НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2018 № А56-9614/2018

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 марта 2018 года                                                              Дело № А56-9614/2018

Резолютивная часть решения объявлена   марта 2018 года .

Полный текст решения изготовлен   марта 2018 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Мартыновой Е.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Акционерное общество "КУРОРТЭНЕРГО"

заинтересованное лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга

об оспаривании предписания от 10.11.2017 №13-1/17

при участии

- от заявителя: Борисов В.А. по доверенности от 21.12.2017

- от заинтересованного лица: Тоток В.А. по доверенности от 29.12.2017

установил:

Акционерное общество «КУРОРТЭНЕРГО» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Комитет) от 10.11.2017 №13-1/17.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

Комитетом проведена плановая выездная проверка Акционерного общества «КУРОРТЭНЕРГО», предметом проверки являлось соблюдение АО «Курортэнерго» в процессе осуществления регулируемых видов деятельности в сфере электроэнергетики требований, установленных Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон «Об электроэнергетике»), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования в электроэнергетике), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в регулируемой сфере деятельности, в том числе в части предоставления в Комитет достоверной информации, за 2016 год и за 9 месяцев 2017 года. По итогам плановой выездной проверки был составлен акт проверки от 10.11.2017 № 13/17, в котором отражены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации.

Комитетом 10.11.2017 Обществу выдано предписание №13-1/17, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, Комитет предписал Обществу:

- привести учетную политику и рабочий план счетов на 2018 год в соответствие с требованиями действующего законодательства в области электроснабжения, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказом Минэнерго Российской Федерации от 13.12.2011 № 585 «Об утверждения Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике»;

- сообщить о выполнении настоящего предписания, с представлением в Комитет соответствующего документального подтверждения по пункту 1 предписания в срок до 29.01.2018 (с представлением учетной политики на 2018 год с приложением рабочего плана счетов).

Не согласившись с вышеуказанным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде АО «Курортэнерго» осуществляло, в том числе, регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики (по районам Санкт-Петербурга):

- передачу электрической энергии;

- технологическое присоединение к электрическим сетям.

В ходе выездной проверки, по результатам проведенного анализа данных бухгалтерского учета за 2016 год и 9 месяцев 2017 года, и Положения об Учетной политике Общества на 2016 -2017 годы, в части ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, в том числе регулируемым, установлено следующее:

В ходе проведения проверки АО «Курортэнерго» представило Положение по учетной политике на 2015 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора Общества от 30.12.2014 № 352, и действующее в 2016 году (далее - учетная политика на 2016 год), и Положение по учетной политике на 2017 год (с приложениями), утвержденное приказом генерального директора Общества от 30.12.2016 № 401 (далее - учетная политика на 2017 год).

В соответствии с учетной политикой на 2016 год косвенные (накладные) расходы счета 25 и счета 26 должны в конце каждого месяца поэлементно включаться в себестоимость работ и услуг в результате их распределения пропорционально выручке от реализации продукции на счет 20 «Основное производство» по видам деятельности.

В соответствии с учетной политикой на 2016 год и с учетной политикой на 2017 год учет выручки от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, должно осуществляться по видам деятельности.

Доходами от обычных видов деятельности АО «Курортэнерго» являются выручка от оказания:

- услуг по передаче электроэнергии;

- услуг по технологическому присоединению;

- услуг по текущему содержанию уличного освещения (далее - услуги по ТС УО);

- прочих услуг.

В соответствии с учетной политикой на 2016 год и с учетной политикой на 2017 год разделение учета затрат должно осуществляться по видам деятельности:

- услуги по передаче электроэнергии;

- услуги по технологическому присоединению;

- прочие услуги;

- услуги по ТС У О (по районам: Курортный, Выборгский, Приморский).

Учетной политикой предусмотрен попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости, а также ведение бухгалтерского учета расходов на оказание услуг по видам деятельности и элементам затрат.

Косвенные (накладные) расходы - затраты, не связанные непосредственно с объектом калькулирования, не являющиеся прямыми или прямыми распределяемыми затратами (общепроизводственные расходы (далее - ОПР), управленческие расходы и др.) и включаемые в себестоимость отдельных видов услуг расчетным путем.

Косвенные (накладные) расходы должны учитываться на счете 25 «Общепроизводственные расходы» и счете 26 «Общехозяйственные расходы».

В соответствии с учетной политикой на 2016 год косвенные (накладные) расходы счета 25 и счета 26 должны в конце каждого месяца поэлементно включаться в себестоимость работ и услуг в результате их распределения пропорционально выручке от реализации продукции на счет 20 «Основное производство» по видам деятельности.

В соответствии с учетной политикой на 2017 год косвенные (накладные) расходы должны распределяться пропорционально заработной плате основного производственного персонала на счете 20 по видам деятельности.

В соответствии с учетной политикой на 2017 год к прямым затратам должны относиться затраты, непосредственно связанные с оказанием конкретного вида работ, услуг, которые могут быть прямо отнесены на этот вид работ, услуг, либо те, которые могут относиться к нескольким объектам калькулирования, но имеют пропорциональную связь с объемом производства продукции, работ, услуг каждого объекта калькулирования и могут быть распределены по признаку прямой связи между объектами калькулирования. При невозможности отнесения производственных затрат на конкретный объект калькулирования, такие затраты должны признаваться Обществом прямыми распределяемыми и учитываться на счетах учета затрат обособленно с последующим распределением между объектами калькулирования.

В соответствии с пунктом 2.12 «Прочие доходы и расходы» учетной политики на 2016 год и учетной политики на 2017 год к прочим доходам, отражаемым на счете 91.01 «Прочие доходы» должны относиться доходы, отличные от обычных видов деятельности, а также поступления, возникающие в качестве компенсаций вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.).

В состав прочих расходов, отражаемых на счете 91.02 «Прочие расходы», должны включаться расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иные аналогичные мероприятия, перечисление средств (взносов, выплата и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью.

Кроме того, АО «Курортэнерго» представило Методику распределения доходов, расходов и финансового результата ЗАО «Курортэнерго» по видам деятельности в целях управленческого учета, утвержденную приказом от 01.06.2015 № 136 (далее - Методика распределения доходов и расходов), подлежащую применению с 01.06.2015, согласно которой раздельный учет доходов и расходов должен обеспечиваться в рамках управленческого учета. Методика распределения доходов и расходов предназначена для использования всеми подразделениями АО «Курортэнерго» при планировании и формировании управленческого отчета, определяет принципы распределения прочих доходов, прочих расходов и финансового результата по видам деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Методики распределения доходов и расходов плановые и фактические доходы и расходы из прибыли должны формироваться отдельно по видам деятельности и распределяться пропорционально выручке от тех видов деятельности, на которые они относятся: услуги по передаче электрической энергии, услуги по технологическому присоединению, услуги по ТС УО, прочие услуги. Перечень статей доходов (счет 91.01) и расходов (счет 91.02) и видов деятельности для распределения поименованы в пунктах 2.1 и 2.2 Методики распределения доходов и расходов.

Кроме того, АО «Курортэнерго» представило Принципы ведения раздельного учета доходов и расходов, утвержденные приказом от 30.12.2016 № 416 в соответствии с распоряжением ПАО «Россети» от 13.12.2016 № 539р об утверждении единых типовых принципов ведения раздельного учета доходов и расходов, подлежащие применению с 01.01.2017 (далее - Принципы ведения раздельного учета доходов и расходов на 2017 год).

В соответствии с Принципами ведения раздельного учета доходов и расходов на 2017 год предусмотрено следующее распределение показателей отчета о финансовых результатах по видам деятельности «передача по распределительным сетям», «технологическое присоединение», «прочие виды деятельности»:

Наименование показателя

Код показателя

База распределения показателей

Принцип распределения показателей по видам деятельности

Передача по распределительным сетям

Технологическое присоединение

Прочие виды деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС и акцизов)

010

На основании данных бухучета в соответствии с

учетной политикой АО «Курортэнерго»

Прямое отнесение, на основании данных бухгалтерского учета

Себестоимость

проданных

товаров,

продукции, работ, услуг

020

Прямое отнесение, на

основании данных бухучета. Косвенные расходы пропорционально заработной плате

персонала, занимающегося

передачей электроэнергии

Прямое отнесение, на основании данных

бухучета. Косвенные расходы пропорционально заработной плате

персонала, занимающегося технологическим присоединением

Прямое отнесение, на

основании данных бухучета. Косвенные расходы пропорционально заработной плате персонала, занимающегося прочими видами деятельности

Проценты к получению

070

Прямое отнесение на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой и Методикой распределения доходов и расходов

Распределение по видам деятельности пропорционально выручке от реализации продукции

Проценты к уплате

080

х

х

Прямое отнесение на прочие виды деятельности

Прочие доходы

090

Прямое отнесение в соответствии с источниками возникновения доходов на основании данных бухучета, при невозможности прямого отнесения -пропорционально заработной плате

персонала, занимающегося

передачей электроэнергии

Прямое отнесение в соответствии с источниками возникновения расходов на основании данных бухучета, при невозможности прямого отнесения -пропорционально заработной плате

персонала, занимающегося технологическим присоединением

Прямое отнесение в соответствии с источниками возникновения доходов на основании данных бухучета, при невозможности прямого отнесения -пропорционально заработной плате персонала, занимающегося прочими видами деятельности

Прочие расходы

100

Прямое отнесение в соответствии с источниками возникновения доходов на основании данных бухучета, при невозможности прямого отнесения -пропорционально заработной плате

персонала, занимающегося

передачей электроэнергии

Прямое отнесение в соответствии с источниками возникновения расходов на основании данных бухучета, при невозможности прямого отнесения -пропорционально заработной плате

персонала, занимающегося технологическим присоединением

Прямое отнесение в соответствии с источниками возникновения доходов на основании данных бухучета, при невозможности прямого отнесения -пропорционально заработной плате персонала, занимающегося прочими видами деятельности

Однако, в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования в сфере электроэнергетики), при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям налог на прибыль организации не учитывается.

В соответствии с учетной политикой на 2016 год и с учетной политикой на 2017 год АО «Курортэнерго» должно вести бухгалтерский учет, в том числе, в соответствии с рабочим планом счетов бухгалтерского учета, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфин России от 31.10.2000 № 94н.

Обществом применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий синтетические и аналитические счета и являющийся приложением 1 к учетной политике на 2016 год и к учетной политике на 2017 год.

Пунктом 1.5 учетной политики на 2016 год и учетной политики на 2017 год определено, что рабочий план счетов бухгалтерского учета должен реализовать схему регистрации и группировки данных о фактах хозяйственной деятельности для формирования необходимой отчетности (финансовой, статистической, налоговой).

Однако, рабочий план счетов бухгалтерского учета на 2016 год и на 2017 год не отражает ведение Обществом раздельного учета доходов, расходов и иных показателей, необходимых для формирования доходов и расходов, по видам деятельности, в том числе регулируемым «передача электрической энергии», «технологическое присоединение».

Таким образом, учетной политикой на 2016 год и учетной политикой на 2017 год не предусмотрен раздельный учет имущественных и неимущественных прав и обязательств по видам деятельности, в том числе по регулируемым «передача электрической энергии», «технологическое присоединение». Учетной политикой на 2016 год и учетной политикой на 2017 год предусмотрено ведение бухгалтерского учета расходов на оказание услуг по видам деятельности и элементам затрат. Иные формы (какая-либо иная классификация) ведения бухгалтерского раздельного учета в учетной политике на 2016 год и учетной политике на 2017 год не предусмотрена. Какие-либо другие организационно-распорядительные документы, регламентирующие другие способы ведения раздельного бухгалтерского учета АО «Курортэнерго» в ходе проверки представлены не были.

В рабочем плане счетов на 2016 год и на 2017 год отсутствует ведение раздельного учета доходов, расходов и иных показателей, необходимых для формирования доходов и расходов, по видам деятельности на счетах (субсчетах) бухгалтерского учета.

На основании изложенного Комитет правомерно пришел к выводу о нарушении Обществом требований действующего законодательства в области электроснабжения, следовательно, оспариваемое предписание является законным и обоснованным

При таких обстоятельствах требования Общества удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                                              Синицына Е.В.