НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 08.09.2017 № А73-8158/17

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-8158/2017

08 сентября 2017 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 08 сентября 2017 г.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи Букиной Е. А.,

при ведении протокола помощником судьи - Пац Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Вуд Экспорт» (ОГРН 1022700732317, ИНН 2710010007; 682030, Хабаровский край, Верхнебуреинский район, р.п. Чегдомын, ул. Пионерская, д.27; 680013, г. Хабаровск, пер. Донской, д.9, оф.117А)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727; 107174, г. Москва, ул. Басманная Новая, д.2; 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д.12)

о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,

при участии:

от ответчика – Кумаев А.В. (представитель по доверенности), после перерыва – Парфенов А.С.,

истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

УСТАНОВИЛ:

ООО производственно-коммерческая фирма «Вуд Экспорт» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ОАО «Российские железные дороги» в лице Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания филиал ОАО «РЖД» о взыскании неосновательного обогащения в размере 52 411 руб. 78 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 094 руб. 31 коп. за период 03.01.2017 г. по 31.05.2017 г.

Требования мотивирует тем, что в период август, октябрь, ноябрь, декабрь 2016 г. ответчиком при расчете сбора за подачу/уборку вагонов был применен коэффициент 1, 6, в то время как следовало применять коэффициент 1, 4.

С лицевого счет истца были списаны денежные средства по завышенному тарифу.

Разница в тарифе составляет неосновательное обогащение.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что постановлением главы администрации Хабаровского края от 10.02.1992 г. № 49 Ургальскому сельскому поселению (местонахождение железнодорожного пути необщего пользования истца, на который осуществлялась подача/уборка вагонов), предоставлено право ввести с 01.01.1992 г. районный коэффициент 1, 7 к заработной плате рабочих и служащих на всех отделениях Байкало-Амурской железной дороги.

В связи с чем, при сложении коэффициентов по правилам тарифного руководства к истцу должен быть применен повышающий коэффициент 1, 6.

Факт списания и сумму арифметически не оспаривает.

Заслушав ответчика, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «РЖД» (перевозчик) и ООО ПКФ «Вуд-Экспорт» (пользователь) заключен договор на подачу и уборку вагонов № 790 от 28.02.2008. В соответствии с указанным договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузка и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего к станции Этыркэн Дальневосточной железной дороги через стрелку № 103 локомотивом перевозчика.

Пользователь обязался оплачивать сбор за подачу и уборку вагонов согласно Тарифному руководству № 3 (далее ТУ № 3) с учетом индексации (п. 17 договора).

По накопительным ведомостям № 050901, 061003, 121001, 051106, 111201 ответчиком с лицевого счета истца были списаны денежные средства за подачу/уборку вагонов.

Ответчиком не оспаривается факт списания, его сумма.

Стороны спорят по коэффициенту, примененному ответчиком к тарифу.

Согласно п.2 ст. 784 ГК, общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно ст.25 УЖТ, в соответствии с договором перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза.

В силу положений ст.421 ГК, условия договора определяются по соглашению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Согласно п.2 ст. 790 ГК, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В отношении перевозок ж/д транспортом, порядок установления платы за перевозку определен в УЖТ и ФЗ «О ж/д транспорте».

Согласно ст. 2 УЖТ, ст. 8 ФЗ, плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.

Постановлением ФЭК от 19.06.2003 г. № 35/15 утверждено Тарифное руководство № 3, которым установлены размеры сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.

Согласно разделу 2.8. ТУ, на станциях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате и доплаты за работу в пустынных и безводных районах, в районах с особыми климатическими условиями, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к ставкам сборов за хранение, взвешивание, подачу и уборку вагонов, в том числе маневровую работу и пробег локомотивов в зависимости от установленных коэффициентов, применяются коэффициенты доплат к отдельным сборам, приведенные в таблице N 13 настоящего Тарифного руководства.

2.8.2. Коэффициент доплат к отдельным сборам по таблице N 13 настоящего Тарифного руководства определяется исходя из суммы, полученной от сложения действующих для данного места коэффициентов к заработной плате и доплат за работу в пустынных и безводных районах, в районах с особыми климатическими условиями, а также в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Например, при районном коэффициенте к заработной плате 1,2 и коэффициенте доплаты за работу в районе Крайнего Севера 1,8 сумма учитываемых коэффициентов составит: 1 + 0,2 + 0,8 = 2. В связи с чем коэффициент доплат к сборам по таблице N 13 настоящего Тарифного руководства равен 1,5.

Согласно ст.2 Закона № 4520-1 от 19.02.1993 г., перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Указанный перечень утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 г. № 12.

Согласно данному нормативному акту, Верхнебуреинский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Сервера.

Согласно ст. 10 Закона № 4520-1, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.11 Закона, лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 10 настоящего Закона для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.04.2006 г. № 216, до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со статьями 15 - 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.

Постановлением Госкомтруда СССР ВЦПС от 04.09.1969 г. № 380/П-18, в перечень районов, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,40 среди прочих включен Хабаровский край - сельские районы: Аяно-Майский, Верхнебуреинский (севернее 51 град. северной широты), Тугуро-Чумиканский; промышленные районы: имени Полины Осипенко и Ульчский; города: Николаевск - на - Амуре и Советская Гавань с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов.

Согласно Указу Президиума ВС СССР от 10.02.1960 г., общий размер выплачиваемых работнику надбавок во всех случаях не может быть выше: в районах Крайнего Севера 80 процентов заработка и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 50 процентов заработка,

Таким образом, 1 + 0, 4 (районный коэффициент) + 0, 5 (коэффициент доплаты за работу в районах Крайнего Севера) = 1, 9.

Следовательно, при расчетах с истцом должен применяться коэффициент, установленный в таблице № 13 в графе показателей от 1, 81 до 1, 9, этот коэффициент равен 1, 4.

Доводы ответчика о том, что постановлением главы администрации Хабаровского края от 10.02.1992 г. № 49 Ургальскому сельскому поселению (местонахождение железнодорожного пути необщего пользования истца, на который осуществлялась подача/уборка вагонов), предоставлено право ввести с 01.01.1992 г. районный коэффициент 1, 7 к заработной плате рабочих и служащих на всех отделениях Байкало-Амурской железной дороги, не могут служить основанием для отказа в иске.

Согласно ч.2 ст. 10 Закона № 4520-1, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Данный Закон от 19.02.1993 г., т.е. принят позднее постановления главы администрации Хабаровского края от 10.02.1992 г.

В постановлении имеется ссылка на Постановление Совмина РСФС от 04.02.1991 г.

Согласно п.13 Постановления Совмина, предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Таким образом, речь идет о расходных обязательствах предприятий.

В п.2 постановления главы администрации Хабаровского края от 10.02.1992 г. № 49 указано, что затраты осуществлять за счет средств предприятий Байкало-Амурской железной дороги.

Т.е. речь идет о повышающих коэффициентах для работников отдельных предприятий, которые и компенсируются указанными предприятиями (в данном случае РЖД).

В ТУ же речь идет о районных коэффициентах и доплатах к заработной плате ан федеральном уровне и всем работникам, независимо от ведомственной принадлежности.

Согласно ст. 1102 ГК, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Поскольку у ответчика отсутствовали правовые основания для применения коэффициента 1, 6, то излишне полученные им денежные средства являются его неосновательным обогащением.

В силу положений п.2 ст.1107 ГК, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

При таких обстоятельствах требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Понесенные истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295) в пользу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Вуд Экспорт» (ОГРН 1022700732317) в счет неосновательного обогащения – 52 411 руб. 78 коп., в счет процентов за пользование чужими денежными средствами – 2 094 руб. 31 коп., всего – 54 506 руб. 09 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме – 2 180 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Букина Е. А.