП РФ.
«Платон» - государственная система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, введена на территории Российской Федерации с 15.11.2015г. на основании Федерального закона от 06.04.2011г. № 68-ФЗ и Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 14.06.2013г. № 504, на основании Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014г. № 1662-р заключено концессионное соглашение в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования - федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, с обществом с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы».
ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (далее - ООО «РТИТС») осуществляет функции оператора системы «Платон» взимания платы и обеспечивает полный цикл: проектирование, создание и запуск, эксплуатацию и модернизацию системы «Платон» на всей территории Российской Федерации.
21.07.2016г. между Ространснадзором, Роавтодором и ООО «РТИТС» подписано соглашение о взаимодействии в целях реализации требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 14.06.2013г. № 504 и Распоряжения Правительства РФ от 29.08.2014г. № 1662-р (далее - Соглашение).
Настоящим Соглашением стороны договорились совместно реализовать комплекс необходимых информационных и организационно-технических мероприятий.
Основными задачами информационного и организационно-технического взаимодействия является обеспечение оперативного выявления фактов совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.21.3 КоАП РФ и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Информационное взаимодействие осуществляется путем передачи ООО «РТИТС» в Ространснадзор сведений о нарушениях требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ в целях исполнения Административного законодательства предусмотренного ст. 12.21.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет (часть 6 статьи 31.1 Закона № 257-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона № 257-ФЗ в числе прочего установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 31.1 Закона № 257-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013г. № 504 утверждены Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила № 504).
В соответствии с п. 9 Правил № 504, в случае если за транспортным средством не закреплено бортовое устройство (стороннее бортовое устройство), а также в случае истечения срока службы закрепленного за транспортным средством бортового устройства (стороннего бортового устройства) до начала движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такого транспортного средства его собственник (владелец) информирует оператора в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а в случае если такое транспортное средство не зарегистрировано в реестре, также представляет заявление, предусмотренное пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.
Согласно п. 10 Правил № 504, в целях получения собственником (владельцем) транспортного средства маршрутной карты в случаях, установленных настоящими Правилами, оператор на основании представленной собственником (владельцем) транспортного средства информации о планируемом маршруте движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, дате и времени начала такого движения и размере платы, установленном Правительством Российской Федерации, доводит до сведения собственника (владельца) транспортного средства расчет размера денежных средств (с указанием протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства), которые ему необходимо внести в качестве платы, а также номер маршрутной карты, присвоенный оператором.
Плата в указанном размере вносится в течение 24 часов с момента доведения до сведения собственника (владельца) транспортного средства расчета размера денежных средств (с указанием протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства), которые ему необходимо внести в качестве платы, но не позднее даты и времени начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, заявленных собственником (владельцем) транспортного средства для оформления маршрутной карты, с учетом номера маршрутной карты, присвоенного оператором.
Маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения собственником (владельцем) транспортного средства платы оператору.
Маршрутная карта не оформляется в отношении транспортных средств, за которыми в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил оператор закрепил бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, а также в связи с истечением срока службы указанных устройств.
В соответствии с п. 10 (1) Правил № 504, маршрутная карта содержит следующие идентификационные данные:
номер маршрутной карты;
государственный регистрационный знак транспортного средства или идентификационный номер транспортного средства (VIN), если транспортное средство не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, движение которого осуществляется на основании маршрутной карты;
дата начала действия маршрутной карты (дата и время начала движения по маршруту);
дата и время выдачи маршрутной карты;
срок действия маршрутной карты, составляющий 7 календарных дней со дня начала ее действия, указанного в маршрутной карте;
общая протяженность участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, включенных в маршрут движения транспортного средства;
размер платы.
Согласно пункту 10 (2) Правил № 504, маршрутная карта может быть использована в течение срока ее действия для движения одного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с указанным в ней маршрутом в одном направлении в дату и время, указанные в маршрутной карте.
Оформленная маршрутная карта может быть отменена только до даты начала ее действия, указанной в маршрутной карте.
В соответствии с п. 12 Правил № 504, Движением без внесения платы считается:
а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;
б) движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил;
в) движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте;
г) продолжение движения транспортного средства при израсходовании денежных средств, внесенных собственником (владельцем) транспортного средства оператору в качестве платы в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
д) движение транспортного средства, собственнику которого предоставлена отсрочка по внесению платы, без уплаты отсроченного платежа в полном объеме до последнего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором сформирован такой платеж.
Как установлено судом, ввиду отсутствия установленного бортового прибора на транспортном средстве АО «Военторг-Восток», Обществом в системе взимания платы «Платон» была оформлена разовая маршрутная карта № 4233000092237008 на сумму 2264 руб. 30 коп. для оплаты проезда по автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р297 «Амур», Амурская область по маршруту Хабаровск - БАМ (пос. Огорон, пос. Верхнезейск) транспортного средства КАМАЗ гос. номер <***>.
23.01.2023г. АО «Военторг-Восток» осуществлен платеж за проезд по автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р297 «Амур», Амурская область, до начала движения, что подтверждается платежным поручением № 1146 от 23.01.2023г. и детализацией операций по расчетной записи № 101117936167, составленной ООО «РТИТС».
Согласно маршрутной карте № 4233000092237008, движение транспортного средства АО «Военторг-Восток» начинается из г. Хабаровска с развязки автомобильной дороги не федерального значения с ул. Трехгорная, в г. Хабаровск (1,934 км.) с выездом на автомобильную дорогу общего пользования федерального значения «Р297» по направлению в сторону пос. Огорон, до точки Съезд на автомобильную дорогу не федерального значения (404, 362 км.).
Согласно маршрутной карте № 4233000092237008 движение транспортного средства АО «Военторг-Восток» по автомобильной дороге общего пользования федерального значения - трасса «Р297» составило расстояние 891 км 457 м.
Согласно данным базы «Яндекс», продолжительность маршрута с развязки автомобильной дороги не федерального значения с ул. Трехгорная, в г. Хабаровск (1,934 км.) по автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р297 «Амур», Амурская область до места фиксации нарушения 1210 км. 740 м. автомобильной дороги общего пользования Федерального значения Р297 «Амур», Амурская область составляет 960 км. (л.д. 136-137).
960 км. - 891 км 457 м. = 68 км. 543 м.
Таким образом, суд приходит к выводу, что транспортное средство «КАМАЗ В2130 43118 А5 грузовой бортовой, государственный регистрационный знак <***> (СТС 9940716183), принадлежащее АО «Военторг-Восток», в нарушение требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности», п.п. «а» и «в» пункта 12 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013г. № 504, двигалось по автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р297 «Амур», Амурская область без оплаты, без оформления маршрутной карты или с оформленной маршрутной картой в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте.
Судом не принимается довод представителя АО «Военторг-Восток» об отсутствии вины Общества во вменяемом ему правонарушении, поскольку системой взимания платы «Платон» был произведен расчет продолжительности маршрута в меньшем размере, чем требовалось. Собственник транспортного средства при оформлении маршрутной карты не мог влиять на расчеты, производимые системой.
Согласно, представленному в материалы дела ответу ООО «РТИТС» от 27.10.2023г. № ТФО-23-11005, транспортное средство с государственным регистрационным знаком <***> в реестре системы взимания платы (далее - СВП) с 22.11.2022г. зарегистрировано за владельцем (собственником) транспортного средства АО «Военторг-Восток».
На момент фиксации 24.01.2023г. 07:56:06 (по московскому времени) системой стационарного контроля № 210 (направление фиксации: Шимановск - Ушумун, географические координаты: Широта: 52°37'48.96", Долгота: 126°52'19.73"), расположенной на 1210 км. 740 м. автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р297 «Амур» за транспортным средством ГРЗ <***> не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство и отсутствовала оформленная маршрутная карта, предполагающая проезд по данному участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения в указанном направлении.
Согласно п. 10 (2) Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013г. № 504, маршрутная карта может быть использована в течение срока ее действия для движения одного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с указанным в ней маршрутом в одном направлении в дату и время, указанные в маршрутной карте.
На момент фиксации проезда на транспортное средство с ГРЗ <***> была оформлена одна маршрутная карта.
Маршрутная карта № 4233000092237008 оформлена и оплачена 23.01.2023г. в 11:42:56 (по московскому времени) для движения транспортного средства с ГРЗ <***> по маршруту: Хабаровский край, Хабаровск, Железнодорожный округ, проспект 60 лет Октября, 181А (48.48564; 135.10509) - Амурская область, Зейский район, Автодублер БАМА (54.6287229581828; 128.548183590864) в период с 23.01.2023г. 04:42:00 по 30.01.2023г. 04:42:00.
Данная маршрутная карта не предполагает проезд по участку автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р297 «Амур» в зоне размещения системы контроля № 210.
О построении маршрутных карт ООО «РТИТС» в письме от 27.10.2023г. № ТФО-23-11005 поясняет, что система взимания платы строит маршрут в соответствии с данными федеральных и региональных дорог Российской Федерации, утвержденных Федеральным дорожным агентством (Росавтодор).
Если маршрут, проложенный при формировании маршрутной карты не оптимален, возможно поставить дополнительные промежуточные точки (до 10 штук). При этом собственник (владелец)транспортного средства имеет возможность вносить изменения в предлагаемый маршрут, используя не только поиск по адресам, но и указывая точки на интерактивной карте. До оплаты маршрутной карты можно предварительно посмотреть предлагаемый маршрут и проверить его корректность.
Для транспортного средства с ГРЗ <***> отсрочка по внесению платы не предоставлялась. Баланс расчетной записи на момент фиксации проезда составлял 0 руб.
На основании п.п. «в» пункта 12 Правил № 504, движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте, является движением без внесения платы.
ООО «РТИТС» указывает, что на момент фиксации проезда плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за транспортное средство ГРЗ <***> не была внесена.
Указанное ранее, свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) АО «Военторг-Восток» события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.
Факт совершения, вменяемого административного правонарушения, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно данной формулировке вины, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Вступая в соответствующие правоотношения, участник деятельности должен был знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии заявителем исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии вины АО «Военторг-Восток» в совершении вменяемого административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.
Рассматривая вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения, суд приходит к следующему.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым государством общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к требованиям публичного права, к исполнению своей публично-правовой обязанности исполнять требования действующего законодательства Российской Федерации.
В результате действий (бездействий) АО «Военторг-Восток» не была внесена плата за проезд по автомобильной дороге федерального значения, чем причинен материальный ущерб, что по мнению суда, не может быть признано малозначительным.
Учитывая указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Судом установлено, что АО «Военторг-Восток» не относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом РФ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ, сведения об этом в Едином реестре субъектов малого или среднего предпринимательства отсутствуют.
Суд исследовав материалы дела, с учетом изложенного, характера выявленного правонарушения не находит оснований для применения положений ст. 3.4, 4.1.1. КоАП РФ и назначении Обществу административного наказания в виде предупреждения.
Кроме того, судом установлено, что АО «Военторг-Восток» уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, что подтверждается постановлением от 26.01.2023г. № 10673342233421807945.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при рассмотрении дела об административном правонарушении АО «Военторг-Восток» обоснованно назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб., в пределах санкциич. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ.
Исключительных обстоятельств позволяющих с учетом положений ст. 4.1. КоАП РФ снизить размер штрафа судом не установлено.
При назначении административного наказания юридическому лицу учтены: характер совершенного им административного правонарушения, материальное положение юридического лица.
Нарушений процессуальных прав заявителя в процессе привлечения его к административной ответственности, как и нарушений процедуры и порядка привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено.
С учетом изложенного, постановление Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 06.02.2023г. № 10673342233425285773 о назначении административного наказания по части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб., а также решение Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.04.2023г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, являются обоснованными, оснований для признания их незаконными и отмене у суда не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко