НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Хабаровского края от 02.10.2019 № А73-14212/19

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-14212/2019

10 октября 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 02.10.2019 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Ступиной,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АББАТ ФИНАНС»

об оспаривании постановления Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 09.07.2019г. № 19-13878/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-19-13878.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя – руководитель Кобзарь Д.Н.;

от административного органа – Черненко М.Е. по доверенности от 29.07.2019 №27 АА 1393455.

Сущность спора: Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АББАТ ФИНАНС»(далее – общество, ООО МКК «АББАТ ФИНАНС», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – заявитель, Дальневосточное ГУ Банка России, административный орган) от 09.07.2019 № 19-13878/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-19-13878, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 9 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного органа с доводами заявителя не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, полагает, что оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

 В судебном заседании, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), объявлялся перерыв с 25.09.2019 до 14 часов 10 минут 02.10.2019.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со статьей 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций (далее - НФО), направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры.

Банком России по результатам проверки представления отчетности некредитными финансовыми организациями установлено, что некредитная финансовая организация ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» не представила годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2018 год (далее - Отчет) в нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и Указания Банка России от 24.05.2017 № 4383-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями, порядке и сроках раскрытия бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения микрофинансовой компании» (далее - Указание Банка России от 24.05.2017 №4383-У).

В этой связи в адрес ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» было направлено предписание от 07.05.2019 № Т128-99-2/20224 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации и необходимости представления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - Отчетность), установленной в пункте 6 Указания Банка России от 24.05.2017 № 4383-У, по состоянию на 31.12.2018, в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения Предписания Банка России.

Предписание было размещено в личном кабинете общества 07.05.2019, и считается полученным 08.05.2019. Соответственно, ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» надлежало представить в Банк России отчетность по состоянию на 31.12.2018 не позднее 17.05.2019.

По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за выполнением Предписания Банка России, установлено, что отчетность в Банк России в установленный срок не представлена.

24.06.2019 года  должностным лицом Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного ГУ Банка России по факту невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России в отношении ООО МКК «АББАТ ФИНАНС», в присутствии директора общества Кобзаря Д.Н., составлен протокол № ТУ-08-ЮЛ-197-13878/1020-1 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 9 статьи 19.5. КоАП РФ.

Определением от 27.06.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 09.07.2019 в 11-00 по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 42.

Уведомление о  времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении направлено в адрес ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» телеграфом 28.06.2019 и согласно отчету о доставке телеграммы вручено директору Кобзарю Д.Н. 03.07.2019г.

09.07.2019 заместителем управляющего Отделением по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Соколовым П.С. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № ТУ-08-ЮЛ-19-13878 вынесено постановление № 19-13878/3110-1, которым ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В силу частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовые организации обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Форма, сроки, порядок составления и представления отчетности и иных документов и информации микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями устанавливаются нормативным актом Банка России.

 Пунктом 6 Указания Банка России от 24.05.2017 № 4383-У предусмотрено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность микрофинансовой организации представляется в Банк России в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.

Согласно Указанию Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» электронные документы (информация), в том числе требования (предписания) Банка России, направляются Банком России поднадзорным организациям путем размещения в личных кабинетах.

Электронный документ Банка России считается полученным поднадзорной организацией по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.

Как следует из материалов дела, по результатам проверочных мероприятий Банком России установлено, что в нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и пункта 6 Указания Банка России № 4383-У от 24.05.2017  ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» не представило годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2018 год.

В этой связи Банком России в адрес общества было направлено предписание от 07.05.2019 № Т128-99-2/20224 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации и необходимости представления отчетности за 2018 год в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения Предписания.

Предписание Банка России было размещено в личном кабинете общества 07.05.2019 и считается полученным 08.05.2019. Соответственно, ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» надлежало представить в Банк России отчетность по состоянию на 31.12.2018 не позднее 17.05.2019.

По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления контроля за выполнением Предписания Банка России, установлено, что отчетность в Банк России в установленный срок не представлена, в связи с чем, в адрес общества было направлено уведомление от 21.05.2019 № Т128-99-2/24287 о не снятии предписания с контроля.

Во исполнение Предписания Банка России годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2018 год была представлена ООО МКК «АББАТ ФИНАНС» в Банк России 28.05.2019 (вх. № ТР-2019-01884650), после чего в адрес общества было направлено уведомление от 04.06.2019 № Т128-99-2/29915 о снятии предписания с контроля.

При таких обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Факт рассматриваемого административного правонарушения нашел свое подтверждение в судебном заседании, а также подтверждается содержанием самой жалобы ООО МКК «АББТ ФИНАНС» и пояснениями представителя общества в судебном заседании, из которых следует, что несвоевременное представление в Банк России отчетности за 2018 год было связано с трудностями, возникшими при загрузке документа в личный кабинет Банка России, в то же время, организацией предпринимались попытки направления годовой отчетности до получения Предписания, фактически предписание было исполнено до получения уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество имело возможность своевременно исполнить требования, содержащиеся в предписании (доказательств иного не представлено), но не приняло соответствующих достаточных мер для недопущения правонарушения, следовательно, наличие в его действиях вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, является доказанным. Доказательств невозможности исполнения в установленный срок требований предписания Банка России по каким-либо объективным, независящим от воли организации причинам, заявителем не представлено.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств  заявителем не представлено.

Также суд не находит оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение, поскольку часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ исключает возможность  замены административного штрафа предупреждением при привлечении к административной ответственности  по статье 19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем,  суд полагает возможным изменить постановление административного органа в части назначенного обществу административного наказания, руководствуясь следующим.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Между тем, частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

Согласно оспариваемому постановлению от 09.07.2019общество подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 рублей, в переделах санкции, установленной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

Суд, исходя из обстоятельств дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, сложное финансовое положение организации, что подтверждается представленными документами (сведениями об открытых банковских счетах налогоплательщика от 27.09.2019, налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций от 14.07.2019, бухгалтерским балансом на 30.06.2019, отчетом о финансовых результатах за январь – июнь 2019 г., выпиской операций по лицевому счету за период с 01.01.2019 по 23.09.2019) считает возможным изменить оспариваемое постановление, снизив размер назначенного штрафа до 250 000 рублей, что, по мнению суда,  отвечает целям наказания, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Отделения по Хабаровскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 09.07.2019г. № 19-13878/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «АББАТ ФИНАНС», изменить, снизив размер административного штрафа  до 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья                                                                                          Ж.Г. Шестак