НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.03.2022 № А56-107741/2021

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

06 апреля 2022 года                                                            Дело № А56-107741/2021

Резолютивная часть решения объявлена марта 2022 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

к Обществу с ограниченной ответственностью "Пальмира"

третье лицо: Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный комбинат»

о взыскании 10 200 000 руб.

при участии

от истца: Фролова Г.В. (по доверенности от 09.12.2021)

от ответчика: Баркова Л.Г. (по доверенности от 20.09.2021)

от третьего лица: Варламов А.Г. (по доверенности от 19.01.2022)

установил:

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к  Обществу с ограниченной ответственностью "Пальмира" о взыскании денежных средств в размере 10 200 000 руб.

Определением суда от 20.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный комбинат».

В судебном заседании истец поддержал требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявления.

Третье лицо поддержало позицию ответчика.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.04.2019 № 280 «О предоставлении в 2019 году субсидий на реализацию мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда в рамках регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» (далее - Постановление) и на основании распоряжения Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 21.11.2019 № 212-р «О предоставлении субсидии» ООО «Пальмира» была предоставлена субсидия в размере 10 200 000 рублей для обучения 170 работников предприятия ООО «Пальмира» на условиях, определяемых договором.

Указанная сумма была перечислена ответчику платежными поручениями от 27.11.2019 № 4422357 в размере 9 698 998 руб.93 коп. и № 4422358 в размере 510001 руб.07 коп.

Предоставление субсидии осуществлено в соответствии с договором от 25.11.2019 № 93/2019, заключенным между Истцом и Ответчиком (далее -Договор), согласно которому ООО «Пальмира» организует профессиональное обучение 170 работников по программе «Психологические и профессиональные аспекты адаптации водителей в условиях оптимизации производства».

Из представленных ответчиком в соответствии с п.2.1.8 Договора отчетных документов следовало, что обучение 170 работников проведено в период с 15.11.2019 по 26.12.2019.

В соответствии с актом документарной проверки истца от 27.12.2019 выполнения условий Договора нарушений по Договору не выявлено. 27.12.2019 Истцом и Ответчиком был подписан акт выполненных обязательств по Договору.

В ходе внеплановой документарной проверки деятельности Комитета при реализации регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» было установлено, что обучение по договору в даты, указанные в отчетных документах, в полном объеме не проводилось.

Комитетом была инициировано направление 170 работникам ООО «Пальмира», проходившим обучение в 2019 году в рамках регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда», опросных листов с целью подтверждения или опровержения факта их обучения в 2019 году по направлению ООО «Пальмира» по образовательной программе «Психологические и профессиональные аспекты адаптации водителей в условиях оптимизации производства».

В адрес Комитета поступили сообщения от семи работников ООО «Пальмира» о том, что они обучение не проходили и документ образовательной организации не получали.

Комитетом была направлена ответчику претензия о возврате финансовых средств в сумме 10 200 000.00 руб., претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем Комитет обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с п. 1, пп. 1,2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.

В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Данная норма предполагает недобросовестное поведение получателя субсидии и его вину в неправомерной выплате субсидии уполномоченным органом.

В 2019 году на территории Санкт-Петербурга субсидии на реализацию мероприятий по обучению предоставлялись на условиях софинансирования расходного обязательства Санкт-Петербурга, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Санкт-Петербурга в виде иного межбюджетного трансферта в соответствии с Соглашением, заключаемым между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Санкт-Петербурга, путем предоставления организациям Санкт-Петербурга - участникам национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" субсидий на реализацию мероприятий, далее - субсидия на обучение (п. 3.2. таблицы 7 подраздела 8.4. и п. 8.5.11. приложения к постановлению Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.06.2014 № 490 "О государственной программе Санкт-Петербурга "Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге").

Порядок предоставления субсидии на обучение на 2019 год был утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.04.2019 № 280 "О предоставлении в 2019 году субсидий на реализацию мероприятий по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда в рамках регионального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда" национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" (далее - Порядок).

В соответствии с положениями Порядка решение о предоставлении субсидии утверждается распоряжением Комитета по итогам рассмотрения заявления и документов, представленных получателем субсидии при условии соответствия получателя субсидии условиям и требованиям, указанным в Порядке (п.п.9, 10 Порядка).

К числу условий предоставления субсидии (п.п. 5,6 Порядка) относится условие о достижении получателем субсидии показателей результативности использования субсидии (далее - показатели результативности), которыми являются: численность работников организации, прошедших переобучение, повысивших квалификацию в целях повышения производительности труда, доля трудоустроенных работников в численности работников, прошедших переобучение, повысивших квалификацию в рамках мероприятий в области поддержки занятости.

Субсидии предоставляются на основании заключаемого между Комитетом и получателем субсидии договора о предоставлении субсидии, в котором устанавливаются значения показателей результативности (п.п.5, 11, 12 Порядка).

Согласно п.п. 15, 16 Порядка Комитет осуществляет проверки, по результатам которых составляются акты проведения проверок. Копия акта проверки направляется Комитетом в комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее - КГФК). Одновременно с подписанием акта проверки Комитет направляет получателю субсидии уведомление о нарушениях условий предоставления субсидии, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателем субсидии. Копия уведомления направляется Комитетом в КГФК

Возврат субсидии осуществляется получателем субсидии в случае, если Комитет при проведении проверки, выявил нарушение получателем субсидии условий предоставления субсидии (п. 16 Порядка). Размер субсидии, подлежащей возврату по основаниям, выявленным в соответствии с п. 16 Порядка, ограничивается размером средств, в отношении которых были установлены факты нарушений (п.п. 16, 17 Порядка).

Из материалов дела следует, что 21.11.2019 по результатам рассмотрения заявления и документов ответчика истцом было издано распоряжение №212-р о предоставлении ответчику субсидии на обучение в размере 10 200 000 рублей.

25.11.2019 ответчик представил истцу с сопроводительным письмом № 659  договор с образовательной организацией (ЧОУ ДПО «Учебный комбинат», далее образовательная организация) на обучение 170 работников ответчика № 42/19 от 07.11.2019, приказ о зачислении работников ответчика на обучение № 10/11 от 15.11.2019 с установленным периодом обучения с 15.11.2019 по 26.12.2019 в объеме 72 часа, счет образовательной организации на оплату на обучение № 1906 от 25.11.2019.

25.11.2019 между истцом и ответчиком был заключен договор №93/2019 о предоставлении субсидии, согласно условиям которого ответчик (получатель субсидии) был обязан: 1) организовать профессиональное обучение 170 работников в соответствии с поименным списком направленных на профессиональное обучение работников, перечнем профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное обучение по формам согласно приложениям №№1,2 к Договору о предоставлении субсидии; 2) заключить договор с образовательной организацией по обучению работников; 3) трудоустроить (сохранить занятость) не менее 85% работников прошедших обучение; 4) предоставить истцу отчетность, предусмотренную Договором, включая информационно-аналитический отчет, включающий сведения о достижении показателей результативности использования субсидии (о численности работников, прошедших переобучение, о доле трудоустроенных, прошедших переобучение (п.п.2.1.1, 2.1.8. Договора о предоставлении субсидии, приложение №6 к Договору о предоставлении субсидии - л.л.д. 14, 15, 40).

С учетом положений п. 2.1.8. Договора о предоставлении субсидии, Приложения № 6 к Договору о предоставлении субсидии, истец и ответчик установили следующие значения показателей результативности:

-численность работников, прошедших обучение. -170 человек;

-доля трудоустроенных — не менее 85% работников от прошедших обучение.

27.11.2019 в рамках договора о предоставлении субсидии истец предоставил ответчику на безвозмездной и безвозвратной основе субсидию на обучение, перечислив денежные средства в общей сумме 10 200 000,00 рублей (объем финансирования за счет средств федерального бюджета 9 689 999,93 рублей; объем финансирования за счет средств бюджета Санкт-Петербурга -510 001,07 рублей).

Из материалов дела следует, что ответчик исполнил свои обязанности по договору о предоставлении субсидии, в том числе в части организации профессионального обучения работников 170 работников на сумму 10 200 000 рублей; заключения договора с образовательной организацией на обучение 170 работников; сохранения занятости не менее 85 % работников прошедших обучение, предоставления истцу отчетности, предусмотренной Договором о предоставлении субсидии, включая информационно-аналитический отчет, содержащий сведения о достижении показателей результативности использования субсидии.

25.11.2019 ответчик представил истцу с сопроводительным письмом № 659  договор с образовательной организацией на обучение 170 работников ответчика № 42/19 от 07.11.2019, приказ о зачисление работников ответчика на обучение № 10/11 от 15.11.2019, счет образовательной организации на оплату на обучение № 1906 от 25.11.2019.

27.12.2019 Комитет провел проверку выполнения ответчиком условий Договора о предоставлении субсидии, по результатам которой истец пришел к выводу об отсутствии нарушений ответчиком условий данного договора, что отражено в акте проверки от 27.12.2019.

27.12.2019 истец и ответчик подписали акт выполненных обязательств по Договору о предоставлении субсидии, в котором зафиксировали, что ответчик (получатель субсидии) выполнил обязательства в части организации профессионального обучения работников на сумму 10 200 000 рублей; истец принял финансовый отчет ответчика от 27.12.2019 № 1 о фактическом расходовании средств на организацию профессионального обучения в сумме 10 200 000 рублей; обязательство сторон выполнены в полном объем; стороны взаимных претензий не имеют; Договор о предоставлении субсидии считается закрытым с моменту подписания данного акта (л.д. 56).

01.01.2020 истец и ответчик подписали акт сверки расчетов по Договору о предоставлении субсидии, в котором зафиксировали, что у ответчика отсутствует задолженность перед истцом по данному Договору.

Комитет в иске указал на то, что в ходе внеплановой документарной проверки деятельности было установлено, что обучение по договору о предоставлении субсидии в даты, указанные в отчетных документах, в полном объеме не проводилось.

Истец инициировал направление 170 работникам ответчика опросных листов с целью подтверждения или опровержения факта их обучения в 2019 году.

На момент подготовки иска семь работников ответчика сообщили, что они не проходили обучение и не получили документы от образовательной организации, а 1 работник сообщил, что был только на одном занятии и документ от образовательной организации не получил.

Таким образом, истец в иске подтверждает, что факты недостижения ответчиком показателей результативности были установлены истцом в ходе внеплановой документарной проверки.

Однако, порядком не предусмотрена возможность выявления Комитетом нарушений получателем субсидии условий предоставления субсидии при проведение проверки деятельности Комитета (как плановой, так и внеплановой).

Кроме того, Комитет указал, что факты недостижения ответчиком показателей результативности подтверждены сообщениями работников ответчика, поступившими истцу в процессе рассылки истцом писем с опросными листами в ответ на данные письма.

Вместе с тем, Порядком не предусмотрена возможность выявления Комитетом нарушений получателем субсидии условий предоставления субсидии при проведении Комитетом процедуры рассылки писем с опросными листами, равно как и не предусмотрено, что ответы работников получателей субсидии (письменные, по телефону) являются доказательствами, подтверждающими факты несоблюдения получателем субсидии условий получения субсидии.

Комитет указал, что в ходе внеплановой документарной проверки деятельности истца, было установлено, что обучение по договору о предоставлении субсидии в даты, указанные в отчетных документах, в полном объеме не проводилось.

Представленные истцом в материалы дела документы (опросные листы, протоколы получения сообщения в виде скана опросного листа, протоколы получения телефонограммы по запросу Комитета), не могут быть признаны надлежащими доказательствами по делу, так как не позволяют установить, какое именно лицо заполнило/составило/подписало документ, а также не имело ли такое лицо своей целью ввести истца в заблуждение, представляя тот или иной ответ.

Предметом заявленных требований является требование о возвращении субсидии в связи с невыполнением условий достижения показателей, предусмотренных п. 5 Постановления.

Согласно п. 5 Постановления одним из условий предоставления субсидий является достижение получателями субсидий показателей результативности использования субсидий (далее - показатели результативности). По мнению Истца, данное положение Ответчиком нарушено, что влечет применение п. 12 Постановления, согласно которому в случае недостижения получателями субсидий показателей результативности получатель субсидии осуществляет возврат субсидии в срок, установленный в договоре.

Однако этим же пунктом установлены показатели результативности, а именно:

-  численность работников организаций - участников федерального проекта "Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда", прошедших переобучение, повысивших квалификацию в целях повышения производительности труда;

- доля трудоустроенных работников в численности работников, прошедших переобучение, повысивших квалификацию в рамках мероприятий в области поддержки занятости.

При этом, значения показателей результативности устанавливаются в договоре.

Из искового заявления не следуют какие-либо документально и нормативно обоснованные экономические расчеты Комитета как по ожидаемым показателям результативности использования субсидии ответчиком, так и по фактически выявленным показателям, Комитетом не приведены доводы, какое влияние эти показатели оказали на производительность труда у Предприятия.

Материалами дела факт нецелевого использования ответчиком средств субсидии не подтверждается.

Довод истца о нарушении условий предоставлении субсидии и нецелевом использовании бюджетных средств не признается судом обоснованным.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив обстоятельства настоящего дела и представленные сторонами доказательства, суд считает, что истец не представил доказательств нецелевого использования ответчиком субсидированных средств и внесения сведений о невыполненных работах в акты о приемке выполненных работ.

На основании вышеизложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.