НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Севастополя от 17.10.2023 № А84-4724/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Л. Павличенко ул., д. 5, Севастополь, 299011, www.sevastopol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Севастополь

24 октября 2023 года дело № А84-4724/2022

Резолютивная часть решения оглашена 17.10.2023.

Решение в полном объёме изготовлено 24.10.2023.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Погребняка А.С., при ведении протокола судебного заседания секретарём Филлиповой А.В., рассмотрев дело

по иску Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Севастополь)

к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г.Севастополь)

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора:

Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя и лесного хозяйства» (г.Севастополь, г.Инкерман; ОГРН <***>, ИНН <***>),

Общества с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан» (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>);

Акционерного общества «ВАД» (<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>).

о понуждении к выполнению действий

при участии в судебном заседании:

от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя: ФИО1 – представитель по доверенности;

от Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя: не явился;

от третьих лиц: не явились;

УСТАНОВИЛ:

Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя обратился в суд с иском к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя о понуждении к выполнению компенсационных мероприятий, предусмотренных разрешением № 9 от 10.04.2018 на добывание можжевельника дельтовидного - высадить в Мекензиевском участковом лесничестве (кв.59 выд44) 3 062 экземпляра можжевельника дельтовидного (м.колючего, м.красноплодного) и обеспечить уход за посадками до обеспечения их приживаемости, согласно Проекту компенсационных мероприятий, разработанному ГАУ «Севастопольский лесхоз».

Определением суда от 28.07.2022 исковое заявление было принято к рассмотрению.

От ответчика поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому Департамент проводит компенсационные мероприятия по воспроизводству объектов животного и (или) растительного мира в соответствии с Проектом компенсационных мероприятий, разработанным ГАУ «Севастопольский лесхоз» (на основании Соглашения о намерениях от 14.02.2018), срок начала компенсационных мероприятий и срок их окончания Разрешением не установлен; разрешение содержит условие, позволяющие определить срок исполнения Департаментом обязательства.

По мнению ответчика, исполнение обязательства должно начаться с момента предоставления Департаменту Проекта компенсационных мероприятий, разработанного ГАУ «Севастопольский лесхоз».

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 20.12.2022 года по делу № А84-4724/2022 суд обязал Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя выполнить компенсационные мероприятия, предусмотренные разрешением № 9 от 10.04.2018 на добывание можжевельника дельтовидного, а именно: высадить в Мекензиевском участковом лесничестве (квартал 59 выдел 44) 3 062 экземпляра можжевельника дельтовидного (можжевельника колючего, можжевельника красноплодного), а также обеспечить уход за посадками до их приживаемости, согласно Проекту компенсационных мероприятий, разработанного ГАУ «Севастопольский лесхоз».

Решение вступило в законную силу.

На основании решения суда по данному делу взыскателю выдан исполнительный лист ФС № 042599625 от 03.03.2023.

Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ГУ ФССП России по Республике Крым и г. Севастополю 14.04.2023 возбуждено исполнительное производство № 65179/23/82001-ИП, установлен срок для добровольного исполнения Департаментом решения суда - 5 дней с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

22.05.2023 в суд поступило заявление ответчика о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта на срок 2 года.

Определением суда от 15.06.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2023 заявление Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда города Севастополя 20.12.2022 по делу оставлено без удовлетворения.

10.07.2023 от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя поступило заявление о прекращении исполнительного производства по исполнению решения суда по делу.

Определением суда от 04.09.2023 заявление Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры о прекращении исполнительного производства № 65179/23/82001-ИП по исполнению решения Арбитражного суда города Севастополя 20.12.2022 по делу № А84-4724/2022 оставлено без удовлетворения.

12.09.2023 от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя поступило заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

Определением суда от 19.09.2023 назначено судебное заседание по рассмотрению заявления.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 11.10.2023 заявление Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Арбитражного суда города Севастополя от 20.12.2022 по делу № А84-4724/2022 удовлетворено, решение Арбитражного суда города Севастополя от 20.12.2022 по делу № А84-4724/2022 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, назначено судебное разбирательство по делу.

Изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Приказом Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзора) от 11.05.2016 № 66 «Об утверждении Перечней (списков) объектов животного и растительного мира, грибов, занесенных в Красную, книгу города Севастополя» утвержден, Перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя среди которых под № 4 указан можжевельник дельтовидный («М. красноплодный», М. колючий).

Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя для реализации объекта федеральной целевой программы «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь - Феодосия - Белогорск - Симферополь - Бахчисарай – Севастополь, Км 253+500 - км 269+300, г. Севастополь» Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя (далее - Департамент транспорта) выдано разрешение №9 от 10.04.2018 на добывание можжевельника дельтовидного (м. красноплодного, м. колючего) в количестве 1531 экз. (далее - разрешение № 9 от 10.04.2018),

В соответствии с заявлением о выдаче разрешения и материалами Департамента транспорта, обосновывающими необходимость добывания объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя (письмо Департамента транспорта от 30.03.2018 № 795/33-03/2-16/18) условиями разрешения № 9 от 10,04.2018, объем и характер компенсационных мероприятий предусмотрены в виде посадки в Мекензиевском участковом лесничестве (кв. 59 выд. 44) можжевельника дельтовидного (м. колючего, м. красноплодного) в количестве 3062 экземпляра и уход за посадками до обеспечения их приживаемости, согласно Проекту компенсационных мероприятий, разработанному ГАУ «Севастопольский лесхоз» (далее - компенсационные мероприятия).

Компенсационные мероприятия Департаментом транспорта выполнены не были.

Согласно претензии Севприроднадзора от 14.04.2022 № 1354/01-22-01-48/03/22, направленной ответчику, необходимо в десятидневный срок со дня получения данной претензии выполнить компенсационные мероприятия.

В ответе на претензию Департамент транспорта указал, что планирует выполнить компенсационные мероприятия в рамках договора с ГАУ Севастопольский лесхоз» (далее - Договор). Срок выполнения компенсационных мероприятий согласно Договора до декабря 2023 года. При этом, заключенный Договор истцу предоставлен не был.

Распоряжением Правительства Севастополя от 25.12.2022 № 212-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 19.08.2021 № 140-РП «О создании Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Севастопольский лесхоз» путем изменения типа существующего Государственного автономного учреждения «Севастопольский лесхоз» создано Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя и лесного хозяйства».

Договор на выполнение компенсационных мероприятий с указанным юридическим лицом истцу также не представлен.

Истец указал, что Департаментом транспорта компенсационные мероприятия не выполнены.

Согласно данных искового заявления, Департаментом транспорта в нарушение условий разрешения № 9 от 10.04.2018 совершено бездействие, которое может привести к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, занесенных в Красную книгу города Севастополя и не занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в связи с чем, просил понудить Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя выполнить компенсационные мероприятия, предусмотренные разрешением №9 от 10.04.2018 на добывание можжевельника дельтовидного - высадить в Мекензиевском участковом лесничестве (кв. 59 выд. 44) 3062 экземпляра можжевельника дельтовидного (м. колючего, м. красноплодного) и обеспечить уход за посадками до обеспечения их приживаемости, согласно Проекту компенсационных мероприятий, разработанному ГАУ «Севастопольский лесхоз».

В отзыве на иск Департамент указал на то, что проводит компенсационные мероприятия по воспроизводству объектов животного и (или) растительного мира в соответствии с Проектом компенсационных мероприятий, разработанным ГАУ «Севастопольский лесхоз» (на основании Соглашения о намерениях от 14.02.2018), срок начала компенсационных мероприятий и срок их окончания Разрешением не установлен; разрешение содержит условие, позволяющие определить срок исполнения Департаментом обязательства.

По мнению ответчика, исполнение обязательства должно начаться с момента предоставления Департаменту Проекта компенсационных мероприятий, разработанного ГАУ «Севастопольский лесхоз».

Письмом от 28.04.2022 № 1802/01-12-03.3-08/03/22 Департамент проинформировал Севприроднадзор о планах провести компенсационные мероприятия в срок до декабря 2023 года, при этом, компенсационные мероприятия должны быть проведены исключительно в соответствии с Проектом компенсационных мероприятий, разработанным ГАУ «Севастопольский лесхоз».

Письмом от 24.06.2022 № 3250/01-12-03.3-11702/22, направленным в ГКУ «Севастопольский лесхоз», Департамент просил предоставить ему Проект компенсационных мероприятий.

Письмом от 05.07.2022 ГКУ «Севастопольское лесничество» рекомендовало обратиться к разработчику проекта компенсационных мероприятий - ГБУ Севастополя «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства».

Согласно Распоряжениям Правительства Севастополя от 19.08.2021 № 140-РП, № 212-РП от 25.12.2021 ГАУ «Севастопольский лесхоз», путем изменения типа существующего учреждения, было преобразовано в ГБУ Севастополя «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства».

Письмом от 20.07.2022 № 3791/01-12-03.3-11/02/22 направленным в ГБУ Севастополя «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства», Департамент просил предоставить Проект компенсационных мероприятий.

Письмом от 28.07.2022 № 645 ГБУ Севастополя «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства» сообщило об отсутствии Проекта компенсационных мероприятий.

Согласно пояснениям ГБУ города Севастополя «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя и лесного хозяйства», 22.01.2018 года между ГАУ «Севастопольский лесхоз» (подрядчик) и ООО «Проектный институт «Геоплан» (заказчик) был заключен договор №2/1/2018, в соответствии с условиями которого подрядчик принял на себя обязательства по разработке проекта компенсационных мероприятий на земельном участке, находящемся в Мекензиевском участковом лесничестве - квартал 59, выдел 44, общей площадью 0.6 га, проводимых в результате изъятия растений, занесенных в Красную книгу г. Севастополя, а именно: можжевельника Дельтовидного - в количестве 3062 шт.; ГАУ «Севастопольский лесхоз» надлежащим образом выполнило обязательства по договору № 2/1/2018 от 22.01.2018 и передало заказчику результат выполненных работ - Проект компенсационных мероприятий в двух экземплярах в бумажном виде в соответствии с п.п. 1.3, 1.5 и 4.2 договора.

Как указано в пояснениях, в ГБУ Севастополя «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства» проект компенсационных мероприятий, разработанный в соответствии с условиями договора №2/1/2018 от 22.01.2018, отсутствует, так как оба экземпляра на бумажном носителе были переданы заказчику работ - Обществу с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан» согласно п. 1.4 договора №2/1/201 8 от 22.01.2018.

Согласно письму от 09.01.2018, ООО «Проектный институт «Геоплан» выполняет комплекс работ по обследованию зеленых насаждений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу города Севастополя, расположенных на территории города федерального значения Севастополь с определением количественных и качественных характеристик по данному объекту на основании договора от 05.12.2017 № 129/2017, заключенного с АО «ВАД».

Из содержания дополнительных пояснений Севприроднадзора усматривается, что в период 2017 года, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя и АО «Вад» заключили государственный контракт по выполнению работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорс к- Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 253-500-км 269+300, г. Севастополь от 09.11.2017 года.

В свою очередь, АО «Вад» и ООО «Проектный институт «Геоплан» в рамках исполнения обязательств по договору № 129/2017 от 05.12.2017 выполнили комплекс работ по обследованию зеленых насаждений, занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу Севастополя.

22.01.2018 года между ГАУ «Севастопольский лесхоз» (подрядчик) и ООО «Проектный институт «Геоплан» (заказчик) был заключен договор №2/1/2018, в соответствии с условиями которого, подрядчик принял на себя обязательства по разработке проекта компенсационных мероприятий на земельном участке, находящемся в Мекензиевском участковом лесничестве - квартал 59, выдел 44, общей площадью 0.6 га, проводимых в результате изъятия растений^, занесенных в Красную книгу г. Севастополя, а именно: можжевельника Дельтовидного - в количестве 3062 шт., а заказчик - принять и оплатить работы в порядке и на условиях, предусмотренных договором.

ГАУ «Севастопольский лесхоз» надлежащим образом выполнило обязательства по договору №2/1/2018 от 22.01.2018 г. и передало заказчику результат выполненных работ - Проект компенсационных мероприятий в двух экземплярах в бумажном виде в соответствии с п.п. 1.3, 1.5 и 4.2 договора.

ГАУ «Севастопольский лесхоз» переименовано в Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя и лесного хозяйства» в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 25.12.2021 № 212-РП «О внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 19.08.2021 № 140-РП «О создании Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Севастопольский лесхоз» путем изменения типа существующего Государственного автономного учреждения «Севастопольский лесхоз».

В дальнейшем, между ГАУ «Севастопольский лесхоз» и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя 14.02.2018 заключено соглашение о намерениях по заключению договора о проведении комплекса компенсационных мероприятий, проводимых вследствие сноса зелёных насаждений, занесенных в Красную книгу города Севастополя, произрастающих на территории земельного участка, отведенного под «Строительство и реконструкции автомобильной дороги Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай - Севастополь, км 256-500-км 269+300», в частности можжевельника колючего (дельтовидного).

Приказом Севприроднадзора от 22.03.2017 № 66 утвержден Административный регламент Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзора) по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на добывание (изъятие) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя, за исключением объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации/и водных биологических ресурсов".

На основании Административного регламента, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя с направил в адрес Севприроднадзора заявление с приложением сопроводительного письма от 30.03.2018 № 79(4)5/33-03/2-16/18 о выдаче разрешения на добывание (изъятие) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя за исключением объектов животного растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, и водных биологических ресурсов с приложением описи материалов, прилагаемых к заявлению Дептранса исх. № 795/33-09/2-16/18 от 30.08.2018 о выдаче разрешения на добывание (изъятие) животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя за исключением, видов, занесенных в Красную книгу РФ (материалы описи).

Согласно п. 3 Материалов описи в адрес Департамента от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя представлена копия проекта компенсационных мероприятий с расчетом стоимости в 1 экз. на 38 л. с приложением электронной версии документов на можжевельник дельтовидный (колючий) в количестве 3062.

В результате оказания Административной услуги, Департамент от 10.04.2018 № 9 выдал разрешение на добывание (изъятие) объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу города Севастополя за исключением объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и водных биологических ресурсов.

Таким образом, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, по мнению истца, обладал всеми необходимыми полномочиями для осуществления компенсационных мероприятий по 3062 сеянцев можжевельника дельтовидного, а также ежегодного дополнения лесных культур в течение трех лет на Мекензиевском участковом лесничестве в квартале 59 выдел 44, площадь 0,6 га.

Как следует из письма № 464/03-22-01-01-14/03/23 от 30.06.2023 ГБУ города Севастополя «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения города Севастополя и лесного хозяйства» (является правопреемником ГАУ «Севастопольский лесхоз», разрабатывавшего Проект), Проект был им разработан на основании предоставленного участка, расположенного в квартале 59 выдел 44.

В настоящее время место проведения компенсационных мероприятий изменено на квартал 3 выдел 32, что подтверждается письмом ГКУ «Севастопольское лесничество» № 156/03-22-03-01/03/22 от 11.04.2022, согласно которому по кварталу 59 выдел 44 предоставлены недостоверные сведения, провести компенсационные мероприятия на данном участке не представляется возможным, в связи с чем, предлагается заменить данный участок на иной аналогичной площади (0,6 га).

При этом, из содержания иного письма ГКУ «Севастопольское лесничество» - от 11.07.2023 № 275/03-22-03-01/03/23 в адрес Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя усматривается, что замена участка с квартала 59 выдел 44 на квартал 3 выдел 22 произведена 11.04.2022.

Таким образом, Проект компенсационных мероприятий, разработанный ГАУ «Севастопольский лесхоз» в 2018, представленный истцом суду в обоснование своих требований и принятый судом при принятии решения от 20.12.2022, на момент вынесения настоящего решения по данному делу утратил свою актуальность.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснял, что Департамент не отказывается от проведения компенсационных мероприятий по воспроизводству краснокнижных объектов растительного мира, обязательство не было исполнено вследствие того, что ответчику не был своевременно представлен проект компенсационных мероприятий. В случае удовлетворения исковых требований, представитель ответчика ходатайствовал о предоставлении Департаменту отсрочки исполнения решения сроком на один год.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований согласно следующего.

В силу части 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Объекты растительного и животного мира, включенные в Красные книги Российской Федерации являются вещами, ограниченными в обороте по смыслу ч. 2 ст. 129 ГК РФ, изъятие которых из естественной среды произрастания допускается только в целях и случаях императивно установленных нормативными правовыми актами и только при наличии соответствующего разрешения.

Компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы в силу ст. 4 Федерального закона N 7-ФЗ являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного ведения хозяйственной и Гили) иной деятельности. Таким образом, правоотношения, связанные с извлечением из естественной среды объектов растительного мира занесенных в Красную книгу Российской Федерации регулируются нормами природоохранного законодательства, которые имеют приоритетную силу и производны от предусмотренных ст. 42 Конституцией прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Выдача разрешений на добывание объектов растительного мира (далее - Разрешение на добывание), занесенных в Красную книгу Российской Федерации осуществляется в соответствии с Административным регламентом.

Судом установлено, что обращение ответчика было рассмотрено в порядке, установленном Административным регламентом, выдано разрешение на добывание (изъятие) объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу города Севастополя за исключением объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, и водных биологических ресурсов, в связи с чем, предусмотрен ряд компенсационных мероприятий, которые не были исполнены ответчиком.

Условиями разрешения № 9 от 10,04.2018 объём и характер компенсационных мероприятий предусмотрены в виде посадки в Мекензиевском участковом лесничестве (кв. 59 выд. 44) можжевельника дельтовидного (м. колючего, м. красноплодного) в количестве 3062 экземпляра и уход за посадками до обеспечения их приживаемости, согласно Проекту компенсационных мероприятий, разработанному ГАУ «Севастопольский лесхоз».

В настоящее время место проведения компенсационных мероприятий изменено на квартал 3 выдел 32, что подтверждается письмом ГКУ «Севастопольское лесничество» № 156/03-22-03-01/03/22 от 11.04.2022, согласно которому по кварталу 59 выдел 44 предоставлены недостоверные сведения, провести компенсационные мероприятия на данном участке не представляется возможным, в связи с чем, предлагается заменить данный участок на иной аналогичной площади (0,6 га).

Новый проект компенсационных мероприятий разработан Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства», передан Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя по акту от 19.07.2023.

Данный проект содержит как содержание компенсационных мероприятий, так и действия, в том числе, сроки по уходу за высаженными культурами.

Ответчиком не представлены доказательства исполнения требований законодательства в части проведения компенсационных мероприятий.

Изложенное свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Относительно ходатайства ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения сроком на один год суд исходит из следующего.

Разрешение вопроса о порядке и сроке исполнения решения непосредственно в судебном акте при принятии решения предусмотрено статьей 168 АПК РФ.

Согласно части 2 статьи 168 АПК РФ, при принятии решения арбитражный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, суд вправе рассмотреть заявление ответчика о предоставлении рассрочки исполнения решения непосредственно в судебном акте.

Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.

Лицо, заявляющее об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта, должно в порядке статьи 65 АПК РФ представить доказательства, свидетельствующие о наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

16.05.2023, в связи с получением от Лесхоза сметного расчета, Департаментом в адрес Департамента финансов города Севастополя был направлен запрос № 1996/01-12-01-05/03/23 о выделении дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в сумме 40 976,2 тыс. руб.

В дальнейшем, ввиду предоставления ответчику нового проекта компенсационных мероприятий, возникли основания формирования нового сметного расчета, который представлен Лесхозом в июле 2023 года, а также начала новой процедуры получения бюджетного финансирования компенсационных мероприятии, предусмотренных Решением суда.

Получение финансирование в 2023 году на вышеуказанные цели возможно только путем перераспределения денежных средств в пределах выделенных Департаменту бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Севастополя на текущий год.

Пунктом 6 части 4 статьи 14 Закона города Севастополя от 20.12.2022 № 728-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» установлено, что в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов основанием для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета города Севастополя в соответствии с решениями руководителя финансового органа города Севастополя без внесения изменений в настоящий Закон является перераспределение бюджетных средств, утвержденных настоящим Законом, в случае перераспределения бюджетных ассигнований в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Севастополя, в связи с изменениями объемов финансового обеспечения государственных программ города Севастополя между бюджетными ассигнованиями на реализацию государственных программ города Севастополя.

09.08.2023, с целью получения финансирования исполнения Решения суда, Департаментом был разработан и направлен на согласование в Департамент финансов города Севастополя и Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя проект постановления Правительства Севастополя.

23.08.2023, с целью получения финансирования исполнения Решения суда, Департаментом, с учетом замечаний Департамента финансов города Севастополя, содержащихся в его заключении на предыдущий проект, был разработан и письмом № 3757/01-12-01-05/03/23 направлен на согласование в адрес заинтересованных исполнительных органов (Департамента финансов города Севастополя, а также истца) новый проект постановления Правительства Севастополя.

Как указал ответчик процедура перераспределения денежных средств, в пределах выделенных Департаменту бюджетных ассигнований, может составлять от 2 до 3 месяцев.

В дальнейшем, после получения бюджетного финансирования, с целью определения исполнителя компенсационных мероприятий, Департаменту необходимо будет провести закупку в форме электронного конкурса, срок реализации данных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» может составлять от 25 до 50 дней.

Принимая во внимание сроки принятия и вступления в силу постановления Правительства Севастополя о бюджетном финансировании компенсационных мероприятий (от 2 до 3 месяцев), сроки проведения Департаментом процедуры электронного конкурса (от 25 до 50 дней), совокупный срок подготовительных мероприятий, предшествующих непосредственному исполнению Решения суда, может составить временной промежуток от 3 до 4 месяцев.

Согласно Проекту компенсационных мероприятий, первый этап компенсационных мероприятий должен быть начат в зимний период (декабрь - февраль), однако необходимость проведения процедуры перераспределения денежных средств и проведения электронного конкурса, по объективным причинам делают невозможным для Департамента начало осуществления мероприятий зимой 2023-2024 годов, начать компенсационные мероприятия возможно не ранее зимы 2024-2025 годов, в связи с чем, Департаменту требуется отсрочка начала исполнения Решения суда сроком на один год.

С учётом указанного выше обоснования, суд считает возможным предоставить Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя отсрочку начала исполнения настоящего решения сроком на один год со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя в течении восьми лет со дня вступления настоящего решения в законную силу выполнить компенсационные мероприятия, предусмотренные разрешением № 9 от 10.04.2018 на добывание можжевельника дельтовидного, а именно: высадить в Мекензиевском участковом лесничестве (квартал 3 выдел 32) 3 062 экземпляра можжевельника дельтовидного (можжевельника колючего, можжевельника красноплодного), а также обеспечить уход за посадками до их приживаемости, согласно Проекту компенсационных мероприятий, разработанного Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Дирекция ООПТ и лесного хозяйства», переданного Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя по акту от 19.07.2023.

Предоставить Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя отсрочку начала исполнения настоящего решения сроком на один год со дня вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд города Севастополя.

Судья А.С. Погребняк