НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 03.08.2021 № А73-2690/2021

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-2690/2021

06 августа 2021 года

Резолютивная часть решения суда оглашена 03.08.2021г.

Арбитражный суд в составе судьи Бутковского А.В.

при ведении протокола секретарем Щеголевым Г.К.

рассмотрел в заседании суда дело по иску АО «ДГК»

к муниципальному образованию «Городской округ город Хабаровск» в лице УЭТИК

третьи лица Министерство ЖКХ Хабаровского края, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России

о взыскании 923955,65руб.

при участии

от истца: Демченко В.с. дов. от 06.08.2018г. №51/495, Щербина А.Н., дов. от 09.09.2020г. №51/257.

от ответчика: Баштанник А.С. дов. от 26.03.2021г. Красноборова Е.С. дов. от 19.04.2021г.

от ФГБУ «ЦЖКУ»: Меркурьева А.А. дов. от 01.01.2021г. №ЖСК1-21.

представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела с его участием уведомлен, согласно ст.156 АПК дело рассмотрено в отсутствие представителя данного лица.

АО «ДГК» (далее –– истец) обратилось в арбитражный суд к муниципальному образованию «Городской округ город Хабаровск» в лице УЭТИК (далее –– ответчик, муниципалитет) с иском о взыскании 923955,65руб. задолженности по возмещению разницы в тарифах на поставленную тепловую энергию за октябрь 2019г.

В порядке ст.51 АПК к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство ЖКХ Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ) и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее –– ФГБУ «ЦЖКУ».

В ходе рассмотрения дела представители истца иск поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям. Сослались на наличие убытков в виде невозмещенной разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в период с 07.10.2019г. по 17.10.2019г. При этом подтвердили, что расчет размера убытков производился по ряду МКД расчетным способом при наличии введенных в эксплуатацию и принятых к коммерческому учету показаний ОДПУ.

Представители ответчика возражали против иска, сослались на то, что определение средств субсидий на возмещение убытков истца производилось в соответствии с  «Порядком расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению», утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 №35-пр. Кроме того, сослались на то, что возмещение убытков истцу при наличии доказательств реального объема потребленной тепловой энергии, определенного по показаниям ОДПУ, должно производиться исходя из этого реального объема поставленного ресурса, а не использовавшихся в расчетах истца с ФГБУ «ЦЖКУ» расчетных данных (по нормативу, подробнее ниже). Исходя из реальных данных по поставленному ресурсу, обязанность по дополнительному возмещению разницы в тарифах за октябрь 2019г. отсутствует.

Судом отклонено ходатайство муниципалитета о привлечении в качестве соответчика к участию в деле Министерства ЖКХ края, поскольку суду не представлены доказательства недофинансирования муниципалитета в заявленный период согласно Порядку №35-пр.

Министерством ЖКХ края даны пояснения об объемах финансирования муниципалитета по возмещению разницы в тарифах на тепло за 2019 год, представлены доказательства полного исполнения заявок муниципалитета на указанные цели, что сторонами не оспаривается.

Представителем ФГБУ «ЦЖКУ» даны пояснения о расчетах с истцом в спорный период, подтверждены расчеты по социальному (пониженному) тарифу.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ

Истец является гарантирующим поставщиком по тепловой энергии в отношении МКД, расположенных в Волочаевском городке г.Хабаровска по адресам ул.Подгаева д.1, д.1а, д.2, д.2а, д.3, д.3а, д.4, д.4а, д.6, д.6а., д.8, д.8а, управление которыми в порядке ст.161, 162 ЖК осуществляет и осуществлял в октябре 2019г. ФГБУ «ЦЖКУ» (договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ №3-УЖФ/ВВО-1 от 26.09.2017г.). Взаимоотношения по поставке тепловой энергии между указанными лицами были урегулированы договором №3/105214/6813 от 09.01.2019г. (впоследствии перезаключен), определяющим условия поставки тепловой энергии в целях обеспечения жилых домов, включая тепловую энергию на содержание общего имущества МКД.

Расчеты за потребляемую тепловую энергию производились по тарифу 2286,74руб./Гкал без учета НДС, установленному постановлением Губернатора Хабаровского края от 10.10.2018 №85 с учетом постановления №61 от 29.07.2019г.

При этом постановлением от 14.12.2018г. №38/7 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для потребителей истца на 2019 год (с учетом последующих изменений), в сумме 3057,05руб./Гкал (без учета НДС).

Обращение в суд связано с тем, что разница в тарифах за объем тепловой энергии, поставленный истцом в период с 07.10.2019г. по 17.10.2019г. в целях теплоснабжения указанных МКД, ему не возмещена.

При этом отпуск тепловой энергии с 07.10.2019г. начат истцом в связи с принятием постановления администрации города от 02.10.2019 №3269 о начале 07.10.2019 отопительного сезона для потребителей жилищного фонда.

Согласно ст. 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 г. N 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» (далее –– Закон №222), возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 3 Закона Хабаровского края от 31.12.2007г. №150 «О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее –– Закон №150), органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.

Во исполнение ст.3 Закона №150 принято Постановление Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 №35-пр «О компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - постановление №35-пр), которым утверждены «Порядок расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее –– Порядок №35-пр) и «Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета на компенсацию организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению» (далее - Порядок предоставления субвенций).

Согласно п. 2.4 Порядка предоставления субвенций одним из условий предоставления субвенций из краевого бюджета в местный бюджет является наличие установленного муниципальным нормативным правовым актом соответствующего порядка предоставления субсидий на компенсацию убытков, соответствующего общим требованиям к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий.

В спорный период на территории городского округа отношения по возмещению соответствующих недополученных доходов регулировались «Порядками предоставления организациям, осуществляющим производство и (или) передачу, и (или) сбыт тепловой энергии населению, субсидий на возмещение убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению», утвержденными постановлениями администрации города Хабаровска от 18.05.2017г. №1617, от 01.07.2019г. №2089 (далее соответственно –– Порядок №1617 и Порядок №2089).

На основании указанных Порядков №1617 и №2089 сторонами были заключены соглашения о предоставлении субсидий на компенсацию убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению от 24.01.2019 № З-ТЕП-2019 (с учетом дополнительных соглашений от 09.07.2019 б/н, от 26.08.2019 №2. от 20.09.2019 №3) и от 24.01.2020 №З-ТЕП-2020 (в редакции дополнительного соглашения № 1) (далее - Соглашения).

Согласно пунктам 1.1, 3.1.2, 4.1.1 соглашений субсидии предоставляют в целях возмещения недополученных доходов истца, связанных с производством (реализацией), ответчик обязуется обеспечить предоставление субсидии в соответствии с разд.3 соглашений, а истец обязуется предоставить документы, подтверждающие факт произведенных истцом неполученных доходов.

Истцом представлены доказательства направления ответчику информации по форме №22-ЖКХ за октябрь-декабрь 2019года. Однако, по утверждению истца, в полном объеме потери истца за октябрь 2019г. возмещены не были.

Из расчета истца следует, что при заявленном им объеме отпущенной тепловой энергии по указанным МКД за октябрь 2019г. 3832,721Гкал (2998,652Гкал отопление, 834,069Гкал горячее водоснабжение) и разнице в тарифах 770,31руб./Гкал (3057,05руб./Гкал – 2286,74руб.\Гкал) общая потребность в возмещении за октябрь 2019г. составляет 2952383,31руб. (770,31руб./Гкал х 3832,721Гкал).

Поскольку возмещено муниципалитетом за октябрь 2019г. только 2028421,63руб., остаток задолженности составляет 923955,65руб.

Истец направил претензию от 29.10.2020 №152-03.35/18372, затем обратился в суд.

В ходе рассмотрения дела ответчик привел доводы о том, что всего за 2019 год истцу было выплачено 25.045.829,34руб. средств на возмещение выпадающих доходов от поставок тепловой энергии по сниженному тарифу, дополнительно в 2020г. было выплачено 9.035.445,89руб. Дополнительно Министерством ЖКХ края предоставлена информация о том, что за 2019г. все заявки муниципалитета по г.Хабаровску закрыты, финансирование в форме субвенций (с учетом дополнительного финансирования 2020г.) произведено на сумму 36.532.225,52руб., по состоянию на 01.01.2021г. задолженности перед истцом не числится (начисления по РСО, отпускающих ресурсы по регулируемому тарифу).

В отношении требований истца о взыскании выпадающих доходов за объем тепа, отпущенный в период с 07.10.2019г. по 17.10.2019г. ответчиком привел следующие возражения.

Порядками №1617 (п.2.1.3), №2089 (2.9) предусмотрено, что размер фактической суммы возмещения убытков рассчитывается в соответствии с Порядком №35-пр.

При этом в силу п.3.1.1, 3.1.2 Порядка №35-пр расчет фактической суммы компенсации (возмещения) убытков i-ой организации от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления (Ufit), а также на горячее водоснабжение (Ufigvs), производится по формулам:

Ufit = (Te - Tp) x Ot,

где:

Te - установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (рублей за 1 Гкал без НДС);

Tp - предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения, установленный на текущий год (рублей за 1 Гкал без НДС);

Ot - количество тепловой энергии, отпущенной населению на отопление (Гкал);

Ufigvs = (Te - Tp) x Ogvs,

где:

Te - установленный экономически обоснованный тариф на тепловую энергию (рублей за 1 Гкал без НДС);

Tp - предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения, установленный на текущий год (рублей за 1 Гкал без НДС);

Ogvs - количество тепловой энергии, отпущенной населению на горячее водоснабжение (Гкал).

При этом согласно п.3.2.1[1] Порядка №35-пр расчет фактической суммы возмещения организациям убытков от применения регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению для отопления, производится за период начинающийся со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8°С, но не ранее дня начала отопительного периода, устанавливаемого уполномоченным органом.

Ответчик считает, что поскольку в 2019 году пятидневный период, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха установилась ниже 8°С, начался 17.10.2019г. (информация ФГБУ «Дальневосточное УГМС» от 01.11.2019г. №13.2-7/1411, от 30.09.2019г. №13.2-07/1406), убытки истца за тепловую энергию, поставленную за предыдущий по отношению к 17.10.2019г. период, в соответствии с п.3.2.1[1] Порядка №35-пр не подлежали возмещению.

Соответственно, истцу возмещены только потери от разницы в тарифах, рассчитанные исходя из объема отпущенного в период с 17.10.2019г. по 31.10.2019г тепла (2633,261Гкал, в том числе 1799,191Гкал отопление, 834,069Гкал горячая вода) на общую сумму за октябрь 2019г. 2028421,63руб. Использование указанного объема отпуска тепловой энергии произведено на основании данных, представленных истцом.

В ходе рассмотрения дела дополнительно выяснилось, что фактический отпуск теплового ресурса на МКД по ул.Подгаева д.1, д.1а, д.2, д.2а, д.3, д.3а, д.4, д.4а, д.6, д.6а., д.8, д.8а, в октябре 2019г., рассчитанный в том числе на основании показаний ОДПУ по МКД по ул.Подгаева д.1 (2 тепловых пункта), д.1а, д.2, д.2а, д.3, д.3а, д.4, д.4а, д.6а, д.8, д.8а, произведен в общем объеме не 3832,721Гкал, а 2023,249Гкал. (с учетом того, что ОДПУ по ул.Подгаева, 6 не принят к коммерческому учету, в расчет по этому МКД объем включен по нормативу, что сторонами не оспаривается).

Разница в объемах сложилась в результате того, что расчет суммы компенсации выпадающих доходов за октябрь 2019г. производился истцом по МКД ул.Подгаева д.2а, д.3, д.3а, д.4, д.4а, д.6а, д.8, д.8а не по показаниям ОДПУ, а по нормативам потребления (расчетным способом) ввиду не представления ФГБУ «ЦЖКУ» соответствующих отчетов о теплопотреблении за октябрь 2019г. (с чем было связано полное удовлетворение иска истца к ФГБУ «ЦЖКУ» о взыскании долга за поставленную тепловую энергию за октябрь 2019г. по делу №А73-25279/2019).

Между тем, обе стороны в настоящем деле представили отчеты о теплопотреблении в теплофикационной воде по всем перечисленным МКД за октябрь 2019г. Сторонами не оспаривается введение на спорный период соответствующих ОДПУ в эксплуатацию и принятие их в целях коммерческого учета тепловой энергии в соответствии с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. №1034 (далее –– Правила коммерческого учета; кроме ОДПУ по ул.Подгаева, 6, что, как уже сказано, учтено в расчете фактического отпуска).

Письмом Министерства ЖКХ края от 19.05.2021г. исх.№6790 даны разъяснения о применении Порядка №35-пр в части того, что при расчетах размера компенсации убытков от применения регулируемых тарифов необходимо учитывать объект тепловой энергии, подтвержденный отчетом о теплопотреблении.

Суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

При квалификации спорных правоотношений суд исходит из практики АС ДВО, отраженной в постановлениях №Ф03-3169/2021 от 01.07.2021г., а также №Ф03-2613/2021, №Ф03-2466/2021, №Ф03-2338/2021 от 22.06.2021г., расценивающей правоотношения по возмещению потерь коммерческих организаций от оказания услуг по регулируемым тарифам как неделиктные обязательственные.

В силу части 1 ст.8 ГК гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе (статья 307 ГК).

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии. Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных Законом о теплоснабжении, в том числе принципов обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (статьи 7, 8 Закона о теплоснабжении).

Частью 13 ст.10 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с Законом о теплоснабжении, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается.

В соответствии с частью 14 ст.10 Закона о теплоснабжении наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.

Обязанность по компенсации связанной с межтарифной разницей между экономически обоснованными тарифами и тарифами для расчета с населением за поставленную тепловую энергию возникла вследствие установления льготного тарифа на коммунальные ресурсы, поставляемые истцом, обусловлена общими обязательственными нормами гражданского права, а не вследствие причинения вреда (деликта).

Требование о взыскании межтарифной разницы является универсальным способом защиты нарушенного права и наличие установленного законом механизма по возмещению неполученных доходов ресурсоснабжающей организации, оказывающей услуги для определенной группы потребителей по льготному тарифу, в виде субсидирования, гарантирует ресурсоснабжающей организации возмещение финансовых потерь, связанных с применением мер государственного регулирования.

Указанная межтарифная разница, принимая во внимание принципы тарифообразования (включение только обоснованных расходов в необходимую валовую выручку регулируемой организации) и установленные законодательством полномочия регулирующих органов по установлению «льготного» тарифа для населения, по существу признается реальными расходами компании, понесенными при производстве теплоносителя и доставке его до населения, не компенсированными ей в связи с установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного.

Исходя из общего подхода к правовой природе такой компенсации, высказанного в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 №87 (далее - постановление №87), в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 №2-П, возникший в результате межтарифной разницы ущерб, являясь прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), гарантировано компенсируется ресурсоснабжающим организациям в виде выпадающих доходов, путем исполнения публично-правовым образованием установленного законом обязательства, возникшего как в связи с заключением уполномоченным органом и ресурсоснабжающей организацией соглашения о предоставлении субсидии, так и в отсутствие такового.

При этом правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии, регулируются как нормами БК РФ (в силу субъектного состава одного из участников правоотношений), так и общими положениями ГК РФ.

В силу ст.78 БК субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со ст.157.1 ЖК не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ.

По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (п.3 Постановления №87).

Согласно части 1 ст.78.1 БК в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Как уже отмечено, механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом №222, а обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в Законом №150.

В соответствии с п.2.1, 2.2 Порядка №35-пр органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в Министерство ЖКХ края расчет объема средств на возмещение убытков. Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.

Как уже отмечено, расчеты по начислениям на компенсацию соответствующих потерь в период 2019г., направляемые муниципалитетом в Министерство ЖХК края не включали потери истца за период с 07.10.2019г. по 17.10.2019г. При этом решение о начале отопительного сезона с 07.10.2019г., а не с 17.10.2019г., вызвавшее начало отпуска тепловой энергии с 07.10.2019г., принято администрацией города Хабаровска, а не органами государственного управления Хабаровского края.

На основании изложенного, осуществив в спорный период деятельность по теплоснабжению населения по установленным льготным тарифам, истец вправе требовать с соответствующего органа местного самоуправления компенсации финансовых потерь истца, что является денежным обязательством ответчика.

Судом не принимается довод ответчика о том, что истец не имеет право на компенсацию потерь в период до даты, когда согласно п.3.2.1[1] Порядка №35-пр начинает производиться расчет компенсации (до 17.10.2019г.).

Принятие муниципалитетом решения, вызвавшего увеличение периода отпуска истцом ресурса по регулируемым тарифам (более раннее начало отопительного сезона), дает истцу право на компенсацию соответствующих выпадающих доходов (их увеличения), что соответствует приведенным выше положениям Закона о теплоснабжении, постановления №87, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 №2-П.

Соответственно при наличии доказательств того, что в результате указанного решения муниципалитета истец отпустил дополнительный объем коммунального ресурса по регулируемым тарифам, иск будет обоснован.

Однако, как отмечено выше, истцом не доказано, что незаконный отказ муниципалитета в компенсации отпуска тепловой энергии за период с 07.10.2019г. по 17.10.2019г. повлек причинение истцу реальных убытков.

В силу части 1 ст.393 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК (часть 2 ст.393 ГК).

Согласно части 2 ст.15 ГК под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Согласно ст.65 АПК каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно части 2 статьи 9 АПК РФ, каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право предоставлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с предоставлением доказательств.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Как следует из положений ст.19 Закона о теплоснабжении, Правил коммерческого учета, по общему правилу коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.

Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается только в прямо определенных законом случаях, в том числе в случае нарушения установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (п.3 части 3 ст.19 Закона о теплоснабжении, п/п. «в» п.31 Правил коммерческого учета).

То обстоятельство, что в отношениях с ФГБУ «ЦЖКУ» истец в октябре 2019г. определял объем отпущенной тепловой энергии расчетным путем ввиду непредставления абонентом показаний приборов учета (ОДПУ), не дает оснований для применения данного метода определения объема отпущенного ресурса в рассматриваемом деле.

Как уже сказано, такие показания имеются у сторон и в материалах судебного дела (отчеты о теплопотреблении представлены в дело в том числе самим истцом), сомнения в достоверности данных ОДПУ (ввод в эксплуатацию, допуск к коммерческому учету, помимо ОДПУ МКД по Подгаева, 6, отмеченного выше) у сторон отсутствуют.

Соответственно использование расчетного метода определения объема тепловой энергии, отпущенной в октябре 2019г., при расчете компенсации от разницы в тарифах, по существу приведет к оплате за счет бюджетных средств не поставленного коммунального ресурса и нарушению приведенных выше пунктов 3.1.1 и .3.1.2 порядка №35-пр.

Как уже сказано, ответчику предоставлена компенсация за октябрь 2019г. на сумму 2028421,63руб., рассчитанная из объема отпущенного ресурса 2633,261Гкал, тогда как с учетом показаний ОДПУ реальный отпуск тепловой энергии за октябрь по вышеперечисленным МКД не превысил 2023,249Гкал.

То есть реальные убытки при заявленных истцом обстоятельствах у него отсутствуют, что исключает удовлетворение иска.

Согласно ст.110 АПК расходы истца по уплате государственной пошлины относятся на него.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения  в законную силу, если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                       А.В.Бутковский